"Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Королева Анастасия Валентиновна

Создание композиции из симметричных деталей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл simmetriya.docx84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : "Что такое симметрия? Как получить симметричные детали?"

Изделие (объект труда) : композиция из симметричных деталей.

Цель урока: - учить размечать и вырезать из бумаги симметричные детали (листья берёзы), составлять из них композицию.

Задачи:

Образовательные: 1) познакомить с понятием «симметрия»; расширить знания детей о видах аппликации и способах ее выполнения;

2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану;

3) закрепить навыки выполнения технологических операций: разметки деталей по шаблонам; вырезания деталей из бумаги по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;

Развивающие: способствовать развитию логического, образного, художественного мышления; устной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.

Воспитательные: способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Тип урока : урок открытия нового знания.

Технологии: здоровье сбережения, развивающего обучения, информационно-коммуникационные, развития исследовательских навыков, творческих способностей, поэтапного формирования умственных действий.

Решаемые проблемы: «как получить симметрические детали?»

Виды деятельности : формирование у учащихся умений построения, реализация новых знаний (понятий, способов действий и т.д.) : самостоятельно организовать рабочее место; коллективно рассматривать рисунки (учебник, страница 26), называть симметрические изображения; работать в паре сильный-слабый : обсуждать представленные образцы традиционного искусства в технике симметричного вырезания (учебник, страница 27) ; решать конструкторско-технологические задачи, выполняя пробные упражнения : проверка симметричности деталей складыванием; коллективно читать и обсуждать советы мастера ( учебник, страница 28) ; работать в паре сильный-слабый : рассматривать конструкцию изделия (учебник, страница 28); составлять план предстоящей работы; с помощью учителя изготавливать изделие с опорой на рисунки и план (учебник, страница 29); соблюдать правила безопасной работы с ножницами; называть то новое, что освоено; составлять высказывание - комментарий о работах одноклассников; с помощью учителя оценивать результат своей деятельности (качество изделия : точность разметки и вырезания деталей, аккуратность наклеивания, общая эстетичность, оригинальность).

Планируемые результаты

Предметные : научиться составлять композицию из симметричных деталей.

Метапредметные УУД

Познавательные : выполнять учебно-познавательные действия; проводить анализ изделия по заданным критериям; наблюдать связи человека с природой и предметным миром.

Коммуникативные : участвовать в коллективной обсуждении проблем; доносить свою позицию до других, приводя аргументы; слушать других.

Регулятивные: действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.

Личностные УУД: формирование умения выражать положительное отношение к процессу познания : проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; формирование потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов; использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Оборудование (ресурсы)

Для учителя : образец, учебник, презентация.

Для учащихся : учебник, рабочая тетрадь (из нее берется шаблон), картон, белая бумага, ножницы, клей ПВА, кисточка для клея, простой карандаш. Дополнительное оборудование: подкладной лист, тряпочка для рук.

    Подготовка к уроку технологии выполняется на перемене.

Ход урока :

1. Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Анастасия Валентиновна, сегодня я проведу у вас урок технологии труда.

2. Вступительная беседа:

-Ребята, а кто из вас знает, что такое путешествие? (изучение разных стран и городов; когда ездят по разным территориям)

-А вы любите путешествовать? Какие страны вы посетили? (в  России, Египте, Турции, Франции, Италии, Китае и т.д.)

-Замечательно. Тогда вы уже много знаете о разных странах и успели немного познакомиться с их традициями, обычаями и языком.

– Вы знаете, я очень давно не путешествовала, и  сегодня я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. В ней царят красота, порядок, равновесие. А чтобы узнать название этой страны ответьте на мой вопрос.

– Скажите, про какой предмет или фигуру можно сказать, что если их сложить пополам, то половинки совпадут? Как называются такие предметы или фигуры? ( Такие фигуры или предметы называются симметричными)

-Молодцы, ребята! Так, как называется страна, которую мы посетим? («Симметрия»)

-Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей».

- Посмотрите, какое стихотворение читают жители этой страны :

Симметрия! Я гимн тебе пою!

Тебя повсюду в мире узнаю.

Ты в Эйфелевой башне, в малой мошке,

Ты в ёлочке, что у лесной дорожки

С тобою в дружбе и тюльпан, и роза

И снежный рой, творение мороза.

-Вам понравилось стихотворение? (Да) А вы знаете, кто самый значимый гость в этой стране?

Вы узнаете об этом, если только отгадаете загадку :

Спал цветок и вдруг проснулся –

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел…(Бабочка)

- Как вы думаете, почему именно бабочка – самый значимый гость в этой стране? (Если бабочка сложит свои крылья, то узоры на них совпадут, т.е крылья бабочки симметричны.)

-Давайте с вами посмотрим на представленные здесь предметы. Их можно разделить на две группы.

http://5klass.net/datas/matematika/Simmetrija-v-zhizni-cheloveka/0026-026-Imejut-li-osi-simmetrii-izobrazhenija-dannykh-predmetov.jpg

В первой группе пусть будут предметы, у которых правая половинка является отражением левой, во второй – те предметы или узоры, у которых нет такого свойства.

– Как называют предметы или узоры из первой группы? Правильно, мы говорим, что эти предметы или узоры симметричны.

