Программа индивидуального развития ребенка "Лучики моего Я"
методическая разработка (3 класс) на тему

Косолапова Марина Александровна

Общество предъявляет  социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Programma_individualnogo_razvitiya_rebenka.doc874.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                           

«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ № 39 г.Чебоксары»

Михайлов В.В.

____________________________

Программа индивидуального развития ребенка

                                         

Автор: Косолапова Марина Александровна, 

учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением отдельных предметов города Чебоксары»

Чебоксары, 2011

Содержание программы

  1. Введение……………………………………………………………………..3
  2. Рецензия на программу…………………………………………………….3а
  3. Пояснительная записка …………………………………………………….4
  4. Паспорт программы………………………………………………………...5-6
  5. Нормативно-правовая база  программы…………………………………..6
  6. Условия  реализации программы…………………………………………..7
  7. Методы и формы реализации программы………………………………...7
  8. Модель реализации программы……………………………………………8
  9. Этапы реализации программы……………………………………………..8
  10. Основное содержание программы «Лучики моего Я»……………………9-10
  11. Текущие этапы реализации программы……………………………………11-23
  1. 1 этап: информационно- аналитический………………………......11-14
  • Методы диагностики………………………………………..11
  • Результаты психологической диагностики за 2009/10 год.11
  • Успеваемость по четвертям…………………………………12
  • Индивидуально- характерологический портрет ученика....12-13
  • Общие выводы ………………………………………….......13
  • Прогнозирование……………………………………………14

  1. 2 этап : организационно- деятельностный………………………...14-20
  • Методы и формы педагогического воздействия…………14
  • Текущие результаты реализации по модулям……………15-20
  1. 3 этап: результативно-диагностический…………………………..21-23
  • Результаты психологической диагностики за 2010/11 год.21
  • Динамика успеваемости и качества знаний……………….22
  • Уровни воспитанности………………………………………22
  • Карта успешности развития ребенка……………………….23
  1. Заключение………………………………………………………………….23
  2. Библиографический список………………………………………………..24
  3. Приложения…………………………………………………………………25-27
  1. Сводный лист данных изучения уровней воспитанности………..25-26
  2. Общие сведения о ребенке………………………………………….27

Введение

Общество предъявляет  социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. В динамичном, быстро меняющемся мире необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Наше образовательное учреждение МОУ «СОШ № 39» , работая над проблемой «Личностно-ориентированный подход в обучении как средство развития профессионального уровня учителя и самореализации ученика», ставит перед собой задачу - формировать в каждом ребенке личность. В программе  развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары на 2006-2010 годы записано: «Школа  видит свою миссию в создании условий для социализации ученика в изменяющих условиях современного общества. Это, в свою очередь, должно обеспечить его нормальную жизнедеятельность и самочувствие в самой школе, и его подготовку к будущему труду, продолжению образования, к созданию семьи и дальнейшей жизнедеятельности».

Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Мною составлена и утверждена Методическим Советом школы программа воспитания и развития класса «Солнечный круг», которая отражает современные тенденции и требования к воспитательной работе с детьми в общеобразовательных учреждениях. Она   предусматривает организацию воспитательной работы с классным коллективом по соответствующим приоритетным направлениям: гражданско-патриотическое, интеллектуальное развитие учащихся, эстетическое воспитание, спортивно-оздоровительное, социальное партнерство.

Каждый ребенок единственный и неповторимый в своей индивидуальности, проходит свой особый путь развития. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности , реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты , создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению возникающих проблем. Для этого на основе программы «Солнечный круг»  выстроена подпрограмма  - программа индивидуального развития ребёнка «Лучики моего Я», которая  направлена на  самораскрытие ребёнка как личности. Ее разделы охватывают практически все сферы человеческой жизни. Каждое направление программы позволяет решить воспитательные задачи и достичь желаемого результата.

Настоящая программа достаточно информативна и создает широкое поле исследовательской деятельности. Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Результаты программы индивидуального развития ребёнка должны анализироваться компетентными людьми и  служить не во вред учащимся и родителям, а во благо. По промежуточным этапам реализации программы проводится систематическая работа с учащимся. Программа предполагает корректировку в зависимости  от получаемых результатов. 

В моей душе есть капелька рассвета,
Задорный лучик среди темноты,
И в нем одном вмещается планета
Безмерной радости и светлой доброты.. 

Детское стихотворение

Пояснительная записка

Самоотношение, самооценка - неотъемлемая часть нашей жизни начиная с раннего детства. Она может меняться или оставаться устойчивой, в ней могут появляться или исчезать конфликты, но какая-то она есть у человека всегда. Человек, обладающий позитивной самооценкой, обобщенно ощущает себя хорошим и как следствие - верит в свою успешность. Его цели обширны, планки высоки, планы масштабны. Средства соответствуют целям: ответственность не пугает, предпринятые усилия оправдываются наградой, а вера в успех позволяет не обращать внимания на временные неудачи и ошибки. Ребенку с высокой самооценкой проще существовать в коллективе. Он не боится показаться смешным или сделать глупость - поэтому готов придумывать: как решить задачу, где прогулять урок, во что поиграть на перемене. Он не слишком критично относится к своим действиям, поэтому осуществляет их - много и разных. Ему легче учиться: он уверен в собственных силах, поэтому задачи вызывают азарт и любопытство - если они сложные, и скуку - если простые или глупые. Но даже самые трудные не вызовут у него страх или тревогу. Исследования показали, что в классе лучше учатся дети, имеющие средние способности, но обладающие высокой самооценкой, чем дети с большими способностями, но неуверенные в себе.

