Организация воспитательного процесса в классном коллективе
материал на тему

Лисицына Анна Ивановна

 

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

«Пусть педагог всегда спешит к детям, радуется каждой встрече с ними; тогда и дети будут спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим педагогом»!                       «Здравствуйте, дети!» Ш. А. Амонашвили  

Слайд 1

Воспитание - один из сложнейших социальных процессов. В социальном опыте человека особенно важен первый, хотя бы робкий успех в жизни. Для ребенка естественным "полигоном" радостей и разочарований, успехов и неудач является школа и все то, что с ней связано. Школа определяет, в каком направлении пойдет развитие личности - позитивном или отягощенном грузом постоянных срывов и неудач.

Начальное общее образование - первая очень важная ступень общего образования. Убеждена, что школа нужна человеку для того, чтобы помочь ему научиться достойно  жить, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, работать в группе, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. 

На сегодняшний день утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 

Слайд 2   

 Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ученика («портрет ученика начальной школы»):

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину.
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества.
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир.
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности.
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом.
  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказать своё мнение.
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Я понимаю, какие высокие требования предъявляются сегодня к результату образования. Качество формирования личности младшего школьника зависит от учителя начальных классов, который является классным руководителем. Классный руководитель – самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: разбудить дремлющие в ребенке таланты и способности, а затем предоставляет максимальные возможности для их развития.

 Слайд 3

Целью воспитательной деятельности считаю создание благоприятных условий для личностного развития учащихся; для сотрудничества педагогов, родителей и учеников; для самореализации учащихся.

 

Слайд 4

Ценности детского коллектива

 Родители - Семья - Родина

Дружба – Общение - Коллектив

Здоровье - Активная деятельная жизнь

Слайд 5

Важнейшим принципом воспитания является  личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированная педагогика создает такую образовательную среду, где реализуются индивидуальные интересы и потребности реальных детей, эффективно накапливается детьми личный опыт.

Деятельность педагога осуществляется с учетом особенностей развития каждого ребенка, направлена  на изучение качеств личности, её интересов, склонностей. Эффективность данной работы зависит от педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя, его умения изучать личность и помнить при этом, что она всегда индивидуальна, с неповторимым сочетанием физических и психологических особенностей, присущих только конкретному человеку и отличающих его от других людей. Учитывая их, учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника.

         В индивидуальной работе с детьми руководствуюсь следующими принципами:

  • Принцип гуманных взаимоотношений (комфортная атмосфера для благоприятного самочувствия);
  • Принцип интеллектуального фона (многообразие познавательных стимулов определенного вида трудностей);
  • Принцип самоанализа и саморазвития (рефлексивный компонент как завершающий этап любого вида деятельности);
  • Принцип системности и интеграции.

Всю работу в классе я организую через проведение КТД (коллективное творческое дело, автор методики И.П.Иванов). Это  предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел. Каждому предоставляется возможность определить для себя долю, характер своего участия и ответственности. КТД позволяют создать в классе широкое игровое творческое поле, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового. В процессе КТД ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.

Слайд7

Основу коллективной творческой деятельности составляет годовой круг традиционных дел: творческая мастерская в День знаний, осенний день здоровья – слет юных туристов, День матери, Новогодний праздник, Рыцарский турнир, традиционная лыжная прогулка на лыжной базе в Русском Пестово, конкурс «А ну-ка, девочки!», «Веселые старты»,  День именинника, праздник «Мы стали на год взрослее»,  и  другие.

Слайд 9

Этапы коллективного творческого дела:

Планирование дела  - руководитель детского коллектива "зажигает” детей интересным и полезным делом.

Распределение обязанностей - в микрогруппах планируется конкретное КТД: Что и для кого будем делать? С кем вместе это будем делать? Кто будет участником? Кто и кому будет помогать?

Подготовка дела - создается специальный орган-Совет дела, в который входят представители каждого микроколлектива. Это объединение действует только во время подготовки и проведения данного КТД.

Проведение дела - предваряется в жизнь все, что было задумано. Длительность от 15 минут до целого дня. Главное для педагога на этом этапе - создание психологического комфорта.

