Рабочая программа кружка «Рукоделие»
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс) на тему

Кириченко Ольга Васильевна

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                                                                             Кружок «Рукоделие»

Рабочая   программа  по внеурочной деятельности  для  младших школьников  разработана  в соответствии с  требованиями федерального   государственного образовательного  стандарта начального общего образования  второго поколения

Пояснительная записка.

  Рабочая  программа кружка «Умелые руки» составлена на основе программы Декоративно – прикладное искусство автора О. А. Кожиной, которая входит в примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование авторы В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др. ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения).

     Известные исследователи народного декоративного искусства В. С. Воронов, А. В. Бакушинский неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости – декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщённой пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по – особому радостно, мажорно и так же радостно и празднично воплощается в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремёсла должны играть особую роль в эстетическом воспитании детей.

    Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук – является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. Серьёзное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм – предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда.

Актуальность программы.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология»  отводится всего 1, 2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества.                                                                                                       Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
       Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Программа кружка «Рукоделие» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

  Цель программы кружка «Рукоделие» - воспитание творческой активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

 Работа по программе кружка «Рукоделие» предполагает решение следующих задач:

Обучающие:                                                                                                                                               - закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;                                                                                                     - знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения,  декоративно – прикладного искусства;                                                                                                        - раскрыть истоки народного творчества;                                                                                                   - формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;                                                                                               - совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;                                                                         - приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

Развивающие:                                                                                                                                        - пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;                                                                                                          - развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;                                                                                                                                                       - формирование творческих способностей, духовной культуры;                                                            - развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;                                                              - Развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;

Воспитывающие:                                                                                                                                        - осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;                                                                                                                - воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;                                                                                                                             - добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Поурочное планирование занятий кружка в 2017 – 2018 учебном году
(2 часа в неделю, всего 68 часов)

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Вводное занятие.                                                             Техника безопасности при работе в мастерской.

1

2

Материалы, инструменты и приспособления.

1

Конструирование из природного материала

3

Лепка «Лесовик» (шишки).

1

4

«Черепаха»  (грецкий орех).

1

5

«Божья коровка» (грецкий орех).

1

6

«Муравей» (жёлуди).

1

7

«Волк и заяц» (Комбинированная лепка).

1

8

Поделки из листьев.

1

9

Аппликация из листьев.

1

Конструирование из бумаги

10

Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с клеем и ножницами.

1

11

Приемы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание).

1

12

«Рыбка» - из готовых форм.

1

13

 «Кораблик» - из готовых форм.

1

14

Аппликация из обрывной бумаги.

1

15

Аппликация «Времена года».

1

16

Аппликация « Веселый чебурашка».

1

17

«Мышонок» - из готовых форм.

1

18

Игрушка из бумажных кругов «Попугай»

1

19

Изготовление «Конверта для писем».

1

20

Вырезание геометрических фигур.

1

21

Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом».

1

22

«Новогодняя елка» - из готовых форм.

1

23

Изготовление новогодней открытки.

1

24

Изготовление кокошника.

1

25

Изготовление плоской карнавальной полумаски.

1

26

Карнавальные головные уборы.

1

27

Изготовление каркасной шапочки.

1

28

Изготовление новогодней гирлянды (цепочка).

1

29

Изготовление новогодней игрушки

1

30

Изготовление новогоднего фонарика.

1

31

Закладка для книг.

1

32

Изделие «Закладка для книг из зигзагообразных полос».

1

33

Разметка наклонных линий с помощью угольника.

1

34

Изделие «Закладка для книг со «свободным плетением».

1

Работа с бросовым материалом

35

Карандашницы из стаканчиков.

1

36

Цыпленок из одноразовых тарелок.

1

37

Поделки животных из спичечных коробок.

1

38

Поделки животных из спичечных коробок. Окончательная отделка.

1

39

Применение проволоки. Свойства проволоки.

1

40

Правила обращения с проволокой.

1

41

Приемы работы с проволокой.

1

42

Изготовление изделия из проволоки.

1

Конструирование из бумаги

43

Геометрическая фигура – раскладка.

1

44

Складывание простых форм из квадрата.

1

45

Изготовление геометрических фигурок.

1

46

Подготовка деталей к открытке.

1

47

Изготовление открытки к 23 февраля.

1

48

Изготовление цветов из бумаги.

1

49

Плоская открытка.

1

50

Изготовление открытки к 8 марта.

1

51

Объемная открытка.

1

52

Изготовление цветов из салфеток.

1

53

Изготовление объемной аппликации.                 Коллективная работа «Аквариум».

1

54

Изготовление объемной аппликации.

1

55

Изготовление аппликации «Космос».

1

56

Изготовление «Ракета».

1

Работа с нитками и тканью

57

Применение и назначение ниток.

1

58

Изготовление ягод из ниток.

1

59

Изготовление шариков из ниток.

1

60

Учимся пришивать пуговицы.

1

61

Аппликация из пуговиц.

1

62

Учимся пришивать пуговицы.

1

63

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

1

64

Пришивание пуговиц с ушком.

1

65

Изготовление и пришивание вешалки.

1

66

Изготовление бус из пластмассовых трубочек.

1

67

Бусы из бросового материала.

1

68

Итоговая выставка работ.

1

Ожидаемые результаты:                                                                                                                                 Знать:

  1. название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
  2. название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
  3. правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.                                                                                                                           Уметь:
  1. правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
  2. соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
  3. анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
  4. экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».

Используемая литература:                                                                                                          Литература для учителя:

  1. Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
  2. Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
  3. Горский В. А. , Тимофеев А. А., Смирнов Д. В.и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование, ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2010.  – 111с. (Стандарты второго поколения)
  4. Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
  5. Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
  6. Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
  7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
  8. Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
  9. Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
  10. Конышева Н. М. Художественно – конструкторская деятельность (основы дизайн – образования. 1 – 4 классы. Программа. Издательство «Ассоциация 21 век» Смоленск 2012 г.
  11. Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
  12. Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.                                                                                                    Литература для  обучающихся
  1. Гусакова М. А. “Аппликация”.  М., Просвещение, 1987.
  2. Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”.  М., Сфера, 2000.
  3. Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Рукоделие"

Считается что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени и...

Авторская программа по кружку "Рукоделие"

Рабочая программа рассчитана для учащихся начальных классов из расчёта 4 часа в неделю.Программа предусматривает раскрытие нового содержания для учащихся в области трудового обучения, знакомство ...

Воспитательная работа кружка "Рукоделие"

Воспитательная работа кружка "Рукоделие" разработана по 11 воспитательным компонетам. Которые обеспечивают всестороннее воспитание детей....

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...