Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»
рабочая программа по технологии

Кашина Светлана Павловна

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Так же дети осваивают новые техники рисования, выражают свои фантазии в полной мере. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_masterskaya.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация управления и образования городского округа г. Бор

Нижегородской области

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Кантауровская средняя школа

УТВЕРЖДАЮ:

   Приказ №223-о  от 30..08.2017

Директор ____ В.А.Кашин

                                                                                                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Творческая мастерская»

                             

                                  Возраст  детей  с 7 до 9 лет

                                                              Срок реализации программы 1 год

        Составитель: учитель начальных классов Кашина Светлана Павловна

с.  Кантаурово

2017г.

Оглавление

  1. Пояснительная записка …………………………………..2-3
  2. Содержание программы ………………………………….4-8
  3. Календарно-тематический план …………………………9-11
  4. Календарно-учебный график ………………………….....12-13
  5. Учебно-тематический план ………………………………14-16
  6. Оценочный материал ……………………………………..17
  7. Список литературы ……………………………………….18

  1. Пояснительная записка

       

Данная программа разработана на основании авторской программы «Умелые ручки». Автор-составитель: Шабельник Елена Николаевна(Педагог дополнительного образования)

Декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, декоративно-прикладное искусство, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?

Данный курс содержит в себе блок «Нетрадиционных техник рисования». Он введен для того, чтобы развивать все компоненты творческих способностей: творческое мышление, творческое воображение и применение методов организации творческой деятельности

В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».

На мой взгляд этим требованиям отвечает курс декоративно-прикладного искусства.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи и основы художественного изображения. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Так же дети осваивают новые техники рисования, выражают свои фантазии в полной мере. У обучающихся возникает желание к самовыражению, вырабатывается умение видеть образы в сочетании цветовых пятен и линий, оформление изображений. Процесс детского творчества происходит ненавязчиво, так как дети очень заинтересованы в получении результата их деятельности, будь то поделка, проект или рисунок.

  1.    Содержание программы

 

Цель программы –Развитие художественно-творческой активности учащихся, а так же творческих способностей в целом.

Задачи программы

  • Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;
  • Сформировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
  • Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
  • Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
  • Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, нетрадиционного рисования;
  • Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • Сформировать творческие способности, духовную культуру;
  • Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
  • Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

 

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на 1 год обучения. Объединение комплектуется из учащихся 1-2 класса .Количество детей в группе для освоения программы - 15 человек.

Режим работы кружка – 2 занятие в неделю по 1 часу.

Структура программы 

Программа кружка «Творческая мастерская» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

Программа предусматривает преподавание  материала для  детей с разным уровнем развития творческих способностей. А именно дети с низким уровнем развития творческих способностей занимаются по шаблону, эскизу, для них я сама выбираю форму изделия, цветовые решения, композиционные решения и т.д. Ребята со средним уровнем- так же выполняют действия по шаблону, эскизу, только эти шаблоны незакончены, либо недостаточно декорированы, т.е им приходится по средствам своего воображения и фантазии дорисовывать, доделывать, «доводить до целого». Дети с высоким уровнем развития творческих способностей соответственно разрабатывают свой собственный шаблон, эскиз, выбирают тему рисунков, составляют композицию, практически без помощи учителя

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с бумагой
  2. Ниточная страна
  3. Нетрадиционное рисование
  4. Роспись
  5. Лепка
  6. Работа с тканью
  7. Работа с бисером
  8. Работа с природным материалом.
  9. Творческий проект
  10. Выставки, экскурсии, праздники.

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект
  2. Связь с современностью
  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий
  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. Эскиз (доработка эскиза либо разработка)
  2. воплощение в материале
  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и на выставках.

Формы  работы и  методы преподавания:

Формы:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные.

Работа с детьми проходит в форме занятий, совместной работы с педагогом, а так же самостоятельной творческой деятельности, а именно:

  • Определение назначения своего изделия
  • Создание творческого проекта по теме декоративно-прикладного искусства
  • Поиск композиционных решений
  • Выбор способа приготовления поделок
  • Участие в школьных выставках

Методы:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация, нестандартное рисование.

Условия реализации программы

  1. Есть дети, желающие получить дополнительные знания по рукоделию.
  2. Занятия будут проходить в после урочное время в кабинете начальных классов.
  3. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.
  4. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы, презентации, видео уроки, технологические карты.

Дидактический материал:

 журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из лоскутов и техник вышивания. Чертежи, схемы,      эскизы будущих изделий.

 

Характеристика ожидаемых результатов.

В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись.);
  • о видах нетрадиционного рисования (клаксография, монотипия, диатипия, фроттаж, клише)
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Дымковская роспись;
  • об особенностях лепных игрушек;
  • о способах аппликации (ткань, бумага, кожа, солома), сочетание аппликации с вышивкой;
  • о вышивке лентами;
  • о проектной деятельности.

