Технологическая карта урока технологии "Порт" изделие "Канатная лестница" 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления об использовании веревки в быту ознакомление с особенностями работы порта

Задачи урока:

Дидактические:

· познакомить с технологией крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного, «восьмёрка»;

· раскрыть содержание особенностей профессиональной деятельности людей, работающих в порту (лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач);

Развивающие:

· развивать логическое мышление при составлении алгоритма;

· развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

· формирование интереса к материалу урока

· формирование эстетического отношения к миру

· получение удовольствие от своей работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА   ТЕХНОЛОГИИ

Дата: 02.02.2021

Школа: МАОУ № 148

Класс: 4 «М»

Урок: 4

Время: 15.40 – 16.20 Кабинет: 212

Студент: Симакова Вероника Анатольевна

Группа: 36

Учитель: Плотникова Наталья Андреевна

Методист: Бондарь Елена Борисовна

Тема урока «Порт»

Изделие канатная лестница

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представления об использовании веревки в быту ознакомление с особенностями работы порта

Задачи урока:

Дидактические:

  • познакомить с технологией крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного, «восьмёрка»;
  • раскрыть содержание особенностей профессиональной деятельности людей, работающих в порту (лоцман, докер, швартовщик, такелажник, санитарный врач);

Развивающие:

  • развивать логическое мышление при составлении алгоритма;
  • развивать внимание при выполнении учебных заданий;

Воспитательные:

  • формирование интереса к материалу урока
  • формирование эстетического отношения к миру
  • получение удовольствие от своей работы

Оборудование для учителя: Образец, карта изготовления изделия, презентация, учебник

Оборудование для ученика: материалы: верёвка; инструменты: ножницы, линейка ручка или чёрный фломастер

Схема доски: план выполнения работы, критерии оценивания изделий


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты(П,М,Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность к уроку

Создание эмоционального настроя

Приветствует детей.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок технологии. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.)

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Подводит учеников к формулировке темы урока

Показывает детям ребус, отгадка которого является темой урока

- Посмотрите внимательно на экран и попробуйте решить ребус.

- Кто догадался, что это за слово?

- Верно. А кто-нибудь знает, что такое порт?

- Были ли вы когда-нибудь в порту?

- Что вы там видели?

- Для чего предназначен порт?

- А знаете ли вы кто работает в порту?

- На сегодняшнем уроке я предлагаю вам это узнать.

Отгадывают ребус

- Порт.

- Место для стоянки кораблей.

- Да.

- Яхты, корабли, суда.

- Для провозки товаров.

- Нет.

Открывают учебник на странице 101

Читают текст готовятся отвечать на вопросы

Желающий читает текст вслух

- Порт – это участок берега моря, озера или реки, специально оборудованный для стоянки и обслуживания судов (кораблей). В порту имеются причалы для посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, заправки кораблей топливом, продовольствием и пресной водой, а также краны, склады и площадки для хранения грузов, различные служебные здания. В состав порта входят также вокзалы (морские, речные) для обслуживания пассажиров, доки для технического обслуживания и ремонта судов. В международных портах имеются карантины, где располагают прибывшие корабли для предупреждения распространения инфекционных заболеваний.

Отвечают на вопросы

- О порте.

- Порт – это участок берега моря, озера или реки, специально оборудованный для стоянки и обслуживания судов (кораблей).

- Карантин – это санитарный пункт для осмотра лиц, судов, товаров, прибывающих из мест, охваченных эпидемией.

- Из причла, крана и доков.

М:

личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Просит детей прочитать текст учебника

- Откройте свои учебники на странице 101, прочитайте второй абзац.

- Кто хочет прочитать текст вслух?

 

- Итак, ребята, вы прочитали текст. О чем он?

- Как вы поняли, что такое порт?

- Как вы думаете, что такое карантин у кораблей?

- Как вы поняли из текста, из чего состоит порт?

