Рабочая программа по учебному предмету «Технология» «Начальная школа XXI века» для 1 класса
рабочая программа по технологии (1 класс)

Смирнова Галина Николаевна

Рабочая программа по технологии + КТП для 1 класса "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _rabochaya_programma_tehnologiya_1-4_klassy.docx36.35 КБ

Предварительный просмотр:

 Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НЯГАНЬ

«ГИМНАЗИЯ»

Приложение к основной образовательной программе начального общего образования.

Приказ №456     от 30.08.19

 

Рабочая программа

по учебному предмету «Технология»

«Начальная школа XXI века»

для 1 а класса

на 2019 – 2020 учебный год

        

                                                   Составила: Смирнова Г. Н.,

                                                                              учитель начальных классов.

 

Пояснительная записка

    Рабочая программа по предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология» Е.А. Лутцева, по системе учебников «Начальная школа XXI века», в соответствии с ФГОС НОО на основе ООП НОО гимназии.

   Цель. Развитие социально-значимых личностных качеств каждого ребенка; формирование элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.

- развитие умения добывать знания, применять их в своей повседневной жизни, а так же пользоваться различного рода источниками информации.

    Задачи. Развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов); о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических и организационно-экономических знаний, овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасного труда; приобретение навыков самообслуживания;

- овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки;

- использование приобретенных знаний о правилах создания предметной и информационной среды для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности; приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений.

Предметная линия учебников:

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

   Е.А. Лутцева Технология: 1 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Е.А. Лутцева. – М.: Вентана- Граф, 2014

Данный УМК входит в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2018 г. №345, от 22 ноября 2019 г. №632.

Список используемой литературы:

    Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века».–4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014.

    Лутцева, Е.А. Технология. 1 класс. Органайзер для учителя. Сценарии уроков / Е.А.Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 208 c.

    Лутцева, Е. А.         Технология. 1 класс. Технологические карты уроков по учебнику Е.А.Лутцевой. - М.: Учитель, 2013. - 136 c.

Уровень программы: базовый стандарт

.

Место учебного предмета в учебном плане. В соответствии с ООП НОО гимназии, в учебном плане, предусмотрено изучение предмета «Технология» – 1 час в неделю (в обязательной части УП), изучение предмета в 1–4–х классах составляет 135 ч. в год, из них в 1 классе 33 ч. (1ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 36ч. (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В данный предмет интегрировано введён модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси».

1. Планируемые результаты освоения предмета «Технология»

Программа обеспечивает  достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных  и предметных  результатов.

  Личностные результаты.

   Создание условий для формирования следующих умений: положительно относиться к учению; проявлять интерес к содержанию предмета технологии; принимать одноклассников, помогать им, отзываться на помощь о т взрослого и детей; чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения, самые простые и общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей); чувствовать  удовлетворение от сделанного или созданного самим для родных,  друзей,  для себя; бережно относиться к результатам своего труда и труда одноклассников; осознавать уязвимость, хрупкость природы, понимать положительные и негативные последствия деятельности человека; с помощью учителя планировать предстоящую практическую деятельность; под контролем учителя выполнять предлагаемые изделия с опорой на план и образец.

    Метапредметные результаты.

Регулятивные 

С помощью учителя учиться определять и формулировать цель деятельности на уроке; учиться проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов; учиться готовить рабочее место, с помощью учителя отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Познавательные 

    Наблюдать связи человека с природой и предметным миром: предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий; сравнивать их; сравнивать изучаемые материалы по их свойствам, анализировать конструкции предлагаемых изделий, делать простейшие обобщения; группировать предметы и их образы по общему признаку (конструкторскому, технологическому, декоративно-художественному); с помощью учителя анализировать предлагаемое задание, отличать новое от уже известного; ориентироваться в материале на страницах учебника; находить ответы на предлагаемые вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника); делать выводы о результате совместной работы всего класса; преобразовывать информацию из одной формы в другую — в изделия, художественные образы.

 Коммуникативные   

    Учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную или выявленную проблему.

    Предметные результаты  

    Знать: о роли и месте человека в окружающем мире; о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения; об отражении форм и образов природы в работах мастеров художников, о разнообразных предметах рукотворного мира; о профессиях, знакомых детям. Уметь: обслуживать себя во время работы: поддерживать порядок на рабочем месте, ухаживать за инструментами и правильно хранить их; соблюдать правила гигиены труда.

 Элементы графической грамоты. Знать: общие названия изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей) и их свойства (цвет, фактура, толщина и др.); последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;  способы разметки на глаз, по шаблону; формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;  клеевой способ соединения; способы отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка; названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасной работы ими. Уметь: различать материалы и инструменты по их назначению; качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономно размечать сгибанием, по шаблону; точно резать ножницами; собирать изделия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой; использовать для сушки плоских изделий пресс; безопасно работать и хранить инструменты (ножницы, иглы); с помощью учителя выполнять практическую работу и самоконтроль, с опорой на инструкционную карту, образец, используя шаблон.

2. Содержание учебного предмета «Технология»

Раздел программы

Программное содержание

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека (Что нас окружает, азбука мастерства, кто где живёт).

 Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно- прикладного искусства). Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность — цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов,

природные материалы.  Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хранение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) — рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.   Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу. Выполнение коллективных работ.

2.

Конструирование и моделирование (Кто где живёт)

 Конструирование и моделирование. Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.  Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.

3.

Технология ручной обработки материалов (бумаги). (Азбука мастерства и технология ручной обработки материалов)

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов. Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

 Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов. Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки. Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).

Народное творчество и ремёсла ханты и манси.

4.

Технология ручной обработки материалов (ткани)

Особенности работы с тканью. Технология изготовления швейных изделий. Строчка прямого стежка и её варианты. Разметка строчек. Народное творчество и ремёсла ханты и манси.

3. Тематическое планирование учебного предмета «Технология»

Допустима корректировка тематического или календарно-тематического планирования до 20% от утверждённой рабочей программы.

Название раздела

Количество часов

1.

Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Представление о мире природы и мире, созданном руками человека (Что нас окружает, азбука мастерства, кто где живёт).

8

2.

Конструирование и моделирование (Кто где живёт)

4

3.

Технология ручной обработки материалов (бумаги). (Азбука мастерства и технология ручной обработки материалов)

16

 4

Технология ручной обработки материалов (ткани)

5

Итого

33


                                                               Календарно – тематическое планирование по технологии в 1 а классе

УМК «Начальная школа XXI века» ФГОС

№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во час.

Дата проведения

Примечание

План.

Факт.

1

Что нас окружает

Что ты видишь вокруг? Экскурсия.   Красота окружающей природы Югры.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

2

Мир природы. Как засушить листья. Урок путешествие

1

3

Мир рукотворный. Виртуальная экскурсия.

1

4

Окружающий мир надо беречь. Экскурсия

1

5

Азбука мастерства

Учимся мастерству. Природа художник. Игра «Волшебные краски»

1

6

Кто где живет

Кто где живет. Игра. «Изобрази дом»  Разнообразный мир животных Югры – звери.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

7

Азбука мастерства

Учимся мастерству. Листья и звери. Инсценирование.

1

8

Учимся мастерству. Листья и звери. Инсценирование сказки «Колобок»

9

Кто где живет

Помогаем дома. Пластилин-волшебник. Урок путешествие

1

10

Лепим сказку «Колобок».

  Разнообразный мир животных Югры – звери.

Пластилин – волшебник.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

11

Лепим сказку «Колобок».

  Разнообразный мир животных Югры – звери.

Пластилин – волшебник.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

12

Какие свойства у разных материалов? Урок-путешествие.

1

13

Азбука мастерства

Как устроены разные изделия? Изделие и его детали.

1

14

 Как соединяют детали?

1

15

 Как соединяют детали?

1

16

Порядок изготовления изделий из разных материалов.

1

17

Порядок изготовления изделий из разных материалов.

1

18

Технология ручной обработки материалов. Бумага

Работа с бумагой и картоном. Подставка для кисточек.

1

19

Работа с бумагой и картоном. Подставка для кисточек.

1

20

Клеевой способ соединения.

1

21

Зачем человеку нужны помощники? Твой главный помощник.

1

22

Разные виды аппликации. Традиционные орнаменты народов Югры

1

23

Виды ножниц. Виды линий. Как точно резать ножницами по линиям?

1

24

Как нарисовать разные фигуры? Шаблон. Разметка круга.

1

25

Шаблон.  Разметка прямоугольника.

Аппликация цирк.

1

26

Шаблон. Разметка треугольника. Мозаика.

1

27

Правила сгибания и складывания.  Оригами. Игрушки без ножниц и клея.

1

28

Новые фигуры из квадратов и кругов.

1

29

Технология ручной обработки материалов.

Ткань

Ткань. Свойства бумаги и ткани. Иглы и булавки

1

30

Что умеет игла? Прямая строчка.

Традиционные узоры народов ханты и манси.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

31

Разметка дорожки для строчки.

Традиционная одежда Югры.

1

Модуль «Народное творчество и ремёсла ханты и манси»

32

Как закрепить нитку на ткани?

Бант заколка.

1

33

Экскурсия в ЦНС

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по основным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 1класс ФГОС

Рабочие программы составленны по программе УМК " Начальная школа 21 века"с учётом ФГОС 1 класс (содержат характеристику учебной деятельности, ууд,)...

Рабочая программа по учебному предмету "Технология", УМК " Школа 2100", 2 класс

Рабочая программа  составлена в соответствии с ФГОС, содержит пояснительную записку и календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по учебным предметам УМК "Начальная школа ХХI века" 2 класс

Рабоая прорамма сооставлена по  учебным предметам  УМК "Наальная школа ХХI века" в соответстии с ФГОС....

Рабочие программы по учебным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 1 класс

Рабочие программы по учебным предметам составлены в соответствии с  ФГОС  и   требованиями  рабочим  программам...

Рабочие программы по учебным предметам УМК "Начальная школа 21 века" 4 класс

Рабочие программы сооставлениы в соответствии с ФГОС и требованиями к рабочим программам...

Рабочие программы по учебным предметам УМК "Начальная школа 21 века", 3 класс

Рабочие программы составлены в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» «Начальная школа XXI века» для 1класса

Рабочая программа по математике +КТП для 1 класса "Начальная школа XXI века"...