Устный журнал "Село, в котором я живу!"
классный час (4 класс) по теме

Страницы устного журнала рассказывают об истории села, улиц, о жителях нашего села. На странице "Творческая" организуется групповая работа учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Село, в котором я живу!»

 Провела Дубкова М.А. учитель начальных классов КОУ «Чекрушанская СОШ»

Цель: создать условия для формирования нравственного и патриотического воспитания через изучение истории и современности села.

Задачи: вовлечь в работу каждого ученика через посильную деятельность; развитие и совершенствование навыков общения, сравнения и обобщения; развивать творческие способности учащихся при оформлении групповой работы, воспитывать интерес к истории села.

Оборудование: компьютер,  проектор, рисунки детей «Любимое место в селе», фото села, бумага,  карандаши,  для листовки.

Оформление:

1.  Презентация   о   родном   крае .

2. Выставка рисунков “ Любимое место в селе ”.

3. Плакаты с цитатами.

Цитаты:

Все для тебя в  родном   краю !

Ты всех счастливее на свете. (Е. Трутнева.)

Научитесь слушать шум леса, журчанье ручейка,

Пение соловья, воспитывайте чувство прекрасного. (А. Куприн.)

Если завтра погибнет мир,

Он погибнет по вашей вине , равнодушные. (Р. Рождественский.)

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного  родного   края ? (Н. Языков.)

Ход занятия.

Учитель. Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущих ромашек, васильков, таинственные лесные озера и овраги, заросшие ивой берега реки, чего только нет в нашем  краю !

Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с историей родного   края . Она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – иногда грустная и тяжелая. Научимся быть заботливыми хозяевами родной земли. Мы отправляемся путешествовать по страницам нашего журнала.

И вместе с вами мы узнаем

О   селе  своем родном,

Его прошлом, настоящем

Стихи расскажем, песнь споем.

Прочитайте эпиграф и цитаты. О чем они? Как вы их понимаете?

1 страница «Историческая».

Улицы моего села... Широкие и узкие, длинные и короткие. Земля и мостовые, дома помнят события  старых времен. Я смотрю на старые дома и задумываюсь  о прошлом этих построек, ведь каждая улица носит свое имя, свою историю. В этой строчке мы видим первое упоминание о нашем селе.

 Из рассказа жителя нашего села Лопуха М.П. мы узнали, что на Кривуше (ныне) существовал хутор, может это и были потомки первых крестьян. Много неизвестного для нас остается о возникновении нашего села. Мы только предположительно можем говорить о дате его рождения 1699 г., о дате его переименования из Чекруши в Чекрушево. Имеется версия, что первоначальное название деревни было дано по названию реки Чекруша (ныне Степановка).  Первые жители села строили небольшие избы и землянки.
         В 1624 г. в д. Чекруша уже было 4 двора да две землянки, в них жило 8 пашенных крестьян. В этом году было еще подселено 10 крестьян «из опальных людей и тутошнего прибору».

Имя Артема Избышева в нашем крае широко известно, поэтому самую старую улицу нашего села  назвали в его честь. В 1919 г. под д. Чекрушево колчаковцы расстреляли 14 чел., активно помогавшим партизанам Артема Избышева. Когда называли улицы нашего села, решили память о данном событии увековечить, так появилась улица Избышева.

Все мы знаем, где находится дом Ефременко Сергея Викторовича. Здесь жил его дедушка известный разведчик партизанского отряда Избышева, Ефременко Петр Афанасьевич, по прозвищу «Крючок».

  Постепенно  росло население, приезжали переселенцы, люди облюбовали высокий берег реки Степановки, здесь стали появляться первые избы. От старожилов мы узнали, что в роще на левом берегу, на месте дамбы, стоял дом зажиточного крестьянина Степана. У него была мельница, он держал рабочих. Однажды одного рабочего он выгнал, тот ему пообещал, что если он уйдет, то и мельница у хозяина тоже исчезнет. Так и произошло, в настоящее время о данных объектах напоминают оставшиеся столбы. В честь Степана речку Чекруши переименовали в Степановку. В годы Великой Отечественной войны улицы нашего села не имели современных названий. Улицу Советскую называли заимкой. Много зданий, до наших дней не сохранилось на данной улице, первые избы перестроили в дома в послевоенное время, многие переселялись с Кривушенского хутора, Красного партизана, перевозили дома и ставили их на данной улице.

