Личностно-ориентированная технология
материал по технологии

Белопейская Ольга Ивановна

Личностно-ориентированная технология  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientirovannaya_tehnologiya.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно - ориентированная технология при работе с детьми с ОВЗ в начальных классах.

В коррекционных школах обучаются дети с речевыми, психическими  нарушениями и имеют повышенный уровень тревожности, плохо адаптируются к социальной среде, не сразу идут на контакт, вялы либо расторможены, что в дальнейшем может привести к эмоциональной депривации. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа в сочетании с личностно – ориентированным подходом позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться к социальной среде.

Таким образом, в осуществлении личностно-ориентированного подхода основной целью  является помощь ребенку в социализации с ориентацией на общечеловеческие ценности, в адаптации ребенка к окружающей среде.

В коррекционной школе, так же как и в общеобразовательной,  ученик – это  главная фигура образовательного процесса.

Работая с такими детьми, необходимо считаться с тем, что передаваемая им информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять. Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условие задачи.

Соответственно, коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:

а) осуществлять личностно-ориентированный подход к детям;

б) предотвращать наступление утомления;

 в) в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых можно максимально активизировать познавательную деятельность детей;

г) во время работы с детьми этой категории учитель должен проявлять особый педагогический такт. Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;

д) обеспечить обогащение детей знаниями (используя развивающие игры, упражнения с конкретными примерами).

Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения детей с ОВЗ, прежде всего, находит свое отражение в индивидуальном развитии у ребёнка памяти, логического мышления, умения грамотно высказывать свои мысли, суждения, оценивать себя, отстаивать своё мнение. 

Для осуществления личностно-ориентированного подхода использую разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его здоровья. В  своей работе я использую дидактический материал, различающийся по содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для диагностики результатов обучения.

Главная задача состоит в том, чтобы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс,  который растягивается на годы, и  часто виден только тогда, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы.

Очень важный компонент личностно-ориентированного обучения - развитие мотивации учебной деятельности. Учащиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению.

Чтобы воспитать у ребёнка стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Поэтому я в своей работе  делаю акцент на развитие мотивации у учащихся  на уроках через использование нетрадиционных форм, приемов и методов.

Личностно-ориентированного обучения и воспитания в коррекционной школе состоит их следующих подходов: разноуровневый подход; дифференцированный подход; индивидуальный подход.

Нестандартные формы и методы обучения позволяют обеспечивать занимательность занятий, учесть индивидуальные особенности группы, использовать содержание учебного материала, активизировать познавательную деятельность, культуру речи, наладить процесс сотрудничества учителя и ученика.

Эффективность  нетрадиционных форм обучения и воспитания хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.

Применение нетрадиционных форм уроков, в частности урока-игры, урока-дискуссии – это мощный стимул в обучении и воспитании, это разнообразная и сильная мотивация.

Для осуществления личностно-ориентированного подхода  при планировании уроков я:

- строю работу по выявлению индивидуальных особенностей детей, использовать его при сообщении, закреплении, проверке знаний;

- при подготовке к уроку учитываю рекомендации специалистов ПМПК индивидуально для каждого учащегося;

- разнообразить дидактический материал, учитывая индивидуальную избирательность учащихся к содержанию, виду и форме материала;

- даю позитивную оценку познавательных усилий ученика, независимо от его успеваемости;

- организовываю и провожу на уроке диалог, включаю по возможности всех учеников, независимо от их готовности к уроку.

Кроме того  обращаю внимание на выполнение основных принципов личностно-ориентированного урока:

- стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения задания без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;    - поощрение стремления учеников предлагать свои способы выполнения задания;

 - применение заданий, позволяющих ученику самостоятельно выбирать  тип, вид и форму работы;

- создание педагогических ситуаций общения, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работы;

- обсуждение с детьми в конце урока не только того «что мы узнали», но и того, что понравилось или не понравилось и почему.

 - создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

 -  создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят;

 - опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

 - использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я — концепции личности; умение видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать её, принимать;

- возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

- возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперёд в плане совершенствования;

- педагогическое сотрудничество;

-  учёт жизненного опыта каждого ребёнка  (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Предполагаемый результат: повышение качества знаний учащихся; успешность учебной деятельности; формирование ученика как личности; эмоциональное благополучие ребёнка в классе; укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Некоторые приёмы и технологии применяемые мною на уроках:

1)  Предлагаю ребятам  изобразить животное по описанию. Например: «Мордочка маленькая. Глаза большие, зеленоватые. Усы  длинные, чёрные, тонкие, торчат. Ушки  маленькие, чёрненькие, треугольные, стоят торчком.  Хвост чёрный с белым кончиком, пушистый, длинный. На лапках белые носочки. Окрас  чёрный с белым галстуком на грудке».

Читаю ребятам текст-описание. Далее  предлагаю им прочитать текст еще раз. Нарисовать кошку по описанию. Размещаем рисунки на доске. Затем читаем текст вслух, цепочкой, пошагово контролируем изображения кошки на рисунках ребят. Не подходящие по описанию рисунки убираем. Далее  выдаю несколько иллюстраций (заранее подготовленных)  и предлагаю работу в парах, обсудить и подобрать рисунок, который подходит к описанию.

2) Работа с индивидуальными карточками. Ученик получает индивидуальную  карточку, содержащую одинаковые примеры с различными заданиями, выполняет задания самостоятельно. Для каждого ученика карточку подбираю в соответствии с его умственными способностями. После выполнения задания провожу  беседу: Прочитай примеры, в которых находили разность. Прочитай примеры, в которых находили сумму. К какому результату надо прибавить 9, чтобы получить 90? В данном случае метод беседы сочетается с методом самостоятельной работы ученика. Такое сочетание в практике необходимо, а использование индивидуальных карточек активизирует ребенка в процессе беседы. Ситуация успеха дает возможность вовлекать ученика в работу по выполнению дальнейших заданий. (Технология индивидуального обучения)

3) Применение на уроках различных дидактических игр дает возможность применять здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Например, при изучении темы «Овощи»  на уроках развития речи можно организовать «поход» в магазин. Дети учатся дифференцировать в данной игре овощи и фрукты, развивают связную устную речь, прививаются коммуникативные навыки. На таких уроках утомление минимальное. В данной игре применимы технологии саморазвивающего обучения: саморазвитие личности в самоактуализации (достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме).

4) На уроках изобразительного искусства часто применяю технологию поддержки ребенка. Учащиеся с недоразвитием мелкой моторики часто затрудняются самостоятельно выполнить рисунок. Предлагаю сделать выбор – например, по теме «Рисуем игрушечный домик» можно предложить два варианта выполнения рисунка: самостоятельно или по обводке. Неуверенный в своих силах ребенок,  получает  возможность получить положительную оценку. На первых уроках изобразительного искусства предлагаю ребятам выбрать для себя любой уже готовый рисунок для раскрашивания.

 Личностно ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направленно на формирование личности человека, раскрытие его талантов, возможностей, становление самосознания, самореализации. Личностно ориентированное обучение рассчитывает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его цели, мотивы, его неповторимый психологический склад, одним словом  ученик как личность.

Особенности личностно-ориентированного обучения в коррекционной начальной школе связаны с необычностью содержания, методов, приемов и форм его представления, с занятостью учащихся при подготовке и проведении занятий, оптимистическим, тоном общения, субъект - субъектными отношениями между участниками обучения (учителем и учениками).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология портфолио как механизм реализации личностно- ориентированного подхода в образовательном процессе

В данной статье представлен опыт работы по реализации технологии портфолио в учебно-воспитательном процессе...

«Формирование ключевых компетенций младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических технологий» Мастер-класс

 Вашему вниманию представлен мастер-класс «Формирование ключевых компетенций  младших школьников на основе использования активных методов и форм обучения, личностно-ориентированных педагогических техн...

Использование личностно-ориентированных развивающих технологий на уроках окружающего мира .

Новые федеральные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед школой  новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, ...

Личностно – ориентированные технологии обучения. Организация обучения в малых группах по технологии сотрудничества.

В условиях реформирования экономики и образования в нашем обществе меняется вся система общественных отношений, многие дидактические положения подвергаются глубокому анализу со стороны социологических...

"Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

Сущность личностно-ориентированного подхода. Классный час в условиях личностно -ориентированного подхода

Презентация отображающая сущность личностно - ориентированного подхода в воспитании....