Методическая разработка на тему Организация уроков технологии в 1 классе в адаптационный период
методическая разработка по технологии (1 класс)

Капитонова Наталья Владимировна

Методическая разработка на тему Организация уроков технологии  в 1 классе в адаптационный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация уроков технологии в 1 классе в адаптационный период.

В первом классе организуется « использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый)».  Четвертый урок проходит в нетрадиционной форме В связи с этим из 8 уроков технологии в 1 четверти 5-6 уроков должны пройти в нетрадиционной форме: экскурсия, ролевая игра, игра по станциям, организация выставки, подвижных игр и др.

        Нетрадиционные занятия могут проходить в школьном дворе, в классе, в спортзале, в библиотеке, в рекреации.

        Предлагаемые занятия и игры можно использовать на первых уроках технологии. Цели таких занятий: актуализация знаний, полученных в ДОУ по технологии, преемственность.  

        Игра по станциям «Я теперь первоклассник».

Игра проходит в классе или рекреации. Помещение делится на четыре зоны, оборудованные столом с необходимыми пособиями. На каждой станции есть дежурный (организатор). Им может быть родитель или старшеклассник. Иногда дежурным по станции может быть подготовленный ученик класса. Дети делятся на четыре  «паровозика», которые посещают все станции по очереди. Время остановки на станции – 5-6минут. Остальное время занятия используется на постановку задач и подведение итогов. Для группы можно сделать маршрутный лист, движение группы от станции к станции может проходить под музыку (дети построились паровозиком), а остановки – по гонгу. Принимая группу на станции, дежурный объясняет задание и  дает толкование названия станции.

Для подготовки  станций  можно использовать учебник «Технология» авторов Н. И. Роговцева и др., Рабочую тетрадь (уроки 1-5) и  Словарик.

        1 станция «На работу».  

Задание №1.

Соберись в школу.

 Предложены: портфель, сумка, авоська, учебники, тетради, ручки, краски, художественные книги, игрушки, чипсы, яблоко и др.   Нужно отобрать школьные принадлежности,  необходимые  для работы.

Задание №2.

Ответь на вопросы.  

  • Какими видами деятельности дети занимаются в школе?
  • Назовите профессии людей, которые работают в школе.

        2 станция «Рабочее место».

Предложены инструменты и материалы по работе с бумагой, пластилином, тканью.  Можно использовать как подсказку учебник стр. 10. Задание:

  • Приготовь рабочее место для работы с пластилином.
  • Приготовь рабочее место для работы с бумагой.

        3 станция «Информационная» .

Дети рассматривают анкету Ани  (стр.7  Учебника) и заполняют свои анкеты в Рабочей тетради. (Можно заполнить ответы только на некоторые вопросы). Затем отвечают на вопрос: «Какую информацию из анкет мы получили о своей группе?»

        4 станция «Материалы и инструменты».

Детям предлагается разложить предметы на 3 группы и назвать их. (Можно самим назвать эти группы: материалы, инструменты, приспособления). На столе выложены: ткань, иголки в игольнице, бумага, картон, ножницы, шило, пластилин, стеки, линейка, угольник, кисть для клея, нитки, тряпочка, клей, скрепки, скотч и др.        При распределении предметов на группы можно пользоваться учебником стр.8-9.

Оценка работы на станции.

Детям предлагается оценить свою работу и прикрепить к маршрутному листу значки оценки (стр. 6 учебника) по следующим критериям:

- работа выполнена верно и  аккуратно;

- надо еще потрудиться и многое узнать.

Игры на свежем воздухе или в зале. 

«Рукотворное - природное».

Учитель предлагает детям понаблюдать за тем, что их окружает и назвать эти предметы. Например: девочки называют предметы, сделанные человеком, а мальчики – природой.

Учитель кидает мяч и говорит: «Человек » или «Природа», а ученик должен поймать мяч, назвать нужный предмет и бросить мяч обратно. Возможно,  усложнить задание – дети кидают мяч друг другу и выполняют задания.

«Фигура замри».

Дети разбиваются на 4 группы.  Одна группа -  водящие . Другие – земля, вода, воздух. Ученики первой группы  договариваются между собой и задают тему, например: транспорт (животные, приспособления для передвижения и др.). Дети других групп должны договориться, что они будут изображать и показать наземный, водный или  воздушный транспорт. Ученики первой группы угадывают, что изображено. Затем группы меняются ролями.