Исследуемый мною ученик  при поступлении в школу показал обширный кругозор, хорошую память, большой словарный запас, наличие логического мышления. Но в процессе школьной жизни он не показал ожидаемого: часто бывал застенчив, малоактивен, из-за боязни показаться смешным не проявлял себя на уроках и во внеклассных мероприятиях. Наблюдения и исследования школьного психолога показали, что у него  несколько снижена самооценка и наблюдается тревожность. Страх неудачи порождает более критичное отношение к собственной деятельности. Отсюда и рост тревожности.

Такие дети в школе не редкость, поэтому я решила наметить пути  развития личности данного ребенка, составив программу индивидуального развития «Лучики моего Я». Когда планка для достижений высока, а уверенность в успехе велика, значит, человек оценит себя в целом позитивно. Следствие - активность, продуктивность, авторское отношение к происходящему. В основе программы  - нравственная аксиома : "У меня все получится, мои ошибки - не препятствие. Я достоин того, что мир благосклонен ко мне".

Паспорт программы

Наименование программы

Программа индивидуального развития  ученика 3Л класса

Автор

    Косолапова Марина Александровна , классный руководитель 3Л класса МОУ «СОШ №39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары»

Основание для разработки программы

  Проблема:  сниженная самооценка учащегося , малая социальная  активность

                                                                                     

Цель программы

    Создать условия для раскрытия и развития индивидуальных способностей , творческого потенциала ребёнка для формирования адекватной самооценки

 

Задачи программы

  1.   Составить индивидуально - характерологический портрет учащегося на основе  диагностического наблюдения, наметить пути развития.
  2. Создать благоприятные условия для интеллектуального , нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка на основе сотрудничества школы и семьи.
  3.  Стимулировать самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование  личностных качеств, творческих способностей.
  4. Использовать активные формы внеклассной и внешкольной работы, занятий, стимулирующих детские рефлексивные умения, адекватность самовосприятия.

 

Сроки реализации

Программа рассчитана на 2 года :2009-2011 г.г.

Основные мероприятия

  •           Проведение классных и школьных мероприятий с участием данного ученика          Обеспечение участия  данного ученика в мероприятиях различных уровней.
  •           Привлечение к научно- исследовательской работе, олимпиадам, творческим конкурсам, интеллектуальным играм, спортивным мероприятиям
  •           Привлечение к организации общественных дел в классе.
  •           Психологическое сопровождение класса и ученика.
  • Вовлечение в сферу дополнительного образования

Исполнители мероприятий

     Классный руководитель, администрация школы, учителя- предметники, психологи, медицинский персонал, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования , библиотекарь  и  родители.

 

Степень реализации программы

Программа находится в процессе реализации

Ожидаемые результаты

  1. Ученик имеет адекватную самооценку.
  2. Ученик имеет представление об особенностях собственных психических процессов и учится управлять ими.
  3. Ученик увлекается каким – либо учебным предметом, видом внеурочной деятельности и стремится проявить себя.
  4. Ученик владеет навыками самостоятельной организации деятельности и первичными навыками рефлексии.
  5. Родители заинтересованы и активно участвуют в развитии познавательных способностей своего ребенка.

Принципы реализации программы

  1. Личностно-ориентированный принцип:
  1. адаптированности (ученик должен комфортно себя чувствовать в школе, найти свое место в классном коллективе);
  2. развития (ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели);
  3. успешности  (создание атмосферы раскованности, атмосферы успешности ( по Л.В.Выгодскому).
  1. Принцип дифференцированности - учет возрастных особенностей и специфики работы с учащимися.
  2. Принцип диалогизации - позиции взрослого и ребенка считаются равноправными.
  3. Принцип  последовательности и систематичности (по В. А. Петровскому)..
  4. Принцип гуманизации отношений в классном коллективе.
  5. Принцип комплексности (психолог, учителя предметники, администрация, классный руководитель)
  6. Принцип многоаспектности  - сочетание различных направлений  ( социального, психологического, образовательного) целевой профилактической работы.
  7. Принцип оперативности и гибкости (воспитательный процесс динамичен, имеет возможность отклониться от намеченного плана в силу объективных причин ).

 

Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г.;
  • основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН  20 ноября 1989г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  • Закон  Чувашской Республики «Об образовании»
  • Программа  развития муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 39с углубленным изучением отдельных предметов»города Чебоксары на 2006-2010 года;
  • Устав МОУ «СОШ № 39» от  30.11.2009

Условия  реализации программы:

  • Создание мотивационного поля  и благоприятных условий существования в классном коллективе ;
  • Личностно – ориентированный подход;
  • Согласованность действий всех участников программы .

Методы и формы реализации программы:

1.Общая диагностика 

  • Мониторинг 
  • Анкетирование ребенка и родителей
  • Опрос 
  • Беседа 
  • Анализ документов 
  • Наблюдение
  1. Психологическая  диагностика 
  • Социометрия 
  • Самооценка
  • Изучение внимания.
  • Изучение памяти.
  • Изучение словесно – логического мышления.
  • Эмоционально – личностная сфера.
  • Межличностные отношения в семье.
  1. Методы и формы педагогического воздействия
  • Убеждение 
  • Пример 
  • Разъяснение 
  • Пожелание 
  • Создание ситуаций 
  • Совместное изучение результатов деятельности 
  • Внушение 
  • Тренинг
  • Беседа
  • Просьба
  • Совет 
  • Одобрение 
  • Наблюдение 
  • Ведение учета, записей, дневника 
  • Соревнование 
  • Поощрение
  • Создание ситуаций успеха
  1. Сотрудничество с родителями 
  • Беседы 
  • Анкетирование
  • Консультации 
  • День открытых дверей 
  • Родительские собрания 
  • Классные и школьные мероприятия
  • Родительское патрулирование

Модель реализации программы

Этапы реализации программы

Реализация программы предполагает 3 этапа.