Подведение итогов - три ключевых момента: отметить все положительное,  обсудить негативные моменты, имевшие место в подготовке и проведении дела, наметить перспективы позитивного развития каждой личности и детского коллектива. Главные вопросы: Кто как участвовал? Кто внес больший вклад? Кто остался в стороне и по какой причине? Учим детей обосновывать свое мнение.

КТД,  обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяют каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Традиционным для детей и родителей является коллективное творческое дело «Слёт юных туристов», где ребята учатся не только разводить костер, ставить палатку, готовить пищу на костре, а самое главное, они учатся преодолевать трудности, дружить, быть самостоятельными, толерантными, расширяют свой кругозор.

Слайд 9,10,11,12

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей. Воспитательную работу строю на принципе системности, используя богатый социально-культурный потенциал города:

 Слайд13

филиал городской библиотеки, где прививаем любовь к чтению, участвуем в познавательных  викторинах и мероприятиях, совместно с библиотекарем Денисовской Т.А.;

дом культуры «Энергетик», где занимаемся в клубе «Этикет», организованно посещаем кружки, выставки, спектакли;

в бассейне осваиваем курс плавания;

 в спортивно- оздоровительном комплексе еженедельно на спортивном часе занимаемся ритмикой, спортивными играми, под руководством Едовиной А.С., прививаем здоровый образ жизни;

детскую школу искусств, где дети занимаются на отделении фортепиано, хореографии,  ИЗО.

Воспитание начинается с семьи, откуда ребенок попадает в мир школы.    Именно в семье закладываются основы личностных качеств ребенка, формируется характер его общения с окружающими, приобретаются определенные навыки и привычки, именно в семье дети получают первые уроки жизни. Учитывая это, я в своей работе стараюсь применять педагогику сотрудничества: учитель – ученик – родитель.

 Слайд14

С самого начала пребывания детей в школе стараюсь узнать каждого ученика, принять и полюбить его таким, какой он есть, создать в классе атмосферу, которая позволила бы ребенку чувствовать себя комфортно, проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность. Поэтому связь с семьей, установление партнерских отношений с родителями учеников - это важное звено в моей работе классного руководителя. Стараюсь донести до родителей одну простую мысль: пока ребенок нуждается в них, ждет любви и поддержки, свято верит в родительский идеал, нужно быть рядом с ним, чтобы в дальнейшем не пришлось жалеть об упущенном времени. Как результат: все четыре года обучения ребенка в начальной школе мы проживаем одной дружной семьей: "школа = дети + родители + классный руководитель ".

Родители - активные участники образовательного процесса, они всегда находятся рядом и бывают в курсе всех событий школьной жизни своего ребенка.

 Слайд 15

При активном участии и помощи родителей мои ученики становятся участниками и победителями конкурсов, олимпиад, по итогам участия в которых получают огромное количество грамот, благодарностей, дипломов. Этими победами дорожат не только дети, но и их родители. Награды становятся семейными ценностями, являются стимулом к новым достижениям, что, на мой взгляд, немаловажно в воспитании ребенка. Приятно видеть, когда на лице мамы сияет улыбка, и блестят слезы от гордости за успехи своего ребенка.

Слайд

Мое общение с учениками и их родителями не заканчивается окончанием начальной школы. Обучаясь в старших классах, дети часто приходят в школу, рассказывают о своих успехах и неудачах, для моих маленьких учеников они становятся старшими друзьями: помогают изготовить поделку, сложить в портфель школьные принадлежности, участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Слезы радости и гордости за своих учеников выступают у меня, когда я бываю на их "Последнем звонке" или "Выпускном вечере".

Слайд16

Одним из главных направлений воспитательной работы является ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ. Очень важно добиться осознания каждым учеником значимости принадлежности к своей Родине, уважительного отношения к своему родному дому, семье, родному краю, понимания учащимися их личной ответственности за будущее страны.

