Роль отца
план-конспект урока (1 класс) по теме

Бобкова Ольга Николаевна

Родительское собрание для пап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_otca.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Роль отца в воспитании детей».

Цель собрания: повысить ответственность отцов за воспитание детей.

                             привлечь их к организации воспитательной работы в классе.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Разослать приглашения на собрание

ПРИГЛАШЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

Уважаемый_____________________________________

Приглашаю Вас на родительское собрание “Роль отца в воспитании детей”,

которое состоится  17 февраля в 17.00 в кабинете № 2

Буду  рада  видеть Вас!

С наилучшими пожеланиями  классный руководитель вашего ребёнка

_  

2. Провести сочинение учащихся на тему “Мой папа”.

3. Анкетирование учащихся с использованием метода незаконченных предложений.

Анализ анкет.

4. Оформление классной комнаты. Эпиграфы:

“Без хороших отцов нет хорошего воспитания”. М. Карамзин

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит”.
 

С. Брант

Пословицы и поговорки:

“Быть хорошим отцом – подлинный талант”,

“Что делает отец, то старается делать и сын”,

“Один добрый пример лучше ста слов”,

“Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются”,

“Дитятко что тесто – как замесили, так и вырастет”,

“Строгость отца - прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”,

“Самое большое, что может сделать отец для своих детей – это любить их мать”.

5. Напечатать индивидуальные вопросы- размышления “Какой вы отец?”.

6.  Оформление стенда «Мой папа лучше всех!» (портреты, фотографии пап и сочинения о папе).

ПЛАН СОБРАНИЯ

1. Вступительное слово учителя. Анализ анкет.

2. Тест “Какой вы отец?”.

3. Беседа с родителями. Обсуждение предлагаемых учителем вопросов.

5. “Раскаяние отца” (У.Ливингстон Ларнед)  Заключительное слово учителя.

6. Рефлексия. Памятки родителям.

По окончании собрания оценочная анкета.

Анкета

       1. Я люблю, когда мой папа …

          2. Я хочу, чтобы мой папа всегда…

          3. Мне не нравится, когда папа …

          4. Когда я буду отцом, я никогда … (для мальчиков)

          4. Когда я буду взрослой, мой муж будет похож… (для девочек)

 

Вопросы для обсуждения:

В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?

 Чем занимаетесь с ним в свободное время?

Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?

Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

Какие у Вас трудности в общении с детьми?

Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?

Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в школу?

Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Проведение собрания

Папа — это сложные умственные процессы, тонкая душевная организация. С папой ребенок иначе общается и другими средствами добивается своего. Если маме достаточно увидеть дрожащий подбородок и наворачивающиеся слезы своего крохи, то на папу приходится воздействовать порой силовыми методами. Чаще папа срывается. Папе сложно переключиться от общения с коллегами, на диалог с непослушным созданием, а объяснить порой не хватает выдержки и слов. Папа должен знать, как зависит восприятие мира малыша от папиного примера.  

И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему. К несчастью, отец, придя домой с работы, больше всего на свете хочет лечь и читать газету. Но, если бы он понимал, как ценно его общество для ребенка, то почувствовал бы большее желание преодолеть свою усталость. Однако, ни отец, ни мать не должны заставлять себя сверх всякой меры. Лучше поиграть с ребенком минут 15, а потом сказать: "А теперь я почитаю газету", чем провести в зоопарке целый день, проклиная все на свете.
        Иногда отец стремится во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе. Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается.
       Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение
отца важнее для него, чем его указания и поправки.

        Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.
       Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У
отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

          Мальчику нужен отец как образец для подражания. В развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел.

          Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.    

          Сравнивая детей, выросших с отцами и без них, ученые обнаружили, что даже некомпетентный, часто не внимательный родитель на самом деле очень важен. Дети, выросшие без отцов, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще встречаются невротические симптомы. Отсутствие папы отрицательно на учебе и самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к агрессивности и жестокости. Девочки, лишившиеся отца в детские годы, проявляют неуверенность  в  общении с мужчинами, у них не сформированы модели «женского» поведения.

