Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» 1 класс
рабочая программа по технологии (1 класс)

      Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение»  1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей  на основе АООП НОО глухих детей ( вариант 1.2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_ppo_1_klass.docx40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическое обучение» в 1а классе составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей  на основе АООП НОО глухих детей ( вариант 1.2).

      Учебники: 

Зыкова Т.С. Зыкова М.А. Русский язык. Развитие речи (для глухих обучающихся) 1 кл., ч.1-2 –М: Просвещение, 2019

 Цель учебного предмета «Предметно-практическое обучение»:

формирование у обучающихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление с основными положениями науки о языке

Задачи:

-формирование житейских понятий у обучающихся, трудовых умений и навыков, включая умение работать в коллективе;

-формирование у детей  речемыслительных и коммуникативных компетенций.

 -развитие устной и письменной речи;

 -овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

-совершенствование предметно-практической деятельности;

-целенаправленное воспитание школьников.

Место учебного предмета в учебном плане.

В 1 классе на изучение учебного  предмета: «Предметно-практическое обучение» отводится 4 часа в неделю,  136 часов в год.

 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Предметно-практическое обучение»

Предметные:

знать/понимать:

• роль трудовой деятельности в жизни человека;

• распространенные виды профессий (с учетом региональных особенностей);

влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;

• область применения и назначение инструментов, различных машин, технических устройств (в том числе компьютеров);

• основные источники информации; назначение основных устройств компьютера;

• правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами, бытовой техникой, компьютером;

Обучающиеся должны уметь:

• выполнять инструкции при решении учебных задач;

• осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;

• определять материалы, инструменты, учебные принадлежности, необходимые для достижения цели;

• определять последовательность действий, операций;

• контролировать ход деятельности;

• сопоставлять результаты с образцом, содержанием задания;

• коллективно и самостоятельно составлять подробный, пооперационный, краткий и сложный планы предметно-практической деятельности, пользоваться ими при изготовлении изделий, при отчете о деятельности;

• участвовать в коллективной деятельности: принимать задания учителя, руководителя группы детей, выполнять их требования, сообщать об окончании работы, уточнять непонятное задание, владеть способами, приемами оказания помощи товарищу;

• выполнять обязанности руководителя группы: давать поручения, проверять правильность выполнения, оказывать помощь, распределять работу между товарищами, вместе с ними определять план работы и способы достижения цели;

• выполнять обязанности контролера-оценщика;

• владеть деловой и эмоционально-оценочной лексикой;

• выражать радость, удовлетворение, сожаление результатами деятельности; использовать при общении различные виды речевой деятельности;

• получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя образцы, предметные карты, условные обозначения, рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

• изготавливать изделия из доступных материалов по образцу, рисунку, сборной схеме, эскизу, чертежу;

• создавать различные изделия из доступных материалов по собственному замыслу;

• создавать модели несложных объектов из пластилина, деталей конструктора и различных материалов;

• осуществлять декоративное оформление и отделку изделий;

• выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

• соблюдать последовательность технологических операций при изготовлении и сборке изделия;

• решать несложные учебные и практические задачи с применением возможностей компьютерных технологий (создавать и изменять простые объекты, искать информацию с использованием простейших запросов);

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения домашнего труда (самообслуживание, мелкий ремонт одежды и предметов быта и т. д.);

• соблюдать правила личной гигиены и безопасных приемов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий.    

Метопредметные результаты:
 Регулятивные УУД: 
учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке; 
учиться работать по предложенному плану; 
учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности на уроке;
учиться отличать неверно выполненное задание от верного. 
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию;
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. 
группировать предметы объекты на основе существенных признаков. 
Коммуникативные УУД:

оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); 
слушать и понимать речь других;
вступать в беседу на уроке и в жизни; 
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Коммуникативно-речевая и социальная компетентности как реализация социокультурных целей:
использование различных видов речевой деятельности, устной и письменной форм речи, диалогической и монологической речи;
понимание и выполнение поручений, умение выражать просьбу, желание, побуждение;

сообщение о проделанной работе;
участвовать в диалоге, строить беседу с учетом ситуации общения, соблюдать нормы речевого этикета, составлять несложные
монологические высказывания, несложные письменные тексты (заявки, отчеты о деятельности, оценка деятельности), сформированы навыки планирования предметно практической деятельности;
способность к позитивному стилю общения;

 проявление инициативности и самостоятельности в общении, способность договариваться, учитывать интересы, настроение и чувства других;

 сопереживать неудачам и радоваться успехам одноклассников;
способность выражать свое мнение, отношение, разрешать споры;
адекватное использование житейских понятий в урочной и внеурочной деятельности;
способность к установлению позитивных межличностных отношений со сверстниками, адекватному эмоциональному
реагированию и взаимодействию.

