Спектакль "Письмо с фронта"
методическая разработка по теме

Мельник Людмила Николаевна

Составлен на основе документов архива  школьного  музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_s_fronta.doc190.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Театр. МОУ «Любомировская СОШ»

               

  Руководитель: Мельник Людмила Николаевна.

2008г.

       Тема:

Сценарий – миниатюра:

Действующие лица:

  • мать (Татьяна)
  • дочь (Валентина)
  • сын (Володя)
  • старый дед (Фома)
  • бабушка (Олена)
  • почтальонка (Анна)
  • лошадь (2 человека)

Декорация:

  • плетень
  • вёдра
  • коромысло
  • лавочка
  • украинская хата (угол хаты)
  • стол со скатертью
  • кувшин
  • книга
  • тетрадь
  • чернильница с ручкой
  • икона
  • настенный календарь  
  • портрет
  • часы
  • радио
  • печь
  • чугунный горшок
  • корыто с бельём
  • стиральная доска
  • веник
  • прялка
  • маслобойка
  • 2 лавки
  • скамеечка
  • соха
  • лукошко
  • узелок с едой
  • деревянные ложки
  • хворост
  • кукла
  • тумбочка
  • патефон
  • тряпичная кукла

Звучит музыка. На  сцене  устанавливаются  декорации. (Слайд: сражение) Слышится звук взрывов.

Ведущий: Шла война. (Слайд: украинская хата.) Тихо стало в Любомировке, потому что все мужчины ушли на фронт. Остались  в селе только женщины, старый  да малый. А вот и   хата  Фомы и  Олены.

 

Утро. Раздаётся крик петуха. На сцене украинская хата, рядом плетень.  На плетне висят вёдра,  у плетня лавочка. Мать выходит из хаты с коромыслом, берёт вёдра.  Раздаётся пение соловья. Мать приостанавливается.

 Мать: - Какая тишина. Даже не верится, что идёт война. Эх, как же там Андрей?  Что же  с ним ?   Почему от него    давно нет никакой весточки?

 Идёт по воду. Из хаты выбегает девочка. У неё в руках кукла.

Дочь: - Мам, ты куда?

Мать: - Воды принесу для стирки.

Дочь: - Я с тобой.

Мать: - Догоняй.

Слышен шум воды.(Слайд: ручей)  Мать набирает воду. Идёт к хате. Девочка вприпрыжку бежит за ней.

Дочь: - Мам, посмотри: какую мне куклу  бабушка сшила.  Правда, красивая?

Мать: - Ну, конечно, красивая. И ты у меня самая красивая. А как ты назвала свою куклу?

Дочь: - Ещё никак.

Мать: - Как же так? Человек не может жить без имени, и у куклы должно быть имя.

Они заходят  в  хату. На сцене  две стены, сделанные  углом, разворачиваются так, что зрителям  открывается  вид  хаты  изнутри.  На стене висит отрывной календарь, портрет,  радио,  часы,  а в  углу – икона. На окне - занавески.  Мать опускает  вёдра, кладёт за печку коромысло и выливает воду в корыто. Старый дед у печи связывает веник. Бабушка сидит за прялкой.  Сын сидит за столом и  рассматривает книжку.

Сын: - Валя, иди сюда, посмотри: какие тут солдаты нарисованы.

Девочка подходит, смотрит. Мать кладёт картошку в чугунный горшок и ставит в печь.

Дед:  - Слышали: соседка письмо получила с фронта.

Бабушка:  - А нам  опять ничего нет.

Дочь: - Деда, а когда война кончится?

Дед:   - Скоро, внучка. Вот побьёт  ваш папка фашистов и вернётся домой.

Мать: - Володя, пойдём,  сынок.  Нам с тобой пора в поле.

Сын:  - Сейчас, мам, книжку  досмотрим.

Мать: - Помнишь, сынок, что папка тебе говорил, когда уходил на войну? Ты у нас в доме за  

               мужчину. Пойдём, сынок, пойдём. А ты, доченька,  бабушке и дедушке помогай.

Мать берёт лукошко и  выходит из хаты. На сцене  угол хату разворачивается, открывается вид хаты снаружи. Мать видит  мимо идущую почтальонку.

Мать: - Здравствуй, Анна, что же ты мимо идёшь, к нам не заходишь?

Почтальонка: - Здравствуй, Татьяна. Извини. Но мне нечем   тебя порадовать.

Мать: - Нет письма?  

Почтальон:  - Да не переживай ты так! Напишет тебе ещё твой Андрей. Может не до писем им сейчас. Бои там  у них круглосуточно.

Мать садится на скамейку. Фартуком смахивает слезу. Выходит сын.   

Сын:   - Мам, ты чего? 

Мать: - Да ничего, сынок, пойдём, пиджачок только на всякий случай возьми да кувшин  с

               водой не забудь. 

Мать выводит лошадь.   Раздаётся ржание лошади. Мать и сын идут в поле, взяв с собой лукошко  с зерном, пиджак  и кувшин. В поле раздаётся пение птиц. (Слайд: поле)    Мать с сыном засевают поле зерном.

Мать: - Вот  посеем  пшеницу, осенью соберём урожай, и будет у нас мука. А значит и

               хлебушек свой будет. А там, глядишь, и папка с войны вернётся.

Сын: - Мам, а почему нам папка письма не пишет?

Мать: - Да пишет он, сынок.  Вот только письмо долго идёт. Ну-ка давай, Володенька,

               сходи-ка,   водички попить принеси.

