Программа дополнительного образования "Азбука общения"
методическая разработка (2 класс) на тему

Хохлова Галина Владимировна

Дополнительная образовательная программа .Возраст детей 7-8 лет. Срок реализации 2 года.

Программа содержит пояснительную записку, основные задачи по годам обучения, методы обучения, формы проверки результатов освоения программы, учебно- тематический план .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_obshcheniya.docx309.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Инжавинская средняя     общеобразовательная школа»

Утверждена методическим советом

МОУ «Инжавинская СОШ»

Протокол № 6  от 25.02. 08

Директор школы        Н..И. Михкельсон

Дополнительная образовательная программа

«Азбука общения»

Возраст детей - 7-8 лет. Срок реализации - 2 года.

Составитель: Г.В. Хохлова , учитель начальных классов

Инжавино 2008г.

Пояснительная записка

Общение - одна из главных ценностей человеческой жизни. Основу общения составляет взаимопонимание , которое невозможно без ориентировки на другого человека. Одной из важнейших идей курса является идея мира и ненасилия в общении.

Образовательная программа рассчитана на учащихся 1 -2 классов. Актуальность программы . В данном возрасте (7-8 лет ) дети только начинают постигать новые для них отношения , расширяют контакты и постепенно привыкают к школьной среде. Именно на данном этапе обучения учащимся необходимо дать представление о нормах и правилах отношений со своими сверстниками , окружающими людьми , раскрыть их нравственную сущность.

Цель образовательной программы.

Формирование у детей младшего школьного возраста навыков самостоятельной деятельности , социальной ответственности , способности чувствовать , понимать себя и другого человека.

Основные задачи образовательной программы

Первый год обучения.

Обучающие : 1.Обучение детей быть в мире с самим собой и переносить эти чувства на взаимоотношения с окружающими.

2. Формирование у детей умения и навыков практического владения средствами человеческого общения ( мимикой , жестами ), потребности употреблять в своей речи вежливые слова.

Развивающие : 1 .Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях (со сверстниками , педагогами , родителями и другими окружающими людьми) с ориентацией на ненасильственную модель общения.

2. Развитие адекватной оценочной деятельности , направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

Воспитательные : 1 .Воспитание культуры речи ,культуры поведения в общественных местах , уважения к личности.

2. Воспитание чувства сопереживания товарищам в их бедах , умения разделить с ними радость.

Второй год обучения.

Обучающие : 1 .Обучение сознательному овладению детьми речевыми средствами общения. Повышение уровня самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения.

 2. Обучение младших школьников самонаблюдению, самооценке , умению считаться с мнением других.

Развивающие : 1 .Развитие умения учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами , правилами поведения , правилами этикета.

2. Развитие творческих способностей детей , активности , самостоятельности, организаторских способностей в процессе коммуникативной деятельности.

Воспитательные : Воспитание у детей этических качеств (доброты , внимания друг к другу ), способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения.

                      Основные методы обучения.

1.Наблюдения .

  1. Рассматривание        рисунков и фотографий .
  2. Свободное        и тематическое рисование .

 4.Игры        с правилами ( сюжетно-ролевые , подвижные , словесные , музыкальные).

5.Этюды .

6.Творческие игры : сюжетно-ролевые , игры-драматизации .

7.Чтение художественных произведений .

  1. Рассказ        педагога и рассказы детей .

9. Сочинение        историй .

10.Беседы .

11..Мини-конкурсы .

12.Моделирование и анализ заданных ситуаций .

Ожидаемые результаты реализации образовательной программы.

К концу первого года обучения младшие школьники должны :

знать :

  • средства человеческого общения (мимика , жесты ), облегчающие установление контактов в общении;
  • вежливые слова;
  • основные правила поведения в общественных местах ;

уметь:

  • пользоваться средствами человеческого общения ;
  • употреблять в своей речи вежливые слова ;
  • проявлять положительные качества характера в общении с окружающими людьми;

К концу второго года обучения младшие школьники должны :

знать :

  • средства речевого общения ;
  • правила этикета ;

уметь :

  • вести себя в соответствии с нравственными нормами;
  • управлять и контролировать своё поведение и поступки;
  • осмысливать и давать объективную оценку человеческих поступков и отношений ;

Форма проверки результатов освоения программы .

