Аппликация - как средство развития мелкой моторики у обучающихся с ОВЗ
статья по технологии

     Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.  Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

 Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него мелкой моторики, творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аппликация- как средство развития мелкой моторики

 у обучающихся с ОВЗ.

   

    Работая с детьми  нескольких лет, обратила внимание на то, что  детям не  хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, плохо развита моторика рук. Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает  в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает  детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени  их способностей. 

    Для решения этой проблемы я стала углубленно изучать методическую литературу таких авторов как, И.А.Черкасова, Г.И.Пищикова, И.В.Новикова, И.А.Лыкова, Г.И.Давыдова, А.И.Малышева, И.В.Дубровской.

Цель: развитие мелкой моторики, творческих способностей детей с ОВЗ средствами нетрадиционных техник на занятиях аппликацией.

Для решения поставленной цели  были сформулированы задачи:

  • Развитие мелкой моторики, эстетического восприятие мира, природы, художественного творчества  детей.
  • Привлечение детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать красивые работы.

 Воспитание уважительного отношения  к труду

   Нетрадиционная аппликация – это аппликация с использованием нетрадиционных материалов и способов работы.  Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт развитие ребёнка, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.

 Ловкие детские и взрослые руки, а так же фантазия способны привести детей в удивительную страну, где можно познать и пережить одно из самых прекрасных чувств — радость созидания и творчества. Работа с нетрадиционными материалами заключает в себе большие возможности для гармоничного развития ребенка. Эти занятия способствуют развитию у него мелкой моторики, творчества, пробуждают волю, развивают ручные умения и трудовые навыки, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композицией способствует воспитанию художественного вкуса. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду.

Во время работы  знакомлю детей со свойствами разных материалов, учу различать геометрические фигуры,  цвет предметов, устанавливать соотношение частей по величине и объединять части в целое, выделять строение, положение предмета в пространстве, ориентироваться на листе бумаги. В процессе  аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем мире; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать, что немаловажно для обучающихся с ОВЗ. Аппликация создаёт основу для полноценного содержательного общения детей между собой и  взрослыми; выполняют терапевтическую функцию,  снимают нервное напряжение, страхи, вызывают радостное, приподнятое настроение, обеспечивают положительное  эмоциональное состояние. Ребенок не только овладевает новыми для него изобразительными навыками и умениями, расширяющими его творческие возможности, но и учится осознанно их использовать. Весьма значимый фактор с точки зрения психического развития. Ведь каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом и суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своей  аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения .

В ходе работы с детьми были опробованы следующие нетрадиционные техники аппликации:

   Желательно, используя новые и довольно интересные педагогические технологии, не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир и дать им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала. Этим требованиям соответствуют нетрадиционные техники работы. Они демонстрируют необычайные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством нетрадиционных способов работ является универсальность их использования.

Большой интерес у детей вызывает работа с волокнистыми материалами (вата, нитки, ткань). Ребята делают и отдельные силуэты, и композиции. Аппликация нитками доступна всем (выкладывание ниток по контуру или наклеивание на шаблон резаных ниток). Многообразие вариантов сочетаний ниток будет источником для творческого замысла, пример – аппликация «Цыплята», « Фрукты».

Увлекательная работа получилась с использованием  макарон.  Начали мы наше знакомство с аппликацией из макаронных изделий с того, что  рассмотрели разные виды, я  рассказала  о том, как можно их использовать, причем как выяснилось,  дети предоставляли макаронные изделия только – как то, что можно кушать. Но когда мы показали работу, сделанную мною из макарон, их восторгу и удивлению не было предела.

    В заключение мне хотелось бы немного познакомить вас с теми техниками, которые мы с ребятами уже освоили.

Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, тополиного пуха — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Аппликации из ваты, ватных дисков. 
С помощью аппликаций из ваты можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить облака – простор для фантазии

весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты  - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и  фантазии увеличится в несколько раз.

 Аппликация из салфеток

Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: возможность создавать шедевры без ножниц; развитие мелкой моторики маленьких ручек; развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; широкие возможности для проявления креатива.

Аппликация из конфетти

Аппликация из конфетти – увлекательный вид творчества, в котором можно изобразить любые предметы, сюжеты. Конфетти делаются из красивой цветной бумаги дыроколом.

.Аппликация из крупы, макаронных изделий.

Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. С крупой, семечками, макаронными изделиями можно создавать разные поделки с малышами. Также их можно раскрашивать в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из ниток

Темами изображений из ниток может быть все, что угодно: природа, звери, птицы, цветы, времена года и многое другое. Работы получаются довольно необычными и оригинальными. Благодаря ниткам, картинки становятся пушистыми и мягкими, чем очень привлекают внимание детей. Аппликации из ниток на картоне различают не только по тематике изображений, но и по способу выполнения. Такие аппликации могут быть сделаны из скрученных, нарезанных ниток или же можно просто обводить рисунок по контуру, или же заполнять его прядями.

Аппликация из ткани

Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне куски ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. В данном случае, мы с детьми прокладываем просто мозаику из квадратиков ткани, т к. учитываем возрастные особенности.

Аппликация из опилок карандашей.

Удивительно интересные и податливые материал — опилки. Они окрашиваются любыми водными красителями; хорошо смачиваются клеем и «связываются» с различными основами

Аппликация из песка. 
Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать.  Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей.

    Работу по ознакомлению с нетрадиционной техникой аппликации мы и в дальнейшем планируем продолжать. В будущем планирую ознакомить детей с такими методами, как: оригами, обрывная аппликация, складывание гармошкой, аппликация из пластилина, пуговиц, из декоративных камней и ракушек, аппликации из пайеток, квиллинг, торцевание и многое другое. Существует множество материалов, которые можем использовать для аппликации. Даже и яичная скорлупа, чай, кофе, стразы и т.д. идут в дело! Просто нужно использовать свою фантазию и смекалку.

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей.

Здесь не присутствует слово «Нельзя», можно использовать всё и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает

Серьезное внимание мной уделено:

- планированию и построению системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подбору оборудования и материалов;

- применению методов и приемов работы с детьми, исходя из их интересов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей

Что дало моим ребятам знакомство с нетрадиционными техниками?

- изменилось восприятие окружающего мира

- в процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали радости и разочарования созидания

- результатом своей работы я считаю сохранение навыков, которые помогут моим ученикам в будущем совершенствовать их потенциальные возможности

- работы детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче

-- дети обрели уверенность в себе, преодолели боязнь чистого листа бумаги, почувствовали себя маленькими мастерами.

Итак, обучение нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционная техника позволяет развивать моторику рук,  раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения

Список информационных источников.

  1. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Развиваем творческие способности. Москва. 2008.
  2. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей/.-М.:Просвещение,1991.
  3. Кащенко В.П., Педагогическая коррекция, Москва, Издательский центр Академия, 2010.
  4. Петрушкина С.В. /Образовательные и развивающие возможности аппликации//Начальная школа.-2004.-№5.-с.36-37.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Бисероплетение - как средство развития мелкой моторики рук детей группы подготовки к школе

В статье описывается  положительное влияние бисероплетения на активизацию  мелкой моторики рук, на развитие мелких мышц кисти, воображение, фантазию, памяти, развитие пространственного мышле...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

      Многие специалисты утверждают, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Доказано, что это свя...

Консультация для родителей на тему: «Лепка как средство развития мелкой моторики у обучающихся»

Мелкая  моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление.... Теоретическое обоснование развитию мелкой моторики у детей средствами лепки.......