                                         

Мальчик идёт за кувшином, пьёт  воду  и несёт кувшин матери. Мать этим временем поправляет упряжку на лошади.  Потом она  пьёт воду. В это время приходит дочь. Она приносит узелок с едой.

 Дочь: - Мама, Володя, я вам покушать принесла.

Мать: - Доченька, какая ты у меня умница. Вот отдохнем  и  пообедаем вместе.

Мать развязывает  узелок, вместе с детьми усаживаются вокруг, чистят картошку и едят.

Мать: - Придёт  папка с  войны и удивится:  какие вы у нас стали взрослые.

Дочь: - Мам, а он удивиться ещё больше, когда узнает, что я выучила то стихотворение,  

              которое  он мне читал. Хочешь, я его расскажу.

Мать: - Ну-ка, расскажи.

Дочь: 

           

Мать: - Какая ты у меня умница, Валюша.

(Слайд: набежала туча)

Мать:  - У! Смотрите:  туча  какая набежала. Давайте-ка  всё  складывать.

 Мать завязывает остатки еды в узелок. (Слайд: молния) Раздаётся звук грома.

Мать: -  Ну, вот и дождь. Бегите дети домой, а то сейчас все промокните.

 (Слайд: дождь) Раздаётся шум дождя.

Мать накрывает детей пиджачком и подаёт в руки дочери  узелок с остатками еды, а сыну – лукошко. Дети побежали вперёд. Мать ведёт лошадь. Все возвращаются в хату. На сцене угол хаты разворачивается, открывая вид изнутри.  Раздаётся  тиканье часов. Девочка  берёт веник и начинает  подметать в хате.  Мать стирает  в  корыте  бельё. Сын берёт тетрадь, ручку и садится за стол. Дед садится рядом с внуком. Бабушка бьёт  масло в  маслобойке.   По радио слышится голос Левитана. Все замирают и слушают.  

Дед: - Татьяна, ты слышала,  Мария Федоренко получила похоронку на мужа.

Мать: - Боже мой,  беда-то,  какая.

Бабушка: - Ой, где же вы там, мои сыночки? Изболелась душа,  исстрадалась. Глаза все

                     выплакала, глядя на дорогу.

Сын: - Мам, а  я папке письмо напишу.

Мать: - Напиши,  сынок.

Дочь: - И про меня напиши. ( Подбегает к брату.)

 Слышится лай собаки.

Мать: - Ну-ка, Валя, посмотри: на кого наш  Дружок  лает?

Девочка подходит к окну,  смотрит.

Дочь:  - Мам, а к нам  тётя   Аня – почтальонка идёт.

Мать вытирает фартуком руки, растерянно стаскивает с головы платок и прикрывает им рот. Дед встаёт с лавки. Дети подходят к матери.  Мать кладёт руку на плечо  сыну. Дочь прильнула к матери, обхватив её двумя руками вокруг талии.

Входит почтальонка.

Почтальонка: - Добрый день в вашей  хате. Татьяна, тебе  письмо от Андрея.

Почтальонка протягивает письмо. Мать на радостях  обнимает почтальонку.

Внучка  вприпрыжку подбегают к бабушке, а внук -  к деду. Обнимаются.

Дети: - Письмо, письмо от папы!

Дед: - Наконец – то.

Бабушка:  - Слава тебе, господи, дождались!

Дети: - Мама, читай, читай скорее!

Дед: - Проходи, Анна, садись!

Все садятся вокруг стола.

Мать (зачитывает письмо): - Здравствуйте, дорогие мои родные: отец, мать,  жена

             Татьяна, дети: Валюша и Володя! Простите за долгое молчание. Были в окружении.

             Вынес из боя  Петруху  Гриневича, раненного в  ногу.  Наверное, отрежут. Я пока

             невредим. Насильно  удерживаюсь, чтобы не уснуть. Немцы – звери. Они жгут  

             дотла   наши деревни, чтобы не было у нас тепла и крова для жизни.   Писать много

             не могу,  потому что снова в бой. Береги детей  наших. Передавайте  привет  сёстрам

             моим:   Мане, Марине,  Ефиме, Прасковье. Пишет ли брат Афанасии?  Крепко всех

             обнимаю. Живой буду – вернусь.

Бабушка: - Слава богу! Живой!

Дед:  - По такому  поводу  неси-ка,  внучка  ложки, сыграем  папину  любимую, чтобы ему

            было  легче  воевать, и чтобы он быстрее возвращался  домой.

Мать заводит патефон. Дед с внучатами играют на ложках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учителя на фронте и в тылу»

Открытое мероприятие, посвящённое 65-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г. и Году Учителя. Учителям Ильинской школы посвящается....

«Учителя на фронте и в тылу» презентация с. Ильинка

Презентация к открытому мероприятию «Учителя на фронте и в тылу»...

"Служили не только солдаты на фронте..."

Музыкально-литературная композиция с участием взрослых и детей....

НОУ Проект на тему: « Монумент ТЫЛ - ФРОНТУ»

«Тыл — фронту» — монумент, находящийся в городе Магнитогорске. Монумент является первой частью триптиха, состоящего также из монументов «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде и «Воин-освободит...

Разработка по внеурочной деятельности по курсу "Я познаю мир" тема "Письма с фронта"

Разработка по внеурочной деятельности  по курсу "Я познаю мир" тема "Письма с фронта" [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"5408466","attributes":{"alt":"","class":"media-image"...

Урок по окружающему миру в 4 классе Тема урока «Всё - для фронта, всё - для победы!»

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе "Школа 21 век"...