«Изготовление куклы в русском народном костюме». 3 класс.
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Кожевникова Юлия Витальевна

урок по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.konspekt_uroka_tehnologiya_v_3v_klasse.docx89.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока технологии в 3 классе

Подготовила учитель начальных классов: Кожевникова Ю.В.

Дата: 19.03.2016 год

Тема: «Изготовление куклы в русском народном костюме»

Цели:

- способствовать формированию представления о виде декоративно-прикладного искусства;

- развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ученика; развивать навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук;

- воспитывать качества аккуратности и собранности при выполнении приемов труда, умение слушать, коммуникабельность, активность, культуру труда.

Планируемые результаты:

Предметные умения: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на простые вопросы учителя, слушать и понимать речь других; выполнять правила безопасной работы ножницами, наносить клей на основу, нарезать бумагу по разметке и без разметки, пользоваться карандашом, ножницами.

 Личностные УУД: 

-сохранять мотивацию к учёбе;

-ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе;

-развивать способность к самооценке;

Регулятивные УУД: 

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно;

- оценка, контроль;

Познавательные УУД: 

-поиск и  выделение необходимой информации;

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные УУД: 

 -планирование учебного сотрудничества;

- управление поведением партнёра;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Информационно-технологические ресурсы:

Компьютер; мультимедиа проектор;  презентация Power Point.  

Оборудование и инструменты:

- бумага белая и цветная, шаблоны, клей, ножницы, простой карандаш, фломастеры.

Тип урока: урок открытия нового знания .

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная (изготовление куклы).

Вид урока: урок – творчество

Методы обучения: рассказ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов выполнения, самостоятельная работа,  демонстрация готовых работ.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 1

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.

Повернитесь к гостям и поздоровайтесь.

Посмотрите все на меня – улыбнитесь, посмотрите друг на друга - улыбнитесь. С таким добрым, хорошим настроением начнём наш урок.

2. Актуализация  опорных знаний.

Слайд 2

- Ребята, для того чтобы узнать тему нашего урока, отгадайте загадку:

Платья носит,

Есть не просит.

Всегда послушна,

И с ней не скучно.

Кто это?            (кукла)

Слайд 3

-Итак, тема нашего урока «Изготовление куклы в русском народном костюме»

3. Словарная работа.

- А что такое  кукла?  Давайте обратимся к словарю.

Слайд 4

Кукла – игрушка, изображающая человека или животного (из словаря Ожегова)

- А вы знаете, как появилась кукла?

Слайд 5

Ученик:  Археологи считают, что куклы появились более 30 тысяч лет назад. Их делали из мамонтовой кости и использовали их в ритуалах.

- Из чего же кукол делали еще? (ответ детей). 

Отвечают дети: 

Слайд 6

Ученик:1).Из веток, соломы, тряпочек, ниточек, то есть из того, что давала щедрая окружающая природа. Важную роль отводили кукле, так как человек видел в ней себя. Кукла была символом продолжения рода.

Ученик:2). Считалось, что если дети много играют в куклы, то будет в семье прибыль и достаток, а если небрежно относятся к своим игрушкам – быть беде.

Ученик:3).Все куклы древних славян не имели лица, просто белый лоскут без обозначения глаз, носа, рта и ушей.

4. Изучение нового материала.

Учитель: Были куклы - обереги, обрядовые, игровые.

/ рассказывают дети/

- Куклы-обереги – рассказывает (______________________________ ).

Слайд 7

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Безликая кукла исполняла роль оберега. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости.

Обрядовые куклы– рассказывает (_____________________________ ).

Слайд 8

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Покосница изображала женщину во время сенокоса.

Масленицу делали из соломы. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.  

Игровые куклы – рассказывает (_______________________________ ). 

Слайд 9

        Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Учитель: - Вспомним уроки окружающего мира, отгадав загадки об элементах русского народного костюма:

Слайд 10

  1. Какой элемент одежды шили из целого куска полотнища, длиной до пят, по подолу, рукавам и вороту украшали вышивкой? (РУБАХА)

Слайд 11

  1. Что держалось на коротких плечевых лямках, подвязывалось под грудью, по центру украшалось вертикальной полосой с позументом? (САРАФАН)

Слайд 12

  1. Какой элемент одежды надевали специально для работы? Он использовался людьми самых разных профессий не только для того, чтобы не испачкаться; в нем носили разные инструменты и прочие нужные вещи. (ФАРТУК)

Слайд 13

4) Как назывался головной убор? (КОКОШНИК, ПОВЯЗКА)

Учитель:- Молодцы! Вы вспомнили элементы русского народного костюма. Сегодня мы с вами на уроке будем работать в технике БУМАЖНОЙ ПЛАСТИКИ.