Первый год обучения.

  1. Сюжетно-ролевые игры по развитию коммуникативных навыков . (Не ошибись пожалуйста . День рождения .)
  2. Мини-конкурсы по определению эмоционального состояния человека .

  1. Обсуждение прочитанных произведений (рассказы , сказки ,басни ).
  2. Конкурсы        рисунков .(Моя семья . День рождения .)
  3. Конкурс вежливых ребят .
  4. Подвижные игры .
  5. Творческие игры .
  6. Праздник « Давайте жить дружно».

Второй год обучения.

  1. Инсценирование сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке».

2.Конкурс рисунка «Мы за здоровый образ жизни».

  1. .Конкурсная программа «Будьте вежливы» .

4.Игра-путешествие        в город «Вежливости».

5.Рыцарский        турнир . (Конкурсная программа.)

6.Теоретики        и практики . Решение задач по устранению ошибок в поведении. 7.Обыгрывание житейских ситуаций . Блицтурнир.

8.Праздники «Волшебное слово на выручку готово» , «Да здравствует вежливость и доброта».

Количество учебных часов.

На реализацию образовательной программы отводится 144 часа :

Первый год обучения - 72 часа .

Второй год обучения - 72 часа.

Режим занятий - 2ч. в неделю .

                                         Учебно-тематический план

Первый год обучения.

№ п /п

Название раздела, темы.

Кол-во часов всего

Теория

Практика

Раздел 1. Язык общения.

16

4,5

11,5

1.1

Введение в образовательную

1

1

-

программу.

1.2

Восприятие мира.

2

1

1

1.3

Мудрость природы .

5

1

4

1.4

Язык жестов и движений .

5

1

4

1.5

Как я понимаю то , что помню .

3

0,5

2,5

Раздел 2. Тайна моего «Я».

13

2

и

2.1

Кто такой «Я».

4

0,5

3,5

2.2

Я - волшебник .

6

1

5

2.3

Мир моих фантазий .

3

0,5

2,5

Раздел 3. Как мы видим друг

25

6

19

друга.

3.1

Разговор взглядов .

3

1

2

3.2

Дружба .Мой лучший друг .

8

1

7

3.3

Мой день рождения .

3

1

2

3.4

Волшебники добра .

5

1

4

3.5

Зависть.

2

0,5

1,5

3.6

Поговорим о вежливости .

2

1

1

3.7

О лени и лентяях.

2

0,5

1,5

Раздел 4. Этот странный

18

4,5

13,5

4.1

взрослый мир.

4.2

Урок мудрости . '

4

1

3

4.3

Семья .

5

0,5

4,5

4.4

В магазине .

1

0,5

0,5

4.5

Поведение на уроке и перемене.

2

0,5

1,5

4.6

Правила поведения в столовой .

2

0,5

1,5

4.7

На улице.

1

0,5

0,5

4.8

Манеры поведения.

1

0,5

0,5

Подведение итогов первого года

2

0,5

1,5

реализации образовательной

программы .

Итого :

72

17

55

                                       Содержание образовательной программы.

Первый год обучения.

 Раздел 1. Язык общения. (16 ч.)

1.1 Введение в образовательную программу . (1 ч.)

Теория 1 ч. Знакомство с образовательной программой .

1.2  Восприятие мира . (2 ч.)

Теория 1 ч. Наши органы чувств , с помощью которых мы воспринимаем и познаём окружающий мир .(Глаза , уши , нос , кожа, язык)

Практика 1 ч. Разгадывание кроссворда «Органы чувств».Игра-эксперимент «Так ли это?»(С завязанными глазами дети называют предметы , которые им даны.) Подвижная игра «Кто подходил?».

  1.  Мудрость природы . (5 ч.)

Теория 1 ч. Что нас окружает? Общение с животными и растениями . Практика 4 ч. Подвижные игры « День и ночь» , «Совушка». Экскурсия в лес «Краски осени». Викторина «Знаешь ли ты деревья». Заочное путешествие в зоопарк «Что я знаю о животных». Рисование на тему « Моё любимое растение (животное)». Разгадывание и заучивание загадок о растениях и животных .

