Учебно-тематическое планирование кружковой работы в Токаревской сельской школе №22
календарно-тематическое планирование по теме

Панина Любовь Сергеевна

 

           Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей. В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет. Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc114.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

             Учебно-тематическое планирование

                        кружковой работы

             в Токаревской сельской школе №22

      Руководитель кружковой работы

 

                                  Панина Любовь Сергеевна,

                                            учитель начальных классов

   

                                                 

                                         

ПЛАН

  1. Пояснительная записка.
  2. Учебный план.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Содержание программных тем.
  5. Прогнозируемый результат.
  6. Список литературы.

Пояснительная записка.

           Разрабатывая эту программу, я стремилась в первую очередь показать, что занятия в кружке могут быть не только занимательны, но и очень полезны для общего развития ребенка, для развития его творческих способностей

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

          Ребенка можно и нужно учить самостоятельному выполнению доступных ему практических операций.

        В кружке представлен практический и теоретический материал по изготовлению художественных работ для детей 7-10 лет.

        Все занятия построены с использованием игры. Они способствуют развитию мелкой моторики, обеспечивают правильное восприятие трудового процесса, помогают обучить детей простейшему сенсорному анализу и воспитывать у них бережное отношение к предметам и игрушкам как к результатам своего труда и труда взрослых.

Занятия кружка позволяют дать детям дополнительные сведения по трудовому обучению: ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно - прикладного искусства (вышивка, шитьё, работа с мехом и т.д.) народа, проживающего в родной местности,  с изобразительными материалами и техникой рисования (гуашь, акварель, пастель, аппликация, монотипия).

Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Умелые руки» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

        На занятиях ученики знакомятся с практической значимостью природных ресурсов, учатся рациональному обращению с объектами природы и изделиями из них, учатся выполнять трудовые действия точно и аккуратно, во взаимодействии с другими членами коллектива.

       Главное, что дети постоянно видят пользу своего труда. Их поделками украшают к праздникам класс, музыкальный зал…Дети дарят подарки, сделанными своими руками.

Цели кружковой работы

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

      Задачей кружка так же является организация выставок работ участников кружка, умения оформлять работы.

Задачи

  • развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре;
  • учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бисера, пряжи, бросового и природного материала;

· учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников,

  • воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

     На занятиях используются формы индивидуальной и коллективной работы.

      Педагог использует методы объяснения и демонстрации приемов художественной выразительности, просмотр открыток, альбомов, журналов, иллюстрированных книг, готовых работ и др.

                                        Учебный план.

п\п    

Название основных тем.

1-й год обучения

1.

Вводное занятие.

1,5

2.        

Работа с природным материалом.

23

3.

Бумага и картон.

75

4.

Работа с пластилином.

21

5.

Текстильные материалы.

6

6.

Массовые мероприятия.

6

7.

Беседы, лекции.

3,5

8.

Итоговые занятия по темам.

8

Всего часов.

144

 

     

Учебно-тематический план.

Название  темы.

Кол-во часов.

Теоретическая часть.

Практическая часть.

Наглядные пособия.

теория

практика

1.

Вводное  занятие.

1,5

Ознакомление с планом занятий.

Инструменты и материалы.

Оформление рабочей папки.

Работы учеников прошлых лет.

2.

Работа с природным материалом.

а) Экскурсия в лес.

б) Аппликация из засушенных листьев.

в) Аппликация из оболочек лука и чеснока.

г) «Рисуем» тонкими веточками.

д) Работа с берестой.

е) Работа с крашеным песком.

Итоговое занятие.

2,5

2

1

2

1

1

2

1

4

2

3

5

2

1

Наблюдение за природным материалом.

Наблюдение за формой листьев.

Понятие ритма движения в композиции.

Подготовка материала к работе.

Техника вышивания шнурком вприкреп.

Обработка бересты.

Фон картины.

Закон перспективы.

Техника покраски песка.

Оформление рамки из ниток.

Составление справочника.

.

Подготовка природного материала к работе.

Выполнение аппликации «Листопад».

- Линейная композиция.

Выполнение аппликации «Жар-птица».

Аппликация «Кошка», «Девушка с длинными волосами».

Выполнение осеннего пейзажа.

Коллективная работа.

Творческие работы ребят.

Оформление выставки работ по теме «Краски осени».