Личностные результаты:

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, наличие мотивов учебной деятельности;
  • стремление к организованности и аккуратности в процессе учебной деятельности, проявлению учебной дисциплины;
  • любознательность, стремление к расширению собственных навыков общения и накоплению общекультурного опыта;
  • представление о нравственно-этических ценностях, развитие и проявление этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, уважение к старшим помощь другому человеку; выражение сочувствия, благодарности и др. и др.);
  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности трудовой и творческой деятельности человека; бережное отношение к результату чужого труда;
  • ощущение себя сопричастным общественной жизни (на уровне школы, семьи, города, страны);
  • осознание правил и норм поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
  • способность давать элементарную нравственную оценку собственному поведению и поступкам других людей (сверстников, одноклассников);
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои действия и поступки  на основе представлений о нравственных нормах;
  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений, в том числе в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной и коллективной учебной и внеурочной деятельности;
  • готовность и стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности и в различных социальных ситуациях;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач;
  • принятие факта существования разных мнений, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установка на безопасный труд, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, аккуратности и экономному расходованию материалов, используемых в предметно-практической деятельности;
  • овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
  • способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
  • адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами, необходимыми ассистивными средствами в разных ситуациях; специальной тревожной кнопкой на мобильном телефоне; написать при необходимости sms-сообщение и др.).

Содержание учебного предмета

I четверть 

Выполнять инструкции учителя, данные в устной и письменной форме. Называть объекты, материалы и их свойства, инструменты. Определять и просить необходимый материал и инструмент. Обращаться к однокласснику с вопросом или просьбой. Составлять инструкции, необходимые для организации и выполнения работы (с помощью учителя и самостоятельно). Выполнять работу по устной инструкции одноклассника. Отвечать на вопросы учителя или товарища. Спрашивать разрешения начать работу, взять материалы, положить работу на место. Сообщать о своей работе и работе одноклассника.

Изготавливать объекты по образцу и по инструкции учителя (товарища).

Разминать пластилин (соленое тесто) и придавать ему различные формы. Отрывать от куска требуемое количество частей.

Работать с бумагой: складывать лист бумаги пополам, отгибать углы, отрезать бумагу ножницами. Резать ножницами по прямой и кривой линиям. Склеивать бумагу. Воспроизводить контуры предметов по шаблону и без него.

Различать изделия по форме, цвету, величине. Подбирать для изделия материал нужного цвета, качества. Определять нужное количество предметов и количество изготовленных изделий (в пределах 20). Отмерять с помощью линейки полоску бумаги нужной длины и ширины.

Работать по готовому пооперационному плану, данному учителем. Составлять с помощью учителя план работы (пооперационный). Сообщать о выполненной работе по отдельным операциям в устной и письменной форме.

Располагать на рабочем месте материалы и инструменты, убирать обрезки, экономно расходовать материалы. Выполнять (с помощью учителя) обязанности руководителя группы (давать поручения по подготовке и выполнению работы, оценивать деятельность товарища, оказывать помощь).

Лепка

Фрукты: яблоко, груша, слива, апельсин, лимон, виноград.

Овощи: помидор, огурец, лук, репа, свекла, редис, морковь, картофель.

Игрушки: пирамида из шаров, матрешка, мишка, машина, гусь, петух.

Грибы.

Аппликационные работы 

Фрукты и овощи.

Осенние цветы на клумбе.

 Лесные ягоды (рябина) и орехи.

 Корзинка с грибами.

Моделирование и конструирование 

Самолет.

Закладка с аппликацией из цветов, ягод или из кругов, прямоугольников, квадратов (по выбору).

Работа с тканью 

Игольница (в виде папочки).

Работа с разными материалами

Коллекция «Листья деревьев».

Работа на пришкольном участке[1] 

Экскурсия на учебно-опытный участок.

Ознакомление с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

Осенняя обработка почвы: удаление остатков растений, мусора (перекапывание почвы старшими школьниками).

