Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Калейдоскоп творчества»
рабочая программа по технологии (4 класс)

Гюзель Салаватовна Гайнетдинова

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 

художественной  направленности

 

«Калейдоскоп творчества»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaleydoskop_tvorchestva.docx125.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования «Дом пионеров и школьников»

муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

на Педагогическом совете                                                                 Директор МБУ ДО ДПиШ

Протокол от ____________ г. № 1                                                    с. Кармаскалы

                                                                                                               _________Э.Р.Баязитова

                                                                                                               от ______2020г. № ___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной  направленности

«Калейдоскоп творчества»

Срок реализации программы: 4 года

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 6-10 лет

Составила:

Гайнетдинова Гюзель Салаватовна,

педагог дополнительного образования

с.Кармаскалы, 2020г.

Пояснительная записка

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,  Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

      Актуальность. Декоративное прикладное искусство является основной частью художественного направления – поражает своим богатством и многообразием. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношении к собственной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов  и любознательность.

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Калейдоскоп творчества», составлена по авторской разработке и имеет художественную направленность. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиции своего и других народов, уважительное отношение к труду.

     Отличительной особенностью. Структура программы предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к темам, техникам и технологиям на более высоком и сложном уровне. Это способствует тому, что получая первичные знания и навыки на первом году обучения, у ребят появляется интерес, который они могут закрепить и развить в последующие года обучения. Все задания разнообразны и соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия (поделки), таким образом, теоретические знания и технологические приемы подкрепляются практикой. Основные идеи программы: воспитание и обучение осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы. Участие педагога в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. обучающийся получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире. Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели. Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних). Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным. С первых же занятий дети начинают понимать, что понятие "мусор" для художника не существует. Любой предмет, любая случайная находка могут быть преображены им и стать художественным произведением. Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной творческой обстановке, что способствует выявлению индивидуальности каждого.

   Педагогическая целесообразность объясняется тем, что нужно закладывать в детях чувство прекрасного, которая способна вызвать у человека чувство эстетического наслаждения, радости. Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет в следствии этого,  у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно чтобы в работе дети могли проявить выдумку творчество, фантазию, что несомненно будет способствовать повышению эффективности труда. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

   Адресат программы. На обучение принимаются дети младшего школьного возраста. Состав группы постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек. Первая группа – дети 7 лет, вторая группа – дети 8 лет, третья группа – дети 9 лет, четвертая группа - дети 10 лет.

    Объем и срок освоения программы. Программа рассчитана на 4 года обучения объемом 144 часа в год при нагрузке 1 час в неделю (1занятие по 45 минут), представляет собой прохождение следующих этапов:

1. На первом этапе (1-й год обучения) учащиеся знакомятся с основными базовыми формами оригами, аппликация из бумаги,  бумагопластикой: из салфеток, гофрированной бумагой; изобразительным искусством, ватным материалом, историей развития, видами, цветом, техникой безопасности при работе с инструментами, учатся создавать оригинальные изделия, а так же оформлять их. Занятия строятся по принципам сотрудничества, индивидуального подхода, доступности, с учетом скорости усвоения специальных умений и навыков. Для этого в содержании программы 1-го года обучения в практической части предусмотрены создания проектов.

2. Второй этап обучения (2-й год обучения) основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных в процессе освоения первого этапа и позволяет учащимся получить более глубокие умения и навыки в искусстве:  оригами, бумагопластики и конструирования изделий, изобразительного искусства. На втором году обучения вводиться новая технология декоративно-прикладного искусства: торцевание, освоения пластикового материала и лепка холодного фарфора. Обучение предусматривает более сложные виды изготовления изделий и усвоения других видов декоративно- прикладного искусства. Ребята самостоятельно разрабатывают проекты, готовят творческие работы для выставок.

3. Третий этап обучения предусматривает обширное владение основами декоративно – прикладного искусства, комбинированные работы из  различных материалов. Учащиеся работают с различными художественными материалами, создают уникальные  изделия, различные проекты, уделяя внимание их качеству, применяют теоретические знания и умения на практике.

4. Четвертый этап обучения предусматривает  владение основами и ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже  создают свои композиции, минимально прибегая к выкройкам и шаблонам. Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, приобретения детьми коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

   Форма обучения – очная.

   Особенности организации образовательного процесса. Обучение осуществляется в группах. Состав группы - постоянный. Количественный состав группы в 1-й год обучения - 12-15 человек, во 2-й год обучения - 10-12 человек, 3-й год обучения – 10-12 человек, 4-й год обучения-10-12человек. Занятия могут посещать дети разного возраста. Это расширяет их общение, учит взаимодействовать, развивает коммуникабельность.

    Режим занятий. Занятия проводятся 1раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между ними 10-минутный перерыв.

Цель и задачи программы

    Цель: формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию самосовершенствованию и самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций.

Задачи.

 Личностные:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные:

  • использование знаков о символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • воспитать  художественно – эстетический вкус,  трудолюбие, аккуратность;
  • воспитать и развитие творческих способностей и изобразительных навыков

Предметные:

  • приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, усвоение правил техники безопасности;
  • использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно- конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
  • развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский.

     Программа «Калейдоскоп творчества» предназначена для реализации в учреждениях дополнительного образования, в общеобразовательных учреждениях для организации кружковой  работы.

Учебный план 1-го года обучения  

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Правила техники безопасности и охрана труда. Ознакомление детей с особенностями кружка. План работы на год.

1

1

Рассказ. Устные ответы

2

Работа с бумагой. «Техника оригами».

9

1

8

Рассказ. Устные ответы.

Творческая композиция в выбранном стиле

3

Аппликация.

5

0,5

4,5

Рассказ. Устные ответы.

Творческая композиция в выбранном стиле.

4

Работа с бумажными салфетками.

5

0,5

4,5

Рассказ. Устные ответы.

Творческая композиция в выбранном стиле.

5

Работа  с гофрированной бумагой. Способы его технологии.

5

1

4

Творческая композиция в выбранном стиле.

6

Изобразительное  искусство.

5

1

4

Творческая композиция в выбранном стиле

7

Знакомство с ватным материалом

6

1

5

Творческая композиция в выбранном стиле

Итого

36

10

25

Содержание учебного плана 1-го года обучения

     1. Теория: Правила техники безопасности и охрана труда. Ознакомление детей с особенностями кружка. План работы на год.

     Вводная диагностика.

    2. Работа с бумагой. «Техника оригами».

     Теория: Знакомство «Техника оригами». Что можно сделать из бумаги. Условные обозначения. Базовые формы. Складывание. Сказочные формы технике оригами.

     Практика: Работа с бумагой. «Техника оригами». Что можно сделать из бумаги. Условные обозначения. Базовые формы. Складывание. Сказочные формы технике оригами.

Техника складывания. Базовые формы. Условные обозначения. «Воздушный змей». Изделие «Курочка и петушок». Базовая форма «Воздушный змей». Изделие «Ворона».Базовая форма «Треугольник». Композиция «Кораблик в море». Базовая форма «Треугольник». Композиция «Птицы в лесу». Базовая  форма «Двойной треугольник». Изделие «Головастик и жук». Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду».