Проводит работу с карточками

- Итак, для того чтобы узнать, что такое причал, кран, док и карантин, нужно прочитать карточку.

- На карточках у вас есть определения, но у каждого ряда они разные. Прочитайте их про себя. После прочтения мы с вами обсудим вместе.

- Итак, первый ряд, какое определение у вас?

- Кто хочет рассказать, что это такое?

- Молодцы, всё верно. Второй ряд, какое определение досталось вам?

- Есть желающий рассказать о том, что такое кран?

 

- Отлично. У третьего ряда осталось последнее определение. Расскажите нам, что такое док.

- А знаете ли вы какие виды портов бывают?

- А для того чтобы нам это узнать давайте снова обратимся к учебнику страница 101 абзац три.

- Кто хочет прочитать?

- Какие бывают порты?

- Как обозначают вход в порт?

-Верно.

Читают про себя

Отвечают на вопросы

- Причал.

- Причал – это специальное сооружение, к которому причаливают суда.

- Кран.

- Кран – это грузоподъемная машина, которая служит для подъема и перемещения груза.

- Док – это сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна либо для постройки судов.

-Нет.

Смотрят текст в учебнике

Желающий читает абзац

- Порты бывают морские и речные, гражданские (пассажирские, торговые, судоремонтные, рыбные и др.) и военные. Порты для военных кораблей являются частью военно-морских баз. Вход в порт обычно обозначают маяками.

Отвечают на вопросы

- Морские, речные, гражданские, военные.

- Маяком.

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Помогает детям сформулировать цель, тему и план урока

Задает наводящие вопросы

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- А какую цель мы перед собою поставим?

- Давайте попробуем составить план нашего урока.

-Какие задачи мы можем поставить перед собой?

-А знаете ли вы какие узлы используют моряки на судне?

- Какую задачу мы можем ещё добавить в наш план?

- Совершенно верно. На сегодняшнем уроке мы будем работать по следующему плану:

1) узнать профессии людей, работающих портов;

2) узнать, какие узлы используются на суднах;

3) выполнить практическое задание.

Формулирую цель, тему, задачи и план урока, отвечая на вопросы учителя

- Темой нашего урока будет «Порт».

- Ознакомление с особенностями работы порта.

- Узнать профессии людей, работающих портов.

- Нет.

- Узнать, какие узлы используются на суднах.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

«Открытие» нового знания

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф, И

Словесный:

Рассказ, беседа

объяснение, Наглядный: Слайды

Формирует у детей представление о профессиях людей в порту и их вида деятельности

- Хорошо. Давайте перейдём к решению первой задачи.

- Кто её назовет?

- Верно. На порту работает очень много людей и у каждого своя профессия, свои обязанности. Каждая профессия имеет свое значение.

- Чтобы узнать какие профессии есть, чем они занимаются, давайте обратимся к учебнику. Откройте страницу 102 и прочитайте таблицу.

Проводит блиц опрос

- Я вижу вы уже прочитали. Предлагаю вам сыграть в блиц опрос. Я называю вид деятельности, вы профессию. Начинаем:

- Кто перемещает и поднимает различные грузы?

- Кто выполняет разгрузку и погрузку грузов?

- Кто проводит судно при выходе из порта?

- Кто проводит контроль гигиенических норм на судне?

- Кто закрепляет судно на берегу?

- Вы большие молодцы. Отлично справились с заданием.

- Что мы сейчас с вами узнали?

- Какую задачу мы с вами решили?

- Верно. Кто может назвать мне третью задачу нашего плана?

- Для того, чтобы грузы можно было без опаски поднимать, переставлять, их нужно очень хорошо закрепить. С помощью чего можно закрепить груз?

- Верно. В морском деле с давних времен используются морские узлы. Они бывают нескольких видов: простой узел, узел «восьмерка», прямой узел и другие.

- Посмотрите на экран. На нём представлен алгоритм выполнения простого узла.

Называют вторую задачу плана

- Узнать профессии людей, работающих портов.