Для этого проводили творческие занятие « Я – ученик», «Мой учебный день» (осознаем себя частью окружающего мира);

В школе создан музей опытно-механического завода, который строил школу и являлся долгие годы шефами нашей школы. Дети гордятся, видя на стендах музея фамилии своих родителей, бабушек и дедушек, которые работали на ОМЗ.

Совершили экскурсию по родному краю (в краеведческий музей г. Устюжна).

Слайд 17

Дети готовили сообщение по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» (осознаем себя частью своей семьи); проводили конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто»; в жюри Асачев Григорий Иванович, капитан второго ранга Северного флота.

Слайд18

встречаемся с людьми интересных профессий,  узнаем о роли в обществе каждого человека, осознаем себя частью классного коллектива.

Слайд 19

Совместно с инспекторами ГИБДД проводим увлекательные и познавательные занятия по ПДД, учимся быть грамотными участниками дорожного движения.

Формирую у учащихся умения и навыки самоорганизации, самовыражения и самовоспитания; развиваю  мотивацию, стремление каждого к саморазвитию.

Этому способствует проведение развивающих мероприятий: конкурсов, игр, диспутов, предметных недель для демонстрации интеллектуальных умений и навыков, защита авторских ПРОЕКТОВ. Например, «МОЙ КОРАБЛИК».

 Слайд 20,21

Педагогика сотрудничества взрослого и ребенка предполагает умение выслушивать ребенка. А детей необходимо учить думать, размышлять,  прислушиваться к чужому мнению и доказывать свою точку зрения.  Лишь при таком общении ребенок сможет почувствовать себя раскрепощенно, сможет проявить свое  «Я».

Слайд 22,23

 Детям очень нравится работать  в детской библиотеке: участвовать в викторинах, разыгрывать инсценировки, проводить мероприятиях.  

Слайд 24

Воспитываю потребность проявлять свое личностное эмоциональное отношение к произведениям искусства (проводим  творческий час «Сказки Пушкина»)

Готовимся к праздникам, проводим дни именинника, рыцарские турниры, конкурс «А ну-ка, девочки».

Слайд 25

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  Слайд26

Главной ценностью человека было и остается здоровье. Понимая важность сохранения и укрепления здоровья детей, привития навыков культуры здорового образа жизни, я стараюсь вовлекать детей в различные спортивные мероприятия. Родители являются примером для учащихся. Мы  успешно участвуем легкоатлетическом кроссе (1 место - 2009, 2 место -2010), Слайд 27 Первомайской эстафете, соревнованиях по плаванию (2 место -2011), Слайд 28  "Веселых стартах"(1 место – 2009), Слайд 29  

Любят дети вместе с классным руководителем и учителями физкультуры выезжать на лыжную базу и покататься с горок! в лыжных соревнованиях (3 место - 2009, 2011),  " Слайд 30

в соревнованиях "Мама, папа, я - спортивная семья"(1, 2 место -2010). Слайд 31

Для успешной реализации опыта необходимы следующие условия:

Знание и выполнение «Конвекции прав ребенка»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, норм СанПиНа, устава образовательного учреждения, программы развития образования МАОУ СОШ № 6 г. Пестово на 2011- 2015 гг.

Взаимодействие со службами школы (зам. директора  по воспитательной работе, психолог, социальный педагог, специалисты: учителя музыки, ИЗО, физкультуры) и города (бассейн, дом культуры, библиотека, спортивно-оздоровительный комплекс).

Используются мотивационные подкрепляющие элементы, стимулирующие вклад каждого участника воспитательного процесса: вручение благодарственных писем  активным родителям, рубрики «спасибо», «наши чемпионы», «поздравляем» в классном уголке. Развиваю  инициативу  и творчество учащихся, изучаю индивидуальные интересы и потребностей учащихся во внеурочной деятельности, помогаю  в выборе кружков, клубов, секций; постоянно демонстрирую достижения, результаты способностей учащихся во внеклассной деятельности родителям, педагогам, сверстникам.

Необходимо наличие современной медиатехники (компьютер, интерактивная доска или проектор).

Постоянно изучаю результаты воспитательного процесса, провожу анкетирование детей и родителей, анализ проведенных мероприятий (что получилось, что можно было сделать лучше и эффективнее?).