     3. Аппликация.

     Теория: Аппликация. Учимся размечать и наклеивать детали.

     Практика: Аппликация. Учимся размечать и наклеивать детали. Аппликация из геометрических фигур. Аппликация с использованием симметричного и контурного вырезания. «Божья коровка». Сувенир объёмной игрушки. «Святой ангел». Выполнение композиции. «Спящие совы».

     4. Работа с бумажными салфетками.

     Теория: Методы использования с разными видами салфеток.

     Практика: Практические методы использования с разными видами салфеток. Цветочное панно. Выполнение салфеточной объемной композиции. «Солнечный зайчик». Выполнение салфеточной объемной композиции. «Живописная гвоздика».  Выполнение салфеточной объемной композиции. «Одуванчики в траве». Выполнение салфеточной объемной композиции. «Облака – белогривые лошадки».

   5. Работа  с гофрированной бумагой. Способы его технологии.

      Теория: Свойства гофрированной бумаги. Способы его технологии.

      Защита творческих работ.

     Практика: Свойства гофрированной бумаги. Способы его технологии, использование  на практике «Снегирь и ёлочка». Выполнение объемной игрушки. «Веселый снеговик». Изготовление объемной композиции. «Танцующая балерина». Выполнение декоративного панно. «Рябиновый сад».

    6. История ознакомления с изобразительным искусством.

    Теория: История ознакомления с изобразительным искусством. Изображение линии на плоскости. Рисунок линией на тему «Расскажи мне о себе». Знакомство с красками акварель. «Упражнение лессировки». Знакомство с красками гуашь. Создание красочного «Коврика».

    Практика: Рисунок на темном фоне. «Ночной пейзаж». Правило  цветового рисунка. «Сельский пейзаж». Знакомство с красками акварель.

     7. Работа с ватным материалом

     Теория: Изучение и использования  с ватного материала.

      Итоговое анкетирование учащихся.

     Практика: Аппликация с использованием ватных дисков. «Весны посланник». Аппликация с использованием ватных дисков. «У реки». Аппликация с использованием ватных дисков. «Лебединое озеро». Аппликация с использованием ватных дисков. «Ромашки».

      Оформление итоговой  выставки «Калейдоскоп творчества».

На первом этапе обучения учащиеся будут знать:

  • базовые формы оригами;
  • технику безопасности с инструментами  и их хранения;
  • основные приемы выполнения проектов изделий;

Будут уметь:

  • работать с инструментами;
  • выполнять базовые формы оригами;
  • владеть способами работы  с различными материалами;
  • различать виды бумаг  и их свойства;
  • создавать композицию по пройдённому материалу;
  • изображать художественное  восприятие, по заданной теме.

Учебный план 2-го года обучения

п/п

Название раздела,

темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

1

Рассказ. Устные ответы. Практическая работа.

2

Природные материалы.

5

1

5

Рассказ. Рассуждение анализ. Практическая работа.

3

Художественное моделирование из бумаги путем складывание.

8

2

6

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

4

Художественное конструирование из гофрированной бумаги.

8

1

7

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

5

Знакомство с технологией обработки пластиковым материалом.

8

1

7

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

6

Роспись на песке. Общее знакомство с технологией .

6

1

5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

Итого

36

Содержание учебного плана 2-го года обучения

     1. Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

     Теория. Беседа и ознакомления кружка план работы на год. Правила работы с инструментами и материалами

    2. Природные материалы

     Теория: Сбор и сортировка природного материала. Особенности сушки листовых и объемных природных материалов.

    Практика: Урок – экскурсия в парк. Объемные игрушки из природного материала. Составление композиции декоративного панно из природного материала. « Осенний натюрморт». 

       3. Художественное моделирование из бумаги путем складывания.

     Теория: Изучение художественное моделирование из бумаги путем складывания. Знакомство с искусством и технологией Кусудамы.

    Практика:  Конструируем из модуля «Трилистник». Конструируем из модуля  «Трилистник». «Белый цветок». Конструируем из модуля «Трилистник». «Веселый тигренок». Конструируем из модуля «Трилистник». «Чертовое колесо». Схема складывание формы. «Супершар».  Конструируем из модуля. «Звезда Шолла». Схема складывание формы. «Звезда Шолла». Схема складывание формы. «Звезда Шолла».

     4. Художественное конструирование из гофрированной бумаги.

     Теория: Изучения художественного конструирования из гофрированной бумаги.

     Практика: Выполнение декоративного панно. «У мельницы». Изготовление цветов. «Хризантема». Изготовление цветов. «Тюльпан». Изготовление цветов. «Одуванчик». Изготовление цветов. «Астра». Изготовление цветов. «Садовый мак». Изготовление цветов. «Роза», « Маки».

     5. Знакомство с технологией обработки пластиковым материалом.

     Теория: Знакомство с технологией обработки пластиковым материалом. Правила безопасности при резании пластмассы ножницами  «Подсвечник».

     Практика: Изготовление сувенира из пластиковых бутылок. Самостоятельная работа. Работа с пластмассой  материалом. Сувенир «Подсвечник». Способ разрезания ножницами на полосы стенки банки, отгибание полос вниз. «Подсвечник», «Сувенирная ваза», « Фантан»,

 « Игрушка- погремушка».

    6. Роспись на песке. Общее знакомство с технологией

     Теория: Роспись на песке. Общее знакомство с технологией.

     Практика: Нанесение слоев песка на основу «Сувенирная ваза».  Способы оклеивание основы. Нанесение рисунка карандашом «Сувенирная ваза». Нанесение рисунка на основу гуашевыми красками «Сувенирная ваза». Нанесение слоев песка на плоскость. Выполнение декоративного панно «Цветочный сад». Способы оклеивание плоскости декоративного панно «Цветочный сад».

      Оформление итоговой  выставки «Калейдоскоп творчества»

На втором этапе обучения учащиеся будут знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами  и их хранением;
  • основные приемы конструирования и моделирования;
  • основные этапы развития использования оригами  современного конструкторского искусства;
  • основные этапы выполнения росписи на песке;
  • основные приемы выполнения из пластикового материала;

Будут уметь:

  • работать с инструментами;
  • конструировать объемно-пространственные изделия;
  • выполнять задания на заданную тему, по памяти и воображению;
  • конструировать объемную и глубинно-пространственную композицию;
  • использовать выразительный язык при моделировании различных эскизных проектов изделий;
  • использовать разнообразные материалы :различные  виды бумаги, роспись на песке.

Учебный план 3-го года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

1

Рассуждение анализ.

2

Природные материалы

6

1

5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

3

Модульное оригами.

5

1

4

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

4

Изобразительное искусство.

5

1

4

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

5

Искусство бумагокручения- «Квиллинг».

7

1

6

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

6

Нитки.

5

0.5

4.5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

7

Комбинированные работы из  различных материалов.

7

2

5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

Итого

36

Содержание учебного плана 3-го года обучения

  1. Правила техники безопасности и охрана труда.

Теория: Правила техники безопасности и охрана труда, ПДД.

Начальное анкетирование учащихся.