      умения:

  • работать нужными инструментами и приспособлениями;
  • последовательно вести работу ( замысел, эскиз, выбор материала и рисовать кистью элементы растительного орнамента и.тд.)
  • лепить на основе традиционных приемов филимоновской и дымковской игрушки, применять разные формы лепки;
  • создавать свой шаблон, эскиз;
  • декорировать получившееся изделие;

 

Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно

обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения

  1. Учебно-тематический  план

2 часа в неделю( 34 недели) 72 часа

п/п

Раздел

Темы

Общее

кол-во

часов

В том числе

Теоретич. часы

Практич.

часы

1

1-2

Вводное занятие

Беседа. Знакомство.

Рисование Страны Мастеров.

2

1

1

3-8

«В чудесном лесу»

Работа с природным материалом

6

 

6

 9-13

«Бумажный город»

 

 a) Плоскостные композиции из бумаги. Аппликация;

б). Узоры из бумажных лент (квилинг);

в) бумажная мозаика.

г). оригами

5

1

4

14-19

«Ниточная страна»

 

а).Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

б). аппликация из нитяной крошки;

в). ниткопись (изонить)

6

1

5

20-24

Нетрадиционное рисование

 

 Презентация, беседа

а)кляксография

б)монотипия, диатипия.

в)клише

г)фроттаж

5

1

4

25-26

«Лебединое озеро»

 

 

Знакомство с новым материалом для детского творчества- яичной скорлупой. Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

2

2

27-28

Лоскутной город

 

a)Аппликация из ткани;

Б) аппликация из кожи;

2

2

29-32

Вышивка лентами

Панно ЦВЕТЫ

4

1

3

33-35

Лепка. Глина.Пластилин

 a)Дымковская игрушки

3

 

 

 

 

 

 

36-42

Работа с соленым тестом

Произведения Г.Тукая

 

7

1

6

43-52

 Работа с макаронными изделиями, крупой

 Изделия с использованием крупы и макарон

10

1

53-62

Бисероплетение

Техника выполнения браслетов, брелков, картин

10

1

9

63-69

Открытки к праздникам

Открытки своими руками из «пройденных» материалов.

7

7

70-71

Творческий проект

Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

Проект «Подарок»

 1

72

Выставка, экскурсия.

Игра-путешествие по стране Мастеров.

Экскурсия в школьный музей.

 

 

 

 ИТОГО:

72

63 

 

 

 

  1. Календарно-тематический план

72 часа

№ п/п

Наименование тем

Кол-во часов

теор

практ

Дата

1(1)

Вводное занятие. Беседа. Знакомство

1

06.09

2(2)

Рисование Страны Мастеров.

1

08.09

«В чудесном лесу» Работа с природным материалом( 6 ч)

1(3)

Поделка «Цветок для мамы»

1

13.09

2(4)

Поделка «Цветок для мамы»

1

15.09

3(5)

Поделка «Медвежонок»

1

20.09

4(6)

Поделка «Ёжик»

1

22.09

5(7)

«Кленовые розы»

1

27.09

6(8)

«Зайчик»

1

29.09

«Бумажный город» (5 ч.)

1(9)

Плоскостные композиции из бумаги. Квилинг. Оригами.

1

04.10

2(10)

Обрывная аппликация «Момантёнок»

1

06.10

3(11)

Цветы в технике квилинг

1

11.10

4(12)

Бумажная мозаика «Зоопарк»

1

13.10

5(13)

Оригами.( Звери)

1

18.10

«Ниточная страна»( 6  ч.)

1(14)

Виды ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические

1

20.10

2(15)

Апликация из нитяной крошки

1

25.10

3(16)

Апликация из нитяной крошки

1

27.10

4(17)

Ниткопись (изонить)

1

01.11

5(18)

Ниткопись (изонить)\

1

03.11

6(19)

Коробочка украшенная шелковой лентой.

1

08.11

«Техники нетрадиционного рисования»(5 ч.)

1(20)

Презентация, беседа .

1

10.11

2(21)

Рисунок в технике «Кляксография»

1

15.11

3(22)

Рисунок в технике «Монотипия» или «Диатипия»

1

17.11

4(23)

Рисунок в технике «Фроттаж»

1

22.11

5(24)

Обёрточная бумага для подарка в технике «Клише»

1

24.11

«Лебединое озеро»( 2ч)

1(25)

Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

1

29.11

2(26)

Объёмная игрушка из яичной скорлупы.

1

01.12

«Лоскутный город» (2ч.)

1(27)

Апликация из ткани «Кот в сапогах»

1

06.12

2(28)

Апликация из кожи «Крокодил Гена»

1

08.12

Вышивка лентами (4 ч.)

1(29)

Презентация «Вышивка лентами»

1

13.12

2(30)

Панно «Корзина с цветами»

1

15.12

3(31)

Панно «Корзина с цветами»

1

20.12

4(32)

Панно «Корзина с цветами»

1

22.12

Лепка (пластилин)(3 ч.)

