ДОКЛАД "Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка, обучающегося в классе с ТМНР"
методическая разработка по технологии

Чупина Ольга Петровна

Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.

     Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность.

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, и вся его жизнь, говорил К.Д. Ушинский. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.

     В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день данная проблема является актуальной в современном мире. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.

     В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой и находятся в гармонии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad-rol_uchitelya_v_formirovanii_lichnosti_rebenka.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД

 «Роль учителя начальных классов в формировании личности ребенка,

обучающегося в классе с ТМНР».

Докладчик Чупина О.П.  на МО учителей начальных классов от 12.11.2021 г.

     Кем и каким вырастет ребенок, во многом зависит от родителей.  Но немаловажную роль в становлении человека играет и учитель.

     Младший школьный возраст является таким периодом, в котором ребенок впитывает, накапливает и усваивает все то, что накопило для него человечество. С поступлением в школу у ребенка полностью меняется уклад жизни, режим и распорядок дня, складываются новые отношения с окружающими людьми, в том числе с учителем. Учитель начальной школы является посредником между детским миром и миром взрослых. Поэтому основная его задача - это воспитать развитую личность.

От того, кто будет воспитывать ребёнка, зависит его будущее, его мировоззрение, и вся его жизнь, говорил К.Д. Ушинский. Следовательно, общество предъявляет учителю определенные повышенные требования к его личности.

     В связи с этим можно утверждать, что на сегодняшний день данная проблема является актуальной в современном мире. От результатов деятельности педагога зависит то, каким будет наше общество завтра. Учитель ответственен за судьбу каждого из своих учеников.

     В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой и находятся в гармонии.

       Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками.

Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений.

Взрослый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в общении со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрослым способы деятельности, особые формы взаимодействия.  Если доминирующими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх, то это, как известно, не способствует личностному росту.

В работах А. А Бодалева  (1982) подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика педагога, таких, как мимика, голос, жестикуляция. В работах А.Т. Репиной (1980, также исследовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмоциональную окрашенность действий дети легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание картины воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения педагога наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них педагога. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индивидуально-личностные особенности этой стороны поведения педагога. 

Ребенок очень зависим от отношения к нему взрослых, которое во многом определяет самооценку ребенкаформирует чувство уверенности в себе.

     Я третий год работаю в 1-2 классе с ТМНР. В классе 7 обучающихся. Детей много, проблем тоже много. Очень трудными были первые два года. Третий год все дети полностью адаптированы в учебный процесс. Все ходят в школу с желанием, и уходить домой не хотят.

     В моей работе главное - создать и поддерживать определенную систему взаимоотношений с учащимися, которая для детей не сложная, понятная и предсказуемая. Можно условно разделить ее на три обязательных компонента.

  1. Проведение уроков в системе.
  2. Настольные и дидактические игры каждый день.
  3. Доброжелательный тон в общении с обучающимися.

     Более подробно остановимся на каждом из трех компонентов системы работы.

  1. Проведение уроков.

У меня не простые дети. К каждому уроку я готовлюсь тщательно и добросовестно. Стараюсь так построить урок, чтобы заинтересовать тех детей, которые немного больше  понимают и умеют разговаривать. У меня нет ни достаточного опыта, ни наработок за года, все приходится делать с ноля. В этом году я начала систематизировать все необходимые инструменты в папках по предметам. Для каждого урока я стараюсь найти в интернете конспект, картинку и видеоролик. Все картинки я распечатываю на принтере и вывешиваю на доску. Это наглядный материал. Ролики по теме урока я тщательно отбираю, из большого количества. Ролики нужны для того, чтобы закрепить тему урока в красочной, музыкальной подаче, и занять внимание учащихся, пока я провожу индивидуальную работу во время урока, по очереди с каждым. При этом дети могут самостоятельно занять себя на фоне ролика: покачаться на фитболе, поиграть с любыми играми и конечно закрепит тему урока в непринужденной обстановке.    