    2. Природные материалы  

     Теория: Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала

     Практика: Изучение и выполнение цветочного букета  из кленовых листьев. «Царская роза». Изготовление декоративного панно из сухоцветов. «Осенний букет». Изготовление декоративного панно из сухоцветов. «Осенний букет», «Радуга листьев», « осенний пейзаж», « Осенняя сказка».

    3. Модульное оригами

    Теория: Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Изучение схем оригами и основные базовые формы.

    Практика: Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы. Выполнение треугольного модуля оригами. «Павлин». Схема сборки треугольного модуля. «Павлин». Выполнение треугольного модуля оригами. «Заяц». Схема сборки треугольного модуля. «Заяц».  

    4. Изобразительное искусство

    Теория: Методы и приёмы выполнения рисунка. Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года». Изучения последовательности рисунка глазок для художественных работ.

    Защита индивидуального творческого проекта.

    Практика: Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года». Изготовление глазок для художественных работ, «Смешные глазки».

    5. Искусство бумагокручения - «Квиллинг»

     Теория: Искусство бумагокручения - «Квиллинг». История возникновение технологии квиллинга.

     Практика: Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат», «Прямоугольник». Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки». Коллективная работа. Композиция из основных форм. Изготовление несложных цветов на основе базовых форм. Цветочная композиция. Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга. Фантазия из бумаги 

     6. Нитки.

     Теория: Нитки. Виды ниток. изделия из ниток.

   Практика: Изделия из ниток.

      Практика: Разновидность форм работ с нитками.  Основные приемы выполнения.  Косы, узоры. Элементы и фигуры из разных видов ниток. Цветы.  Способы сборки соединения. Цветочная композиция..

    7. Комбинированные работы из  различных материалов

     Теория: Комбинированные работы из  различных материалов. Работа с капроном, знакомство с материалом, его свойством. Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы. Изучение приемов изготовление игрушек.

     Итоговое анкетирование учащихся.

    Практика: Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона. Игрушки из капрона. Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона. Пошив одежды и декоративная обработка костюма. Игрушки из капрона. Оформление итоговой  выставки «Калейдоскоп творчества»

            На третьем этапе обучения учащиеся будут знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами и их хранением;
  • этапы работы при создании модульного оригами и  природного материала;
  • приемы комбинирования  работы из  различных материалов.

Будут уметь:

  • работать с инструментами;
  • работать с нетрадиционными материалами;
  • конструировать, планировать, придумывать образы;
  • работать с натуры, по памяти и воображению на заданную тему;
  • конструировать объемно-пространственные объекты;
  • использовать разнообразные материалы и технологии в работе.

Учебный план 4-го года обучения

п/п

Тема

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

1

Рассуждение анализ.

2

Природные материалы

5

1

4

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

3

Модульное оригами.

5

1

4

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

4

Изобразительное искусство.

6

1

5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

5

Искусство бумагокручения- «Квиллинг».

7

1

6

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

6

Ткани. Нитки.

5

0.5

4.5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

7

Комбинированные работы из  различных материалов.

7

2

5

Рассказ. Устные ответы Творческая композиция в выбранном стиле

Итого

36

        Содержание учебного плана 4-го года обучения

1Правила техники безопасности и охрана труда.

Теория: Правила техники безопасности и охрана труда, ПДД.

Начальное анкетирование учащихся.

    2. Природные материалы  

     Теория: Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала

     Практика: Изучение и выполнение цветочного букета  из кленовых листьев. «Дары осени». Изготовление декоративного панно из сухоцветов. «Корона Осени». Изготовление декоративного панно из сухоцветов.  « Осенний пейзаж», « Веер».

    3. Модульное оригами

    Теория: Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Изучение схем оригами и основные базовые формы.

    Практика: Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы. Складывание из модулей кусудамы. «Японский журавлик». Складывание из модулей кусудамы. Способы соединения модулей между собой. Геометрическая кусудама. Выполнение треугольного модуля оригами. «Лебедь». Выполнение треугольного модуля оригами. «Лебедь».  Схема сборки треугольного модуля. «Лебедь».

    4. Изобразительное искусство

    Теория: Методы и приёмы выполнения рисунка. Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года». Изучения последовательности рисунка глазок для художественных работ.

    Защита индивидуального творческого проекта.

    Практика: Рисунок на плоскости. «Иван да Марья». Рисунок на плоскости. «Иван да Марья». Живопись по сырому. «Радуга цвета». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта. «Времена года». Выполнение индивидуального проекта, «Времена года».

    5. Искусство бумагокручения - «Квиллинг»

     Теория: Искусство бумагокручения - «Квиллинг». История возникновение технологии квиллинга.

     Практика: Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Треугольник», «Долька», «Квадрат», «Прямоугольник». Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки». Коллективная работа. Композиция из основных форм. Цветочная композиция. Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга. Фантазия из бумаги . Изготовление панно « Цветы», « Козлик не лужайке».

     6. Ткани. Нитки.

     Теория: Ткани. Нитки. История  изготовления тканей, ниток.    Практика: аппликации из тканей, разных видов ниток.

      Практика Виды тканей, ниток. Их применение. Основные приемы выполнения. Рукавичка. Шарик. Способы комбинирование ткани  и ниток изделий. Рукавичка и шарик. Украшение «Браслет».

    7. Комбинированные работы из  различных материалов

     Теория: Комбинированные работы из  различных материалов. Работа с капроном, знакомство с материалом, его свойством. Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы. Изучение приемов изготовление игрушек.

     Итоговое анкетирование учащихся.

    Практика: Изготовление Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона. Игрушки из капрона. Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона. Пошив одежды и декоративная обработка костюма. Игрушки из капрона.     Оформление итоговой  выставки « Калейдоскоп творчества»

            На четвертом этапе обучения учащиеся будут знать:

  • технику безопасности при работе с инструментами и их хранением;
  • этапы работы при создании модульного оригами и  природного материала;
  • приемы комбинирования  работы из  различных материалов.

Будут уметь:

  • работать с инструментами;
  • работать с нетрадиционными материалами;
  • конструировать, планировать, придумывать образы;
  • работать с натуры, по памяти и воображению на заданную тему;
  • конструировать объемно-пространственные объекты;
  • использовать разнообразные материалы и технологии в работе.

                 Планируемые результаты реализации программы

В  процессе  обучения  по  программе  учащиеся будут знать:

  • правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами и электроприборами;
  • свойства различных материалов и приемы работы с ними;
  • технологию изготовления бумагопластики;
  • сведения о цвете в изобразительно искусстве;
  • иметь представления о работы с ватным материалом

В процессе обучения по программе учащиеся будут уметь:

  • работать с красками: акварель, гуашь;
  • работать с разными видами бумагой;
  • работать с  колющими и режущими инструментами;
  • работать с пластиком, капроном;
  • материалом, ватным материалом;
  • создавать творческие проекты изделий;
  • сочетать различные материалы и техники исполнения при изготовлении изделий; ориентироваться на качестве изделий;
  • строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности;
  • воплощать теоретические знания и умения в практические навыки.

