национальный костюм и особенности его украшения. Изделие «Русская красавица»
план-конспект урока по технологии (2 класс)

конспект по технологии "Национальный костюм и особенности его украшения. Изделие «Русская красавица»" 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карта урока

Дата: 7.02.19г.

База практики:  МБОУ Локотская СОШ №1 им П.А. Маркова

Образовательная система: «Школа России»

Класс:

Ф.И.О. учителя: Кулюкина Р.Ф.

Учебный предмет: технология

Тема: национальный костюм и особенности его украшения. Изделие «Русская красавица»

Цель: формирование эстетическо - нравственной направленности младших школьников, значимых мотивов при создании изделия «Русская красавица»

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей возникновения и особенностями украшения национального костюма
  2. Развивать конструктивные умения художественно - эстетического плана при составлении тематической композиции;
  3. Формировать умение действовать в соответствии с предварительным замыслом, вносить необходимые коррективы по ходу продуктивной деятельности;
  4. Воспитывать эмоционально — положительное отношение к результатам совместной продуктивной деятельности.  
  5. Создавать условия для формирования УУД.

 Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Использовать приёмы рациональной и безопасной работы с разными инструментами.
  2. Правильно выполнять построение деталей и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений.
  3. Работать с  технической документацией: распознавать, читать и изготавливать изделие с опорой на эскиз.
  4. Понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: эстетическая выразительность, умение руководствоваться ими  в практической деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

  1. Самостоятельно организовывать своё рабочее место, сохранять порядок на рабочем столе.
  2. Планировать свою практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью.
  3. Устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов.
  4. Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировать ход практической работы.

Познавательные:

  1. Находить необходимую информацию, анализировать её, сравнивать, оценивать возможность  её использования  в практической деятельности.
  2. Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, расположение, определять способы соединения.

Коммуникативные:

  1. Формулировать собственное мнение и идеи, аргументировано их излагать.
  2. Комментировать и оценивать достижения свои и товарищей.
  3. Проявлять заинтересованное отношение к деятельности товарищей и результатам их работы.

Личностные:

  1. Проявлять интерес, старательность, добросовестное отношение к работе, художественный вкус.
  2. Проявлять заинтересованность к творчеству.

Оборудование: мультимедийный проектор для демонстрации презентации;

для учителя – презентационные материалы, образец изделия, цветной картон, цветная бумага, белая бумага формата А4.

для детей -   линейка, цветная бумага, ножницы, карандаш, клей, цветные карандаши (фломастеры или мелки), белая бумага формата А4.

Образовательные ресурсы:

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2013/07/11/plan-konspekt-uchebnogo-zanyatiya-po-tekhnologii
  2. http://ilovedomain.ru/referat/bystro/konspekt-uroka-po-tekhnologii/

План:

  1. Организационное начало урока.(3мин)

1.1.Приветствие.

1.2. Проверка готовности.

1.3. Эмоциональный настрой.

      2. Актуализация опорных знаний. (5 мин)

      3. Целеполагание. (3мин)

      4. Вхождение в новое знание.(5 мин)

      5. Самостоятельное применение новых знаний. (25 мин)

      6. Итог урока. Рефлексия. (3мин)

      7. Уборка рабочих мест (1мин)

Сценарий урока

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Формы, средства и методы обучения.

Формируемые

УД

1.Организация начала урока

1.1. Приветствие.

1.2.Проверка готовности.

1.3.Эмоциональный настрой.

1.1. - Здравствуйте, ребята!

1.2. - Проверьте пожалуйсто, всё ли у вас готово к уроку.

1.3. – Ребята, я рада вас видеть. Хочу пожелать вам хорошего настроения и успехов в работе.

Форма работы: фронтальная.

Методы: формирование готовности восприятия учебного материала, ситуация успеха, рассказ.

 Средства: слово учителя.

Р.1

2. Актуализация опорных знаний.

