Конспект Парламентского урока.
план-конспект урока (2 класс) по теме

Курбатова Галина Александровна

Конспект Парламенского урока "Где рождаются законы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Parlamentskiy_urok_dlya_uchashchihsya_1.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Парламентский урок для учащихся 1-4 классов
Тема: «Где рождаются законы»

Цели и задачи урока:

  1. Формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином; о главе государства, парламенте и его работе.
  2. Закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.
  3. Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.
  4. Развивать творческий потенциал школьников.

Оборудование:

  • Электронные презентации.
  • Виртуальная экскурсия по Государственному Совету Республики Татарстан.
  • Диск «Где рождаются законы»

План урока.

1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х. (Диск)

2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ. (диск)

3. Знакомство с символикой нашей Родины. (презентация №1)

4. Знакомство с « Конвенцией о правах ребенка» (презентация №2)

5. Сказочная викторина по правам детей.(презентация №2).

6. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан (диск)

Ход урока.

  1. Приветственное слово председателя Государственного Совета РТ Мухаметшина Ф.Х.
  2. Виртуальная экскурсия по Госсовету РТ.

- Сейчас вместе с мальчиком мы совершим виртуальную экскурсию  по Государственному Совету Республики Татарстан. Мы узнаем, где рождаются законы и как они внедряются в нашу жизнь.

- Итак, слушаем внимательно!

  - Где рождаются законы?

- Кто их принимает?

III. Знакомство с символикой нашей Родины.

- Как называется наша Родина? (Россия)

- Как называется республика, в которой мы живем? (Республика Татарстан)

- Как называется наш район? (Новошешминский район)

У каждой страны есть свои символы, которые отличают её от другой страны. Такие символы есть и у нашей страны, республики и района. К символам относятся Флаг, Герб и Гимн.

(Презентация №1)

Начнем  знакомство с символов Российской Федерации.

(слайды № 2,3,4,5)

2 слайд: Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос:

  • верхней – белого,
  • средней – синего ,
  • нижней – красного цветов.

3 слайд: Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственно флага
Российской Федерации.

  • синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие;
  •  красный цвет — мужество, смелость,
  •  любовь;
  •  белый цвет — благородство и  откровенность;

4 слайд: Герб РФ представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом – три исторические короны Петра Великого; в лапах орла – скипетр и держава; на груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

5 слайд: Гимн – это главная песня страны. Гимн России написал известный детский поэт Сергей Владимирович Михалков. Гимн слушают стоя и не разговаривают во время его прослушивания.

6 слайд:       Государственный флаг Республики Татарстан пpедставляет собой пpямоугольное полотнище с гоpизонтальными полосами зеленого, белого и кpасного цветов.
Цвета Государственного флага Республики Татарстан означают:

  • зеленый - зелень весны, возрождение;
  • белый - цвет чистоты;
  • красный - зрелость, энергия, сила, жизнь.

7 слайд:  Герб Республики Татарстан выполнен в цветах флага Татарстана; имеет круглую форму.

Центральный образ герба - крылатый барс - в древности божество плодородия, покровитель детей. В гербе Республики Татарстан барс - покровитель граждан республики и ее народа.

Три золотых круга охватывают герб на трех уровнях. Они выражают идею единства, бесконечности и высшего совершенства.

      Символические значения цветов:

  • золотой цвет - изящество, красота, богатство земли Татарстана;

    зеленый цвет - зелень весны, возрождение Татарстана;

    белый цвет - чистота помыслов граждан Татарстана;

    красный цвет - зрелость, энергия, сила, жизнь, жизнеспособность Татарстана;

    Герб Республики Татарстан утверждает такие общечеловеческие, нравственные ценности, как добро, справедливость, благополучие граждан, дружба между народами, мир и прогресс.
     

8 слайд:

Обоснование символики герба Новошешминского муниципального района.
Первое поселение в Новошешминске появилось в 1610 году. Здесь же для защиты Закамья от кочевых народов в 1652 году была построена военная крепость, вокруг которой со временем появлялись слободы (Петропавловская, Екатерининская, Черёмуховая и др.). Население этих слобод составляли служилые люди, не только обрабатывающие землю, но и стоявшие на охране государственной границы. В последствии они составили особое сословие "пахотных солдат". Этот период в истории Новошешминского района отражен в гербе крепостной стеной и мечом. Дополняет воинскую символику района изображение щуки - символа осторожности, бдительности и охраны.
Также щука напоминает о богатстве реки Шешмы и озер (голубое поле) располагающихся на территории района, позволивших жителям активно заниматься рыбным промыслом.