Слайды:32,33,34,35

Удовлетворенность участников воспитательного процесса

Участие родителей  в классных и школьных мероприятиях

Самооценка активности в школьной жизни

Комфортность самочувствия учащихся в классе

Слайд 36

Для обобщения и распространения  опыта провожу методические выставки и открытые мероприятия, выступаю на методическом объединении учителей начальных классов, участвую в конкурсах педагогического мастерства, делюсь опытом с молодыми коллегами.

 Результат моей работы - создание программы по духовно-нравственному воспитанию «Познай мир», которая осуществляется во внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта.

 С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год опирается на результаты предыдущего года воспитания.                                  

 Слайд 6

1 класс « Познай самого себя» - первый этап, где происходит адаптация младшего школьника к обучению, ведущей  деятельностью становится учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих, формируется эмоциональная устойчивость обучающихся;  создаются предпосылки для формирования классного коллектива; активного участия родителей в жизни класса, школы.

2 класс «Учись дружить» - второй этап, главное - совместная деятельность: забота не только о себе, но и о сверстниках, близких. Закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие». Формируется негативное отношение к вредным привычкам, прививается потребность в активном участии детей в жизни класса, школы,

3 класс «Азбука коллективной жизни» - третий этап учит жить  и работать в коллективе, подчинять свои интересы интересам коллектива. Создаются органы классного самоуправления, проявляются интеллектуальные способности на уровне класса, параллели, ребята учатся организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; нести ответственность за совершаемые поступки. Изучают историю своей семьи, школы, достопримечательности города.

4 класс « Вместе мы сила» - завершающий этап, посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности. Ребята овладевают методами самовоспитания, самоконтроля и самоанализа  своей деятельности, поступков. Проявляют самостоятельную творческую активность; учатся самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; готовятся к самоопределению в социуме.

"Учитель - профессия дальнего действия", - эти слова Р. Рождественского я по праву могу отнести к результатам своей работы, когда слышу о достижениях моих учеников в учебе, спорте, творчестве, поскольку зернышки этих успехов были посеяны мною еще в начальной школе. Я рада, что меня ценят мои ученики и их родители, для меня это высшая оценка труда

 Слайд 37

В своей работе следую словам из замечательной, доброй книги Ш. А. Амонашвили  “Улыбка моя, где ты?” 

“Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.

Быть учителем и классным руководителем - это не работа, это мое призвание. Я счастлива, что мой ежедневный, кропотливый труд находит признание у детей и их родителей.

Слайд 38

Закончить свой рассказ хочу словами персидского мудреца, поэта, мыслителя Саади. Написанные более 800 лет назад они современны и актуальны.

Покинут счастьем будет тот,

Кого ребенком плохо воспитали.

Побег зеленый выпрямить легко,

Сухую ветвь один огонь исправит.

Саади


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ образовательного процесса в классном коллективе 1 «Б» за 2010\2011 учебный год

Данную форму я использую как своеобразный шаблон для анализа работы за учебный год по разным направлениям...

Воспитательная система в классном коллективе «Учитель-ученик-родитель»

Вот уже 25 лет я работаю в школе и из  своего педагогического опыта знаю как каждым годом работать в общеобразовательных классах становится всё сложнееПо показателям различных д...

Воспитательная система в классном коллективе Учитель-ученик-родитель

Воспитательная система - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и ...

Новые подходы к организации воспитательного процесса в классном коллективе.

Взаимодействие классного руководителя и обучающихся является ключевым моментом в построении воспитательных отношений, от которого во многом зависят успешность деятельности всего  педагогиче...

Организация воспитательного процесса в классном коллективе

Мой педагогический опыт по организации качественного воспитательного процесса в классном коллективе с 1-4 класс....

Методические рекомендации классным руководителям по составлению планов воспитательной работы с классным коллективом

В  материале  представлены  основные  разделы,  необходимые  при составлении  планов  воспитательной  работы  с классным коллективом...

Организация воспитательной работы в классном коллективе.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее ...