Конспект урока технологии "Архитектура. Фигура в масштабе" (УМК "Перспектива", 3 класс)
план-конспект урока по технологии (3 класс)

Самохвалова Полина Павловна

Тема: «Архитектура. Фигура в масштабе»

Цели деятельности учителя: знакомство с основами черчения и масштабирования; формирование умения выполнять чертеж в масштабе;

Планируемые результаты:

Предметные:

- раскрыть содержание понятий «чертёж», «масштаб» познакомить с профессиями людей, работающих на стройке;

- познакомить с технологией вычисления масштаба на чертеже;

- выполнить чертёж фигуры в масштабе.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_tehnologiya_4.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.09.2020                                                                                                                          

Школа: № 104                                                                                                                          

Класс: 3 «А»                                                                                                                                                                                                                                                                    

Кабинет: 209                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                       

                                                                   

Конспект урока по технологии

Тема: «Архитектура. Фигура в масштабе»

Цели деятельности учителя: знакомство с основами черчения и масштабирования; формирование умения выполнять чертеж в масштабе;

Планируемые результаты:

Предметные:

- раскрыть содержание понятий «чертёж», «масштаб» познакомить с профессиями людей, работающих на стройке;

- познакомить с технологией вычисления масштаба на чертеже;

- выполнить чертёж фигуры в масштабе.

Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование: Учебная презентация, простой карандаш, линейка, учебник и рабочая тетрадь (УМК «Перспектива», 3 класс, 1 часть, Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Шипилова).

Этап урока

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – слово учителя.

1 мин

- Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть! Меня зовут Полина Павловна, и я проведу у вас сегодня урок технологии.

- Для начала проверьте свою готовность к уроку, на парте должен быть порядок. Помните: порядок в вещах – порядок в мыслях.

- А теперь, повернитесь друг к другу, улыбнитесь и дайте «пять» своему соседу по парте.

- Здорово, вот мы и зарядились позитивным настроем на урок!

- Садитесь.

- Ребята, посмотрите, это девиз нашего урока «Ум и сердце в работу вложи, Каждой минутой своей дорожи!» (на слайде)

- Как вы понимаете его смысл? - Верно, молодцы!

Проверяют свою готовность к уроку.

Взаимодействуют друг с другом.

Нужно работать с душой, беречь время.

Л: самоопределение к деятельности;

  1. Актуализация знаний и мотивация

Словесный - слово учителя

Наглядный - предъявление терминов в презентации.

15 мин

- Ребята, посмотрите на слайд и отгадайте слово (зашифровано по азбуке Морзе)

- Правильно, это архитектура! Молодцы.

- А кто-нибудь знает, что же такое архитектура? Что обозначает это слово?

- Ребята! Архитектура – это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения.

- А знаете ли вы откуда произошло понятие «архитектура»?

- Начало строительной деятельности человека относится к древней эпохе, когда человек сооружал себе жилища с помощью обыкновенных орудий из камня. Но человек развивался, совершенствовались его орудия труда и образ жизни. В этот период и появились первые хижины и шалаши, сплетенные из тонких ветвей.

- Ребята, а знаете ли вы какие-нибудь стили архитектуры?

- Посмотрите, пожалуйста на слайд. Существует множество стилей архитектуры, например,

1. Классический стиль;

2. Готический стиль;

3. Стиль барокко.

- А теперь, ребята, послушайте меня ещё внимательнее и ответьте на мой вопрос. Кто занимается строительством всех построек?

- Посмотрите, пожалуйста, на картинки на слайде и скажите, какие профессии вы здесь видите?

- Отлично! Молодцы.

Но самые основные и главные профессии в строительстве – это инженер-архитектор и прораб.

 (на слайде)

Инженер-строитель – специалист, который создаёт конструкцию архитектурного сооружения и разрабатывает технологию его строительства.

Прораб – специалист, который организует строительство и руководит им.

- Поэтому, ребята, сегодня я вам предлагаю стать настоящими строителями, а именно, инженерами!

Но! Мы не сможем работать, потому что мы с вами не знаем специального языка архитектуры!

Как вы думаете, что нам нужно делать?

- Верно! Молодцы! Давайте познакомимся с основными понятиями, которые нам помогут выполнить сегодняшнюю работу.

- Ребята! Основной язык архитекторов – это чертёж. Кто знает, что такое чертёж?

(на слайде)

Чертёж – это условное изображение изделий, предметов и деталей на плоскости (листе бумаги) с указанием их размеров и масштаба.

- Его выполняют по определённым правилам с помощью чертёжных инструментов, при этом соблюдают требования к линиям чертежа.

- И ещё одно очень важное слово на языке архитектуры – это масштаб. Кто-то знает, что означает это слово?

(на слайде)

Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже к длине соответствующих им отрезков в действительности.

- Его обозначают числом, которое показывает нам во сколько раз уменьшено или увеличено изображение.

- Как вы думаете, ребята, где вы могли встречать изображения с указанием масштаба?

- Действительно! Посмотрите, как можно уместить целую нашу планету на одном листе бумаги. Стоит лишь применить масштаб и вся планета перед нашими глазами! Удивительно!

- Архитектура.

(предположения учащихся)

Работа с новым понятием.

- Нет.

Воспринимают информацию.

- Ответы на вопрос.

Воспринимают информацию.

- Строители!

- Каменщик, маляр, электрик, столяр.

Работа с новым понятием

(воспринимают информацию)

- Нам нужно познакомиться с языком архитектуры.

Предположения детей

Знакомство с новым понятием

Предположения ребят

Знакомство с новым понятием

- Карты мира, страны.

Воспринимают информацию.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П:смысловое чтение

К: правильно формулировать цель урока

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

  1. Постановка учебной задачи

Словесный - беседа.

1 мин

- Таким образом, тема нашего урока сегодня: «Архитектура. Фигура в масштабе.»

- Как вы думаете, какая цель нашего занятие, что мы сегодня выполним на уроке?

- Сегодня мы самостоятельно выполним фигуру в масштабе.

П: логическое построение логической цепи рассуждений

1 мин

Физминутка

Выполняют физминутку

Р: контроль; саморегуляция.

  1. Открытие нового знания

Словесный – объяснение.

Наглядный – наблюдение учащихся.

Практический – учебно - производственный пед. Показ.

5-7 мин

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы можете сказать о данных квадратах?

- Почему так происходит?

- Посмотрите на центральный квадрат. Какие цифры вы видите рядом с ним?

- Такое обозначение говорит нам о том, что это реальный размер квадрата, настоящий.

- Какие цифры масштаба вы видите у двух других квадратов?

- Что происходит с этими квадратами?

- Во сколько раз?

- То есть, жёлтый квадрат больше сиреневого ровно в два раза, а голубой меньше ровно в два раза.

- Хорошо. Сейчас мы с вами постараемся выполнить самостоятельно подобное задание в тетради.

- Открываем тетради на странице 5. Нам предстоит с вами выполнить чертёж такого же дома, только в увеличенном масштабе 2:1 Что это значит?

- Хорошо. Но! Прежде чем выполнять это задание, нам необходимо составить план нашей работы.

- Смотрим на задание 1. Что необходимо сделать?

- Верно. Итак, заполните, пожалуйста, пропуски самостоятельно, после чего, мы с вами вместе проверим.

- Итак, проверяем.

(эталон на слайде)

1. Измерить длину каждого отрезка на чертеже в масштабе 1:1.

2. Посчитать длину каждого отрезка на чертеже в масштабе 2:1. Для этого умножить все величины на 2.

3. Последовательно отложить отрезки на чертеже в масштабе 2:1, как на чертеже в масштабе 1:1.

- Все квадраты разного размера.

- Квадраты выполнены в масштабе.

- 1:1

- 2:1 и 1:2.

- Один из них увеличен, а другой уменьшен.

- В два раза.

Открывают рабочие тетради.

- Необходимо построить чертёж, размеры отрезков на котором будут в два раза больше, чем на чертеже в масштабе 1:1.

- Вставить пропущенные слова.

Самостоятельно выполняют задание.

Самопроверка по эталону

Л: Смыслеобразование

П: логическое

Обобщение

К.: формулировать собственное мнение и позицию;

П: логическое построение логической цепи рассуждений

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный - беседа.

Наглядный – наблюдение учащихся.

1-2  мин

- Итак, теперь пожалуйста проговорите еще раз план своей работы вслух.

План работы:

1. Измерить длину каждого отрезка на чертеже в масштабе 1:1.

2. Посчитать длину каждого отрезка на чертеже в масштабе 2:1. Для этого умножить все величины на 2.

3. Последовательно отложить отрезки на чертеже в масштабе 2:1, как на чертеже в масштабе 1:1.

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

П: логическое

обобщение

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический - изготовление изделия

10-15 мин

- Из каких фигур состоит наш дом?

- При выполнении нашей фигуры, мы будем

двигаться снизу вверх. Нижнюю линию мы

начинаем не с самого низа, а отступаем клеточку.

Сначала мы измерим отрезок АЛ.

- Сколько вышло см?

- А если нам нужен масштаб 2:1,а отрезок 3 см.

Что нужно cделать?

- Чертим первый отрезок.

Посчитайте отрезок БВ и ИК. Сколько вышло клеточек?

Если умножить 2 на 2, сколько получится?

Чертим следующий отрезок.

- Посчитайте отрезок ГВ и ЗИ. Сколько вышло

клеточек?

Если умножить 7 см на 2, сколько получится?

Чертим отрезок.

- Сейчас мы будем чертить окна. Измерьте квадрат. Сколько вышло см?

- Если умножить 1 см на 2, сколько получится?

А что мы знаем про квадрат?

Чертим окна в доме.

А теперь, мы начертим каркас нашего дома.

Вам нужно измерить отрезок Д,Е,Ж. Сколько вышло клеток?

Если умножить 1,5 см на 2,то сколько получится?

И чертим, крышу нашего дома.

- Если у кого-то возникнут вопросы, поднимите руку, я подойду и помогу вам.  

- Приступайте к работе.

- Из треугольника, двух квадратов и двух прямоугольниках

- 3 см.

- 3*2=6

Выполняют работу.

- 2

- 4 клетки

- 7 клеток

- 14 клеток

- 1 см

- 2 см

- У квадрата все стороны равны

- 1,5

- 3 см

К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Л: Самоопределение.

VII. Включение в систему знаний

Словесный - беседа.

1-2 мин

- Ребята, что мы сегодня выполняли с вами на уроке?

- Какую фигуру мы выполняли?

- Мы выполняли дом в увеличенном или уменьшенном масштабе?

- Как необходимо выполнять увеличенный масштаб 2:1 ?

- фигуру в масштабе

- дом

- В увеличенном

- Необходимо посчитать длину отрезков и умножить их на 2.

К: участвовать в учебном диалоге, формировать ответы и выводы.

П: логическое

Обобщение

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный - формулирование выводов, обобщений

1 мин

- Ребята, давайте вместе проанализируем, у всех ли получился дом?

- Правильно ли вы измерили масштаб, верно ли посчитали все клеточки?

 - Ребята, у кого сегодня было хорошее настроение. Все получалось и вам было интересно – покажите мне палец вверх. А кому было трудно выполнять задания и неинтересно – покажите палец вниз. - Отлично! Спасибо вам большое за урок, ребята. Мне очень понравилось с вами поработать! До свидания.

 Ответы детей

Л: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Конспект урока по математике во 2-м классе УМК «Гармония» на тему: «Геометрические фигуры плоские и объёмные»

Урок по ФГОС во 2 классе УМК "Гармония". Тема "Геометрические фигуры плоские и объёмные"...

Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...

Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Конспект урока по ручному труду во 2 классе по теме: «Прямоугольник. Квадрат» Профессия швея.

Тема: «Прямоугольник. Квадрат». Профессия швея.Цель урока: уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их...

конспект урока "Геометрические фигуры. Круг" (6г класс, 2 вариант)

конспект урока по учебному предмету "Математические представления" для обучающегося с НОДА и ТМНР по теме "Геометрические фигуры. Круг"...

Конспект урока "Геометрические фигуры"

Цель: Продолжить формировать умения различать геометрические фигурыЗадачи:1. Образовательная: Выявить полученные знания, продолжать  учить различать геометрические фигуры, закрепить понятие о вел...