«Войны священные страницы навеки в памяти людской»
классный час (2 класс)

Малышева Светлана Александровна

Цель мероприятия - воспитание патриотизма у детей младшего школьного возраста. Дети знакомятся с историей своей Родины в тяжелые годы войны. Самостоятельно ищут ответы на вопросы: «Почему спустя много времени дата 9 мая 1945г. остаётся для нашего народа настолько значимой; почему её знают и помнят от мала до велика?». Для этого класс был поделён на небольшие поисковые группы, цель каждой группы – найти ответ на эти волнующие вопросы. У каждой группы был свой маршрут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Voyny_svyashchennye_stranicy_naveki_v_pamyati_lyudskoy.rar2.93 МБ

Предварительный просмотр:

Цели:

  1. прививать нравственно-эстетические качества;
  2. воспитывать чувство патриотизма;
  3. воспитывать чувство уважения к людям старшего поколения;
  4. обогащать опыт поисковой работы.

Оборудование:

вырезанные из бумаги цифры даты 1941-1945 гг., выпуски местной  газеты, посвящённые Великой Отечественной войне и Дню Победы, рисунки учащихся, аудиозапись, подборка литературы на военную тематику.

Ход мероприятия

Ведущий: 22 июня. Этот день будет вечно возвращать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9 мая 1945 года. Между этими двумя датами – прочная нить. Без одной не могло быть и другой.

Утро 22 июня 1941 год…

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру,

Утро встречала Москва.

Вдруг разнеслись по эфиру

Памятные слова…

(Звучат в записи позывные Москвы: «Внимание! Говорит Москва! Работают все радиостанции Советского Союза…»)

Ведущий: 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. Заплатили люди нашей страны за эту победу невероятной ценой – около 27 миллионов погибших, десятки миллионов искалеченных  судеб.

Через несколько дней вся наша страна отметит 65 лет со дня Победы. Прошли годы, но память человеческая всё возвращается и возвращается к тем далёким событиям, не давая покоя, теребя душу вопросами: «Почему? Зачем? Как это было?».

Почему спустя столько времени эта дата остаётся для нашего народа настолько значимой; почему её знают и помнят от мала до велика? Ответ на эти вопросы, мы с ребятами, искали самостоятельно. Для этого класс поделился на небольшие поисковые группы, цель каждой из которых была – найти ответ на эти волнующие вопросы. У каждой группы был свой маршрут: редакция местной газеты «Я - мал», детская городская библиотека, музей боевой славы МОУ СОШ№8, основателем которого был учитель истории, работающий в нашей школе Пунтус Юлия Викторовна.

Результатом нашей поисковой работы стала наша с вами сегодняшняя встреча, тема которой «Войны священные страницы навеки в памяти людской».

(кадр №1. Название  «Войны священные страницы навеки в памяти людской»)

 Предлагаю пролистать эти страницы вместе с нами. Название первой  страницы «По страницам СМИ».

(кадр №2  Название «По страницам СМИ»,

 фотографии экскурсии)

Ведущий: ребята первой поисковой группы отправились в редакцию местной газеты «Я - мал», где познакомились с публикациями, сообщениями, детскими сочинениями, посвящёнными военным годам. (кадр №3)  Узнали о ветеранах войны, проживающих в нашем городе, подвигах советских солдат, что защищали нашу Родину, (кадр №4) рассмотрели множество фотографий, рисунков, услышали сочинения-высказывания своих ровесников о Великой Отечественной войне. (кадр №5) А впрочем, им слово.  

Сообщение I ученика: есть в нашей стране праздник «со слезами на глазах» - праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне   (кадр №6)

. Да, прошло много лет с той памятной весны 1945 года, когда 2 мая над рейхстагом, разгромленным логовом фашизма, был поднят красный флаг – флаг Победы. (кадр №7) 8 мая в пригороде Берлина Карлхорсте был подписан исторический акт о полной безоговорочной  капитуляции фашисткой Германии, и тысячи оружейных залпов праздничного салюта 9 мая известили мир об окончании самой жестокой и кровопролитной войны. Закончилась она нашей победой.