Создаваемые мастерами композиции тоже могут быть симметричными или несимметричными. Посмотрите, например в учебнике на странице 27 образцы традиционного искусства симметричного вырезания разных народов. Каждый симметричный предмет имеет ось симметрии - воображаемая линия сгиба в симметричных изображениях.

- Ребята, Ось Симметрии приготовила вам небольшое упражнение. Давайте, его выполним.

1. Возьмите квадратную заготовку.

Сделай на квадрате одну ось симметрии. Какой технологический прием тебе поможет?

Можно ли сделать еще одну ось симметрии? Еще две оси?

2. Возьми круглую заготовку. Попробуй определить, сколько осей симметрии у круга?

Симметричные детали можно вырезать, используя их свойство.

3. Основная часть урока.

– Ребята, а вы любите получать подарки?  Ось Симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками!

   Как вы думаете, какой подарок мы можем ей изготовить? (Композицию из симметричных деталей)

А) Анализ изделия.

— Что изображено на композиции? (Колобок, трава, елки)

— Из каких материалов изготовлена композиция? (Из цветной бумаги, картона.)

—  Каким способом изготовлены Колобок, елки, трава? ( Сначала складывание листа пополам, гармошкой, после – необходимо нарисовать половину предмета и вырезать его)

—  Какая бумага не подойдёт для изготовления симметричных предметов  и почему? (Плотная, так как её трудно сгибать и складывать в гармошку.)

Сейчас будем работать ножницами, поэтому давайте повторим технику безопасности.

Правила работы с ножницами.

1. При работе ножницы держи правильно.

2. Режь средней частью лезвия ножниц.

3. Не оставляй ножницы в открытом виде.

4. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.

5. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

6. Работай только на своем рабочем месте.

   После того, как мы вырежем детали, нам будет необходим клей ПВА, чтобы приклеить их на основу – картон. Давайте вспомним правила работы с клеем.

Правила работы с клеем.

1.Работай на подкладном листе, клеенке.

2. Клей бери на кончике кисти.

3.Пользуйся подставкой для кисти.

4. Наноси клей от центра к краю, кисть должна легко соскальзывать с края листа.

5. Равномерно распределяй клей по всей поверхности тонким слоем.

6. Излишки клея, если они появились, удали тряпочкой.

7. После окончания работы кисть вымой и вытри, закрой клей.

Б) Изготовление изделия под руководством учителя.

Порядок работы

 1. Изготовление детали колобка. Возьми квадратную заготовку и согни пополам. Нарисуй ней половину колобка так, чтобы после вырезания  получился целый колобок. О чем надо помнить, чтобы не ошибиться? Как можно изготовить Колобку глазки?

2. Изготовление деталей ёлок. Разметь линии сгиба. Сложи бумажную полоску пополам или гармошкой. Нарисуй на ней половину елочки. Вырежи елочку. Затем разверни заготовку

Внимание! Рассмотри, как рисуется половинка елки на сложенном гармошкой листе бумаги: от сгиба или от краев листа. Изготовь таким же способом траву. Составь из полученных деталей композицию.

Самостоятельная деятельность учащихся.

4. Итог урока. Оценка работ. (Выставка работ. Обсуждение готовых работ. Необходимо отметить качество изготовления композиции, сборки изделия, выделите наиболее аккуратные, композиционно интересные. )

- Что такое симметрия? (Симметрия в переводе с греческого языка обозначает «пропорциональность, одинаковость в расположении частей»)

- Что такое ось симметрии?  (воображаемая линия сгиба в симметричных изображениях)

– Какую поделку вы сегодня выполнили? (Мы сделали композицию из симметричных деталей)

– Из какого материала? (Из картона и цветной бумаги)

– В какой технике выполнена работа? (аппликация)

–Вам понравился урок?

Уборка рабочих мест

Учащиеся убирают мусор, предметы на парте раскладывают по местам.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок "Эти симметричные фигуры ..." (математика, КРК, технология) 2 класс.

Хочу поделиться опытом проведения интегрированных уроков в начальной школе.Содержание урока направлено на воспитание любви к своему краю, чувства гордости за него....

Урок математики в 3 классе. По теме: «Площадь фигур. Симметричные фигуры. Таблица умножения на 8 и 9».

Цели:развивать логическое мышление, пространственное воображение средствами изучения симметричных фигур и решение текстовых задач.Совершенствовать навыки табличного умножения на 8, на 9.Задачи: - сфор...

Урок математики "Симметричные фигуры"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока математики по теме: «Симметричные фигуры», проведённый в 4 классе. Это второй урок по данной теме, на котором учащиеся не только закрепляют понятие «симм...

Способы разметки симметричных деталей. Правила склеивания объёмных изделий. Ребристая подвеска

Конспект занятия по внеурочной деятельности  кружок «Умелые руки» в 1 классе...

«Центр симметрии. Точки, симметрично расположенные относительно центра».

Реализации проекта позволила сформировать понятие симметрии, умение определелять  симметричные фигуры, повысить  уровень знаний и мышления учащихся с ОВЗ. Проект способствовал  развитию...

Презентация "Симметричное вырезание (аппликация)"

Данная презентация научит первоклассников размечать и вырезать из бумаги симметричные детали (листья разной формы), составлять из них композицию....

Что такое симметрия.Как получить симметричные фигуры.

Что такое симметрия. Как получить симметричные фигуры....