Слайд 14

 Пластика в переводе с итальянского означает лепка, скульптура. 

Бумажная пластика – это искусство оживлять бумагу, создавая фигуры людей и животных, вырезая узоры. В технике бумажной пластики создают маски, скульптуры, кукол.

Изделия, изготовленные методом бумагопластики, внутри пустотелые.

Бумажная пластика именуется как бумажная скульптура или объемное конструирование.

- С этой техникой вы уже заочно знакомы, мы выполнили много различных работ из бумаги, используя различные ее виды.

 5. Повторение правил безопасной работы

- Чтобы приступить к практической части урока, необходимо вспомнить правила безопасной работы. Слайд 15

 

ФИЗМИНУТКА

Физминутка "Кукла".

Я хожу, хожу, хожу,

(ходьба с высоким подниманием колен)

Вдруг я куклу разбужу!

(полуприседание, удержание позы)

Кукле надо отдыхать, куле хочется поспать.

(потягивание на носочках)

Я на цыпочках хожу, куклу я не разбужу.

И ни разу, и ни разу я словечка не скажу.

(руки на поясе, ходьба на носочках,

Проговаривание  шепотом).

6. Практическая работа.

Показ выполнения работы (сопровождается слайдами)

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье  приложить.

- Пришло время приступить к самому важному моменту урока, нам предстоит определить порядок работы. Для того, чтобы создавать работы в этой технике, необходимо научиться изготовлять основные элементы, из которых с помощью вашей фантазии можно создавать любые объемные фигуры. Базовая форма – конус.

Перед вами лежат: листы цветной бумаги и белой бумаги  прямоугольной формы.

  1. Скрути большой конус. Выровняй нижнюю часть. Это сарафан.

  1. Скрути 2 конуса из белой бумаги. Это рукава. Скрути с помощью карандаша трубочку, разрежь её на 2 части.

  1. Вклей трубочки в рукава приклей рукава к сарафану.

  1. Возьми 2 детали кокошника, склей их верхнюю часть, приклей овал лица. Готовую часть приклей к изделию.

  1. Приклей узор к сарафану.

7. Самостоятельная работа детей. (ЗВУЧИТ русская народная МУЗЫКА)

8. Итог урока.

-  Готовые работы поместим на стол  (согласно обозначенному месту).

- Традиционным танцем на праздниках на Руси был хоровод.

 (СЛАЙД – фото) Ребята, давайте и кукол наших поставим в хоровод.

- Какую технику мы применяли для изготовления куклы? (бумажная пластика)

- Что такое бумажная пластика? (это искусство оживлять бумагу)

9.РЕФЛЕКСИЯ:

- Дополните предложения, выбирая нужное начало …

  • На уроке я узнал …
  • Мне было трудно …
  • Мне было интересно …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Русские народные костюмы ИЗО 4 класс

Фото костюмов и название губернии, из которой данный костюм....

Конспект урока по изобразительной деятельности. "Орнамент в русском народном костюме" УМК Школа 2100. 4 класс

Тема урока ___ Орнамент в русском народном костюме Тип урока____ Урок изучения нового материала Цель урока: познакомить с особенностями национального костюма и ролью орнамента в нем; научить...

мастер-класс Изготовление элемента русского народного костюма.

Традицию празднования масленицы русский народ сохранил с давних времён. Празднование масленицы напоминает новогодний карнавал, и это не случайно. Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по д...

Урок изобразительного искусства 3 класс. Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика».

Урок изобразительного искусства 3 класс («Школа России» )Тема урока: «Изготовление куклы в русском народном костюме в технике бумажная пластика». Цель урока: способствоват...

"Русский народный костюм " 4 класс

Тема: Русский народный костюмТип урока: получение новых знанийЦель: изобразить русский народный костюмЗадачи:Образовательные:познакомить с особенностями русского народного костюмаОбучающие:закрепить у...

Технология 2 класс УМК "Школа России" Тема:«Русские народные костюмы».

Изделие: кукла (аппликация)Цели деятельности учителя: Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду характерными деталями русского кос...