Сообщение II ученика: пламя Великой Отечественной войны 1941-1945 годов бушевало 1418 дней и ночей, это почти четыре года. (кадр №8)

 И все эти годы советский народ ковал победу над врагом на фронте и в тылу, ведя схватку с коричневой чумой – немецким фашизмом за свободу и независимость нашей Родины.

Более 27 миллионов жизней унесла Великая Отечественная война, нет ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

Сообщение III ученика:  я хочу рассказать о своём дедушке, который воевал на фронте. Мой дед Яша СООБЩЕНИЕ ЕГОРА,

«Мой дед»

Ведущий: много говорится о подвиге солдата, офицера, маршала, целых батальонов, полков, дивизий, армий. И это, конечно, справедливо, но нельзя забыть о тех, кто поставлял в эти грозные годы «душевные боеприпасы», нельзя забывать о подвиге, который вместе со своим народом, со своей страной совершила в эти годы наша литература.

Именно об этом шла речь в детской городской библиотеке, гостями которой стали ребята второй поисковой группы. Переворачиваем нашу страницу, которая называется «Разящая сила слова».

 (кадр №9 Название «Разящая сила слова»;

 фотографии экскурсии, учащиеся выстраиваются полукругом)

Ведущий: приглашаю ребят озвучить эту страницу. Трудно переоценить значение того, (кадр №10)  что делала тогда литература. Есть множество свидетельств фронтовиков о том, какую роль она играла в их военных судьбах. Стихотворение К. Симонова «Жди меня», опубликованное в феврале 1942 года, сразу завоевало сердце наших солдат. Его вырезали из газет, переписывали, сидя в окопах, (кадр №11) заучивали наизусть и посылали в письмах жёнам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых бойцов.

Ученик:                                     Константин Симонов

                           Жди меня, и я вернусь

                                      (отрывок)

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводит грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,

Жди, когда уж надоест,

Всем, кто вместе ждёт.

Ведущий: (кадр №12) все солдаты писали письма своим матерям. Старший лейтенант Григорий Акопян, командир танка написал:

(кадр №13)

Ученик:                    Григорий Акопян

                              ***

Мама, я ещё вернусь с войны,

Мы, родная, встретимся с тобою,

Я прижмусь средь мирной тишины,

Как дитя, к щеке твоей щекою.

К ласковым рукам твоим прижмусь

Жаркими, шершавыми губами.

Я в твоей душе развею грусть

Добрыми словами и делами.

Верь мне, мама,-

Он придёт, наш час,

Победим в войне святой и правой.

И одарит мир спасённый нас

И венцом немеркнущим, и славой!

Ведущий: Григорий Акопян погиб в 1944 году в боях за освобождение украинского города Шполы. Он был награждён двумя орденами Славы, орденом Отечественной войны I степени и орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу». Ему посмертно присвоено звание «Почётный гражданин города Шполы».

Океан народного героизма безбрежен. Литература создаёт и героев подвига изумляющего, и подвига обычного, рядового. Но непременно подвига.

Пусть в жизни не каждому было дано сравниться с героями, но каждый истинный патриот свершил то, что было в его силах, а если требовалось, то и сверх сил. (кадр №14)

Ученица:                             Б.Слуцкий

***

Да, сделали всё, что могли,

Кто мог, сколько мог и как мог.

И были мы солнцем палимы,

И шли мы по сотням дорог.

Да, каждый был ранен, контужен,

А каждый четвёртый – убит.

И лично отечеству нужен,

И лично не будет забыт.

Ведущий: отгремели залпы жестокой и кровопролитной из войн на земле. Каждый год 9 мая салютует наша Отчизна в честь Великой Победы. Разноцветными букетами вспыхивают в майском небе праздничные фейерверки. В них – отблески счастья, завоёванного для человечества, в них – немеркнущий свет нашей Победы.