  1.  Язык жестов и движений . (5 ч.)

Теория 1 ч. Язык , мимика и жесты . Знакомство с понятиями «язык жестов» , «мимика». Какие жесты не положены в обществе воспитанных людей .

Практика 4 ч. Сюжетно-ролевая игра «Актёр». Чтение и анализ легенды «Язык - друг и враг». Инсценировка сказки «Крошка Енот и тот , кто сидит в пруду» (Л.Мурр). Игра «Я желаю тебе...» (показать при помощи мимики и изобразить графически то , что предлагается детям , например , грустный человек , удивлённый...). Упражнения на развитие мимических движений (поднять брови , опустить , нахмурить брови , улыбнуться , наморщить нос ). Мини- конкурсы по определению и передаче эмоционального состояния человека при помощи жестов и мимики. Этюды на развитие умения выражать чувства страха, удивления, радости .

  1.   Как я понимаю то , что помню . (3 ч.)

 Теория 0,5 ч. Немного о нашей памяти .

Практика 2,5 ч. Логическая игра «Верю - не верю». (Найти ошибки в утверждениях и объяснить, почему это может быть или не быть.) Творческие игры : «Дорисуй картинку» , «Небылицы или правда» , «На что это похоже». Выполнение заданий с целью проверки зрительной и слуховой памяти детей . Правила тренировки памяти .

Раздел 2. Тайна моего «Я». (13 ч.)

  1.  Кто такой «Я». (4 ч.)

Теория 0,5 ч. Мой автопортрет . Умение видеть и понимать себя . Практика 3,5 ч. Игры -драматизации «Отражение в озере» , Свет мой зеркальце , скажи» , «Давайте познакомимся». Этюды , игры и упражнения из раздела 1 с использованием языка жестов , движений и эмоций.

  1.  Я - волшебник . (6 ч.)

Теория 1 ч. Мои чувства и желания . Главное волшебство - это доброта.

Практика 5 ч. Игровая ситуация «Сказки творят добро». Ситуация для обсуждения «Что легче - ссориться или мириться?». Чтение и обсуждение книг из жизни детей. Осмысление человеческих поступков и отношений . (В.Осеева «Синие листья» , Н.Носов «Огурцы» , Е.Ильина «Старый букварь и новая книжка».)

2.3 Мир моих фантазий . (3 ч.)

Теория 0,5 ч. Кого мы называем фантазёром? Можешь ли ты себя назвать фантазёром?

Практика 2,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа Н.Носова « Фантазёры». Рисование на тему «Мои фантазии».

Раздел 3. Как мы видим друг друга . (23ч.)

  1. Разговор взглядов . (3ч.)

Теория 1ч. Умение общаться . Правила ведения беседы.

Практика 2 ч. Игровые ситуации «Чистое общение» , «Почему ты так поступил ?». Чтение стихотворения А.Барто «Медвежонок - невежа».Сюжетно- ролевая игра «Планета друзей».

  1.  Дружба .(8ч.)

Теория 1ч. Знакомство с понятием «дружба» . Мой лучший друг. Законы дружбы .

Практика 7ч. Игровая ситуация «Вежливый слон». Чтение и анализ отрывков из повести Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Конкурсная программа «Дружба начинается с улыбки»(Найди себе пару. Туфелька Золушки ...). Творческая игра «Кто интереснее». Рисование на тему «Выставка портретов друзей». Праздник «Давайте жить дружно!».

3.3 Мой день рождения .(Зч.)

Теория 1ч. Как принимать гостей , подарки , веселиться вместе.

Практика 2ч. Сюжетно-ролевые игры «Приём гостей» , «День рождения». Рисование сюжетов « Мой день рождения».

  1.  Волшебники добра. (5 ч.)

Теория 1ч. Обсуждение понятия «доброта». Где и как вы проявляете свою доброту?

Практика 4 ч. Чтение и анализ рассказа К.Ушинского «Сила - не право». Разучивание песен «Если добрый ты» , «Дарите радость людям». Творческая игра «Письмо маме...» (Вы- волшебники добра. Составьте письмо своему близкому человеку .)