Так как все постройки общественные и личные дома жителей происходили в то время, когда установилась советская власть, было решено назвать центральную улицу Советской.

Когда велись постройки на улице Советской, то на улице Зеленой появлялись  только первые постройки. На этом месте росли деревья. До 1956 года на этой улице было примерно 20 домов. По левой стороне улицы последним стоял дом Захарова В.В., по правой стороне – дом Ефимовых (ныне Королевых).

    Трогательное  название улица получила из-за своего первоначального вида, много зелени на ней росло. Две пересекающиеся улицы нашего села имеют название – Первомайская. Они получили название в честь праздника 1 мая. Улица Кооперативная начала свое существование еще до войны. Уже тогда здесь стояло 3 дома и был магазин. Все эти постройки размещались недалеко от реки в районе нынешней пекарни. Один из домов был самый старый, сделан  был из плетня и обмазан глиной. В нем жила семья Карзаевых.  Долго над названием улицы думать не пришлось, расположение торговой сети само его подсказало. С 1972 года была отведена целая улица молодоженам.  Строили на ней кирпичные дома, со всеми по тем временам удобствами. Улица была самой молодой в селе, да и жители на ней – молодые. Так и появилась улица Молодежная.

 Название улица Новая получила, благодаря своему появлению. До 1986 года здесь не было ни одного дома.

2 страница «Край наш славится людьми»

-  Ребята, скажите, кто красит село своими поступками, делами?

В нашем селе много замечательных трудолюбивых людей, которые внесли свой личный вклад в развитие нашего села. Эти люди отмечены наградами : Орден герой социалистического труда, Орден Ленина, отличник образования, признаны почетными гражданами села, занесены на Доску почета.  Работают они в разных организациях нашего села, многие из них сейчас на заслуженном отдыхе.

Сегодня к нам в гости пришла Нестерова А.А. – почетный гражданин села. Я предоставляю слово  Александре Александровне.

Сейчас вашему вниманию предоставляется презентация о жителях  и традициях нашего села.

Презентация .

3 страница «Край, ты мой, навек любимый!»

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с необъятными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

Ребята выполнили творческое задание провели интервью среди населения и подготовили фильм «За что я люблю свое село?»

Просмотр фильма

- За что герои фильма любят свое село? 

- Давайте перейдем к выставке Ваших рисунков  и вы расскажите о своих любимых местах нашего села.

4 страница. «Творческая»

Мы с Вами сделаем остановку на творческой страничке и выполним задания по группам.

1 группа. Создайте путеводитель села, используя фотографии и рисунки. Проведите заочную экскурсию.

2 группа. Выполните коллективный проект на тему «Село в будущем». Составьте рекомендации о том, как достигнуть цели проекта.

Заслушиваются выступления детей.

5 страница. «Итоговая»

О красоте о людях нашего села можно рассказывать много. Наш  край  - это частица большой и прекрасной страны. Забота  о   родном  крае- это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это – наше с вами богатство. Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.

Так давай на долгие века

Сохраним земле ее богатства-

Эти рощи, реки и луга!

- Вернемся к эпиграфу: «Что может быть милей

Бесценного  родного   края ?» Как вы ответите на этот вопрос?

- Почему из-за равнодушия людей может погибнуть мир, село?

- Вы для себя сделали открытия, листая страницы устного журнала?

- Что для Вас было интересным сегодня?

- Какой Вы сделали вывод для себя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Дом в котором мы живем» УМК «Начальная школа ХХI века».

Интеграция: окружающий - изо Форма работы:  групповая. Оборудование: столы объединены по количеству групп.  Материалы: большие листы бумаги по одному на каждую груп...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Классный час "Дом, в котором я живу!"

Одной из основных целей данного классного часа является воспитание у учащихся положительных качеств характера, желание преодолевать в себе отрицательные качества....

Мастер - класс "Страна моя, в которой я живу, страна, в которой жить хочу!"

Любовь к родному селу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребёнка. Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....