2.1. Беседа

2.2. Историческая справка возникновения национального костюма

2.1

- Послушайте стихотворение.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

- О чем это стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу России. (Москва)

- Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, чем занимались.

- Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? (Русь)

-Кто такие предки? (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- Дети, как и где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, музеев)

2.2

Огромное влияние на формирование русских одежд оказали климатические условия России. Суровый, холодный климат – длительная зима, сравнительно прохладное лето – обусловил появление закрытых, теплых одежд.

Древняя Русь – страна, где основным занятием населения было землепашество и скотоводство. Поэтому изготовлялись главным образом льняные ткани и шерсть. Лен мог быть различной выработки – от грубого холста до тончайших полотен. Домотканая шерсть была грубой выделки и называлась сермягой. Эти ткани шли на крестьянские одежды, а также на нижние и домашние одежды для посадских людей и бояр.

Верхние и парадные одежды боярства, а позже дворянства, изготовлялись большей частью из привозных тканей. Круг торговых связей особенно расширился после освобождения Руси от монгольского ига. В XV веке Русь поддерживала торговые связи  с Византией,  Ираном,  Италией, Англией, Голландией. Основными привозными тканями были парча – аксамит (ткань с золотыми узорами), тафта, камка (шелковая узорная ткань с одноцветным рисунком), бархат рытый с тисненым рисунком и золотный бархат (шитый золотыми нитками). Все дорогие привозные ткани на Руси носили название «наволок».

Русские костюмы были очень красочными. Шили их из тканей различных оттенков  красного  (багряные, червленые),  сине-голубого (лазоревые), иногда зеленого цвета. Все цветные ткани назывались крашенинами. В народе чаще всего шили одежды из льняных тканей с набивным узором и из пестряди – ткани из ниток разного цвета.

Русские одежды обычно украшались различными вышивками – шелком, жемчугом. Часто одежду отделывали мехом. Наиболее ценными считались меха соболя, куницы, бобра, выдры. В народных костюмах использовали овчину, мех лисы, зайца, белки.

Идеал красоты на Руси предполагал статную фигуру, гордую осанку, плавную походку. У женщин – белое лицо с ярким румянцем, соболиные брови; у мужчин – окладистую бороду. Костюм дополнял облик человека и связывал его с общепринятым эстетическим идеалом. В целом одежда делала фигуру статичной.

- Какую одежду носили на Руси? Как украшали себя красны девицы? Как создавались костюмы?

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, объяснение, просмотр презентации.

 Средства: слово учителя, презентация.

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, объяснение, просмотр презентации.

 Средства: слово учителя, презентация.

К.1

П.1

К.1

П.1

3. Целеполагание.

-Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? ---Какова его тема? (народный костюм)

- Что мы узнаем на уроке? (познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении)

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?

- А какие задачи нам предстоит решить, для её достижения?

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, просмотр презентации.

 Средства: слово учителя, презентация.

Р.2,3

К.1

4. Вхождение в новое знание.

4.1. Словесно-иллюстрационный рассказ об особенностях национального костюма

4.2. Объяснение последовательности выполнения работы по технологической карте.

4.1

- Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входят в национальный костюм? (рубаха, сарафан, передник, епанечка, платок, кокошник)

- Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а где праздничный?

- Почему вы так считаете?

- Какие русские народные праздники вы знаете? (масленица, рождество, святки, пасха)

 По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни. Праздничную одежду хранили в сундуках. Нередко ее передавали из поколения в поколение. Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. И это не удивительно, ведь по народным поверьям, вышитые узоры приносили счастье, здоровье, удачу и достаток в дом. Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего детства.

- Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте определить, где изображена пряха, ткачиха и вышивальщица? (пряха – крутит нить из волокон на прялке; ткачиха – женщина, которая работает на станке, пропуская уток через основу, тем самым создавая ткань; вышивальщица - вышивает)

Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите на иллюстрацию. Какие? Из чего изготавливали ожерелья, серьги, монисту? (драгоценные камни, жемчуг, металл, янтарь и т.д.)

