программа по предмету "Ручной труд" для 2 класса
рабочая программа по технологии (2 класс)

программа разработана для обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ruchn._trud.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Липецкой области

 «Специальная школа-интернат г. Усмань»

 ПРИНЯТО                                     УТВЕРЖДАЮ.

на заседании методического объединения           Директор ГБОУ  «Специальная школа-интернат г. Усмань»                                          

учителей начальных классов                                  __________________ Л.Ф.Алтухова

Протокол №_____  от ________________            Приказ № _____  от  ____________________                                   

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

РУЧНОЙ ТРУД

2А класс

2017-2018 учебный год

Рабочую программу разработала:

Капустина Светлана Витальевна,

учитель начальных классов высшей категории

г.Усмань,  2017год

Пояснительная записка.

          Рабочая программа учебного курса ручной труд 2 класс составлена на основе:

1. Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ)

2. Федерального государственного образовательного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3.  Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся, воспитанников с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) на 2017-2027г.

Характеристика учебного предмета с учетом

особенностей его освоения учащимися.

           Рабочая программа реализует следующие цели и задачи:

  • развитие самостоятельности  при выполнении  трудовых заданий;
  • формирование организационных умений в труде;
  • воспитание уважения к людям труда
  • воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе;

        С учетом уровня обученности воспитанников данного класса  основными задачами  являются:

  • освоение элементарных знаний о видах труда, обучение доступным приемам труда;                
  • овладение умениями и навыками ориентироваться в задании, планировать свою работу, контролировать свою работу;
  • коррекция и развитие самостоятельности в труде;
  • воспитание положительных качеств личности ученика – трудолюбия, настойчивости, уважение к людям труда;                
  • формирование трудовых качеств, привитие интереса к труду, организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционном образовательном учреждении VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников. Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  •  ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы);
  •  предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
  •  контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий

        Составленная программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

        Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития.

          Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

В целях ознакомления учащихся  с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия. К общим вопросам таких занятий относятся:

  • значение производства  товаров для жизни людей;
  • сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
  • демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
  • соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
  • знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.

Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: развитие готовности к самостоятельным действиям, ответственности за результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; способности уважать результаты труда других людей;
  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
  • формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе: доброжелательности, готовности к сотрудничеству, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

 Место предмета в учебном плане.

              Учебный план Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат г. Усмань»

отводит 1 час в неделю для обязательного изучения предмета «Ручной труд ». В данной рабочей программе на изучение предмета во 2 классе отводится 1 час в неделю, из  расчета 34 учебных недель – 34 часов в год.

 Личностные и предметные результаты.

Освоение обучающимися данной программы предполагает достижение ими следующих результатов: личностных  и предметных.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

  •     внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы;
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
  •  навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Предметные результаты.

Раздел «Работа с глиной и пластилином»

                Обучающийся научится:

  • рационально использовать пластилин и природный материал;
  •  соединять пластилин с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • закреплять детали на подставке;
  •  использовать цвета пластилина в макете;

        Раздел «Работа с бумагой»

        Обучающийся научится:

  • сочетать цвета бумаги в орнаменте;
  •  составлять аппликации;
  •  размещать на листе бумаги элементы аппликации;
  •  смазывать детали аппликации клеем и наклеивать их.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • размечать бумагу и картон по линейке и шаблону;

Раздел «Работа с природными материалами»

        Обучающийся научится:

  • соединять детали с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • компоновать различные детали с помощью клея, проволоки, ниток.

Раздел «Текстильные материалы»

        Обучающийся научится:

  • правильно пользоваться иглой и наперстком;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выбирать рисунок в зависимости от назначения изделия;
  • вышивать по линиям рисунка.

Содержание учебного предмета.

Раздел «Работа с глиной и пластилином» (9 ч)

Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел, лепка фигур цилиндрической и конической формы, лепка игрушек-животных и птиц.

Практические работы:

«Лепка на плоскости форм прямоугольных геометрических тел (куб, брус)».

«Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные геометрические формы: молотка, рубанка, молотка с квадратным бойком».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка».

«Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утенок».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: щенка».

«Самостоятельная лепка с натуры игрушек: лисы».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Колобок и лиса»».

«Лепка по представлению свободных композиций: «Маша и медведь»».