1(33)

Дымковская игрушка

1

27.12

2(34)

Городецкая игрушка

1

29.12

3(35)

Композиция на диске сд

1

10.01

Работа с соленым тестом (7 ч)

1(36)

Как работать с солёным тестом?

1

12.01

2(37)

«Озорные фрукты»

1

17.01

3(38)

«Озорные фрукты»( окраска)

1

19.01

4(39)

«Часы с кукушкой»

1

24.01

5(40)

«Часы с кукушкой»(окраска)

1

26.01

6(41)

«Мой любимец»

1

31.01

7(42)

«Мой любимец» Промежуточная аттестация

1

02.02

Работа с макаронными изделиями, крупами( 10 ч.)

1(43)

Как правильно работать с макаронными изделиями и крупами.

1

07.02

2(44)

«Волшебная банка желаний»

1

09.02

3(45)

«Волшебная банка желаний»(окраска)

1

14.02

4(46)

«Лев»

1

16.02

5(47)

«Лев (окраска)

1

21.02

6(48)

«Барашек Шон»

1

23.02

7(49)

«Барашек Шон»(окраска)

1

28.02

8(50)

«Узоры»

1

02.03

9(51)

«Узоры» (окраска)

1

07.03

10(52)

Чаяпитие.

1

09.03

Бисероплетение(10 ч.)

1(53)

Виды и номера бисера. История бисероплетения.

Презентация изделий

1

14.03

2(54)

Подарочная вязанная лента

1

16.03

3(55)

Подарочная вязанная лента

1

21.03

4(56)

Браслет

1

23.03

5(57)

Браслет

1

04.04

6(58)

«Крокодил»(брелок)

1

06.04

7(59)

«Крокодил» (брелок)

1

11.04

8(60)

Картина из бисера

1

13.04

9(61)

Картина из бисера

1

18.04

10(62)

Картина из бисера

1

20.04

Открытки к праздникам (7 ч)

1(63)

«с 1 сентября!»

1

25.04

2(64)

«с днём рождения»

1

27.04

3(65)

«с новым годом»

1

02.05

4(66)

«с днём ангела»

1

04.05

5(67)

«с 8 марта»

1

09.05

6(68)

«с 23 февраля»

1

11.05

7(69)

«с рождеством»

1

16.05

Творческие проекты. (2ч.)

1(70)

 Этапы проекта. Требования к мультимедийному проекту.

1

18.05

2(71)

Проект «Подарок» Итоговая аттестация

1

23.05

Выставка работ (1 ч.)

1(72)

Экскурсия на школьную выставку

1

25.05

  1. Оценочный материал

Форма аттестации (промежуточная и итоговая)–  школьные выставки, презентации

Уровень усвоения знаний и умений оценивается следующим образом:

Критерии оценивания:

      Высокий уровень – обучающийся овладел на 80-100% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; самостоятельно побирает и работает с любым видом материалов, не испытывает особых трудностей.

      Срений уровень – у обучающихся объем усвоенных творческих умений и навыков составляет 50-70%, подбирает и работает с материалом с помощью педагога, в основном выполняет задания на основе образца.

      Низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% предусмотренных творческих умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с материалом; ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.

  1. Список литературы
  1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов»., «Просвещение», Москва, 1988 г.
  2. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
  3. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
  4. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
  5. Журнал «Делаем сами» 2010год №1-24
  6. Журнал «Девчонки и мальчишки» 2010год №6-12
  7. Мир игрушек и поделок. О. В. Парулина. 2000.
  8. 8. М. Федотова   Цветы из ткани.
  9. Бисероплетение
  10.  Нетрадиционное рисование для младших школьников (http://kladraz.ru )
  11. Журнал  «Педагог» (zhurnalpedagog.ru ).
  12. http://games-for-kids.ru «Веселые уроки рисования»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Творческая мастерская».

Содержание программы построено на выполнении  художественно-творческих проектов, в ходе которых ребята учатся строить свою деятельность, искать нужные способы выполнения проекта, материалы, осваи...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Рукодельная мастерская»

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая )программа «Рукодельная мастерская» имеет художественную направленность( работа с фетром, изготовление мягких плоских и объемных игрушек...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа ««Начальное техническое моделирование»  разработана в соответствии с «Законом об образовании...

Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Затейники»

              Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа  «Затейники»  МБУДО «Дом детского тво...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" (Объединение "Ориентир")

Адаптированная общеобразовательная общеразвивающая программа "Творческая мастерская" предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов....

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗО «ВОКРУГ СВЕТА ЗА 28 Дней» Визиряко Александр Васильевич, педагог дополнительного образования ГБУ ДО ЗДДТ Курортного района СПб

Эта программа разработана для работы в детском городском оздоровительном лагере.Рассчитана на 1 месяц. Категория учащихся - младшие школьники, 7-11 лет.Опробована. Дети общаются, делятся своими знания...