(кадр №15)

Ученик:                   День Победы

День Победы – светлый праздник

Я ему так рад,

Потому что вместе с дедом еду на парад!

Я хочу в строю военном

Вместе с ним пройти,

Знамя красное победы

Вместе с ним нести.

Пусть мой деда твёрдо знает –

Буду я в строю,

                    Защищать как он смогу я Родину свою! (кадр №16)        

Ведущий: в литературе описаны разные формы проявления подвига, который может совершаться не только на поле боя и не только с помощью оружия. Главный критерий героизма литература усматривает в нравственном величии человека. В силе его непокорного духа.

Задача нашего поколения – сберечь память о подвигах героев и передать следующим поколениям. Зная печальные страницы нашей истории, не допустить повторения войны.  (кадр №17)

 Ученик:                            А. Плотников

                                     ***

Солдату я слагаю оду,

Был ратный путь его тяжёл,

Он прошёл: огонь и воду,

И трубы медные прошёл.

Шагал по вражескому следу

До завершающего дня

И прочно выковал Победу

Из грома, стали и огня.

(кадр №18)

И, полная творящей силы,

Вся в блеске солнца, не в дыму,

Стоит спасённая Россия

Как вечный памятник ему.

Ведущий: одной из интереснейших страниц, можно назвать – страницу, отражающую поездку третьей поисковой группы в музей боевой славы МОУ СОШ №8, который существует уже пять лет. Эта поисковая группа оказалась наиболее многочисленной, т.к. интерес к военной теме нарастал и ребята всё больше и больше хотели знать о тех далёких годах, которые пришлось пережить нашей стране. Какой ценой был завоёван мир, в котором мы живём.

(кадр № 19. Название «Никто не забыт, ничто не забыто…»,

 демонстрация  фотографий с  экскурсии)

Ведущий: 1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война. (кадры №20, 21, 22, 23)

Потоками крови и слёз была омыта за эти нескончаемые долгие четыре года наша многострадальная земля. И если собрать воедино горькие материнские слёзы, пролитые по погибшим сыновьям, то образовалось бы море Скорби и потекли бы от него во все уголки планеты реки Страдания. (кадр №24)

Казалось, что уцелеть среди шквального огня, не лишиться рассудка при виде гибели тысяч людей и чудовищных разрушений было просто невозможно. Но сила человеческого духа, вера в скорую победу оказалась сильнее металла и огня.

Ребята, как вы думаете, что ещё помогало нашим солдатам выстоять, что грело солдатскую душу, когда он вспоминал свою семью, родных и друзей? 

(Ответы детей)

(кадр №25)

Ведущий: да, каждый был рад получить хоть какую-то весточку из дома, либо с самого фронта. Фронтовые письма не запечатывались и имели форму треугольника.  (кадр №26)

Ученик:                          Фронтовой треугольник (кадр №27)

Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонёк свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на тёплой печи.

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку…

Вновь и вновь вспоминаю вас.

Мои братья и сёстры родные!

Завтра снова я в бой иду –

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду!

Соберу своё мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

( кадр № 28.  Исполняется песня «Шло письмо» учащимися-шефами  3-го класса)

Ведущий: ребята, я предлагаю вам сложить листочки с вашими пожеланиями для ветеранов, которые вы заранее приготовили в треугольник, как складывали фронтовые письма. Эти письма – пожелания мы с вами сможем отдать ветеранам, которые придут на Площадь Победы 9 мая. Тем самым сможем поднять им настроение и показать, что мы помним, ценим всё то, что они для нас сделали.

(Практическая  работа)

Ведущий: песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Василий Тёркин, герой поэмы Александра Твардовского, говорил:

Жить без пищи можно сутки.

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

        И это, действительно так! Ведь без юмора, без шутки очень трудно было бы бойцу переносить все тяготы войны, лишения и опасности фронтовой жизни. К таким шуточным песням вполне можно отнести и военные частушки.

(кадр №29.  Исполняются военные частушки)

                Думал Гитлер наяву:

«В десять дней возьму Москву!»