1 этап - информационно – аналитический

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы.

2 этап - организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития .Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

3 этап: результативно-диагностический. 

Задача данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение развития  ребёнка, выявление  уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется  карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

Основное содержание программы «Лучики моего Я»

В программе 4 тематических модуля, которые определяют основные направления воспитательного сотрудничества учителя, ученика и родителей и способствуют достижению поставленной цели.

Модуль «Мой мир знаний»

Направление деятельности

    Интеллектуальное   развитие    

ЗАДАЧИ

  1. Выявление индивидуальных способностей
  2. Осуществление  перехода на более качественный уровень получения и усвоения знаний.
  3. Формирование внутренней потребности к получению полноценного образования и постоянному пополнению знаний.
  4. Развитие опыта самопознания, самораскрытия , самовоспитания

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  1. Диагностика учебной мотивации
  2. Диагностика психических процессов: памяти , мышления.
  3. Система классных часов «Учись учиться».
  4. Привлечение к занятиям в предметных кружках.
  5. Активное пользование средствами добывания знаний(библиотека, Интернет, ЦОР)
  6. Организация познавательных экскурсий.
  7. Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
  8. Участие в интеллектуальных играх, олимпиадах, конкурсах
  9. Исследовательская деятельность, научно- практические конференции.
  10. Профориентация, диагностика профориентации.
  11. Диагностика уровня обученности

Модуль «Я -человек»

Направление деятельности

Нравственно- эстетическое  

ЗАДАЧИ

  1. Формирование представления об общечеловеческих ценностях добра, красоты,  нормах поведения и опыта нравственного поведения
  2. Формирование навыков группового взаимодействия.
  3. Формирование толерантности.
  4. Воспитание любви к Родине, положительного отношения к обществу.
  5.  Формирование позитивной самооценки
  6. Развитие творческих способностей

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  1. Понятие о социально- нравственных качествах и критериях их оценки
  2. Система классных часов «Самостоятельность, самообразование, самоуправление».
  3. Посещение театров города, цирка и т.п..
  4. Конкурсы для мальчиков.
  5. Психологические тренинги, тесты
  6. Вовлечение   в мероприятия различного уровня
  7. Организация  диспутов, обсуждений. Анализ ситуаций
  8. Участие в благотворительных акциях.
  9. Диагностика уровня воспитанности
  10. Диагностика нравственной направленности личности
  11. Тест «Самооценка»

Модуль «Я и мое  здоровье»

Направление деятельности

Спортивно-оздоровительное

ЗАДАЧИ

  1. Выявление уровня физического развития
  2. Пропаганда здорового образа жизни.
  3. Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
  4. Развитие навыков личной гигиены и самообслуживания
  5. Формирование положительного отношения к занятиям спортом и активному образу жизни

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  1. Тестирование общего физического развития
  2. Классные часы на тему гигиены и здорового образа жизни
  3. Ежедневная зарядка и закаливание
  4. Консультации педиатра.
  5. Профилактические беседы с врачами
  6. Туристические походы
  7. Посещение спортивной секции.
  8. Спортивные мероприятия, соревнования.

Модуль «Я –член семьи»

Направление деятельности

Социальное партнерство

ЗАДАЧИ

  1.  Психолого-педагогический всеобуч родителей.
  2.  Организация совместной деятельности детей, родителей и педагогов с целью развитие познавательных интересов.
  3.  Организация совместной работы по совершенствованию физических качеств, укрепление здоровья, социализации.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

  1. Диагностика воспитательного потенциала семьи
  2. Тест «рисунок семьи»
  3. Тематические родительские собрания с привлечением психологов, медицинских работников.
  4. Индивидуальные консультации психологов, педагогов-предметников.
  5. Организация работы родительского комитета.
  6. Круглые столы «Вечер трудных вопросов».
  7. Посещение семьи.
  8. Переписка с родителями (письменная форма информирования родителей об успехах их детей, советы, пожелания).
  9. Организация совместных досуговых мероприятии.

 Текущие этапы реализации программы «Лучики моего Я»

1 этап - информационно – аналитический (2009-2010 г)

Задача этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.

На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:

Общая диагностика 

  • Мониторинг 
  • Анкетирование ребенка и родителей
  • Опрос 
  • Беседа 
  • Анализ документов 
  • Наблюдение

     

Психологическая  диагностика 

  • Изучение внимания.
  • Изучение памяти.
  • Изучение словесно – логического мышления.
  • Эмоционально – личностная сфера.
  • Межличностные отношения в семье.
  • Социометрия 
  • Самооценка

Результаты психологической диагностики за 2009 – 2010 год.

Метод исследования

Результат

Анализ результата

Познавательные процессы

Память:

  • зрительная
  • слуховая
  • смысловое запоминание

Познавательные

процессы-

  норма.

«Узнавание фигур»

Норма

«10 слов»

Норма  

«Пиктограммы»

Высокий уровень

Внимание

«Корректурная проба»

Концентрация внимания – средний уровень

Устойчивость внимания – норма

Переключаемость внимания – средний уровень.

