Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования
статья

Данилин Михаил Анатольевич

Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность  на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели и экспериментаторы, что дает возможность их самостоятельному развитию.  Особую роль в развитии познавательных способностей  младших школьников играет детское экспериментирование. Опыты и эксперименты - это интересная для детей деятельность, в процессе которой они получают массу полезных знаний и впечатлений, реализуют свои творческие способности. Опыт, полученный самостоятельно в процессе проведения исследования, наблюдения и эксперимента, в итоге помогает ребенку подняться на новый, более высокий уровень знаний и сделать первые шаги в большие науки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл danilin_statya_korr.docx43.94 КБ

Предварительный просмотр:

Организация исследовательской деятельности младших школьников в процессе реализации программ дополнительного образования

Данилин М.А., педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Центр технического творчества» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Исследовательская деятельность уже с дошкольного возраста знакомит детей с основами наук о природе, которые изучают разнообразные тела, вещества, явления природы, формирует первоначальные представления о разнообразии природных ресурсов, их сохранении в природе. Объекты и явления, изучаемые эвристическим путем, обеспечивают интеграцию самых разных образовательных задач, что само по себе способствует целостному освоению ребенком информации об окружающем его мире. Включение ребенка в исследовательскую деятельность как активного участника поиска ответов на поставленные им же вопросы, позволяет значительно повысить образовательный эффект, способствует развитию любознательности, внимания и логики мышления.

Как помочь ребенку изучить окружающий мир и разобраться с явлениями природы самостоятельно, направляя его любознательность  на поиск ответов на интересующие вопросы? Дети прирожденные испытатели и экспериментаторы, что дает возможность их самостоятельному развитию.  Особую роль в развитии познавательных способностей  младших школьников играет детское экспериментирование. Опыты и эксперименты - это интересная для детей деятельность, в процессе которой они получают массу полезных знаний и впечатлений, реализуют свои творческие способности. Опыт, полученный самостоятельно в процессе проведения исследования, наблюдения и эксперимента, в итоге помогает ребенку подняться на новый, более высокий уровень знаний и сделать первые шаги в большие науки.

Основной принцип стандартов, как дошкольного, так и школьного, базируется на признании ребенка активным участником образовательного процесса. Успехов в процессе воспитания и обучения достигает тот педагог, который опирается на сотрудничество, сотворчество, со-развитие во взаимодействии с каждым ребенком.

Процесс освоения и изучения окружающего мира в развитии ребенка не останавливается по достижении им школьного возраста, а выходит на более высокий уровень. Формирование и развитие универсальных учебных действий – одна из ведущих задач начального общего образования. Данная задача решается в ходе организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников, которая проявляется, прежде всего, в учебной деятельности. В ходе самостоятельного или совместного с взрослым решения разнообразных жизненных проблем и эвристических ситуаций дети учатся сотрудничать, планировать свою деятельность, помогать друг другу, находить оптимальные способы решения познавательных задач, что актуально как для дошкольников, так и для младших школьников. Все это позволяет рассматривать исследовательскую деятельность как универсальную технологию развития ребенка и средство реализации преемственности уровней дошкольного и начального общего образования. Позднее, в основной школе, научная картина мира для детей становится более живой и эффективной, если происходит интеграция первоначальных знаний, полученных в детском саду и начальной школе со знаниями, полученными на уроках естественнонаучного направления.

Единство познавательной (теоретической) и практической деятельности, создание условий для раскрытия исследовательского потенциала, расширения естественнонаучных знаний и творческих способностей детей обеспечивает успешность и эффективность программ дополнительного образования по исследовательской деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий, овладение которыми заложено в планируемых результатах, прописанных в ФГОС НОО.

В качестве основной формы реализации исследовательской деятельности  на сегодняшний день выступает дополнительное образование.  В концепции дополнительного образования одним из направлений названо естественнонаучное, которое содержит исследовательскую деятельность.