Инсценировка рассказа В.Сухомлинского «Как белочка дятла спасла».

  1.  Зависть .(2ч.)

Теория 0,5ч. Знакомство с понятием «зависть».

Практика 1,5 ч. Анализ русских народных пословиц и поговорок об этом человеческом чувстве .Чтение и анализ сказки Л.Толстого «Белка и волк».

  1.  Поговорим о вежливости (2 ч.)

Теория 1 ч. Что такое «вежливость»? Слова приветствия.

Практика 1 ч. Анализ ситуаций .(Подумайте , как бы вы поступили в данных   ситуациях.) Просмотр сказки «Вежливый кролик».

  1.  О лени и лентяях .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Что мы вкладываем в понятие лень .

Практика 1,5 ч. Путешествие в Лентяйдию. Рисование на тему «Лень и лентяи». Чтение и обсуждение стихотворения С.Маршака «Кот и лодыри».

Раздел 4. Этот странный взрослый мир .(18 ч.)

4.1  Урок мудрости . (4 ч.)

Теория 1ч. На чём основано взаимопонимание. Уважение к старшим . История моей семьи .

Практика 3 ч. Загляните в мамины глаза.( Краткие советы , как сделать маме приятное .)Игры- ситуации «Счастье - это когда тебя понимают» . Сюжетно-ролевая игра «Вечер в моей семье». Конкурс рисунков «Моя семья».

 4.2  Семья.(5 ч.)

Теория 0,5 ч. Взаимоотношения с родными .

Практика 4,5 ч. Сюжетно-ролевые игры «Хозяюшка» , «Чаепитие». Этюды «Дружная семья» , «Заговор».

Рисование на тему «Дружная семья». Изготовление подарков своим близким. Разучивание песен и стихов о папе , бабушке . Час сердечного общения . (Чаепитие. Общение с родными и близкими людьми.)

  1. В магазине .( 1 ч.)

Теория 0,5 ч. Поведение в общественных местах .

Практика 0,5 ч. Сюжетно-ролевые игры «В магазине» , «Интервью».

  1. Поведение на уроке и перемене . (2 ч.)

Теория 0,5 ч. Круг обязанностей младшего школьника . Правила поведения во время урока и перемены .

Практика 1,5 ч. Чтение стихов С.Маршака « Что случилось нынче в школе» , Правила поведения в школе». Фотовыставка «Наш класс на перемене».

  1. Правила поведения в столовой.(2 ч.)

 Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона за столом .

Практика 1,5 ч. Игра « Мозговой штурм». Чтение и анализ поведения героев сказки А.Милна «Вини Пух и все-все-все». Чтение книжки Г.Остера «Вредные советы».

  1.  На улице .(1 ч. )

Теория 0,5 ч. Поведение и общение в транспорте.

Практика 0,5 ч. «На автобусной остановке» , «В автобусе».

  1.  Манеры поведения (1ч.)

Теория 0,5 ч. Беседа-диалог о манерах поведения .

Практика 0,5 ч. Показать красивую походку , жесты , которыми пользуются дети при общении , как правильно сидеть .

  1.  Подведение итогов первого года реализации образовательной программы

Теория 0,5 ч. Повторение теоретического материала , изученного в течение года.

Практика 1,5 ч. Праздник « Чтобы людям радость дарить , надо добрым и вежливым быть».

                         

                         Методическое обеспечение образовательной программы

Первый год обучения.

№ п/п

Название раздела

Форма проведения занятия

Методы, приёмы , средства обучения

Форма подведения итогов

1.

Язык общения.

Занятия. Разгадывание кроссворда. Экскурсия . Заочное путешествие.

Сюжетно-ролевые игры .

Словесные. Наглядные . Наблюдения . Чтение и анализ художественных произведений .

Викторины. Мини-конкурсы . Творческие игры .

2.

Тайна моего «Я».

Занятия. Игры-драматизации .

Сюжетно-ролевые игры .

Словесные . Наглядные . Репродуктивные . Чтение и анализ художественных произведений .

Ситуации для обсуждения.

Конкурс рисунков.

3.

Как мы видим друг друга .