Воображение

Тест «Торренса»

норма

Личностные характеристики

Агрессия

«Несуществующее животное»

Устойчивая тенденденция к деятельности.

Эмоциональное состояние  -  благоприятное

Личностные особенности

«Лестница»

Самооценка  снижена.

Тревожность

  • общая
  • школьная
  • самооценочная
  • межличностная

Тест «Прихожан»

средняя

низкая

средняя

низкая

Особенности межличностного взаимодействия

Положение в классе

«Социометрия»

Предпочитаемый (5 выборов)

Детско- родительские отношения

«Рисунок семьи»

Психологически благополучна.

Комуникативность, лидерские способности

КОС

Ком.- средняя;

Лид.- высокая

Мотивация

Оценка уровня школьной мотивации

Анкета по методике Н.Г. Лускановой 

22 балла

хорошая школьная мотивация

Успеваемость по четвертям

По результатам работы составлен  индивидуально - характерологический портрет ученика.

Индивидуально- характерологический портрет ученика.

Ученик 3 класса, возраст 9 лет (наблюдение ведется с 8 лет).

 Общее физическое развитие в норме, то есть соответствует возрастным показателям.

 Состояние здоровья: в норме, 2 группа  здоровья. В последнее время стал щуриться, ссылаясь на то, что плохо видит с доски. Родители обследовали ребенка у офтальмолога, обнаружилось снижение зрения, но от ношения очков пока отказались.

 Психологическая атмосфера в семье благополучная, семья полная. Отец – инженер строительной компании, образование высшее; мать – в отпуске  по уходу за ребенком, по образованию – педагог. Отношения в семье теплые, доверительные.  В семье недавно появился младший ребенок, и  в последнее время больше внимания уделяется младшему ребенку, старший по-видимому это ощущает.

В данной школе обучается с первого класса, пользуется  авторитетом у многих детей, но не явный лидер, хотя лидерскими качествами по оценке психолога явно обладает.

 Отношение с одноклассниками ровные,  дружит  с тремя мальчиками, проявляет уважительное  отношение к девочкам, не обижает  их. Иногда  испытывает обиду  из-за не понимания со стороны одноклассников, эмоции проявляет сдержанно. Своим положением в классе доволен. На замечания учителей реагирует адекватно.

Учится хорошо благодаря природным данным, но усилий особых не прилагает, чтобы достичь более высоких результатов. Поэтому по итогам четвертей по отдельным предметам имеются «4».

Может самостоятельно играть, рисовать, но выполнять домашнее задание один пока не может. Письменные задания может выполнять сам, а за устными заданиями нужен контроль. Не хватает умения организовать время, рабочее место, поэтому нуждается в помощи родителей. Предпочитает конструировать из «Лего», заниматься моделированием, но может так заиграться,  что про учебные задания вспоминает слишком поздно. Ему требуется внимание и одобрение со стороны взрослого.

К общественным поручениям относится добросовестно. Степень проявления самостоятельности при выполнении разовых поручений  средняя, нуждается в напоминании. В ситуации успеха ведет себя открыто, радуется. В ситуации неуспеха тревожится, самокритичен.

Правила и нормы поведения соблюдает, дисциплинирован. Есть привычка во время  устных занятий  отвлекаться на посторонние дела, средняя  концентрация внимания. Старается избегать конфликтных ситуаций, в случае их возникновения ведет себя настойчиво, но не агрессивно. Умеет отстаивать собственное мнение.

Общие выводы:

Сильные стороны

Слабые стороны

1. Учёба. Имеет хорошую мотивацию, проявляет интерес к знаниям, хорошо учится сам, читает дополнительную литературу.
2. Труд. Понимает общественную ценность труда, добросовестно относится к труду.
3.  Долг. С желанием и ответственностью выполняет общественные поручения.
4. Дисциплинированность. Старается примерно вести себя, соблюдать правила поведения в школе, на улице, дома.
5. Коллективизм. Общителен и отзывчив. Считается с интересами коллектива, отзывается на просьбы товарищей, участвует в  общественно-полезных делах.
6. Доброта. Заботлив, добр, отзывчив.
7. Честность. Честен.
8. Творчество. Проявляет интерес к творчеству.

1. Сомневается в своих силах, не уверен при ответах.

2. Не всегда проявляет инициативу, не всегда является зачинателем новых дел.
3. Не всегда решительный, иногда колеблется перед ответственным решением.
4. Быстро утомляется.

5. Учится не в полную силу

Возможности

Угрозы

1. Имеется потенциал  проявить себя в городских, школьных конкурсах и олимпиадах.
2. Есть возможность развивать творческие способности через сотрудничество и организацию занятий с классным руководителем.

1. Имеет слабое зрение

2. Посещает 2 кружка, есть вероятность переутомления.

Прогнозирование: Состояние тревожности может быть вызвано снижением зрения,  недостаточным вниманием со стороны родителей  по причине их занятости. При наличии высокого уровня познавательных процессов  результат учебы может быть выше. Самооценку необходимо повысить.

2 этап - организационно-деятельностный

Задача – составление и реализация индивидуального плана развития .Проводится встреча с учеником и его родителями, обсуждается проанализированная информация и составляется индивидуальный план, в котором предполагается:

-выявление проблем

-выявление имеющихся ресурсов

-планирование деятельности по достижению цели

-определение степени риска

Определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных целей на предстоящий период. Включение ребёнка во внеклассные и внеурочные мероприятия, согласно интересам и желанию. 