Работы педагога и старших ребят.

Образцы работ.

Объяснение с демонстрацией приема.

Показ работ педагога.

3.

Бумага и картон.

а) Художественное моделирование путем складывания.

б) Оригами- мир безграничных возможностей.

в) Орнаменты.

- Приемы построения

- Бордюр. орнаментов.

- Зооморфные мотивы в орнаменте.

- Гербы и геральдика.

Итоговое занятие.

г) Художественное конструирование из бумаги.

- Бумагопластика.

- Конструирование объемных форм.

- «Волшебные полоски».

- «Бумажный мир».

Итоговое занятие.

3

1

2

1

2

2

3

2

2

3

11

2

3

4

5

4

1

6

9

9

3

Оригами. Чтение схем оригами.

Складывание с применением надрезов.

Спиральные конструкции.

Составление справочника.

Ритмическое повторение.

Зеркальное отображение.

Понятие меандр. Геометрическая строгость.

Составление справочника.

Лекала. Приемы работы.

Выкраивание бумаги для создания образа и настроения.

Понятие «Трансформация»

Ритм в композиции.

Симметричные и ассиметричные вырезки из бумаги.

Театрализованная деятельность.

Творческое задание на рационально-логическое мышление.

Новые материалы в тематической композиции.

Составление и заполнение справочника.

Маски животных.

Бабочки, рыбки. Коллективное панно «Аквариум».

Конкурс оригамистов.

Изготовление рамок для аппликаций.

Изготовление медальонов для игр.

Оформление альбома с помощью орнаментов.

Оформление аппликаций.

Коллективное панно «Замок».

Аппликация «Букет в вазе».

Раскладная картина «Домик хитрого гнома».

Аппликация «Котенок».

Аппликация-задача «Птица».

Коллаж «Весна идет».

Оформление выставки.

Схематические таблицы.

Альбомы детских работ прошлых лет.

Алгоритм выполнения работы в таблицах.

Объяснение с демонстрацией приемов.

Декорация.

Работы педагога и старших ребят.

Альбомы, работы детей.

4.

Пластилин.

-Многоплановый рельеф.

-Оригами из пластилина.

-Итоговое занятие.

2

2

2

10

7

1

Силуэты.

Прием выбирания пластилина .

Игра «Узнай – кто я?».

Техника многослойного процарапывания.

Новый инструмент- резак.

Новые свойства и новые возможности. Сообщения детей.

Конкурс поделок.

Составление и заполнение словаря.

Изображение «Бегущий олень по лесу».

Панно с цветами.

Скатерть-самобранка.

Лепка-оригами «Детские фантазии».

Аппликация «Сказочный лес».

Оформление выставки.

Работы учеников прошлых лет.

Фотографии детских работ.

5.

Текстильные материалы.

-Лоскутная аппликация.

-Лоскутная аппликация на клею.

1

2

3

Виды ткани.

Способы закрепления лоскутков.

Техника соединения.

Изображение цветов.

Изображение зверей.

Работы педагога.

6.

Итоговое занятие за год.

2

Подведение итогов.

Обсуждение планов будущего года.

                    Содержание программных тем.

Для занятий в кружке объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 7 -10 лет, на 2 года обучения: 5 часов в неделю.

   На вводном занятии  педагог знакомится с детьми. Дети смотрят выставку работ прошлых лет, обмениваются мнениями.

   Педагог рассказывает о планах на год и, в связи с этим, объясняет какие инструменты и материалы понадобятся.

   Весь учебный материал разделен на четыре части, посвященные основным группам материалов, и тематические разделы.

  1. «Природные материалы».

Этот раздел предполагает новые приемы работы с доступными детям материалами: луковой шелухой, гибкими ветками, берестой, засушенными растениями… Темы, связанные с заготовкой материалов, целесообразно соотносим с временем года.

  1. «Бумага и картон».

В разделе «Художественное моделирование» из бумаги путем складывания знакомимся с тем, как складывание бумаги превратить в активный творческий процесс. Далее происходит поиск новых конструктивных решений, используется бумага разных форматов и качеств – и появляются открытия.

В разделе «Вырезание и аппликация» дети должны стать исследователями. Тема исследования – орнамент. Инструментарий – хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания.