Личностные:

  • проявлять  у учащихся усидчивости, сосредоточенность,  навыков самоконтроля и самостоятельности;
  • потребность трудиться самостоятельно, в паре, группе; развитие у учащихся коммуникативных качеств;
  • проявлять у учащихся аккуратности при выполнении изделий и проектов;
  • развитие у учащихся познавательных, художественных качеств.

      Предметные результаты:

  • знать историю каждого материала;
  • знать виды бумаги и технологию выполнения;
  • изучить конструкции предметов, основных свойств материалов, принципов действия ручных инструментов;
  • уметь создавать оригинальные сувенирные предметы.

        Метапредметные результаты:

  • уметь самостоятельно подбирать и анализировать новые знания, литературу, составлять план действий, ориентироваться на выполнение задания, творчески подходить к выбору самостоятельной работы;
  • результативно участвовать со своими проектами и работами в  конкурсах, выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня;
  • проявлять компетенции в области информационно-коммуникационных технологий, применять их в создании собственных проектов;
  • проявлять познавательные процессы: воображение, абстрактное и пространственное мышление, внимательность, усидчивость, творческую фантазию;  
  • проявлять эстетический вкус, интеллектуальные и творческие способности учащихся, их эрудицию.

                              Календарный учебный график

      Календарный учебный год включает в себя период с 01 сентября по 31 мая.  Количество учебных недель - 36, количество учебных дней - 36 дня. Занятия проводятся по утвержденному расписанию. Календарный учебный график занятий составляется ежегодно и является приложением к программе (приложение 1).  В период школьных каникул занятия проходят по расписанию в соответствии с содержанием программы. В период летних каникул осуществляется работа с детьми лагеря дневного пребывания по программе лагеря с включением мастер-классов, выставок, конкурсов и др.

                                         Условия реализации программы

Учебно-материальное  обеспечение

 Помещение  для проведения занятий в творческом объединении «Калейдоскоп творчества» просторное, теплое, светлое, удобное, с естественным доступом воздуха, с естественным и искусственным освещением, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Освещение в кабинете лучше всего обеспечивается с помощью ламп дневного освещения. Красивое, стильное оформление учебного помещения, чистота и порядок в нем, правильно организованные рабочие места, имеют больше воспитательное значение. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, компьютерное оборудование: компьютеры, ноутбук, принтер, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий, стеллажи для выставочных работ учащихся, столы для работы в учебном кабинете размещаются так, чтобы естественный свет падал с левой стороны и спереди.  

     Материалы и инструменты. Необходимые материалы и инструменты

- для первого года обучения: различные виды салфеток, гофрированная бумага, цветная бумага, картон, ножницы, степлер, ватные диски,  ватные палочки, резак,  клей, краски, кисти, тетрадь, ручка, карандаш;

 - для второго года обучения: сушенные листья, пинцет,  гофрированная бумага, цветная бумага для оригами, картон, пластиковые бутылки, крупа манка, ножницы, резак, клей, краски, кисти, тетрадь, ручка, карандаш, крахмал, глицерин, масляные краски ,зубочистки, проволока, теп-лента, стек базовый;

 - для третьего года обучения: сушенные листья, пинцет,  цветная бумага для оригами, картон, ножницы, резак, клей, краски, кисти, тетрадь, ручка, карандаш, нитки различных цветов, зажигала, свеча, нитка с иголкой, клей кристалл, горячий клей, синтепон, капрон, различные виды тканей, аксессуары.

- для четвертого года обучения: сушенные листья, пинцет,  цветная бумага для оригами, картон, ножницы, резак, клей, краски, кисти, тетрадь, ручка, карандаш, нитки различных цветов, зажигала, свеча, нитка с иголкой, клей кристалл, горячий клей, синтепон, капрон, различные виды тканей, аксессуары.

    Инструменты и приспособления необходимо хранить так, чтобы не испортить их рабочие части. Размещение каждого вида инструментов в отдельных ящиках и в определенном порядке.  

     Информационное обеспечение. Для реализации  программы «Калейдоскоп творчества»  наименование объектов и средств материально-технического обеспечения является:

  • аудиозаписи с музыкой, литературными произведениями;
  • DVD-фильмы: народные промыслы, декоративно- прикладное искусство, виды изобразительного искусства, художественные технологии;
  • презентации на CD или DVD – дисках: по стилям и направлениям в искусстве, по народным промыслам, по декоративно – прикладному искусству;
  • схемы, задания, раздаточный материал, наглядные пособия;
  • литература по годам обучения;
  • фотографии, раздаточный материал;
  • https://infourok.ru/; http://stranamasterov.ru/.

   

      Кадровое обеспечение. Ведёт занятия по программе «Калейдоскоп творчества» педагог дополнительного образования Гайнетдинова Г. С., которая  имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю объединения. Пройдённые курсы: ГАО ДПО Институт развития образования Республики Башкортостан курсы повышения квалификации по программе «Содержание и методика преподавания в начальной школе в условиях реализации требований ФГОС НОО».

Формы аттестации

     Обучение по программе «Калейдоскоп творчества» предполагает активную самостоятельную работу учащихся по отработке и закреплению полученных знаний и умений, а также серьёзную внутреннюю работу по воспитанию необходимых качеств личности: терпение, трудолюбие, целеустремленность, взаимопомощь, бережное сохранение и продолжение традиций своего народа, умение общаться с взрослыми и сверстниками.

    На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие формы подведения итогов усвоения программы:

  • демонстрационные:  конкурсы, презентация;
  • анкетирование;
  • проект;
  • педагогическая диагностика;
  • день творчества в кружках;
  • самооценка обучающихся своих знаний и умений;
  • групповая оценка работ;
  • Участие детей районных, региональных, всероссийских выставках и фестивалях творческий отчет (выставка.).

    Формами  фиксации образовательных результатов является протокол и журнал учета работы объединения.

   Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов является индивидуальная карта, в которую заносятся результаты, практических умений, виды практических работ (проектов), участие в конкурсах и выставках разного уровня и рекомендации педагога.

     1. Выставка – показывает форму итогового контроля, осуществляется  с целью определения уровня мастерства, техники исполнения творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей обучающихся. Может быть персональной или коллективной по различным направлениям. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или грамота. Выставка является инструментом поощрения обучающегося.

    2. Зачет - показывает форму текущего или итогового контроля с целью отслеживания на различных этапах знаний, умений и навыков. Строится на сочетании индивидуальных, групповых и фронтальных форм. В ходе зачета обучающиеся выполняют индивидуальные контрольные задания (практические) в устной или письменной форме (анкетирование). Может осуществляться взаимопроверка знаний и умений в мини-группах, проводится фронтальная беседа со всем коллективом.

     3.Конкурс творческих работ – показывает форму итогового (иногда текущего) контроля/аттестации, которая проводится с целью определения уровня усвоения содержания образовательной программы кружка, степени подготовленности к самостоятельной работе, выявления наиболее способных и талантливых детей. Может проводиться по любому виду среди разных творческих продуктов: творческих изделий, рисунков, показательных выступлений, проектов.

    4. Игра (дидактическая, деловая) - одна из важнейших форм при проведении контроля/аттестации. Виды игр для детей очень разнообразны. Развивающие и познавательные игры способствуют развитию памяти, внимания, творческого воображения и аналитических способностей. Игры воспитывают наблюдательность, привычку к самопроверке, учат доводить начатую работу до конца. В познавательных играх, где на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков, содержание игры должно соответствовать уровню подготовленности обучающихся. Различные виды дидактических игр помогают закрепить и расширить предусмотренные программой знания, умения и навыки.

   Из вышеизложенных формам предъявления и демонстрации образовательных результатов: является для учащихся формирование ответственное отношение к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, а так же сохранение устойчивого интереса к творческой деятельности.

Оценочные материалы

     Для оценивания результатов текущей и промежуточной диагностики используется уровневая система: низкий, средний и высокий уровень. Диагностические материалы и критерии результативности программы отражены в приложении 2.

Методические материалы

    Основной формой организации образовательного процесса является групповая. Обучение проводится очно.

    В зависимости от поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения :

  • словесный (рассказ, пояснение, учебный диалог);
  • наглядно – иллюстрационный ( показ работ);
  • репродуктивный (воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям учителя);
  • творческий (предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности);
  • практический (используется для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний).

     На первом и втором этапе обучения для усвоения программы используются в основном объяснительно-иллюстративные и практические методы обучения. В начале занятия даются теоретические сведения по теме занятия, затем начинается практическая часть занятия. Объяснение теоретического материала и практических заданий сопровождается демонстрацией различного рода наглядных материалов.  Третий этап обучения имеет более глубокого изучения, входящих в них более разнообразные виды декоративно- прикладного искусства. Что позволяет использовать разнообразные формы организации работы: выставки  авторских и коллективных работ; представление и защита индивидуальных исследовательских.

    Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая.

    Индивидуальная работа учащихся осуществляется в рамках как фронтальных, так и групповых форм. Она не предполагает непосредственного контакта с другими обучающимися и по своей сущности не что иное, как самостоятельное выполнение обучающимися одинаковых для группы заданий. Если учащиеся выполняет по указанию педагога самостоятельное задание, как правило учитывающее его учебные возможности, то такую индивидуализированную форму использует педагог. С такой  целью специально уделяет внимание нескольким учащимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно, такую форму учебной работы называют индивидуализированно-групповой.

   

Формы организации учебного занятия:

  • беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются различными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • практические занятия, где дети осваивают приемы работы с бумагой, разнообразными материалами для декоративно- прикладного искусства, клеем, учатся работать с инструментом;
  • праздник проводится для детей, педагогов, родителей.
  • творческий отчет – занятие, завершающее полугодие. Проводится для детей, педагогов, родителей;
  • экскурсия – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.

     Педагогические технологии.  При обучении по программе используются следующие технологии: группового обучения, игровые, коллективной творческой деятельности, проектного обучения, здоровьесберегающие.

   Групповые технологии – обучение проходит в разновозрастных группах, объединяющих старших и младших общим делом. Применяются при создании крупных проектов, коллекций. Коллективная   деятельность организуется, если при наименьших затратах времени и сил нужно выполнить трудоёмкую работу.  

   Игровые технологии – это игры, способствующие развитию качеств, присущих творческой личности. Эмоциональность,   память, наблюдательность, любознательность, чувство юмора, развиваются через коллективные игры, которые сплачивают группу, поднимают настроение, активизируют детей.

    Технология коллективной творческой деятельности - организуется совместная деятельность детей и педагога, вместе продумываются все этапы и тонкости изготовления задуманного изделия. Коллективная работа способствует разностороннему развитию учащихся, формирует нравственные качества детей. Дружно творить – вот что помогает детям получать для себя знания и умения, чувствовать при этом себя единым целым с коллективом.

      При выполнении коллективных заданий, на учащегося возлагается большая ответственность, от качества их работы, зависит результат коллективной работы. Коллективное исполнение работ – это наиболее эффективная форма организация труда, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Такая форма работы способствует сплочению коллектива, а возможность соревнования между индивидуальными исполнителями позволяет ускорить работу и улучшить ее качество. Коллективное выполнение заданий содействует воспитанию общительности и дружеских взаимоотношений в коллективе.

     Технология проектного обучения - ребята учатся создавать дизайн - проекты по решению доступных им проблем и умело защищать их перед другими. Поощряется смелость в поисках новых форм, проявление фантазии, воображения. Здоровьесберегающие технологии. Важное значение в проведении занятий имеет организация динамических пауз. Введение этих упражнений в процесс занятия обеспечивает своевременное снятие физической усталости и оживление работоспособности детей. Количество таких пауз (физкультминутки) в течение занятия зависит от возраста детей, от сложности изучаемого материала, от состояния работоспособности. Занятия строятся с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, степени подготовленности, имеющихся знаний и навыков.

Алгоритм учебного занятия

    1этап - организационный.

     Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

    II этaп - проверочный.

   Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

    III этап – подготовительный (подготовка к восприятию нового содержания).

    Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

   Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

    IV этап - основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

    1. Усвоение новых знаний и способов действии.

    Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

    2. Первичная проверка понимания.

    Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

    3. Закрепление знаний и способов действуй. Применяют тренировочные упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

    4. Обобщение и систематизация знаний.

    Задача: формирование целостного представления знаний по теме.     Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

    V этап – контрольный.

    Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

    VI этап - итоговый.

   Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить

перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали учащиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

    VII этап - рефлексивный.

    Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться

работоспособность, психологическое состояние, результативность работы,

содержание и полезность учебной работы.

    VIII этап - информационный.

    Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические        материалы

  • Наглядные пособия: фотографии, альбомы, книги, журналы, слайды с изображениями видов декоративно- прикладного искусства;
  • Раздаточный материал: образцы схемы работы, образцы выполнения;
  • Диагностические материалы: опрос «Мои интересы», тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы «Калейдоскоп творчества» за 1-ый, 2-ой, 3-ой, 4-ый год обучения, индивидуальные карты результативности.

 Список литературы

Нормативно – правовые документы:

  1. Федеральный закон РФ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
  2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые)». Методические рекомендации разработаны Министерством образования и науки РФ совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования»,  Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Открытое образование».
  5. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

                                                                Для педагога: 

  1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома, М.: Аким.- 2015г. – 190с.
  2. Зайцева А. "Цветы из гофрированной бумаги", М.: Эксмо.- 2014г. – 64с.
  3. Зеленина Е. Л. Играем, познаём, рисуем.- М.; Просвещение,2016г.-205с .
  4. Кочеткова Г.Г. Развитие пространственного мышления младших школьников.- М.; Просвещение,2015г.-300с.
  5. Путляева Л.В. Развиваем мышление.- М.;Феникс,2017 г.-118с.
  6. Сержантова Т. Б., Оригами. Новые модели. М.:Айрис-Пресс, 2014г.-305с.
  7.  Черныш И.И. Удивительная бумага. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2017г. – 160 с.

Интернет источники:

  1. Мастер-классы для Вас. - http://masterclassy.ru
  2. Страна Мастеров. - http://stranamasterov.ru

       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Для учащихся и родителей (законных представителей):

Интернет источники:

1  Электронный доступ: Декоративно-прикладное  искусство http://school.xvatit.com/index.php

2   Электронный доступ : http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo/02.htm

3  Электронный доступ: Художественная энциклопедия http://enc-dic.com/enc_art/Dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-4124/

4 Электронный доступ: Культурология http://magref.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/

5 Электронный доступ: Дизайн http://www.excentrika.ru/design

Приложение 1

Календарный учебный график

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе « Калейдоскоп творчества» на 2019-2020 учебный год,

группа №1, 1- ый год обучения

время занятий: суббота с 09.30 -10.15; кабинет №12

место проведения МОБУ  СОШ д. Улукулево

№ п/п

Число,

месяц

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Беседа: Правила техники безопасности и охрана труда. Ознакомление детей с особенностями кружка. План работы на год. Вводная диагностика.

1

Лекция.

Коллективная

Собеседование

2

Работа с бумагой. «Техника оригами». Что можно сделать из бумаги. Условные обозначения. Базовые формы. Складывание. Сказочные формы технике оригами.

1

индивидуально-групповая

Беседа. Просмотр работ

3

Базовая форма «Воздушный змей». Изделие «Курочка и петушок».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

4

Базовая форма «Воздушный змей». Изделие «Ворона».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

5

Базовая форма «Треугольник». Изделие «Котик и бычок».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

6

Базовая форма «Треугольник». Композиция «Кораблик в море».        

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

7

Базовая форма «Треугольник» Композиция «Птицы в лесу».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

8

Базовая  форма «Двойной треугольник». Изделие «Головастик и жук».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

9

Базовая форма «Двойной квадрат». Композиция «Островок в пруду».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

10

Защита творческих работ. Промежуточная диагностика.

1

Коллективная

Выставка детских работ

Беседа. Просмотр работ

11

Аппликация. Учимся размечать и наклеивать детали

1

индивидуально-групповая

Беседа.  Просмотр работ

12

Аппликация из геометрических фигур

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

13

Аппликация с использованием симметричного и контурного вырезания. «Божья коровка».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

14

Сувенир объемной игрушки. «Святой ангел».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

15

Выполнение композиции. «Спящие совы».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

16

Методы использования с разными видами салфеток. Цветочное панно.

1

индивидуально

17

Выполнение салфеточной объемной композиции. «Солнечный зайчик».

1

индивидуально

Просмотр работ

18

Выполнение салфеточной объемной композиции. «Живописная гвоздика».

1

индивидуально

Просмотр работ

19

Выполнение салфеточной объемной композиции. «Одуванчики в траве».

1

индивидуально

Просмотр работ

20

Выполнение салфеточной объемной композиции. «Облака – белогривые лошадки».

1

индивидуально

Просмотр работ

21

Свойства гофрированной бумаги. Способы его технологии, использование  на практике. «Снегирь и ёлочка».

1

индивидуально

Беседа. Просмотр работ

22

Выполнение объемной игрушки. «Веселый снеговик».

1

индивидуально

Просмотр работ

23

Изготовление объемной композиции. «Танцующая балерина».

1

индивидуально

Просмотр работ

24

Выполнение декоративного панно. «Рябиновый сад».

1

индивидуально

Просмотр работ

25

Защита творческих работ по пройдённому разделу.

1

индивидуально

Просмотр работ

26

История ознакомления с изобразительным искусством. Изображение линии на плоскости. Рисунок линией на тему «Расскажи мне о себе».

1

индивидуально

Просмотр работ

27

Знакомство с красками гуашь. Создание красочного «Коврика».

1

индивидуально

Просмотр работ

28

Рисунок на темном фоне. «Ночной пейзаж».

1

индивидуально

Беседа, Просмотр работ

29

Правило  цветового рисунка. «Сельский пейзаж».

1

индивидуально

Просмотр работ

30

Знакомство с красками акварель. «Упражнение лессировки».

1

индивидуально

Просмотр работ

31

Изучение и использования  с ватного материала. Аппликация с использованием ватных дисков. «Весны посланник».

1

индивидуально

Просмотр работ

32

Аппликация с использованием ватных дисков. «У реки».

1

индивидуально

Просмотр работ

33

Аппликация с использованием ватных дисков. «Лебединое озеро».

1

индивидуально

Просмотр работ

34

Аппликация с использованием ватных дисков. «Ромашки».

1

индивидуально

Просмотр работ

35

Итоговое анкетирование учащихся

1

индивидуально

Опрос, беседа

36

Оформление итоговой  выставки «Творчество мастеров»

1

Коллективная

Выставка детских работ.

Защита работ

Итого

36

Календарный учебный график

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп творчества» на 2019-2020 учебный год,

группа №2, 2- ой год обучения

время занятий: суббота  с 10.30- 11.15; кабинет №12

место проведения МОБУ  СОШ д. Улукулево

№ п/п

Число,

месяц

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Форма контроля

1

04.09

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

Лекция.

Коллективная

Собеседование

2

05.09

Природные материалы. Урок – экскурсия в парк.  Сбор и сортировка природного материала

1

Экскурсия.

Коллективная

Беседа, Просмотр работ

3

11.09

Особенности сушки листовых и объемных природных материалов. Объемные игрушки из природного материала

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

4

12.09

Составление композиции декоративного панно из природного материала «Осенний натюрморт».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

5

18.09

Составление композиции из природного материала «Осенний пейзаж».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

6

19.09

Составление композиции из природного материала. Коллективная работа

1

коллективная

Просмотр работ

7

25.09

Изучение художественное моделирование из бумаги путем складывания. Конструируем из модуля «Трилистник». «Осенние листья».

1

Лекция

Индивидуальная

Беседа. Просмотр работ

8

26.09

Конструируем из модуля  «Трилистник».«Белый цветок».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

9

02.10

Конструируем из модуля «Трилистник». «Веселый тигренок».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

10

03.10

Конструируем из модуля «Трилистник».«Чертовое колесо».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

11

09.10

Знакомство с искусством и технологией Кусудамы. Художественные образы на основе этого модуля. «Супершар».  

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

12

10.10

Схема складывание формы. «Супершар».  

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

13

23.10

Конструируем из модуля. «Звезда Шолла».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

14

24.10

Схема складывание формы. «Звезда Шолла».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

15

19.12

Изучения художественного конструирования из гофрированной бумаги. Выполнение декоративного панно «У мельницы».

1

индивидуально-групповая

Беседа. Просмотр работ.

16

25.12

Изготовление цветов  «Хризантема».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

17

26.12

Изготовление цветов «Тюльпан».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

18

09.01

Изготовление цветов «Одуванчик».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

19

15.01

Изготовление цветов «Астра».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

20

16.01

Изготовление цветов «Садовый мак».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

21

22.01

Изготовление цветов «Роза».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

22

23.01

Изготовление цветов «Маки».

1

индивидуально-групповая

Беседа. Просмотр работ

23

06.03

Работа с пластмассой  материалом. Сувенир «Подсвечник». Правила безопасности при резании пластмассы ножницами. «Подсвечник».

1

Лекция.