Занятия . Инсценировка рассказа. Просмотр сказки .

Словесные . Наглядные . Наблюдения . Чтение и обсуждение художественных произведений .

Игровые ситуации . Конкурсы . Праздник . Игра-путешествие .

4.

Этот странный взрослый мир.

Занятия. Тематическое рисование . Сюжетно-ролевые игры .

Словесные . Наблюдения . Игры- ситуации . Чтение и анализ художественных произведений .

Конкурсы . Фотовыставка. Праздник .

готово .

3.10

Волшебный день .

1

0,5

0,5

3.11

Будьте вежливы .

1

-

1

3.12

За столом .

1

0,5

0,5

3.13

Да здравствует вежливость и

1

-

1

доброта.

Раздел 4. Мальчик и девочка .

12

3

9

4.1

Знакомство .

2

0,5

1,5

4.2

Внешность .

1

0,5

0,5

4.3

Как вести себя .

3

0,5

2,5

4.4

Изумрудный город .

1

-

1

4.5

В гостях у ребят Мойдодыр .

1

-

1

4.6

Как учиться «вежеству» .

2

1

1

4.7

Подведение итогов второго

2

0,5

1,5

года обучения .

Итого :

72

14,5

57,5

                           

                               Содержание образовательной программы

Второй год обучения.

Раздел 1. Фантазия характеров ( оценка человеческих поступков и отношений ). (25 ч.)

  1. Мой любимый герой . (2 ч.)

Теория О,5 ч. Мой любимый герой -пример для подражания . Кто он ? Практика 1,5 ч. Инсценирование сказки В.Сухомлинского «Жук на ниточке».Чтение произведений о любимых героях (по выбору детей).

  1. Добро и зло . (3 ч.)

Теория 0,5 ч. Добро и зло . Какие это черты характера ?

Практика 2,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Сухомлинского «Чтобы бабочка

не укололась» . Разучивание стихов и песен о доброте .

  1. Добрые дела .(4 ч.)

Теория 0,5 ч. Какие дела мы можем назвать добрыми?

Практика 3,5 ч. Чтение и иллюстрирование рассказа В.Осеевой «Плохо».

Анализ ситуации (Привести примеры из личной жизни о взаимопомощи , о добрых делах . Какую оценку вы можете дать себе?)

Чтение и анализ произведений Л.Толстого «Как Маша стала большой» , «Рассказ из новой азбуки» .

  1. Жадность и жадины .(3 ч.)

Теория 0,5 ч. Жадность - отрицательная черта характера человека .

       Практика 2,5 ч. Чтение и анализ венгерской сказки «Два жадных медвежонка» .    Стихотворение-загадка «Жадина» (Я.Аким). Конкурс рисунков «Жадность».(Дети рисуют , какой они представляют себе «жадность».) Анализ русских народных пословиц и поговорок о жадности .

  1.  Ты и твои друзья .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Знакомство с понятием «хороший друг» .

Практика 1,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Осеевой «Три товарища» . Чтение и анализ сказки «Лисица и журавль». Конкурс рисунка «Портрет друга».

  1.  Честен тот , кто работает на совесть .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Что значит «быть честным человеком»? Нечестный поступок .

Практика 1,5 ч. Обсуждение прочитанного рассказа «Поступок Гены». Подвижные игры . Работа над пословицами о честности , долге .

  1.  Сопереживание товарищам в радости и горе .(2 ч.)

 Теория 0,5 ч. Как стать хорошим товарищем .

Практика 1,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа В.Крапивина «Товарищи». Вырабатываем «Законы дружбы» .(Конкурс).Работа над пословицами о дружбе .

  1.  Правда и ложь .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Знакомство с понятиями «правда» , «ложь».

Практика 1,5 ч. Чтение и анализ басни «Лгун» и рассказа «Правда всего дороже» (Л.Толстой). Тематическое рисование . Работа над пословицами и поговорками о правде и лжи .

  1.  Что такое хорошо и что такое плохо .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Как мы понимаем слова «хорошо» , «плохо».(В каких случаях мы их употребляем .)