                                         Методы и формы педагогического воздействия

  • Убеждение 
  • Пример 
  • Разъяснение 
  • Пожелание 
  • Создание ситуаций 
  • Совместное изучение результатов деятельности 
  • Внушение 
  • Тренинг
  • Беседа
  • Просьба
  • Совет 
  • Одобрение 
  • Наблюдение 
  • Ведение учета, записей, дневника 
  • Соревнование 
  • Поощрение
  • Создание ситуаций успеха

Сотрудничество с родителями

  • Беседы 
  • Анкетирование
  • Консультации 
  • День открытых дверей 
  • Родительские собрания 
  • Классные и школьные мероприятия
  • Родительское патрулирование

Дополнительное образование

Кружковая деятельность: Секция дзюдо, Кружок бальных танцев

Текущие результаты  реализации  программы:

Модуль «Мой мир знаний»

Название мероприятия

Форма

Результат

Класс

Ответственные

Диагностика уровня обученности

Мониторинг успеваемости по предметам

Хорошие показатели, но нет стабильности

2

Кл.руководитель

«Треугольники ответственности»

Родительское собрание

Организация режима выполнения домашних заданий

2

Кл.руководитель

 «Говорящее перо-2010»

Районный фестиваль- конкурс

Поощрительный диплом

2

Кл.руководитель, родители

Исследовательская деятельность

Школьная научно –практическая конференция

Победитель

2

Кл.руководитель,

родители

Исследовательская деятельность

Районная НПК «Достижения - 2010», спортивно- техническое направление

3 место

2

Кл.руководитель,

родители

«Золотое перо -2010»

Конкурс литературного творчества

Участник

2

Кл.руководитель,

Учитель литературы

«Если ребенок не хочет учиться»

Консультация для родителей

Участие родителей

2

Кл.руководитель.

психолог

«Мы помним войну»

Конкурс чтецов

2 место

2

Кл.руководитель,

Старшая вожатая

 «Кенгуру»

Международный математический конкурс – игра

6 место в школе

2

Кл.руководитель

«Русский медвежонок»

Конкурс – игра по русскому языку

3 место в школе

2

Кл.руководитель

 «Учебная книга – наш друг»

Практическое занятие

Участие

2

Кл.руководитель,

библиотекарь

 «Мои любимые уроки»

Викторина – игра

2 место

2

Кл.руководитель

Кружок «Юный математик»

Групповые занятия

Участие

3

Кл.руководитель

Кружок «Любители русского языка»

Групповые занятия

Участие

3

Кл.руководитель

 «Как мы выполняем домашние задания»

Классный час

Выступление

Кл.руководитель,

врач,дети

«Чему учат в школе»

Классный час

Участие

3

Кл.руководитель

«О животных»

Викторина

1 место

3

Кл.руководитель,

дети

Школьная олимпиада по русскому языку

Олимпиада

2 место

3

Кл.руководитель,

Зам.директора

Школьная олимпиада по математике

Олимпиада

2 место

3

Кл.руководитель.

Зам.директора

Учебная деловая игра

Открытый урок русского языка

Редактор газеты

3

Кл.руководитель

 «Твои возможности»

Интеллектуальный марафон

Первая половина рейтинга

3

Кл.руководитель,

Зам.директора

Городские интеллектуальные игры младших школьников

Олимпиада

Первая половина рейтинга

3

Кл.руководитель

Исследовательская деятельность

Школьная научно- практическая конференция

1 место

3

Кл.руководитель,

родители

Исследовательская деятельность

Городская НПК «Я - исследователь»

Участие

3

Кл.руководитель,

родители

«Русский медвежонок»

Конкурс – игра по русскому языку

2 место

3

Кл.руководитель

«Кенгуру»

Международный математический конкурс – игра

3

Кл.руководитель

Проектная деятельность

Конкурс проектов, групповая работа

1 место

3

Кл.руководитель

О подготовке к интеллектуальным конкурсам

Встреча сродителями

Участие мамы, мама  член родительского актива

3

Кл.руководитель

Развитие саморегуляции и планирования у младших школьников

Родительское собрание

Участие мамы

3

Кл.руководитель

«Инфознайка»

Конкурс по информатике

Победитель

3

Кл.руководитель

Модуль «Я -человек»

Название мероприятия

Форма

Результат

Класс

Ответственные

Диагностика уровня воспитанности

Тест

Высокий уровень

2

Кл.руководитель

«Приветствия»

Классный час

Участие

2

Кл.руководитель

«Человек среди людей»

Классный час

Написание эссе

2

Кл.руководитель

«Считаете ли вы себя культурным человеком»

Тренинг

Участие групповое

2

Кл.руководитель, психолог

Педагогика понимания

Родительское собрание

Участие мамы

2

Кл.руководитель,

Родительский комитет

О преодолении неуверенности

Индивидуальная работа

Беседа с мамой

2

Кл.руководитель

«При солнышке тепло, при матери - добро»

Праздник

Читал стихи, участвовал в конкурсе

2

Кл.руководитель,

родители

 «Новогодний карнавал»

Праздник

Самостоятельно готовил выступление

2

Кл.руководитель,

родители

«Я и мои таланты»

Презентация

Выступление

2

Кл.руководитель.