Программы дополнительного образования по исследовательской деятельности позволяют осуществить процесс социализации ребенка, реализуя преемственность дошкольного и начального общего образования, начиная с познавательного развития в детском саду до формирования универсальных учебных действий (УУД) в начальной школе. Формирование умений и навыков ведения исследовательской деятельности осуществляется через освоение метапредметных результатов, среди которых одним из самых важным можно назвать умение планировать свою работу от подготовки до осуществления эксперимента и объяснения полученных результатов. Любая лабораторная работа начинается с планирования  хода эксперимента и вопросов: за чем наблюдаем? для чего наблюдаем? что хотим узнать? как мы это узнаем? Проведение любого исследования, эксперимента и опыта – это, по сути, реализация проектной деятельности  в полном соответствии с принципами проектирования, от формулировки проблемы, поиска и обработки информации до обсуждения полученных результатов и формулировки объяснений наблюдаемых процессов и явлений. Освоение технологии проектной деятельности в процессе исследовательской деятельности – важный результат уровня начального общего образования, который будет способствовать более эффективному освоению предметов естественно-научной направленности.

Реализация исследовательской деятельности важна и в формировании коммуникативных навыков. Проведение экспериментов и наблюдений, опытов, как правило, не происходит в одиночку, и, при работе в группе, малых группах всегда необходимо уметь договариваться,  формулировать и доказывать свое мнение, объяснять полученный результат, презентовать свою работу. Ребенок учится общаться на всем протяжении интересной для него деятельности, развивая коммуникативные навыки, которые очень важны как одна из основных компетентностей 21 века.

Педагогические возможности программ дополнительного образования по исследовательской деятельности очень значимы. Еще до проведения опыта, эксперимента и наблюдения, ребенку необходимо сформулировать вопрос: почему? Умение задавать вопросы и искать на них ответы очень важно для развития и саморазвития. Освоение способов получения ответов на каждое «почему?»: формулировка вопроса, постановка проблемы, поиск информации, проведение опыта и эксперимента, анализ полученных данных и презентация результатов – важные шаги по изучению окружающего мира. Задача взрослого – педагога: шаг за шагом научить ребенка технологиям поиска ответов на интересующие его вопросы, а, по сути, это задача более высокого уровня – научить учиться!

Неоценима роль исследовательской деятельности в ранней профориентации, которая происходит естественным образом в процессе экспериментирования. Начиная с младшего школьного возраста можно увидеть способности и интересы каждого ребенка, проявляющего себя в качестве руководителя или исполнителя, новатора-исследователя или наблюдателя уже готового алгоритма, предпочитающего освоение чего-то нового или каждый раз выбирающего один и тот же вид деятельности.   Экспериментирование, наблюдение, проведение опытов и исследований формирует интерес к источникам информации: к энциклопедиям, научно-популярным ТВ передачам, мультфильмам, интернет-ресурсам и другим источникам информации. В процессе исследования ребенок получает возможность осуществления профессиональной пробы, что в дальнейшем может оказать воздействие на его профессиональный выбор.

Система  дополнительного образования стимулирует семейное посещение научно-технических выставок, музеев, мастер-классов, совместное семейное творчество, интерес семьи к занятиям в кружке, поддержки ребенка в научно-техническом творчестве, что имеет большое значение в семейном воспитании.

Примером программ дополнительного образования по исследовательской деятельности детей, начиная со старшего дошкольного возраста, может  послужить программа, реализуемая в ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, рассчитанные на детей 7-11 лет «Детская экспериментальная школа» Данилина Михаила Анатольевича, педагога дополнительного образования ГБУ ДО ЦТТ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.

В ходе освоения программ ребенку предлагается выполнить опыт с объяснением и выводом. При этом педагог уточняет цель опыта и подготавливает ключевые вопросы, которые поддерживают активность ребенка и последовательность его действий. В результате происходит получение знаний на основе знакомства с явлениями окружающего мира опытным путем. Это является отличным базисом для последующего изучения физики и ранней профориентации на профессии естественнонаучной направленности. Программа дает возможность получения ребенком конкретного наглядного результата (продукта) обучения, что создает ситуацию успеха, которая особенно важна для детей младшего школьного возраста.