Открывают учебник на странице 102 и читают таблицу

Отвечают на вопросы

- Такелажник.

- Докер-механизатор.

- Лоцман.

- Санитарный врач.

- Швартовчик.

- Какие профессии есть у людей, работающих в порту.

- Первую.

- Узнать, какие узлы используются на суднах.

- С помощью узлов.

Смотрят алгоритм выполнения простого узла

М: выдвижение

гипотез и их

обоснование (П);

М: поиск необходимой

информации

Учебная презентация

Карточки с определением

- Смотрите, у меня есть вот такая нить, она крупная, чтобы все видели. Сейчас я выполню простой узел, а вы внимательно смотрите. Простой узел является самым простым из всех узлов, так же он самый маленький.

Показывает алгоритм выполнения простого узла

-  Вы умеете завязывать простой узел?

- Хорошо, сейчас давайте посмотрим, как завязывается узел «восьмерка». Я так же буду показывать с помощью крупной нити, но и так же вы можете увидеть схему на слайде.

Показывает алгоритм завязывания узла «восьмёрка»

- Пробовали ли вы когда-нибудь завязать узел «восьмерка»?

- Всем понятно, как вязать узел «восьмерка»?

- Знание последовательности завязывания таких узлов поможет вам на следующих уроках технологии, а также в жизни.

- Итак, какую задачу мы с вами решили?

ПЛАН КАРТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ

- Сейчас мы с вами будем выполнять изделие канатная лестница.

- Кто может сказать какие инструменты мы будем использовать?

Показывает готовое изделие

Задаёт наводящие вопросы

- Посмотрите внимательно и скажите из какого количества деталей сделана канатная лестница?

- Совершенно верно.

- Из какого материала будет выполнятся изделие?

- Правильно. Каким способом изготовлено изделие?

- Молодцы.

Смотрят и пробуют выполнить алгоритм завязывания простого узла

- Да/Нет.

- Да/Нет.

- Да/Нет.

- Вторую.

- Материалы: бечевка.

- Инструменты: линейка, чёрный фломастер.

Рассматривают готовое изделие и отвечают на вопросы

- Из 8 деталей.

- Из бечёвки.

- Путём связывания.

Демонстрирует выполнение образца поэтапно с фиксацией каждого этапа (на презентации)

- На столе у вас должны лежать 2 куска бечёвки по 20 см. Покажите их мне. Хорошо. А еще 4 куска длиной 12 см. У всех они есть? Покажите. Хорошо.

РАЗМЕТКА

- Первым делом нужно отметить места крепления ступеней на заготовках основы. Для этого следует отступить от краёв изделия по 4 см, а оставшуюся по середине часть разделить по 2 см отметить эти места маркером.

- Далее следует отступить от деталей ступеней по 4 и 8 см и также сделать отметки.

СБОРКА

- На деталях ступеней по разметке следует завязать узлы «восьмёрка».

- Далее следует прикрепить наши ступени к детали основы, по разметке, простым узлом.

- С внешней стороны ступеней закрепить детали узлом «восьмёрка».

- Далее точно также прикрепить вторую деталь основы к свободным сторонам ступеней.

ОФОРМЛЕНИЕ

- Нижние края наше лестницы стоит обрезать так, чтобы они были одной длины.

- Верхние края завязать при помощи простого узла.

- Перед тем, как приступить к решению последней задачи нашего урока, давайте отдохнём и выполним динамическую паузу

Смотрят и запоминают алгоритм создания изделия

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Проводит динамическую паузу

Что там чудится в тумане?

Волны плещут в океане.

Это мачты кораблей.

Пусть плывут сюда скорей!

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке

И сжимаем в кулаке.

Чтоб побольше их собрать, -

Надо чаще приседать.

Вверх подтянемся, пройдёмся

И на место вновь вернёмся.