родители

Творческий конкурс

Сочинение сказки

Диплом «За лучшее раскрытие темы любви к Родине»

2

Кл.руководитель,

Учитель литературы

Районная психологическая игра «Вундер - вуд»

Игра по станциям

Участник

2

Кл.руководитель.психолог

«А ну-ка мальчики »

Конкурс командный

Капитан команды

2

Кл.руководитель,

Старшая вожатая

Посещение кинотеатра

Совместный поход класса

Участие в просмотре и обсуждении

2

Кл.руководитель

Просмотр  спектакля «Снежный цветок»

Совместное посещение

Участие в просмотре и обсуждении

2

Кл.руководитель

Дистанционный творческий конкурс

Литературное творчество

  • Лауреат конкурса «Звезды нового века»
  • Победитель конкурса «Кид.олимп»

3

Кл.руководитель.

Благотворительная акция «Помоги ближнему»

Помощь детям -сиротам

Участие

3

Кл.руководитель

Посещение цирка

Совместный поход

Участие

3

Кл.руководитель

История нашей армии

Классный час с участием папы Памикова В.А..

сотрудника МЧС

Участие в викторине

3

Кл.руководитель,

«Спешите делать добро»

Классный час

Участие

3

Кл.руководитель

«О чем рассказал орден»

Классный час

Исследование «След войны в моей семье»

3

Кл.руководитель

«Семь чудес света»

Выступление группы

Самостоятельная подготовка

3

Кл.руководитель

«Космос»

Презентация, поиск информации

Самостоятельная подготовка

3

Кл.руководитель

КВН «Счастливы вместе»

День открытых дверей

Капитан команды

3

Кл.руководитель

«Сказка про козла»

Инсценировка

Соорганизатор выступления звена

3

Кл.руководитель,

дети

«Новогодний калейдоскоп»

Праздник

Проведение конкурса. Показ фокуса

3

Кл.руководитель,

Зам.директора

Спектакль «Мымренок»

Совместное посещение

Просмотр и обсуждение

3

Кл.руководитель

Смотр строя и песни

Маршировка

Участие

3

Кл.руководитель

«Масленица»

Праздник

Участие в инсценировке – роль прохожего

3

Кл.руководитель.

«Современные дети. Какие они?»

Родительское собрание

Участие мамы

3

Кл.руководитель

Пожелание

Совместное изучение результатов деятельности

Встреча с мамой

3

Кл.руководитель,

Зам.директора

«Удивительное путешествие в мир звезд и планет»

Посещение Планетария «Орфей»

Групповое посещение . обсуждение

3

Кл.руководитель

Ведение учета, записей саморазвития

Ведение портфолио

Индивидуально и с родителями

3

Кл.руководитель

Модуль «Я и моё здоровье»

Название мероприятия

Форма

Результат

Класс

Ответственные

О личной гигиене

Классный час

Участие

2

Кл.руководитель

Что такое ЗОЖ?

Классный час

Участие

2

Кл.руководитель

Тестирование общего физического развития

Нормативы

В норме

2

Кл.руководитель,

Учитель физкультуры

Укрепление и закаливание организма

Зарядка, физкультминутки

Ежедневно

2

Кл.руководитель,

Оценка состояния здоровья

Медосмотр, консультации специалистов

Снижение зрения, рекомендованы очки

2

Школьный врач

«Сказочные эстафеты»

Спортивный праздник

Член команды,

1 место

2

Кл.руководитель,

Поход на природу

Поход

Участие с мамой

2

Кл.руководитель

Родительский комитет

Дополнительное образование

Посещение секции дзюдо и бальных танцев

Техническая квалификация  по дзюдо 6 кю

Диплом  за участие в конкурсе «Первый шаг 2010»

2

Педагоги дополнительного образования

«Как сохранить хорошую осанку»

Классный час

Участие

3

Кл.руководитель.

Тестирование общего физического развития

Нормативы

В норме

3

Кл.руководитель

Укрепление и закаливание организма

Зарядка, физкультминутки

Ежедневно

3

Кл.руководитель,

«Травмы – это не случайно »

Беседа с врачом, папой Беспаловым А.В.

Участие

3

Кл.руководитель

Оценка состояния здоровья

Встреча со школьным врачом

Рекомендовано носить очки

3

Кл.руководитель,

«Мы выбираем ЗОЖ!»

Конкурс рисунков

Участие

3

Кл.руководитель

«Мистер Октябрь и Мисс Осень»

Игра по станциям

Участие , 1 место

3

Кл.руководитель

Осенний марафон

Спортивное соревнование

Член команды, 1 место

3

Кл.руководитель

Дополнительное образование

Посещение секции дзюдо и бальных танцев

Открытое первенство по танцевальному спорту

Турнир «Формат надежды 2010»

3

Педагоги дополнительного образования

Лыжная эстафета

Спортивное соревнование

Член команды, 1 место

3

Кл.руководитель

«Служу России»

Конкурс для мальчиков

Капитан команды

3

Кл.руководитель

Модуль «Я  - член семьи»

Название мероприятия

Форма

Результат

Класс

Ответственные

«Профессии наших родителей»

Классный час

Участие

2

Кл.руководитель

Воспитательный потенциал семьи

Диагностика

Высокий

2

Кл.руководитель

Оценка уровня воспитанности ребенка

Тест

2

Кл.руководитель.

Отдых на природе

Совместные походы и выезды на природу

Традиции семьи

2

Родители

Укрепление и закаливание организма

Зарядка, физкультминутки

С папой

2

Родители

Поход с классом на природу

Поход

Участие с мамой

2

Кл.руководитель

Родительский комитет

Рисунок семьи

Тест

Благополучие

2

Педагоги дополнительного образования

«Современные дети. Какие они?»