Представим основные планируемые результаты, достижение которых прописано в названной программе.  

Предметные:

  • формирование представлений о многообразии природных ресурсов на земле;
  • знакомство с физическими явлениями в процессе проведения эксперимента, опыта, наблюдения, испытания, анализа;
  • развитие научного любопытства и умения задавать вопросы, преодолевать трудности в познании нового;
  • формирование навыков самостоятельной работы с технической документацией (инструкции, схемы);
  • формирование умений фиксации полученных результатов в процессе проведения эксперимента, опыта, наблюдения;
  • освоение правил безопасной работы при выполнении эксперимента.

Метапредметные:

  • формирование навыков проектной и презентационной деятельности;
  • развитие интереса к экспериментированию, умение использовать исследовательские и поисковые действия;
  • развитие памяти, внимания, аналитического мышления;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей;
  • формирование коммуникативных навыков в процессе взаимодействия в паре, в группе, в коллективе на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
  • формирование навыков формулировки проблемы и поиска путей ее решения;
  • развитие способности к критическому мышлению;
  • формирование умений презентовать полученный в ходе исследовательской деятельности опыт.

Личностные:

  • осознание важности природы в жизни человека;
  • формирование культуры общения, взаимопонимания, взаимопомощи;
  • развитие умений сотрудничать со сверстниками в учебной деятельности и достижения общих результатов;
  • формирование способности к самоорганизации и самоконтролю деятельности;
  • формирование готовности к самоутверждению, познанию своих собственных возможностей в исследовательской и трудовой деятельности;
  • воспитание терпения, способности преодолевать трудности.

Актуальность программ дополнительного образования по исследовательской деятельности определена значимостью формирования у детей системы представлений о ценности природных ресурсов, становления их активной жизненной позиции в рациональном использовании и сохранении природы.

Известно, что общечеловеческие ценности закладываются в раннем возрасте, поэтому очень важно, чтобы дети увидели взаимосвязи, которые существуют между человеком и природой, поняли, насколько важное место занимает в их жизни природа и почему надо бережно к ней относиться.

Ребенок, научившись искать и добывать интересующие его знания, в начальной школе сможет применять их на практике, провести эксперимент и выйти на новый уровень познания через исследование окружающего его мира.

Таким образом, реализация исследовательской деятельности создает условия обеспечения преемственности между основным и дополнительным образованием, создавая связи между различными учреждениями, а значит и условия для обеспечения нового качества образования, достижения новых образовательных результатов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов и видов, обеспечивая развитие каждого ребенка.

Используемая литература:

  1. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: метод. пособие - М.:ТЦ Сфера, 2020. – 128с.
  2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников /под ред. О.В.Дыбиной. – 2 изд. М.:ТЦ Сфера, 2020. – 192с.
  3. Паршукова И.Л., Шило Т.Б. Организация исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников: учеб.-метод. пособие – СПб. : 2016 – 94с.
  4. Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения федеральных государственных стандартов. Материалы научно-практической конференции – СПб : 2013 – 162 с.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р [Электронный ресурс] / 2014. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Проблема  использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де...

Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время как основное требование реализации новых ФГОС НОО

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребенка должны научить не только читать, считать и писать, ему должны привить ...

Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО

Организация  исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации   ФГОС НОО...

«Организация исследовательской деятельности младших школьников как важнейший компонент новой модели школьного образования для интеллектуального развития обучающихся»

Исследовательская деятельность младших школьноков основана на принципах исследования предмета и приносит положительный результат в деятельности учащихся...

Описание опыта организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в рамках реализации ФГОС

Обобщается опыт педагога по организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности посредством уникальной детской цифровой лаборатории «Наураш...

Доклада «Организация исследовательской деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Опыт работы по организации исследовательской деятельности учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС НОО...