Повторяют за учителем

Дети вытягивают руки вперёд

Дети машут руками, изображая волны

Дети вытягивают руки вверх

Дети приветственно машут руками

Ходьба на месте

Наклоны

Дети сжимают кулачки

Расставляют руки в стороны

Приседания

Вытягивают руки вверх, ходьба на месте

Садятся на место

Учебная презентация

Первичное закрепление во внешней речи

 Усвоение нового способа действий

Ф

Метод: словесный – беседа, диалог

Наглядный:

пример изготовления изделия,

Повторяет план работы

-Теперь давайте повторим план работы.

ПЛАН РАБОТЫ

1. разметка

2. сборка

3. оформление

- Этот план будет прикреплен на доске, чтобы вы видели и не забывали порядок выполнения задания

- Перед тем как работать дальше, давайте вспомним правила работы с ножницами. Их вы можете увидеть на доске. Кто может назвать их?

- Работа будет оценена по критериям, которые я прикрепила на доску.

Критерии оценивания работы на уроке

1.        Аккуратность

2.        Законченность

3.        Правильность

Повторяют план работы

Желающий читает правила работы с ножницами

Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.

Не держи ножницами концами вверх.

Не оставляй ножницы в раскрытом виде.

М:

Понимание и выражение в речи цели задания (Л);

Принятие учебной задачи к исполнению (Р);

Принимать и осваивать социальную роль обучающегося (Л);

Знать ход работы (П)

Учебная презентация

Доска

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Методы: словесный: беседа

Наглядный: слайд, наглядный материал для работы

Оказывает помощь ученикам, у которых возникли сложности с выполнением

Организует взаимопомощь между учащимися

-Можете начинать работать, план у вас на доске, сборка и все остальное на слайде

Самостоятельно изготавливают изделие

Оказывают взаимопомощь

Учебная презентация

Верёвка

Ножницы

Фломастер

Включение в систему знаний, повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: диалог, беседа

Фронтальная форма работы

Наглядный слайд

Задаёт вопросы об изученном материале

- Наш урок подходит к концу.

- О чем мы с вами сегодня разговаривали?

- Какое изделие мы с вами выполнили?

- Решили ли мы с вами поставленные на урок задачи?

- Было ли что то, что показалось вам трудным?

- Спасибо вам за работу. Вы большие молодцы. Можете прибирать свои рабочие места. Урок закончен. До свидания.

Отвечают на вопросы

- О порте, видах порта, о профессиях людей, работающих в порту, о видах узлов

- Изделие «канатная лестница»

- Да.

-Да/Нет….

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: критерии, работы учеников

-Давайте теперь оценим ваши работы, для оценки выходит первый ряд со своими работами, оцениваем работу по критериям, которые прикреплены к доске

Молодцы ребята!

У кого работа не завершена обязательно доделайте её дома!

Оценивание работы учеников по критериям

-Далее выходит второй ряд.

-Молодцы. Выходит, третий ряд со своими лестницами.

Объяснение и запись на доске домашнего задания

- Мы сегодня хорошо потрудились, вы большие молодцы. Всем спасибо. Урок окончен.

Проводят самоанализ

Проводят взаимоанализ

Самооценка

Взаимооценка

Записывают домашнее задание в дневник

Учебная презентация

Критерии оценки на рабочей доске (распечатка)

Работы учеников

Уборка рабочих мест

Перемена

Контроль за уборкой рабочих мест

Организация контроля за уборкой рабочих мест

Уборка рабочих мест

Самоконтроль



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Причал – это специальное сооружение, к которому причаливают суда.

.                                                                                                                  .

Кран – это грузоподъемная машина, которая служит для подъема и перемещения груза.

.                                                                                                                  .

Док – это сооружение, предназначенное для осмотра, ремонта и окраски подводной части судна либо для постройки судов.

.                                                                                                                   .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

Решение задач на движение в противоположных направлениях....

Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

   Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления....

Технологическая карта урока в 4 классе "Великие изобретения на карте Великобритании"

На уроке у карты Великобритании дети знакомятся с открытиями, сделанными британскими учеными в разное время...