Приложение 1  

         

Выделяют два отцовских типа в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчинах сильнее - опекать, заботиться или учить:

1)     мужчин, жаждущих опекать, отцовство со всей силой захватывает только в первые годы жизни ребенка, когда он слаб, беспомощен, беззащитен, а его плач вызывает порыв прийти на помощь;

2)     у других мужчин ведущая потребность - учить, передавать свои знания и умения, т.е. сделать ребенка в прямом смысле слова своим наследником.

Приложение 2  

       

Есть и другая классификация отцов:

1)       большой друг. Вернувшись с работы, этот папа тут же начинает бесконечную вереницу игр: сначала он вместе с ребенком собирает и разбирает конструктор, потом играет в прятки и салки. Но обычно на этом « большой друг» останавливается, уверенный в том, что он сделал все то, что было нужно. А визиты к педиатру, посещение школы, помощь в приготовлении уроков.…Все эти маленькие, с его точки зрения, хлопоты он оставляет маме. « Большой друг»- это прекрасно, но если учесть, что в жизни у ребенка будет много друзей, то кто же будет ему папой?

2)       предводитель семейства. Наиболее традиционный тип отца. Все домашние хлопоты ему неинтересны. Это мужчина, который чувствует себя в своей тарелке лишь тогда, когда занимается мужским делом. Он уверен, что его присутствие дает ребенку чувство безопасности. Кроме того, он учит его всем необходимым навыкам.

3)       исключительный папа. Это отец, который иногда лучше мамы разбирается в ее традиционных обязанностях! Единственно, чем рисуют папы-наседки, - это увлечься и стать… еще одной мамой, т.е. конкурентом, а не дополнением. А если папа занимает мамино место, то кто же будет на папином?

4)        вечно юный супруг. Он обожает ребенка и всегда готов помочь супруге.… Но он не может  отказаться от своего мотоцикла, друзей, любимых занятий. Кроме того, он не в силах отделаться от впечатления, что мама слишком много занимается ребенком. Зачем возиться два часа с его уроком или так расстраиваться из-за его отметок?

       Практика показала, что отстраненное отношение папы к воспитанию собственного ребенка чревато негативными последствиями.

Сыновья лишаются шанса быть мужественными. В глазах ребенка на маме держится весь мир: она решает все основные проблемы, связанные с жизнью семьи.

        В сознание ребенка не закладывается мысль: мужчина – это тот, кто должен оберегать женщину.

Очень трудно привлечь сына к домашним делам – перед глазами пример мужчины в “белых перчатках”.

Сама мама – издерганная, уставшая – далеко не всегда становится тем источником тепла и душевного комфорта, каким должна быть для детей и мужа.

         Как сделать, чтобы дети ваши не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств? В большей мере это зависит от вас.

          Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Приложение 3.

          Важные условия правильного семейного воспитания:

          Прежде всего, сама семейная атмосфера. Воспитывает ребенка весь повседневный уклад семьи, взаимоотношения между ее членами, отношение к труду, отдыху, событиям в стране, обстановка, окружающая ребенка.

          Сознание ответственности за воспитание детей требует строгого внимания родителей к себе, к своим словам, действиям, поведению, ко всему, в чем выражается внутренний мир. Учить добру, трудолюбию надо не только словами, но и самим делом.

          Дети очень чутко реагируют на любовь, ласку, остро переживают их дефицит. Родительская любовь создает чувство защищенности, душевного комфорта. При этом ребенок активнее постигает мир, легче овладевает знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее определяет дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни семьи. Ребенок рано должен понять, что он такой же член семьи, как и все остальные, и он должен заботиться о других так же, как другие заботятся о нем.

          Дети всегда хотят видеть в родителях высокие моральные качества: мужество и скромность, честность и справедливость, доброжелательность к людям, богатство знаний. Даже в малом они стремятся копировать своих родителей. Важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения.

          Говоря о роли отца в воспитании ребенка, нельзя не заметить, что даже некомпетентный родитель на самом деле очень важен.

          Дети могут четко отметить все плюсы и минусы в поведении отца. Накануне ребятам было предложено закончить предложения:

Приложение 4.