Символические значения цветов:

  • Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания.
    Красный цвет - символ мужества, силы, труда, красоты.
    Синий, голубой цвет - символ чести, благородства, духовности

- Какие символы вы запомнили?

- Для чего любой стране нужны символы?

- Какие основные цвета используются в  символах России, Республики Татарстан и Новошешминского района? Что они обозначают?

IV. Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка»

(Презентация №2)

- Скажите, а кто прежде всего проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права?

 Конечно, ваши родители, семья — важная часть общества. (слайд №2)

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН (Организация Объединенных Наций). Она возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия и в результате которой погибли более 50 миллионов людей, было разрушено множество городов, сел и деревень. Люди всего мира осознали, к каким последствиям может привести нарушение прав человека, а именно самого главного права, права на жизнь, что война — самый худший способ решения споров и проблем. Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война уничтожит все человечество. Чтобы предотвратить эту глобальную катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию — ООН, которая главной своей задачей поставила обеспечение прав человека во всем мире.(слайд №3)

Однако не всегда люди помнят уроки истории. По-прежнему, где-то происходят военные конфликты, теракты, совершаются преступления, аварии. От них, а также в результате стихийных бедствий, голода и эпидемий страдают дети. Да и в мирной жизни они нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. У них есть свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены.

20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательство заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.( слайд №4)

Давайте выясним, что обозначают слова Конвенция, Декларация, права ребенка.

Посмотрим, что об этом говорят словари.

Конвенция – договор, соглашение между государствами по какому-нибудь специальному, техническому вопросу.

Декларация определяет базовые права человека.

Права человека – это совокупность правил, которые присущи природе человека и без которых он не может существовать.

- Для чего нужно знать права человека?

Чем больше людей будут знать о правах человека и стараться жить по принципам, которые содержат в себе эти права, тем больше вероятности, что права и правда будут соблюдаться всеми людьми во всем мире!

Давайте познакомимся с некоторыми основными правами ребёнка.

Статья 6. Конвенция признает «неотъемлемое право каждого ребенка на жизнь».( слайд №5)

Статья7  «Ребенок с момента рождения имеет право на имя, право знать своих родителей и право на их заботу». (слайд №6)

Статьи 13, 14     «Признают  права ребенка на свободу». (слайд №7)

Статья 16 «Право на неприкосновенность жилища». (слайд №8)

В статье 28 признаются «права ребенка на образование». (слайд №9)

Статья 13 « Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение ».

 Статья 14  «Право на свободу мысли». ( слайд №10)

Из статьи 32,36 Конвенции.

   «Ребенок имеет право на защиту от экономической и любой другой эксплуатации, уважение его человеческого достоинства»  (слайд №11)

   Статья 31

  «За ребенком также признается право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством». (слайд №12)

 В конвенции признается «право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка)».( слайд №13)

   Статья 24 «Признает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения, средствами лечения болезней и восстановления здоровья». (слайд №14)

Статья 16  «Право на личную жизнь и тайну переписки» (слайд №15)

Обобщение о правах человека (слайд №16)

V. Викторина «Занимательное правоведение».  

Можно разделить детей на команды.

(Презентация №2)

- Кто любит читать и слушать сказки? Конечно, все: и взрослые, и дети.

- А сейчас позовем на помощь сказки. С их помощью ответим на такие вопросы.

- Кого чаще всего обижают в сказках?

- Кто защитник?

- Какие права героев нарушаются?

Итак, викторина! Думайте и отвечайте!

1.- О каких правах идёт речь в «Сказке о попе и работнике его Балде»( слайд №17)

«Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно…» (право на труд)

2. «Добрый доктор Айболит,

      Он под деревом сидит,

      Приходи к нему лечиться

      И корова, и волчица,

      И жучок, и паучок,

      И медведица…» (слайд №18)

- Какими правами воспользовались герои этого отрывка?  ( право на охрану здоровья, оказание медицинской помощи)

3. Чебурашка, крокодил Гена и старуха Шапокляк воспользовались правами… (слайд №19)

( На свободное перемещение по стране и правом на отдых)