Чего я уже добилась в проведении уроков:

Все дети по звонку занимают свои места. Участвуют в организационной части урока: смотрят на демонстрационный материал на доске, отвечают на вопросы, повторяют за учителем. Я считаю, что это уже не плохой результат. На уроках и в общении с детьми я использую методику с РАС, это  некая договоренность: «сначала это, потом другое». Дети спокойно принимают мои условия, они научились доверять мне и ждать обещанного. Этот метод не позволяет детям добиваться своего.

  1. Настольные и дидактические игры я покупаю или сама делаю игры. Ни одна коробка конфет не выбрасывается, а превращается в емкости для хранения мелких игрушек и пр. Уходит много времени для освоения детьми всех игр, но игры для детей очень важны. В основном особенные дети в начальной школе способны самостоятельно только разбирать различные конструкции. Я непрестанно в течение дня могу их сама собирать, чтобы дети снова сидели, разбирали и складывали по местам и по цветам. А чтобы научить собирать конструкторы, мне нужно это делать много раз и только вместе с ребенком. У детей нет синаптических соединений в мозге, нужно одно и то же действие повторить множество раз, чтобы ребенок смог после этого усвоить и повторить самостоятельно. (Синапсы – это места соединения нервного отростка (аксона) одного нейрона с телом или отростком (дендритом, аксоном) другой нервной клетки (прерывистый контакт между нервными клетками).

     На уроке физкультуры очень хорошо видно, как происходят эти соединения. Когда нужно обогнуть стойку и вернуться на место, некоторые дети понимают только то, что нужно идти, а куда и зачем - не понимают. Приходится несколько уроков работать, пока ребенок не поймет, как правильно выполнять задания учителя. А может быть и лет.

  1. Доброжелательный тон у меня выработался сам по себе. Я поняла, что маленькие дети в основном плохо понимают обращенную речь, а от громкого голоса у детей срабатывают защитные механизмы, и они перестают слышать вообще и абсолютно  не реагируют на возмущения педагога. Я ни когда не повышаю тон голоса, а если ругаю, то шёпотом. Могу и повысить тон, если ребенок сует палец в розетку, образно говоря.  Я уже привыкла держать себя в руках и не срываться на крик, тем более агрессию, оскорбления, унижение детей. Наоборот, я не устаю нахваливать детей за каждый положительный факт, даже за то, что он не сделал, а мог бы.

     Бывает так, что дети рвут, ломают, рассыпают что-то, но я использую этот факт, как рефлексию. Не раздуваю пожар, а спокойно указываю на то, чтобы они исправили положение, иногда, по ситуации привлекаю других детей помочь, или сама присоединяюсь. Богдан у меня неуклюжий, с переменным настроением ребенок. Когда он рассыпает мозаику, к примеру, то собирает ее лежа на полу, потому, что ему не согнуться. Он сам берет для этого гимнастический коврик, ложится на пол и собирает детали. После, мне остается только похвалить его.

     Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятельности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного отношения к процессу познания нового. Все три эти компонента в совокупности способствуют формированию личности ребенка.

   

ДЛЯ МЕНЯ МОЙ КЛАСС, ЭТО МОЯ КОМАНДА.

Я, как тренер, должна привести моих спортсменов к победе. Эта работа сложная и требует полной самоотдачи. Мне нужна самостоятельная, свободная личность, которая рядом со мной будет чувствовать себя защищенным человеком. Благополучие школьника, его положение в классе, душевный и социальный комфорт в значительной степени зависят от тех эмоций и оценок, которые педагог проявляет при общении с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Содержание, формы и методы деятельности учителя начальной школы по формированию у младших школьников умений, навыков ведения здорового образа жизни»

 Здоровье –бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так к...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»

В этом эссе я написала свое мнение о роли учителя  начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов. А так же подобрала различные способы для развития ком...

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов».

Эссе на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании коммуникативных способностей обучающихся младших классов»....

Роль учителя начальных классов в формировании личности школьников

Учитель начальных классов — это первый человек, которого дети встречают в школе, и он для них становится олицетворением нового важного этапа в жизни. Это особая профессия, в обязанности которой ...