4.2.  

-Посмотрите какую красавицу мы сегодня изготовим. Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, нитки, бумага, пайетки)

- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся? (ножницы, клей, салфетка)

-Для того, чтобы вам было легче выполнить изделие, я подготовила для вас план.

План работы:

  1. Сделаем красавице челку.
  2. Сплетем косичку из ниток.
  3. Приклеим кокошник.
  4. Украсим готовое изделие.

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа, объяснение, просмотр презентации, демонстрация, иллюстрация.

 Средства: слово учителя.

Р.3

П.1,2

К.1,3

Пр.4

5.Самостоятельное применение нового знания.

5.1.Повторение техники безопасности при работе с ножницами.

5.2.Выполнение поделки в соответствии с технологическим алгоритмом.

5.1.- Ребята, а теперь прежде, чем приступить к работе,  давайте повторим технику безопасности при работе с  ножницами: (Слайд)

  1. Нельзя держать ножницы концами вверх.
  2. Нельзя резать ножницами на ходу.
  3. Передавать ножницы только в закрытом виде, держа их за рабочую часть.
  4. Нельзя подставлять под ножницы пальцы левой руки

5.2. Учащиеся выполняют поделку в соответствии с алгоритмом.

Каждый учащийся работает над изделием с опорой на поэтапный инструктаж  учителя и уровень технологической подготовки.

Целевые обходы учителя: 

  • Контроль организации рабочего места.
  • Контроль технологической грамотности выполнения приемов работы.
  • Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.
  • Оказание инструктивной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: беседа, объяснение, повторение, творческое задание.

Средства: слово учителя, презентация.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: беседа, объяснение, повторение, творческое задание.

Средства: слово учителя, презентация.

Пр.1,2,3,4

Р.1,2,3,4

П.2

К.3

Л.1,2

Пр.1,2,3,4

Р.1,2,3,4

П.2

К.3

Л.1,2

6.Подведение итогов. Рефлексия.

- Вы довольны получившимся результатом?

- Каково назначение нашей сегодняшней работы?

- Что бы вы хотели добавить или изменить?

- Мы закончили сложную, но очень интересную  работу.

- Сможете ли повторить эту работу самостоятельно?

- Какие умения  нам помогали? (резать, складывать, сгибать, оформлять)

- Как  можно использовать результаты работы? (участие в тематической выставке)

Критерии оценки:

  • грамотное выполнение технологических операций (резание, разметка, склеивание)
  • выразительность (подбор цветовых сочетаний, декорирование)
  • завершенность работы
  • соблюдение правил техники безопасности и культуры

Форма работы: фронтальная.

Методы: беседа.

Средства: слово учителя.

К.1,2

7.Уборка рабочих мест.

-Урок окончен. Уберите, пожалуйста, свои рабочие места. Спасибо за работу. До свидания!

Р.1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Особенности татарского национального костюма"

Во время  подготовки к данному уроку использована книга Рамзии Мухамедовой «Татарская народная одежда» Татарского книжного издательства  г. Казани 1997 г. выпу...

Проект «Особенности женского национального костюма славянских народов»

История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью каждого человека знать историю своего народа. Исследовательская работа посвящена изучению жен...

Ученический проект Особенности женского национального костюма

Исследовательская работа посвящена изучению женского национального костюма русского (тамбовского), украинского, белорусского народов...

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие  «Русская красавица» (композиция)" 2 класс...

Урок 21. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)

Цели: познакомить учащихся со способами обработки воло­кон натурального происхождения, с особенностями националь­ных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык сос...

0ткрытое занятие «Национальный костюм, украшения русских, татар и чуваш нашего края»

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Безвестные на...

Технологическая карта урока технологии изделие "Русская красавица" 2 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию умений изготовления русской красавицы.Задачи урокаДидактические:1) выполнять аппликацию и оформлять ее с уче...