II четверть 

Составлять инструкции, содержащие требования к выполнению двух-трех операций.

Сообщать о своей работе (параллельно и после изготовления изделия) письменно и устно.

Коллективно составлять пооперационный план (5—6 пунктов).

Самостоятельно составлять пооперационный план (2—3 пункта).

Изготавливать изделия по образцу и по инструкции.

Отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы, просить их у учителя, руководителя работы.

Работать с бумагой: отрезать лишние края бумаги, складывать с угла на угол, выравнивать углы и края. По линейке проводить линии на бумаге, отмерять необходимое количество сантиметров.

Определять способы скрепления деталей в изделиях (склеиванием, сшиванием).

Определять число необходимых частей (кнопок, деталей); каких деталей больше, меньше; решать с этими числами простые задачи.

Работать коллективно с распределением обязанностей. Участвовать в коллективной работе: выполнять часть общей работы; выражать желание, просьбу; задавать уточняющие вопросы; сообщать о выполнении задания; оценивать свою работу и работу товарищей; исправлять ошибки.

Лепка 

Кошка. Еж. Волк, лиса, заяц, слон, обезьяна (по выбору).

Аппликационные работы 

Белка с орехом.

Аппликация «Осень» (по прочитанному стихотворению: М. Ивенсен. «Падают, падают листья...»).

Моделирование и конструирование 

Из бумаги 

Парашют (квадратный).

 Игрушки для елки: хлопушка, цепь, звездочка, снежинка.

Из строительного материала 

Домики. Мебель.

Работа с мозаикой 

Цветы, орнаменты, узоры.

Работа с разными материалами 

Елочные игрушки: белка, черепаха.

III четверть 

Называть (угадывать) объекты, подлежащие изготовлению, по описанию (образцу, рисунку) изделия. Составлять с помощью учителя заявку на материалы и инструменты. Подробно описывать работу, проделанную по одному из пунктов плана.

Выбирать маленького учителя (бригадира) для организации работы. Выполнять инструкции одноклассника и отчитываться о выполненной работе.

Подробно и кратко отчитываться о выполненной работе на основе составленного пооперационного плана.

Лепить части тела из отдельных кусков пластилина (соленого теста), соединять их.

Работать с бумагой: вырезать по контуру, располагать предметы на листе бумаги, аккуратно приклеивать их. Делать надрезы по пунктирной линии, сгибать бумагу по проведенным линиям. Конструировать объект по линиям сгибов заготовки изделия (развернутого в плоскости).

Отбирать по рисунку нужные для изделия детали.

Соединять детали конструктора болтами и гайками. Собирать объекты с разными видами подвижного, неподвижного, разъемного соединения деталей.

Определять по словесной инструкции место одного предмета по отношению к другому. Определять относительные размеры изделия (больше, меньше). Производить счет группами по 3—5 деталей, отсчитывать нужное количество деталей. Сравнивать изготовленные изделия по цвету, форме, размеру. Выполнять работу за время, указанное учителем, с использованием часов (5, 10 мин).

Лепка 

Птицы: ворона, сорока, воробей, снегирь, синица, ласточка, грач, скворец, страус, журавль, орел (1—2 птицы по выбору).

Рыбы: сом, ерш, щука.

Аппликационные работы 

Аквариум с рыбками.

Вороны на снегу под елкой.

Ветка мимозы в вазе.

Моделированеи и констурирование 

Из бумаги 

Телевизор. Шапочка.

Из строительного материала 

Дома, башни, гараж. Мебель.

Из деталей пластмассового (металлического)

конструктора 

Стол. Стул. Качели.

Работа с мозаикой 

Орнамент, узор.

Работа с тканью 

Пришивание пуговицы.

Длинная, короткая, левая, правая (рука).

Аккуратно, сверху, снизу.

Работа с разными материалами 

Макет «Зимой во дворе».

IV четверть 

Рассказывать о работе, которая будет выполняться. Отвечать на вопросы учителя и одноклассников о работе.

Определять нужные для работы материалы и инструменты. Писать заявку, составлять самостоятельно и коллективно пооперационный план работы.

Отчитываться о выполненной работе (кратко и подробно).

Изготавливать изделия по инструкции учителя, одноклассника, по плану.

Сравнивать и различать изготовленные изделия. Соотносить размеры кусков пластилина с размерами будущего изделия.

Определять нужное число деталей различного цвета путем вычисления (уменьшения, увеличения).