Родительское собрание

Участие мамы

3

Кл.руководитель.

Оценка уровня воспитанности

Тест

3

Кл.руководитель.

Игра по станциям

Совместное досуговое мероприятие

Участие мамы

3

Кл.руководитель.

КВН «Счастливы вместе»

День открытых дверей для родителей

Участие мамы

3

Кл.руководитель

Ведение учета, записей саморазвития

Ведение портфолио

Индивидуально и с родителями

3

Кл.руководитель, родители

«Новогодний калейдоскоп»

Праздник

Подготовка с родителями

3

Кл.руководитель,

«Масленица»

Праздник

Участие мамы

3

Кл.руководитель

3 этап: результативно-диагностический. 

Задача данного этапа - углубленное психолого-педагогическое изучение развития  ребёнка, выявление  уровня развития его индивидуальных способностей за определённый период.  Приоритетные направления: диагностика познавательной деятельности, сферы межличностных отношений и эмоционально-личностной сферы. Составляется  карта успешности развития ребёнка. Контрольная диагностика результатов развития познавательных способностей наметит дальнейшие пути самосовершенствования.

По результатам проводимых мероприятий наметились сдвиги:

1.Результаты психологической диагностики за 2010 – 2011 год.

Метод исследования

Результат

Анализ результата

Познавательные процессы

Память:

  • зрительная
  • слуховая
  • смысловое запоминание

Познавательные

процессы-

  высокий уровень.

«Узнавание фигур»

Высокий

«10 слов»

Высокий уровень  

«Пиктограммы»

Высокий уровень

Внимание

«Корректурная проба»

Концентрация внимания – высокая;

Устойчивость внимания – высокая;

Переключаемость внимания – средний уровень.

Мышление

-

-

Воображение

Тест «Торренса»

норма

Личностные характеристики

Агрессия

«Несуществующее животное»

Устойчивая тенденденция к деятельности.

Эмоциональное состояние  -  благоприятное

Эмпатия

-

-

Личностные особенности

«Лестница»

Самооценка  адекватная.

Тревожность

  • общая
  • школьная
  • самооценочная
  • межличнотная

Тест «Прихожан»

средняя

низкая

низкая

низкая

Особенности межличностного взаимодействия

Положение в классе

«Социометрия»

Лидер (14 выборов)

Детско- родительские отношения

«Рисунок семьи»

Благоприятные.

Комуникативность, лидерские способности

КОС

Ком.- средняя;

Лид.- высокая

Мотивация

Оценка уровня школьной мотивации

Анкета по методике Н.Г. Лускановой 

26 баллов

хорошая школьная мотивация

Положительная динамика познавательных процессов  (была норма, стал высокий уровень)

Самооценка стала адекватной.

Снизился уровень тревожности.

Положение в классе  - лидер. В 4 четверти 3 класса был выбран капитаном класса.

Качество знаний высокое, как и прежде; по итогам 2 класса получил Похвальный лист за отличные успехи в обучении, в 3 классе более стабильные показатели.

Повысилась степень активности, самостоятельности.  В организации классного самоуправления хорошо проявил себя при чередовании творческих поручений, в групповой работе. Были удачные самостоятельные подготовки в проведении классных часов. Успешное  добровольное участие в интеллектуальных и творческих конкурсах.

Родители прислушиваются к мнению педагогов, принимают активное участие в делах класса. Не обделяют  вниманием старшего сына.

  1. Динамика успеваемости и качества знаний

3.Уровень воспитанности

4.Карта успешности развития ребёнка

Достижения

Класс

Место

 Районный фестиваль- конкурс «Говорящее перо-2010»

2

Поощрительный диплом

Школьная научно –практическая конференция

2

Диплом

Районная научно –практическая конференция «ДостижениЯ »

2

3 место

Конкурс чтецов  в классе «Мы помним войну»

2

2 место

«Русский медвежонок»

2

2 место в школе

Спортивные эстафеты

2

1 место

Викторина классная  «О животных»

3

1 место

Школьная олимпиада по русскому языку

3

2 место

Школьная олимпиада по математике

3

2 место

Школьная научно- практическая конференция

3

1 место

«Русский медвежонок»

3

2 место

Конкурс проектов, групповая работа в классе

3

1 место

«Инфознайка»

3

Победитель

Творческий дистанционный фестиваль детского творчества

3

Лауреат конкурса «Звезды нового века»

Творческая дистанционная олимпиада «Кид.олимп»

3

Победитель

Спортивные эстафеты

3

1 место

Лыжные эстафеты

3

1 место

Открытое первенство по танцевальному спорту

Турнир «Формат надежды 2010»

3

Диплом

Заключение.

Работа, проведенная в соответствии с программой индивидуального развития , имеет некоторые положительные результаты. Значит, она оправдывает поставленные цель и задачи. Успешность ребенка повлияла на его самооценку, повысился авторитет в классе. Можно определить направления дальнейшей работы:

  • Вовлекать учащегося в организацию проведения мероприятий
  • Продолжать тесный контакт с семьей
  • Отслеживать динамику формирования личностных качеств
  • Укреплять здоровье
  • Разработать схему развития интеллектуального уровня (работа с одаренным ребенком)

Библиографический список        

  1. Дереклеева Н.И., Савченко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя. Москва, 2006.
  2. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.,2000.
  3. Андрушакевич А.В. Войти в завтра: к изысканию новых путей гуманизации учебы и воспитания. Новгород, 2001.
  4. http://festival.1september.ru/articles/506220/
  5. http://www.apinv.ru/materialy-po-temam/deti/samootsenka-u-detei-formirovanie-