Индивидуальная

Беседа.  Просмотр работ

24

12.03

Работа с пластмассой  материалом. Правила безопасности при резании пластмассы ножницами «Подсвечник».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

25

13.03

Способ разрезания ножницами на полосы стенки банки, отгибание полос вниз. «Подсвечник».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

26

19.03

Работа с пластмассой  материалом. Правила безопасности при резании пластмассы ножницами. «Сувенирная роза».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

27

20.03

Способ разрезания ножницами на полосы стенки банки, отгибание полос вниз. «Сувенирная роза».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

28

26.03

Способ разрезания ножницами на полосы стенки банки,отгибание полос вниз. «Фантан»

1

индивидуально-групповая

Беседа. Просмотр работ

29

Способ разрезания ножницами на полосы стенки банки,отгибание полос вниз. «Игрушка- погремушка»

1

30

16.04

Роспись на песке. Общее знакомство с технологией. Нанесение слоев песка на основу «Сувенирная ваза».

1

Лекция.

Индивидуальная

Беседа. Просмотр работ

31

Способы оклеивание основы. Нанесение рисунка карандашом «Сувенирная ваза».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

32

Нанесение рисунка на основу гуашевыми красками  «Сувенирная ваза».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

33

Нанесение слоев песка на плоскость. Выполнение декоративного панно «Цветочный сад».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

34

Способы оклеивание плоскости декоративного панно «Цветочный сад».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

35

Итоговое анкетирование учащихся

     1

индивидуально

Опрос, беседа

36

Оформление итоговой  выставки «Калейдоскоп творчества».

1

Коллективная

Выставка детских работ

Защита работ

Итого

36

Календарный учебный график

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп творчества» на 2019-2020 учебный год,

группа №3, 3- ий год обучения

время занятий  суббота с 11.30-  12.15; кабинет №12

место проведения МОБУ СОШ  д. Улукулево

№ п/п

Число,

месяц

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

Лекция.

Коллективная

Собеседование

2

Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала

1

Экскурсия

Беседа, Просмотр работ

3

Изучение и выполнение цветочного букета  из кленовых листьев «Царская роза».

1

Индивидуально-групповая

Просмотр работ

4

Изготовление декоративного панно из сухоцветов «Осенний букет».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

5

Изготовление декоративного панно из сухоцветов «Радуга листьев»

1

6

Изготовление декоративного панно из листьев и плодов семян. «Осенний пейзаж».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

8

Изготовление декоративного панно из листьев и плодов семян. «Осенняя сказка».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

7

Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы

1

Лекция

Индивидуальная

Беседа, Просмотр работ

9

Выполнение треугольного модуля оригами «Павлин».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

10

Схема сборки треугольного модуля «Павлин».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

11

Выполнение треугольного модуля оригами «Заяц».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

12

Схема сборки треугольного модуля  «Заяц».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

13

Методы и приёмы выполнения рисунка

1

Лекция

Коллективная

Беседа, Просмотр работ

14

Живопись по сырому. «Радуга цвета».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

15

Выполнение индивидуального проекта. «Времена года».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

16

Защита индивидуального творческого проекта

1

Коллективная,

выставка детских работ

Защита работ

17

Изготовление глазок для художественных работ. Промежуточная диагностика. «Смешные глазки».

1

Лекция.

Коллективная.

Беседа, Просмотр работ

18

Искусство бумагокручения- «Квиллинг». История возникновение технологии квиллинга

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

19

Техника «Квиллинг». Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Квадрат», «Прямоугольник».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

20

Техника «Квиллинг». «Треугольник», «Долька».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

21

Техника «Квиллинг».

«Квадрат», «Прямоугольник».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

22

Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

23

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Изготовление несложных цветов на основе базовых форм. Цветочная композиция

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

24

Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга.  Фантазия из бумаги

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

25

Нитки. Виды ниток.  Изделия из ниток.

1

Лекция.

Коллективная

Беседа. Просмотр работ

26

Разновидность форм  работ с нитками. Основные приемы выполнения.  Косы.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

27

Разновидность форм работ с нитками. Основные приемы выполнения.  Узоры.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

28

Элементы  и фигуры из  разных видов ниток. Цветы

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

29

Способы сборки соединения. Цветочная композиция

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

30

Картины и панно с использованием заготовок. Коллективная работа

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

31

Комбинированные работы из  различных материалов.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

32

Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона..

1

Лекция. Коллективная

Беседа, Просмотр работ

33

Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы.  Игрушки из капрона.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

34

Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

35

Итоговое анкетирование учащихся

1

индивидуально-групповая

Опрос, беседа

36

Оформление итоговой  выставки «Творчество мастеров»

1

Коллективная,

выставка детских работ

Защита работ

Итого

36

Календарный учебный график

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Калейдоскоп творчества» на 2019-2020 учебный год,

группа №4, 4- ый год обучения

время занятий  суббота  с 12.30 -  13.15; кабинет №12

место проведения МОБУ СОШ  д. Улукулево

№ п/п

Число,

месяц

Тема занятия

Количество

часов

Форма занятия

Форма контроля

1

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охрана труда.

1

Лекция.

Коллективная

Собеседование

2

Урок – экскурсия в парк. Сбор и сортировка природного материала

1

Экскурсия

Беседа, Просмотр работ

3

Изучение и выполнение цветочного букета  из кленовых листьев «Дары осени».

1

Индивидуально-групповая

Просмотр работ

4

Изготовление декоративного панно из сухоцветов «Корона Осени».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

5

Изготовление декоративного панно из листьев и плодов семян. «Осенний пейзаж».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

6

Изготовление декоративного панно из листьев и плодов семян. «Веер».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

7

Художественные образы объемной формы. Выполнение схем оригами и основные базовые формы

1

Лекция

Индивидуальная

Беседа, Просмотр работ

8

Складывание из модулей кусудамы. «Японский журавлик».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

9

Способы соединения модулей между собой.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

10

Способы соединения модулей между собой. Геометрическая кусудама.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

11

Выполнение треугольного модуля оригами «Лебедь».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

12

Методы и приёмы выполнения рисунка

1

Лекция

Коллективная

Беседа, Просмотр работ

13

Рисунок на плоскости. «Иван да Марья».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

14

Живопись по сырому. «Радуга цвета».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

15

Выполнение индивидуального проекта. «Времена года».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

16

Выполнение индивидуального проекта. «Времена года».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

17

Защита индивидуального творческого проекта

1

Коллективная,

выставка детских работ

Защита работ

18

Искусство бумагокручения- «Квиллинг». История. Технологии  квиллинга

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

19

Техника «Квиллинг». Конструирование из основных форм квиллинга. «Капля», «Треугольник»

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

20

Техника « Квиллинг». Конструирование из полоски бумаги. «Завитки».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

21

Коллективная работа. Композиция из основных форм. Изготовление несложных цветов на основе базовых форм. Цветочная композиция

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

22

Изготовление декоративного панно. Конструирование из основных форм квиллинга.  Фантазия из бумаги

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

23

Изготовление декоративного панно. «Цветы»

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

24

Изготовление декоративного панно. «Козлик на лужайке»

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

25

Ткани.  Нитки. Технологии  изготовления. Изделия из тканей и ниток

1

Лекция.

Коллективная

Беседа. Просмотр работ

26

  Ткань. Основные приемы выполнения.  Рукавичка

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

27

Нитки. Основные приемы  выполнения. Шарик.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

28

Способы комбинирования ткани и ниток  изделий. Руковичка и шарик.  

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

29

Украшение «Браслет».

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

30

Работа с капроном. Знакомство с материалом, его свойством. Игрушки из капрона..

1

Лекция. Коллективная

Беседа, Просмотр работ

31

Обучение разметки изделия на глаз, сшивание и связывание материала, передача формы.  Игрушки из капрона.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

32

Выкройка, разметка костюма сказочного персонажа. Игрушки из капрона

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

33

Пошив одежды и декоративная обработка костюма. Игрушки из капрона

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

34

 Игрушки из капрона. Квадрат, треугольник, прямоугольник.

1

индивидуально-групповая

Просмотр работ

35

Итоговое анкетирование учащихся

1

индивидуально-групповая

Опрос, беседа

36

Оформление итоговой  выставки «Калейдоскоп творчества»

1

Коллективная,

выставка детских работ

Защита работ

Итого

36

Приложение 2

Диагностические материалы

Опрос «Мои интересы»  

для начального анкетирования  1 – го года обучения

« Калейдоскоп творчества»

Дорогой друг!

Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1.        Меня зовут__________________________________________________

2.        Мне________________________________________________________

3.        Я выбрал кружок_____________________________________________

4.        Я узнал об объединении (нужное отметить):

•        Из газет;

•        От учителя;

•        От родителей;

•        От друзей;

•        Свой вариант_________________________________________________

5.        Я пришел в этот  кружок, потому что (нужное отметить):

•        Хочу заниматься любимым делом;

•        Надеюсь найти новых друзей;

•        Хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе;

•        Нечем заняться;

•        Свой вариант_________________________________________________

6.        Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):

•        Определиться с выбором профессии;

•        С пользой проводить свободное время;

•        Приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе;

•        Свой вариант_________________________________________________

Диагностические материалы

Опрос на усвоение дополнительной общеобразовательной программы

«Калейдоскоп творчества» за 1-й год обучения

  1. Оригами – это …?
  2. Где впервые появилось искусство оригами?
  3. Назовите базовые формы оригами?
  4. Аппликация- это…?
  5. Бумагопластика – это …?
  6. Какие виды инструментов используют при работе с бумагой?
  7. Перечислите, какие виды бумаг вы использовали?
  8. Акварель – это…
  9. Краски, состоящие из тонко растёртых пигментов  с водно-клеевым связующим и примесью белил, называется……..
  10. Какие кисти используют при работе с гуашью?
  11.  В какой технике используют ватный материал для декоративно- прикладного искусства?

    Результаты опроса оцениваются по следующим критериям:

 9-11 правильных ответов из 11вопросов – высокий уровень;

 7-9 правильных ответов из 11 вопросов – средний уровень;

 4-6 правильных ответов из 11 вопросов – низкий уровень.

  По результатам проверки уровня и качества подготовки, учащихся можно будет судить сколько учащихся освоили программу на 100% и на сколько уровень знаний для учащихся 1 года обучения, соответствует требованиям программы 1 года обучения.

Тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы

«Калейдоскоп творчества» за 2-ой год обучения

  1. Опишите особенности сушки природных материалов?
  2. Назовите способы хранения природных материалов?
  3. Что такое модуль?
  4. Что такое художественное моделирование?.
  5. Какие бывают пластиковые материалы?
  6. Какие инструменты используют при работе с пластиковым материалом?
  7. Аппликация – что это?
  8. Из каких материалов можно сделать аппликацию?

  Результаты опроса оцениваются по следующим критериям:

 6-8 правильных ответов из 8вопросов – высокий уровень;

 5-6 правильных ответов из 8вопросов – средний уровень;

 4-5 правильных ответов из 8 вопросов – низкий уровень.

  По результатам проверки уровня и качества подготовки, учащихся можно будет судить сколько учащихся освоили программу на 100% и на сколько уровень знаний для учащихся 2 года обучения, соответствует требованиям программы 2 года обучения.

Тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы

« Калейдоскоп творчества» за 3-ой год обучения

  1. Что такое треугольный модуль?
  2. В каких изделиях прикладного искусства можно использовать треугольный модуль?
  3. Какую бумагу используют для создания изделий из треугольного модуля?
  4. Какие базовые формы оригами используют для создания кусудамы?
  5. Назовите составные и дополнительные цвета в изобразительном искусстве?
  6. Какие номера кистей, необходимы для росписи?
  7. Что такое квиллинг?
  8. Какие конструируют формы, при работе в технике квиллинга?

  Результаты опроса оцениваются по следующим критериям:

 7-8 правильных ответов из 8вопросов – высокий уровень;

 5-7 правильных ответов из 8 вопросов – средний уровень;

 3-5 правильных ответов из 8 вопросов – низкий уровень.

  По результатам проверки уровня и качества подготовки, учащихся можно будет судить сколько учащихся освоили программу на 100% и на сколько уровень знаний для учащихся 3 года обучения, соответствует требованиям программы 3 года обучения.

Тест на усвоение дополнительной общеобразовательной программы

« Калейдоскоп творчества» за 4-ой год обучения

  1. Что такое природные материалы?
  2. В каких изделиях прикладного искусства можно использовать природные материалы?
  3. Что такое ткань и нитки?
  4. Какие бывают виды тканей и ниток?
  5. Назовите   изделия  из ткани, которые можно выполнить?
  6. Назовите изделия из ниток, котрые можно выполнить?
  7. Что такое квиллинг?
  8. Какие конструируют формы, при работе в технике квиллинга?

  Результаты опроса оцениваются по следующим критериям:

 7-8 правильных ответов из 8вопросов – высокий уровень;

 5-7 правильных ответов из 8 вопросов – средний уровень;

 3-5 правильных ответов из 8 вопросов – низкий уровень.

  По результатам проверки уровня и качества подготовки, учащихся можно будет судить сколько учащихся освоили программу на 100% и на сколько уровень знаний для учащихся 4 года обучения, соответствует требованиям программы 4 года обучения.

   Оценивание творческого проекта осуществляется в соответствии с критериями:

Критерии

количество баллов

Самооценка

Оценка одногруппника

Оценка педагога

  • Композиция

0-10

  • Верный выбор цветовой гаммы

0-10

  • Оригинальность

0-10

  • Раскрытие темы

0-10

  • Актуальность и аккуратность выполнения

0-10

  • Завершённость работы

0-10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности «Техническое творчество»

Пояснительная записка Техника вторгается в мир представлений и понятий ребенка уже с раннего детства, но в основном, как объект потребления. Моделирование и конструирование способствуют познанию ...

Проект дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Магия творчества» нацелена на развитие творческих способностей детей. Проблема развития творческих способностей с ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Детское художественное творчество"

Программа расчитана на 4 года обучения. в содержании присутствуют такие темы как : лепка; рисование; работа с бумагой; Работа с тканью(чердачная игрушка и текстильная кукла)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий художественной направленности «Палитра творчества»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Палитра творчества» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий разработана с учетом д...