Ученик научится:

  • использовать инструменты, применяемые при работе;
  • выполнять правила безопасной работы;

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;

Раздел «Работа с природными материалами» (6 ч)

         Свойства материалов, виды соединений с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки.

Практические работы:

«Изготовление по образцу и самостоятельно птички из желудей, перьев и палочек».

         «Самостоятельное изготовление по образцу рыбки из скорлупы грецкого ореха».

«Составление композиции по образцу и представлению из засушенных листьев «Рамка для фотографий»».

         «Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Сова»».

«Изготовление из шишки стилизованной фигурки птички «Утка»».

Экскурсии:

Экскурсия на пришкольный участок с целью сбора природного материала.

Ученик научится:

  • применять различные виды соединения деталей;
  • использовать инструменты, применяемые при работе;
  • применять свойства природных материалов.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • составить отчет о последовательности изготовления изделия;
  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы;

Раздел «Работа с бумагой и картоном» (15 ч)

Свойства бумаги, разметка бумаги и картона по линейке и шаблону.

Практическая работа:

«Изготовление коллекции «Сорта бумаги».

«Изготовление аппликации «Дерево осенью»».

«Изготовление маски собачки».  

«Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, треугольников, кругов».

«Изготовление пакета из бумаги для хранения изделий, украшение его аппликацией».

«Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации, игрушка-машина».

«Изготовление из картона плоских елочных игрушек и гирлянд в форме различных стилизованных изображений игрушка- рыба».

«Изготовление из бумаги (2 кругов) игрушек в форме шара».

«Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос)».

«Разметка бумаги и картона по линейке».

«Изготовление закладки из тонкого картона».

«Изготовление аппликации (грузовик) с разметкой подложки и деталей по линейке».

«Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток».

«Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок».

«Изготовление композиции к сказке «Маша и медведь» из складных бумажных фигурок».

«Изготовление по образцу указателя «переход».

Ученик научится:

  • применять сорта и свойства картона;
  • выполнять правила безопасной работы;
  • применять санитарно-гигиенические навыки;
  • делать разметку бумаги и картона по линейке и шаблону;
  • вырезать и намазывать клеем детали.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы.

Раздел «Работа с текстильными материалами» (5 ч)

Составление коллекции тканей, раскрой ткани по готовой выкройке, соединение деталей «сметочным стежком», вышивание стежком с перевивом «шнурок».

Практическая работа:

         «Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона».

«Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата».

«Ознакомление с ручными стежками (сметочный стежок)».

«Вышивание закладки из канвы  с крупным переплетением. Оформление концов закладки кисточками».

Экскурсия:

Экскурсия в швейную мастерскую.

Ученик научится:

  • соединять детали «сметочным стежком»;
  • различать нитки, ткани, их свойства и назначения;
  • применять виды стежков для вышивки.

Ученик получит возможность научиться:

  • самостоятельно ориентироваться в задании;
  • самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
  • составлять план работы самостоятельно и по вопросам учителя;
  • выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
  • придерживаться плана при выполнении изделия;
  • самостоятельно подбирать материалы и инструменты для работы.

Тематическое планирование с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся.

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Виды работ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25-

26

27

28

29

30

31

32

33

34

1 четверть

Работа с природными материалами.

Соблюдение ТБ и санитарно-гигиенических требований.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Условия хранения природного материала.

Беседа о свойствах материалов(цвет, форма, твёрдость и т.п.). Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек.

Работа с глиной и пластилином.

Организация рабочего места при выполнении лепки. Соблюдение правил гигиены.

Беседа «Глина, её применение в промышленности». Лепка куба и параллелепипеда.

Лепка инструментов, имеющих прямоугольную форму(молоток, рубанок).

Работа с бумагой и картоном.

Правила безопасности при работе с ножницами. Беседа «Применение и назначение картона. Его свойства».

Изготовление из бумаги пакета для хранения изделий.

Украшение пакета аппликацией.

Изготовление счетного материала в форме полосок, квадратов, кругов. Оклеивание его цветной бумагой.

Работа с текстильными материалами.

Экскурсия в швейную мастерскую.

Свойства ниток. Плетение косички.

Составление коллекции тканей с четко выраженной лицевой и изнаночной стороной на подложке из картона

2 четверть

Работа с пластилином.

Самостоятельная лепка с натуры игрушек: медвежонка.

Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: утенок.