Практика 1,5 ч. Анализ ситуаций . Инсценировка рассказа В.Осеевой «Плохо». Рисование на тему « Что такое хорошо и что такое плохо»(Как с помощью красок можно передать противоположность данных слов.)

  1. О заботливом отношении к людям . (1 ч.)

Теория 0,5 ч. Рядом с нами живут люди , которые нуждаются в заботе , отзывчивости.

Практика 0,5 ч. Обсуждение проблемных задач по данной теме . (Дети приводят примеры конкретных и ярких проявлений заботы об окружающих людях .)

  1.  Будь нетерпимым к грубости , не будь равнодушным . (2 ч.)

Теория 0,5 ч. Недопустимость сокрытия ошибок в поведении своём и товарищей .

Практика 1,5 ч. Чтение отрывка из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома». Обсуждение ситуации , изложенной в отрывке . Назвать 2-3 похожие жизненные ситуации .

Раздел 2. Умение владеть собой. (12 ч.)

2.1. Правила обязательные для всех . (4 ч.)

Теория 0,5 ч. Этические нормы поведения в обществе . Знакомство с законами «не» .

Практика 3,5 ч. Подвижные игры с правилами . Планирование и подведение итогов дня. Ситуации для обсуждения поведения детей в общественных местах (в школе , библиотеке , во дворе , в столовой).

  1. Хозяин своего «Я» .(4 ч.)

Теория 0,5 ч.Умение управлять и контролировать своё поведение и поступки. Практика 3,5 ч. Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Чего нельзя , того нельзя» . Подвижные игры с правилами . Сочинения - фантазии «Кем и чем я могу быть».

  1. Не хочу быть плохим .(4 ч.)

Теория 0,5 ч. Знакомство с понятием «вредные привычки» . Преодоление дурных привычек и поступков .

Практика 3,5 ч. Чтение и анализ рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка». Разучивание физкультпауз . Конкурс рисунка « Мы за здоровый образ жизни» . Составление «Режима дня школьника» .

Раздел 3. Культура общения (23 ч.)

  1.  Волшебные слова (3 ч.)

Теория 0,5ч . Слова приветствия , благодарности .

Практика 2,5 ч.Чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Волшебное

слово». Работа над пословицами о волшебных словах . Чтение стихов « Невежливая вежливость»(О.Дриз), «Добрые слова»(Н.Юсупов). Разыгрывание сценок по стихотворению С.Маршака «Ежели вы вежливы».

  1. Учимся вежливо говорить .(3 ч.)

Теория 0,5 ч. Умение начать , поддержать , вести разговор .

Практика 2,5 ч. Разыгрывание ситуаций , в которых проявляется умение вежливо говорить . Формулирование правил речевого поведения .(Как правильно себя вести при общении слушающему , а как говорящему .) Конкурс вежливых ребят.

3.3 Вежливый отказ .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Вежливые слова , которые вы употребляете , когда обращаетесь к кому-либо с просьбой . Знакомство с речевыми ответами : вежливыми отказами .

Практика 1,5 ч. Закрепление практического материала , изученного ранее. Разыгрывание ситуаций : - мама просит сходить в магазин , а друзья приглашают тебя играть в футбол ;

- друг просит тебя на время дать ему лазерную мышку от компьютера , но это вещи папы ;

Ваши действия и возможные слова в данных ситуациях?

3.4Телефон (3 ч.)

Теория 0,5 ч. Телефон на службе у человека . Правила общения по телефону .

Практика 2,5 ч. Сюжетно-ролевые игры : «Зазвонил телефон» , «Интервью» , «Звуковое письмо». Инсценировка стихотворения К.Чуковского «Телефон».

Анализ ситуаций . (Общение по телефону .)Чтение и анализ рассказа Н.Носова «Телефон» .

  1.  Вы идёте в гости .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Правила этикета : как вести себя в гостях .

Практика 1,5 ч . Игры-драматизации сказок «Кошкин дом»(С.Маршак) «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка ).

  1.  Правила приличия в житейских ситуациях .(2 ч.)

Теория 0,5 ч .Нормы нравственного этикета .

Практика 1,5 ч. Обыгрывание житейских ситуаций . Блицтурнир . Подвижные игры с правилами.