А мы встали поперёк:

«Ты Берлин бы поберёг!»

Милый мой фашистов бьёт;

И мне тоже хочется.

Дайте, дайте пулемёт –

Буду пулемётчица!

Милый мой, милый мой

Возьми меня на фронт с собой.

Ты там будешь воевать –

Я - патроны подавать!

Ты играй, играй, гармонь

Играй, шестипланка.

На счету у нас тобой -

Три подбитых танка!

Из колодца вода льётся

Вода - чистый леденец.

Веселитеся, девчата

Скоро Гитлеру – конец!

От Москвы и до Берлина

Дороженька узкая.

Сколько Гитлер не храбрись,

А победа – русская!

Ой, какой же нынче праздник,-

На границе – тишина.

Сорок пятого, девятого

Закончилась война!

Ведущий: и ещё осталась одна страничка «Они рядом…».

(кадр №30. Название «Они рядом с нами…»;

 фотографии экскурсии)

Я не могу сказать, что это последняя, заключительная страница…

Мы с глубочайшим уважением и восхищением смотрим на тех, кто прошёл через ад войны и сохранил в себе лучшие человеческие качества – доброту, сострадание и милосердие. Это, конечно, же наши ветераны. Давайте ещё раз вспомним наши встречи с ними, а также с людьми, которых называют - дети войны. Внимание на экран…

(Просмотр фотографий, запечатлевших встречи с ветеранами: №30, 31, 32, 33, 34)

В конце нашего мероприятия мне хотелось бы, услышать кратко ответы на те вопросы,  которые нас волновали. Почему? Для чего столько внимания уделяется этой знаменательной дате и этим незабываемым годам?

I поисковая группа (редакция газеты «Я - мал»):    ЧТОБЫ ЗНАЛИ…

II поисковая группа (Музей боевой славы):  ПОМНИЛИ…

III поисковая группа (Детская городская библиотека): ПЕРЕДАВАЛИ ИЗ    ПОКОЛЕНИЯ В ПОКОЛЕНИЕ

IV поисковая группа:  НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО

Ведущий:        пройдут годы, сменятся десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории. (кадр№ 35)

Наша победа не померкнет никогда. Всё меньше остаётся ветеранов среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе. Окружим же заботою тех, кто ещё с нами.

Давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы.

(кадр№ 36)

Ведущий:                Чтоб снова на земной планете

                        Не повторилось той беды,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть

Она

Как сила нам нужна…

Сегодня праздник входит в каждый дом,

И радость к людям с ним приходит следом.

Мы поздравляем вас с великим днём,

С днём нашей славы!

С Днём Победы!

Ещё нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий май!

Победный май!

(Звучит песня «День Победы», сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Войны священные страницы..."

Литературно-музыкальная композиция...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти людской"

Цель классного часа: нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Методическая разработка устного журнала "Войны священные страницы"

Данная методическая разработка содержит готовые страницы журнала:1. "Жди меня, и я вернусь"2."ДЕТИ ВОЕННОЙ ПОРЫ"3. "В память о сьрашных и героических днях"4. "Никто не забыт, ничто не забыто"Разработк...

Маленькие герои большой войны (по страницам рассказов о войне)

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «В МИРЕ КНИГ» В 3 КЛАССЕ...

ВОЙНЫ СВЯЩЕННЫЕ СТРАНИЦЫ НАВЕКИ В ПАМЯТИ ЛЮДСКОЙ.

сценарий праздника "День победы"...

Классный час "ВОЙНА - СВЯЩЕННОЕ ДЕЛО"

Комплекс материалов для проведения классного часа-беседы, посвященного блокадному Ленинграду. Материал включает историю-воспоминание  протоиерея Бориса Глебова, комплект фото Сергея Ларенков...

Поэзия войны священной

Формирование патриотического сознания обучающихся на основе героических событий истории своей страны средствами литературного образования; показать особенности военной лирики; актуализировать и углуби...