4. Гарри Поттер потерял родителей в раннем детстве. Но зато со школой ему повезло. Каким правом воспользовался герой? (слайд №20) (право на выбор образовательного учреждения и получения образования)

5. Злая мачеха лишила царевну права на … (слайд №21)

(На жизнь)

6. Лиса Алиса и кот Базилио пытаются украсть золотые, полученные Буратино от синьора Карабаса, тем самым посягая на его права … (слайд № 22)

( владениия личным имуществом)

7. Вспомните сказку А. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Там есть такие слова:

«В бочку с сыном посадили,

Засмолили, покатили

И пустили в Окиян –

Так велел де царь Салтан.»  (слайд № 23)

- А на самом деле кто так жестоко обошелся с новорожденным и его мамой?

Какое право было нарушено? ( право на свободу)

8. В русской народной сказке «Царевна лягушка» Иван-царевич сжег лягушечью кожу.( слайд № 24)

- Какое право нарушил Иван и как он за это поплатился? ( право на личную тайну)

9. Кто в сказке Г.Х. Андерсена «Голый король» не побоялся сказать королю правду? (слайд №25)

-Каким правом он воспользовался? ( право свободно выражать свои мысли)

10. Вам всем известна сказка про Маугли. Как вы думаете, является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст. 1.)

11.Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным? (Каждый ребенок, даже в чем-то неполноценный, должен жить в условиях, не унижающих его достоинство. Ст. 23.)   (Слайды №26,27,28)

- Какой вывод можно сделать?

- Изобретение самолета подсказал сказочный ковер – самолет. А сказки подсказали необходимость принятия Конвенции о Правах Ребенка.

Но у ребенка как и у взрослого человека есть не только права, но и обязанности.

Давайте познакомимся с ними. (Слайд № 29.)

  1. Слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
  2. Соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;
  3. Получить образование, соблюдать правила внутреннего распорядка учебного заведения;
  4. С 14 лет выполнять трудовые поручения в соответствии с условиями контракта, правилами трудового распорядка и трудовым законодательством;
  5. С 17 лет встать на воинский учёт.

За невыполнение каких либо обязательств или нарушение прав другого человека дети тоже несут ответственность. (Слайд №30)

За совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учёбы, пьянство; с 11 лет может быть помещён в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков в случае систематического нарушения правил общественного поведения или совершения общественно опасных действий; может быть исключён из школы за грубые неоднократные нарушения устава школы; с 14 лет на подростке лежит ответственность за нарушение трудовой дисциплины, уголовная ответственность за отдельные виды преступлений; возмещение причинённого вреда; с 16 лет за совершение всех видов преступлений.

Игра «Вопрос-ответ» (Слайд №31)

  • Нецензурная брань ученика в школе – это издержки воспитания или противоправное действие?
  • Противоправное действие, мелкое хулиганство.
  • Может ли быть привлечён к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?
  • УК, статья 20.
  • Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе?
  • УК, статья 20.
  • До какого возраста человек считается ребёнком?
  • До 18 лет.

- Ну а сейчас подведем итоги нашей работы.

  • С каким важным документом вы познакомились?

      Конвенция о правах ребёнка

  • Какой организацией он был принят?

      ООН 

  • Когда отмечается Всемирный день прав ребёнка?

      20 ноября

  • Кто призван обеспечивать соблюдение прав ребёнка?

      Государство, родители, сами дети 

  • Каким вы правом пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

     Правом на образование.

VI. Прослушивание Гимна Российской Федерации и Гимна Республики Татарстан.

Стоя слушаем Гимны.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парламентский урок

Для классного часа...

Парламентский урок

Разработка Парламентского урока по теме "Закон о туризме Пермского края"...

Парламентский урок-2012 "Моя гражданская инициатива"

Сопроводительная записка       Автор материала (ФИО) *   Паршакова Татьяна Александровна, 09.03 1960 г.р. Должность (с указанием преподаваемого предмета) * ...

Парламентский урок во 2 классе

Цель  — создание условий для патриотического воспитания подрастающего поколения.Задачи:§  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окруж...

Презентация "Возможны ли споры без ссоры" для парламентского урока

Что такое "дебаты"?  Какие правила необходимо соблюдать для проведения дебатов? Чем дебаты лучше ссоры?...

Конспект парламентского урока

Татарстан – наш общий дом. Единство народов, культурное и языковое многообразие как уникальное богатство республики.Сохраняя традиции, создаём будущее....