Анкета

       1. Я люблю, когда мой папа …  ( со мной дома - 3; играет со иной, катается на лыжах, играет в футбол, играет в солдатики, берёт на рыбалку – 11; покупает сладкое, готовит  - 2; счастливый, добрый, близкий – 5)

2. Я хочу, чтобы мой папа всегда…  (был со мной, дома – 8; играл со мной, брал на рыбалку, топил баню – 3; был добрый, хороший – 4; всегда любил меня - 3; был счастлив, был радостный – 2)

3. Мне не нравится, когда папа … (ругается – 6; ругается с мамой -1; злой – 3; пьяный – 1; курит – 1; говорит плохие слова – 1; уходит на работу, занимается своими делами – 7)

4. Когда я буду отцом, я никогда …(мальчики: не буду ругаться, грубо разговаривать, не буду плохим  - 4; не забуду своего  папу – 6; никогда не буду бить своих детей – 2; не буду ездить на машине – 1)

4. Когда я буду взрослой, мой муж будет похож на… (девочки: на папу – 6; на принца – 1; на Данила – 1)

 

Несмотря на то, как оценили вас  ваши дети, они всё равно  вас очень любят.  Вы, наверное, уже посмотрели на портреты, которые нарисовали ваши дети. Я предлагаю  прочитать, что они написали о вас в сочинениях на тему: “Мой папа самый лучший!” и принять подарки, которые приготовили для вас дети своими руками с большой любовью.

Звучит песня  про  папу.

Роль отца в воспитании ребенка велика. Как сделать, чтобы дети не огорчали вас и окружающих их людей, чтобы у них было как можно больше положительных качеств?

Приложение 5

Вопросы к размышлению:

В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?

 Чем занимаетесь с ним в свободное время?

Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?

Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

Какие у Вас трудности в общении с детьми?

Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?

Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в школу?

Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?

Приложение 6.

Видеоанкета “ Какой Вы отец?” (текст проецируется через видеопроектор. Отцы заполняют анкету и подсчитывают баллы сами для себя).

Тест: “Хороший ли Вы отец?”

На вопросы этого теста можно отвечать “Да”, “Нет”, “Не знаю”.

  1. На некоторые поступки ребенка вы реагируете “взрывом”, а потом жалеете об этом.
  2. Иногда вы пользуетесь помощью или советом детей, когда вы не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка.
  3. Ваша интуиция и опыт - лучшие советники в воспитании вашего ребенка.
  4. Иногда вам случается доверять ребенку секрет, который вы никому другому не рассказали бы.
  5. Вас обижает плохое мнение о вашем ребенке у других людей.
  6. Вам случается просить прощение у ребенка за свое поведение.
  7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.
  8. Вы слишком сильно переживаете неудачи своего ребенка.
  9. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание (ремень).
  10. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
  11. Ребенок доставляет вам больше хлопот, чем радостей.
  12. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчитайте результаты:

За каждый “ДА” на вопросы: 2, 4, 6, 10 – 10 баллов.

За каждый “НЕТ” на вопросы: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 11, 12 - 10 баллов.

За каждый “НЕ ЗНАЮ” - 5 баллов.

100-120 баллов. Вы располагаете большими возможностями понимать собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения – ваши союзники в решении различных воспитательных проблем. Если это подтверждается на практике, вас можно признать примером для подражания. Для идеала вам не хватает одного маленького шага. Это мнение вашего ребенка. Рискнете?

50-99 баллов. Вы находитесь на правильном пути к лучшему пониманию своего ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком вы можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером вашего ребенка.

Есть несколько проблем, на которые вы имеете влияние, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать – это не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя самого тоже.

0-49 баллов. Надо сочувствовать вашему ребенку, а не вам, поскольку он не попал к родителю - другу и помощнику на трудной дороге жизненного опыта. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для вашего ребенка, попробуйте иначе. Может вам нужна чья-то помощь. Это не будет легко. Зато в будущем вернется благодарностью и удачной жизнью вашего ребенка.

Звучит лирическая музыка

“Раскаяние отца” (У.Ливингстон Ларнед)

 (Зачитывает учитель проникновенно, эмоционально).

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с осознанием своей вины.

Вот о чем я думал, сын: Я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, что бы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда бросил что-то из своей одежды на пол.

За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: “До свиданья, папа!”, я же нахмурил брови и отвечал: “Распрями плечи!”

Затем, в конце дня все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти, домой впереди меня. Чулки дорого стоят – и если бы ты должен был покупать их нас собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

Помнишь, как ты зашел затем в библиотеку, где я читал, - робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. “Что тебе нужно?” - резко спросил я.

Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками, вверх по лестнице.

Так вот, сын, вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать – такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далекими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значение, сын. Я пришел к твоей кровати в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

- Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
- Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
- Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
- Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
- Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
- Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
- Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ценить тебя.

Воспитать трудолюбивого и духовно богатого, социально адаптированного человека надо! Воспитать детей такими, чтобы они были счастьем и гордостью семьи, школы, страны, трудно! Но преодолеть эту трудность и воспитать настоящего человека прекрасно!

Приложение 7

Успехов вам в воспитании ваших детей.

Памятка. “Заповеди для отцов”

Не унижайте ребенка.

Не морализируйте.

Будьте во всем ему авторитетом.

Всегда чутко слушайте ребенка.

Избегайте в общении с ним выражений, которые вызывают у него неприятие, ненависть.

Не вымогайте обещаний.

Не потакайте.

Относитесь к ребенку как к личности.

Будьте строгими и добрыми, ибо “Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”.

Звучит песня об отце.

По окончании собрания, пожалуйста, заполните анкету. Оценочная анкета. Подчеркните ответ.

  1. Ваше мнение о проведенной встрече?

Бесполезная. Едва ли полезная. Полезная.  Очень полезная.

  1. Ваше мнение о предоставленной информации?

Бесполезная.  Едва ли полезная. Полезная. Очень полезная.

  1. Как вы оцениваете деятельность в этом направлении?

Бесполезная.  Едва ли полезная. Полезная.  Очень полезная.

  1. Как вы думаете, благодаря этой встрече будет ли Вы по - другому общаться с вашем ребенком?

            Нет. Едва ли. Да.

Спасибо, что заполнили эту анкету!


ПАМЯТКА

“Заповеди для отцов”

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример тому.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит”.
 

С. Брант

Не унижайте ребенка.

Не морализируйте.

Будьте во всем ему авторитетом.

Всегда чутко слушайте ребенка.

Избегайте в общении с ним выражений, которые вызывают у него неприятие, ненависть.

Не вымогайте обещаний.

Не потакайте.

Относитесь к ребенку как к личности.

Будьте строгими и добрыми, ибо

“Строгость отца – прекрасное лекарство: в нем больше сладкого, нежели горького”.

Успехов вам в воспитании ваших детей!

Вопросы для обсуждения:

В чем, по-вашему, заключаются функции отца в семье?

Сколько времени Вы проводите со своим ребенком?

 Чем занимаетесь с ним в свободное время?

Просит ли Вас ребенок поиграть с ним, почитать, рассказать о чем-либо?

Как поступаете, когда не можете выполнить его просьбу?

Ругаете ли Вы ребенка при посторонних, друзьях?

Какие у Вас трудности в общении с детьми?

Доброта или строгость являются вашими помощниками в воспитании?

Есть ли у Вас общие интересы и любимые занятия с ребенком?

Кто будит сына (дочь) по утрам, собирает в школу?

Вы любите проводить отпуск с детьми или без них?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание "О роли отцов в воспитании"

Рассматривается необходимость более полного включения в воспитание   мужчин....

Роль отца в воспитании подрастающего поколения.

В работе раскрывается роль отца в воспитании детей в семье....

Роль отца в воспитании ребенка

Воспитанием детей чаще всего занимаются матери, поэтому решили привлечь к воспитанию детей отцов и заинтересовать их в этом давая им разнообразную творческую работу и приподнесли материалы и памятки, ...

Роль отца в воспитании ребенка

Воспитанием детей чаще всего занимаются матери, поэтому решили привлечь к воспитанию детей отцов и заинтересовать их в этом давая им разнообразную творческую работу и приподнесли материалы и памятки, ...

Роль отца в воспитании ребенка

Воспитанием детей чаще всего занимаются матери, поэтому решили привлечь к воспитанию детей отцов и заинтересовать их в этом давая им разнообразную творческую работу и приподнесли материалы и памятки, ...

Сценарий конференции отцов «Роль отца в развитии и воспитании детей в семье»

Цель встречи – вовлечь в воспитательный процесс отцов, активизировать их отцовские чувства, пробудить ответственность. Мероприятие направлено на привлечение родительской общественности к совместной ра...