Раздел «Художественное конструирование из бумаги» ставит новую творческую задачу – выполнить предложенный образ, используя самые разнообразные приемы работы с бумагой (сминание, скручивание, гофрирование, навивку на карандаш…)

  1. «Пластилин».

 Этот блок посвящен знакомству с видами рельефного изображения и систематизации знаний о видах скульптуры.

Пластилин обладает большими возможностями для развития фантазии.

  1. «Текстильные материалы».

      В этом разделе учащимся предлагается новая форма работы – творческий проект. Каждая тема отражает небольшой этап выполнения задуманного объекта, какой-либо несложной его части. Однако в целом должно получится полноценное декоративное или практически используемое изделие.

    После завершения работы с каждой группой материалов проводятся занятия по обобщению и систематизации полученных знаний, умений, навыков (одна из форм этой деятельности – составление справочника).

В справочнике представлены следующие разделы:

1)  Бумага и картон.

- стандартные форматы (размеры бумажного листа).

- приемы обработки бумаги

-способы получения изображения

- способы соединения деталей

- виды изделий из бумаги или картона

2) Природные материалы.

-подготовительная работа

-сбор материала  и т. д.

Работа с родителями. На протяжении всего года проходит работа в форме инструкций, консультаций, а также привлечения сил родителей в помощь детям в изготовлении и оформлении детских работ.

    Прогнозируемый результат.

Предлагаемые темы занятий, способы подачи учебного материала, формы организации работы помогут каждому учащемуся пройти путь созидателя: от художественно-образного восприятия реальности, рождения замысла, поиска способов его воплощения- до практического осуществления идеи и оценки результатов своего труда.

Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.

       Итогом этого пути должно стать усвоение учащимися требуемого объема знаний и умений, раскрытие индивидуальных возможностей каждого и , главное,  выработка потребности в созидательной творческой деятельности.

                       

 

Список литературы.

И.А.Агапова, М.А.Давыдова «Поделки из фольги»

                                                  Творческий Центр Сфера

                                                   Москва 2003

Т.Баева «Чудесное превращение перчаток в …»  1990

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество;  

Учебно-метод. пос./ Под ред.

Т.Я. Шпикаловой  Москва 2000

Е. Данкевич «Пластилиновый мир»  Санкт-Петербург «Кристалл»

                                                1998

А.В.Двинцев «Мастерим из бумаги» Изд. «Дельта» 1997

Н.М.Конышев Технология. Изд. Ассоциация 21 век 2003

И.Р.Макарова «Секреты бумажного листа» Москва 2003

И.М.Петрова «Волшебные полоски» Санкт-Петербург 2002

Т.Н. Проснякова «Творческая мастерская» Изд. «Учебная

                                                    литература»2000

Т. Сержантова «Оригами для всей семьи» Москва. Айрис Пресс

                                                     2004

Ж. Ховорт «Классные безделушки и украшения» ЭКСМО-ПРЕСС

                                                      2000

Н.А. Цирулик «Умные руки» Изд. «Учебная литература» 2003

И.В.Черныш «Забавные поделки к праздникам» Москва Айрис

                                                Пресс 2004

Эйлин О Брайн. Кейт Нидхем « Оригами» Москва « РОСМЕН»

                                                  2000

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в начальной школе.

Большое значение в школьной воспитательной работе играют кружки. Большой популярностью среди учащихся пользуются кружки, которые ведут родители....

Кружковая работа в начальной школе.

Программа занятий театрального кукольного кружка....

Кружковая работа в начальной школе.

Программа занятий  театрального кукольного кружка....

Планирование воспитательной работы в начальной школе в рамках программы "Я и дружная семья"

Реализация  воспитательной программы «Я и дружная семья» в начальной школе по различным направлениям позволяет активно привлекать родителей в  школьную жизнь. Планирование составлено по разл...

Годовое планирование кружковой работы в ДОУ

Работа спортивного кружка "Игралочка" в детском саду....

Статья "СОТРУДНИЧЕСТВО С СЕМЬЕЙ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ЭФФЕКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ."

В статье рассматриваются особенности сотрудничества семьи и школы в условиях сельского социума. Авторы опираются на концепции социально-педагогической работы с семьей А. В. Мудрика и Л.В. Мардахаева. ...

Перспективное планирование кружковой работы.

Предлагаемый перспективный план представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и н...