Отмерять и отрезать бумагу по размерам, определенным самими учениками.

Оценивать работу отдельных учеников, всей бригады.

Работа с мозаикой

Цветковое растение. Мозаичное панно.

Работа с разными материалами 

Макет «Весна». Улица города.

Аппликационные работы 

Скворец у скворечника.

Стрекоза, жук, бабочка.

Моделирование и конструирование

Из бумаги 

Цветы. Корзинка с ручкой.

Из деталей пластмассового (металлического) конструктора 

Самокат.

Работа на пришкольном участке

Осмотр классных делянок (вскопанных старшеклассниками).

Разравнивание граблями. Правила безопасной работы с граблями.

Посев крупных семян (настурция, душистый горошек, ноготки, бобы, горох, фасоль). Подготовка семян к посеву: отбор наиболее крупных и здоровых семян, их замачивание и проращивание. Подготовка грядок на классной делянке. Разметка рядков и установка щитков с этикетками. Уход за посевами: распознавание всходов культурных растений, полив, прополка, рыхление.

Выращивание зеленого лука на перо.

Наблюдения: распознавание всходов культурных растений, наблюдение за ростом и развитием растений (по плану, предложенному учителем).

п/п

Раздел

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

Лепка

Аппликационные работы

Работа с мозаикой

Моделирование и конструирование

Работа с разными материалами

Работа с тканью

Работа на пришкольном участке

25

22

12

24

17

7

1

- речевая деятельность: говорение чтение письмо, дактилирование, дактильное проговаривание, слухозрительное восприятие;

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки;

 - анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

- сравнение, обобщение, классификация объектов деятельности;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, предметным картам, описаниям предмета, тексту, по представлению, схеме);

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение возможных решений, выбор оптимального решения), а также творческих художественных задач (общий дизайн, оформление); - простейшее проектирование (принятие идеи, поиск и отбор необходимой информации, окончательный образ объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления изделия, подбор инструментов, материалов, выбор способов их обработки, реализация замысла с корректировкой конструкции и технологии, проверка изделия в действии, представление (защита) процесса и результат работы);

 - привлечение под руководством учителя информационно-коммуникационных технологий (Интернет, программа Microsoft PowerPoint) при подборе иллюстративных материалов и информации на заданную тему и подготовке проекта; пользование с помощью учителя компьютерной техникой в качестве вспомогательного оборудования при проектировании предметно-практической деятельности и моделировании изделий.

Учебно-методическое обеспечение

Дидактические средства

Зыкова Т.С., Руленкова Л.И. Дидактический материал по предметно-практическому обучению. Приложение к учебнику «Развитие речи» для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида. М.: Просвещение, 2008, 80с.

 

Методическая литература

Зыкова Т.С., Зыкова М.А. Методика предметно-практического обучения в школе для глухих детей, М.: ACADEMIA, 2002, 172 с.

Использование предметно-практической деятельности в обучении глухих школьников. Под ред. С.А. Зыкова, М.: 1976.

Марциновская Е.Н., Нестерович Т.В., Зыкова Т.С. Уроки предметно-практического обучения в школе глухих: Пособие для учителей., М.: Просвещение, 1980, 175 с.

Экспериментальные уроки предметно-практического обучения в школе для глухих детей: Методическое пособие для учителей., М.: 1972, 309 с.

Предметно-практическое обучение в школе для глухих детей: Методические рекомендации., М.: Просвещение, 1979, 49 с.

Электронные образовательные ресурсы:

http://wikipedia.ru

http://prezentacii.com

http://www.school.edu.ru – документы МО РФ, законы, вспомогательные материалы (раздаточные материалы, иллюстрации), инфотека, электронная библиотека образовательных ресурсов

http://cor.edu.27.ru – единая коллекция ЦОР Хабаровского края

http://stranamasterov.ru/technics

http://edusait.ru

http://openclass.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно- практические действия" 4 класс.

Рабочая программа  по  коррекционному курсу  "Предметно- практические действия" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант1)....

Рабочая программа по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ» для 2 класса начального общего образования на 2018- 2019 учебный год.

Место учебного предмета «Технология» в учебном плане:В соответствии с  УМК «Технология» Лутцевой Е.А.  во 2  классе на учебный предмет «Технология» о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Предметно- практические действия» 2 КЛАСС

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по  коррекционному курсу  «Предметно- практические действия»    2 КЛАСС...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"

Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...