«Формирование функциональной грамотности в начальной школе» на уроках технологии
учебно-методический материал по технологии (2 класс)

Полева Эльвира Витальевна

В работе представлены задания по формированию функциональной грамотности на уроках технологии. Игра да/нет, восстановления алгоритма работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_kursu_3.docx18.72 КБ
Файл urok_tehnologiiobryvnaya_applikatsiya_1.pptx832.12 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование функциональной грамотности в начальной школе» на уроках технологии

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (прежде всего осмысленно читать) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание не только на уроках литературного чтения, но и на уроках технологии.

Фрагмент урока.

Учитель. Рассмотрите работы, которые вы видите на экране. В какой технике выполнены эти работы? Слайд №1 презентации: на экран проецируются различные виды аппликаций.

Ученик. Эти работы выполнены в технике «аппликация» 
Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация?

Задание

Учитель. У вас на партах лежит текст «Аппликация». Прочитайте его внимательно.

 Аппликация в переводе с латинского языка означает «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу, то есть фон. При этом основой может служить картон, дерево или плотная бумага. Аппликация относится к декоративно- прикладному искусству.

Учитель. Проверим понимание прочитанного текста. Переверните листочек с текстом. А сейчас мы поиграем в игру «Да», «Нет». Вы видите таблицу, где в первом столбце высказывания, а во втором и третьем столбце слова «Да», «Нет». Если вы с высказыванием согласны, то ставите галочку в столбце с ответом «да», если не согласны-в столбце со словом «нет» (умение работать с разными видами информации)

Аппликация-это прикладывание

Да

Нет

Это современный вид искусства

Основа аппликации - это фон

Аппликации можно делать из кусочков ткани, кожи, бумаги

Основой аппликации может быть тонкая бумага

Учитель. (Взаимопроверка) Поменяйтесь листочками. Проверьте работу. Я вам буду называть правильные ответы, а вы ставьте «+», если ответ верный.

Задача уроков технологии в том, чтобы научить учащегося смотреть на мир под другим углом, дать понять, что он способен сориентироваться в ситуации и найти выход из нее самостоятельно, приобрести новые знания, правильно поставить цель и разработать план действий.

Фрагменты урока для создания условий по формированию функциональной грамотности:

- умение планировать, работать по плану

Задание

Учитель. На столе лежит конверт с цветными полосками, на которых написан план ваших действий по изготовлению аппликации. Попробуйте разложить эти полоски в нужной последовательности (работа в парах).

Выбрать подходящий фон (цвет картона)

Нарисовать ствол берёзы на белой бумаге

Оборвать лишнюю бумагу по контурным линиям

Нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру

Разложить аппликацию на основе

Приклеить все части

Нарисовать маркером ветви и почки берёзы

- под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (исследования)

Задание на исследование

Учитель. Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? (Обрывание делается небольшими отрезками. Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперёк – более «стихийный», с белым ореолом.)

– У вас на столах лежат: ткань, фольга, картон. Попробуйте выполнить данный приём на этих материалах.

– Сделайте вывод.

– Какие особенности в изготовлении этой аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги.)

– Как этого добиться? Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе

Слайд 2

В какой технике выполнены эти работы? Аппликация

Слайд 3

Из истории аппликации Люди издавна использовали аппликацию. Она появилась как способ украшения: одежды

Слайд 4

обуви

Слайд 5

домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища

Слайд 6

аппликацией из войлока древние кочевники украшали дорожные сумки, конскую сбрую

Слайд 7

жители Севера на своих юртах выполняли аппликацию из бересты

Слайд 8

женские татарские сапоги украшали аппликацией из цветной кожи

Слайд 9

В какой технике выполнена эта работа?

Слайд 10

Что интересного заметили? края у деталей неровные при вырезании деталей воспользовались ножницами

Слайд 11

Обрывная аппликация Как получаются такие аппликации? (Такие аппликации получаются, если бумагу не резать, а обрывать). Как получить неровные края? (Такие края можно получить путём обрывания, то есть все детали аппликации мы будем вырывать из листа бумаги, а не вырезать ножницами).

Слайд 12

Рассмотрим образец Какие особенности в изготовлении аппликации вы отметили? (Необходимо оставить белую полосу при обрывании бумаги). Как нужно располагать пальцы, чтобы обрывание шло по нарисованной линии? (При обрывании по заранее нарисованному контуру пальцы должны располагаться вплотную к контуру с двух сторон)

Слайд 13

Давайте потренируемся Возьмите небольшой кусочек цветной бумаги и разорвите её в разных направлениях (вдоль и поперёк). Что получилось? Если рвать бумагу по волокну, край будет более гладкий, если поперек – более «стихийный», с белым ореолом.

Слайд 14

Алгоритм выполнения аппликации выбрать подходящий фон; нарисовать ствол берёзы на белой бумаге; отобрать лишнюю бумагу по контурным линиям; измерить и нарисовать на белой стороне черной бумаги чёрные продольные и поперечные полоски; нарисовать на белой стороне зелёной бумаги листья и оборвать лишнюю бумагу по контуру; разложить аппликацию на основе; приклеить все части; нарисовать маркером ветви и почки берёзы.

Слайд 15

Выставка работ

Слайд 16

Рефлексия Сегодня на уроке было интересно…. Я понял, что ….. Мне захотелось…. Я научился….. Молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

 Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, потребовали кардинального пересмотра целей, результатов образования, традиционных методов преподавания, систем оценки достиг...

Статья. Формирование функциональной грамотности в начальной школе.

Формирование функциональной грамотности в начальной школе....

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Выступление на РМО по теме: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка." Презентация к выступлению....

Читательская грамотность, как одна из технологий формировании функциональной грамотности учащихся начальной школы

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность....

Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка.

Приёмы, которые я хочу представить вашему вниманию, способствуют формированию функциональной грамотности младших школьников. Все приёмы можно условно разделить на 3 группы: приёмы, повышающие познават...

Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы на уроках русского языка"

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня.Они будут открывать это новое сами.Моя задача - помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И. Г. Песталоцци...

Современные приемы формирования функциональной грамотности в начальной школе: технология ТРИЗ

Современные требования времени таковы, что каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решить, но и найти рациональное и неординарное решение. Перед у...