«Из чего сделаны?»

Учитель кидает мяч и говорит: «Древесина» («Пластмасса», «Стекло» и т. д.). Ученик ловит мяч, называет предмет и кидает его обратно. Можно играть наоборот – учитель называет предметы, а ученики материалы из которых они сделаны.

«Я знаю пять названий…..»

        Можно предложить игру в мяч в парах, называя деревья, кустарники, инструменты, материалы и т. д.

Работа с природным материалом.        

        На прогулке в парке, лесу  или во дворе  школы дети собирают красивые листья, семена, плоды. Затем им предлагается разбиться на группы и составить совместную композицию из природного материала. Композиции можно сфотографировать и сделать выставку фотографий.

        Кроме  композиций можно предложить  составлять из природного материала (листьев, веточек, семян) фигурки животных,  буквы, слова, примеры, письмо из веточек и др. прямо на улице.

Можно предложить детям вспомнить геометрические фигуры и соотнести собранные листья с ними или предложить сгруппировать листья по определенному признаку: по цвету, по форме, по «содержанию» (простые и сложные  листья). Важно только рассказать и показать,  как сушить листья под прессом и предложить высушить их дома.

Получение семян можно показать на школьной делянке. Для этого можно взять различные плоды  овощных растений.

Классная лаборатория.

Организовать несколько лабораторий, где показать свойства различных материалов. Для организации лабораторий  в классе нужно выделить 2-3 зоны, оборудовав их «лабораторным» столом, необходимыми материалами и местами для группы  учеников.  Для «руководителей лабораторий»  привлечь  родителей или старшеклассников.  Рассмотреть можно, например такие  свойства материалов: рвется, мнется, горит, намокает (для бумаги и ткани). А можно предложить детям самим рассказать о каком-то материале. Например:

Пластилин. (Показываем свойство, а дети его называют).

  • Легко гнется и вытягивается
  • При высокой температуре или на солнце начинает течь
  • Размягчившийся пластилин можно охладить, положив его на некоторое время в холодную воду или холодильник
  • Долго сохраняет приданную форму
  • Имеет цвет
  • Другие свойства: прыгает, магнитится, сияет…

Бумага. (Показываем несколько видов бумаги и рассматриваем,  как от этого меняются  ее свойства).

  • Толщина
  • Влагостойкость
  • Гладкость
  • Белизна
  • Прозрачность
  • Впитывающая способность, горючесть
  • Продавливание
  • Разрыв, излом
  • Скручиваемость…..

Свойства ткани можно показать в сравнении с бумагой.

        Такие формы работы как экскурсии в парк, в лес, на школьную площадку, в библиотеку; подвижные, ролевые, сюжетные игры; организованные наблюдения помогут учителю выполнить требования СанПин к организации адаптационного периода первоклассников.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая публикация на тему: "Организация урока в процессе личностно-ориентированного обучения младших школьников"

Данная разработка содержит исследование уровня самооценки младших школьников....

Методическая разработка по теме Использование здоровьесберегающие технологий в обучении детей в классах с нарушениями ОДА и лёгкой умственной отсталостью.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 17 лет этой средой является система образов...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме: «Организация краеведческой работы с детьми»

Методическая разработка включает в себя разработку мероприятий по ознакомлению с городом Санкт-Петербургом и его окрестностями. Дети, проводящие организованный краеведческий досуг получат знания по ис...

Методическая разработка по теме"Организация словарной работы на уроках русского языка в начальных классах"

Рекомендации для учителей нач.классов  на этапе работы со словами с непроверяемыми написаниями...

Методическая разработка на тему: «Организация досуговой деятельности в группе продленного дня»

ВВЕДЕНИЕ К. Маркс определял свободное время как «время досуга или время для более возвышенной деятельности, которая позволяет развернуться сущностным силам человека с целью наслаждени...

Методическая разработка на тему: Конспект урока природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России"

Урок природоведения в 5-м классе на тему: "Природа России" (Вариант 8.1) Статья отнесена к разделу: Преподавание биологииВ качестве материала на фестиваль педагогических идей "...

Методическая разработка на тему: «Организация деятельности в группах продленного дня»

Организация деятельности в группах продленного дня -  одна из моделей внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности (кроме учебной ),  в которы...