Самостоятельная лепка с натуры игрушек: щенка.

Работа с природными материалами.

Самостоятельное изготовление по образцу рыбки из скорлупы грецкого ореха.

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление новогодней гирлянды по шаблонам из разноцветной бумаги в форме грибочков.

Изготовление из бумаги (2 кругов) игрушек в форме шара.

Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4-5 полос)

3 четверть

Работа с пластилином.

Лепка по образцу стилизованных фигур: лисица.

Самостоятельная лепка композиции к сказке «Колобок».

Работа с текстильными материалами.

Упражнения в раскрое ткани по готовой выкройке в форме квадрата.

Ознакомление с ручными стежками. Смёточный стежок.

Работа с бумагой и картоном.

Разметка бумаги и картона по линейке

Изготовление закладки по шаблонам.

Изготовление аппликации (грузовик,) с разметкой подложки и деталей по линейке».

Изготовление из бумаги и картона с использованием материалоотходов поздравительных открыток

Аппликация из обрывной бумаги

4 четверть

Работа с глиной и пластилином.

Лепка по представлению композиции к сказке «Маша и медведь».

Лепка фигурок из целого куска пластилина.

Работа с бумагой.

Изготовление по образцу указателя «переход». Игра «Переход улицы».

Изготовление по образцу плоской модели светофора.

Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок.

Изготовление композиции к сказке «Маша и медведь» из складных бумажных фигурок.

Изготовление аппликации (грузовик) с разметкой подложки и деталей по линейке

Работа с текстильными материалами.

Вышивание закладки из канвы.

Оформление концов закладки кисточками.

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

1

1

1

1

1

1

1

10

1

1

1

1

1

1

1

1

2

8

1

1

1

1

1

1

1

1

Составление гербария.

Практическая работа по размещению материалов по их свойствам.

Знакомство с правилами работы с пластилином.

Практическая работа с опорой на образец.

Составление инструментов с опорой на образец.

Беседа «Картон и его свойства».

Работа по план.

Составление шаблонов для аппликации.

Работа с ножницами и линейкой по устному и картинному плану.

Беседа «Я в швеи пойду».

Практическая работа по плетению изделия.

Знакомство со свойствами тканей. Практическая работа.

Работа по картинному плану и в сравнении с образцом.

Знакомство с приёмами вдавливания и расплющивания.

Упражнения в  обработке изделия руками и стекой.

Составление плана работы.

Беседа «Украсим ёлку».

Работа по плану.

Составление плана изготовления изделия.

Работа по образцу.

Работа по образцу

Драматизация сказки «Колобок».

Составление выкройки изделий.

Знакомство со смёточными стежками.

Работа по образцу

Составление плана изготовления изделия.

Знакомство с приёмами изготовления аппликации

Работа по плану.

Знакомство с приёмами изготовления аппликации

Упражнения в  обработке изделия руками и стекой.

Знакомство с приёмами вдавливания и расплющивания.

Практическая работа с опорой на образец.

Работа по плану.

Знакомство с приёмами складывания

Выполнение композиции путем складывания

Составление плана изготовления аппликации.

Практическая работа по изготовлению канвы.

Упражнения в изготовлении кисточек.

Материально - техническое обеспечение образовательной деятельности

(перечень учебно-методической литературы).

  1. Геронимус Т.М. «150 уроков труда в 1-4 классах». Методич. пособие. Рекомендации к планированию занятий. – М.: 1994.
  2. Гусакова М. А. Подарки и игрушки своими руками. - М.:ТЦ «Сфера» 1997.
  3. Конышева Н.М., Человек разумный – человек умелый. Развивающее обучение на уроках труда // Начальная школа. – 2000 - № 1.
  4. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1 – 3 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1992.
  5. Технология. Ручной труд. 2 класс : учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Л.А.Кузнецова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

6.   Ноутбук учителя.

  1. Интерактивная доска.
  2. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО 2 класс на основе Программы для ОУ «Изобразительное искусство 1-4 классов» Б.М. Неменского– М.Дрофа, 2010

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 2 класс создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработ...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по математике (3 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по Музыке 1 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

   Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК ...

Рабочая программа по Музыке 2 класс (в рамках ФГОС НОО) на основе авторской программы "Музыка 1-4 классы" Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Программа разработана на основе примерной программы по музыке федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования, сборника рабочих программ УМК «Школа России...