Приложение 1

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

Мои отношения

Я оцениваю себя

Меня оценивают родители

Оценка классного руководителя

Итоговая оценка

 

2

кл

3 кл

4 кл

2 кл

3кл

4

кл

2 кл

3 кл

4 кл

2кл

3кл

4кл

1.Эрудиция:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 4,5

 

я люблю читать,

4

3

4

4

5

мне интересно находить ответы на непонятные вопросы,

5

4

4

5

5

я стремлюсь получать хорошие отметки

5

4

4

4

5

2.Отношение к школе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 4,4

 4,7

 

я выполняю Устав школы,

5

5

5

5

5

я выполняю Правила для учащихся,

5

5

5

5

5

я выполняю Правила для внутреннего распорядка,

4

5

5

4

4

я участвую в делах класса и школы,

5

5

5

4

5

я добр в отношениях с людьми,

5

4

5

5

5

я справедлив в отношениях с людьми

4

4

4

4

5

3.Прилежание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 4,2

 4,6

 

я старателен в учебе,

5

3

4

4

4

я внимателен,

5

4

4

4

5

я самостоятелен,

4

4

4

4

5

я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью,

4

5

5

5

5

мне нравится самообслуживание в школе и дома

5

4

5

4

5

4. Отношение к природе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 4,8

 4,8

 

я берегу землю,

5

5

5

5

5

я берегу растения,

4

4

5

5

4

я берегу животных,

5

5

5

5

5

я берегу природу

5

5

5

5

5

5.Эстетический вкус:

 

 

 

 

 

 

 

 

 4,6

 4,9

 

я аккуратен и опрятен,

5

5

5

5

5

я соблюдаю культуру поведения,

5

4

4

4

5

я ценю красоту в своих делах,

5

5

5

5

5

я вижу прекрасное в жизни

5

5

5

5

5

6.Отношение к себе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 4,2

 4,8

 

я управляю собой, своим

поведением,

5

4

5

5

5

 я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой,

5

5

5

5

5

я забочусь о своем здоровье,

5

4

5

5

5

я умею правильно распределять время учебы и отдыха

4

3

4

4

5

у меня нет вредных привычек

5

4

4

4

4

Оценивание :5 – всегда;  4- часто;  3 – иногда;  2 – редко;   1 – никогда

Средний балл:5-4,5 –высокий

4,4-4 –хороший

3,9-2,9-средний

2,8-2 низкий

Диаграмма уровня воспитанности учащегося

Приложение 2

Общие сведения о ребёнке

  1.    Болеет редко, состояние здоровья удовлетворительное.
  2. По мере возможностей  участвует во всех общественных делах.
  3. Любую работу  всегда выполняет охотно и старается сделать её на «отлично».
  4. Хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное  дело.
  5. Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно  плану.
  6. Постоянно стремится узнавать что-то новое в различных областях науки и культуры.
  7. Содержит свои вещи в порядке. Он всегда одет опрятно, подтянут.
  8. Проявляет заботу по отношению  к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку.

10. Правдивпо отношению к своим родителям, учителям, товарищам.

11. Активно борется с тем, что считает несправедливым.

12. Почти всегда руководствуется соображением пользы делу или другим людям.

13. Охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать.

14. Помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни.

15.Проявляет эмпатию, ребята часто делятся с ним своими проблемами.

16. Всегда проявляет должное уважение к другим людям.

17. Гордится  своими  достоинствами, заслугами.

18. Все задания, поручения выполняет без помощи других.

19. В большинстве случаев адекватно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам.

20. Как правило,  верно соизмеряет свои силы и трудности задания.

21. Во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

22. Всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки.

23. В большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение.

24. Почти всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями.

25. Умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления.

26. Является лидером в классе, его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные  дела.

27. Не всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя, иногда отвлекается на уроке.

28. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала.

39. Быстро схватывает суть материала, обладает хорошей памятью.

30. Эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, может взволновать рассказ, кинофильм.

31. Всегда  спокоен,  эмоциональные вспышки крайне редки.

Программа индивидуального развития ребенка «Лучики моего Я»Косолаповой М.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального развития

Программа индивидуального развития ребёнка по повышению самооценки...

Программа индивидуального развития ребёнка

Пррограмма развития на успешного ученика начальных классов....

Программа индивидуального развития ребенка.

Программа индивидуального развития ребенка « Я и мои успехи»....

Программа индивидуального развития

Цель программы индивидуального развития - создание условий для развития функционально грамотной личности,способного решать любые жизненные задачи, используя для этого приобретаемые в течение всей жизн...

Разработка программы индивидуального развития профессиональной компетентности педагога в ОУ в условиях введения ФГОС

Результаты образования по новым стандартам формулируются с согласованием потребностей между основными субъектами образования : семьей, обществом и государством. Инновационность стандарта 2 покол...

программа индивидуального развития ребёнка

Настоящая программа достаточно информативна и создаёт широкое поле исследовательской деятельности. Она предполагает корректировку в зависимости от получаемых результатов....

Программа индивидуального развития учащегося 1 класса

Эта программа рассчитана на 4 года. В ней указаны разные методики диагностики ученика.Цель программы: выявлять познавательные интересы, сопровождать их развитие, осуществлять дальнейшее использование ...


 

Комментарии

Мифтахова Эльза Габденуровна

Большое спасибо!