  1.  Игра-путешествие в город «Вежливости». (1 ч.) Занятие-практикум .
  2.  Общение с окружающими .(2 ч.)

Теория 0,5 ч Правила общения с окружающими .

Практика 1,5 ч. Формулирование правил общения с окружающими .Советы Мудрой Совы . Составление добрых посланий .

  1.  Волшебное слово на выручку готовой   ( 1 ч.) Занятие -практикум .
  2.  Волшебный день . (1ч.)

Теория 0,5 ч. Как сделать утро волшебным .

Практика 1,5 ч. Чтение стихотворений Т. Брыскиной «Бабушкины нравоучения» и О.Дриза «Как сделать утро волшебным».Обсуждение прочитанного . Сочинение на тему «Как я провёл день . Можно ли назвать его волшебным» .

  1.  Будьте вежливы .(1 ч.)

Занятие-практикум . Конкурсная программа .

  1. За столом .(1 ч.)

Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона .

Практика 0,5 ч. Разыгрывание ситуации «В столовой» .

3.13 Да здравствует вежливость и доброта .(1 ч.) Занятие-практикум. Праздник.

Раздел 4. Мальчик и девочка .(12 ч.)

  1.  Знакомство .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Правила этикета : знакомство .

Практика 1,5 ч. Разыгрывание сценки «Давайте познакомимся» . Подвижные игры с правилами . Проигрывание речевых ситуаций .

  1.  Внешность .( 1 ч.)

Теория 0,5 ч. Внешний облик мальчика и девочки .

Практика 0,5 ч. Чтение рассказов , стихов о мальчиках и девочках .

  1.  Как вести себя .(Зч.)

Теория 0,5 ч. Правила хорошего тона в различных ситуациях .

Практика 1,5 ч. Конкурс «Теоретики и практики» .(Решение задач , в которых надо устранить ошибки в поведении.)Игра «Знаем ли мы друг друга».(Вопросы девочкам , вопросы мальчикам .) Чтение и анализ сказки В.Берестова «Аист и соловей» .

  1.   Изумрудный город .(1 ч.)

Занятие-практикум . Игровая программа .

  1.  В гостях у ребят Мойдодыр .(1 ч.)

Занятие-практикум . Игра-беседа «Разговор о чистоте и аккуратности» .

  1.  Как учиться «вежеству» . (2 ч.)

Теория 1 ч. О самонаблюдении . Самооценка . О мнении других людей . Практика 1 ч. Обсуждение ситуаций поведения людей в обществе.

  1.  Подведение итогов второго года обучения .(2 ч.)

Теория 0,5 ч. Повторение теоретического материала , изученного в течение года .

Практика 1,5 ч. Рыцарский турнир . Подвижные игры с правилами .

                   Методическое обеспечение образовательной программы

Второй год обучения .                

Название раздела

Форма

Методы ,

Форма

п/п

проведения

приёмы,средства

подведения

занятия

обучения

итогов

1.

Фантазия

Занятия.

Словесные .

Конкурс

характеров.

Инсценирование.

Наглядные .

рисунков .

Тематическое

Наблюдения .

Работа над

рисование .

Игра.

пословицами .

Чтение и анализ

художественных

произведений .

2.

Умение владеть

Занятия .

Словесные .

Конкурс

собой.

Разыгрывание

Игра.

рисунков.

ситуаций по теме.

Чтение и

Сочинения-

обсуждение

фантазии .

художественных

произведений .

3.

Культура

Занятия.

Словесные .

Конкурс веж-

общения.

Сюжетно-

Наблюдения .

ливых ребят .

ролевые игры .

Игра.

Игра-путешест-

Игры-

вие в город

драматизации .

«Вежливости».

Праздник «Вол-

шебное слово

на выручку го-

тово».

4.

Мальчик и

Занятия.

Словесные .

Рыцарский

девочка.

Проигрывание

Наблюдения .

турнир.

речевых ситуаций

Игра .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Урок русского языка в 1 классе (УМК «Начальная школа XXI века) Тема. Мимика и жесты – дополнительные средства общения

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа дополнительного образования "Школа общения"

Программа дополнительного образования "Школа общения"...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...