Главные вкладки

    Классный час на тему:
    12 декабря - День Конституции РФ

    Сизотченко Елена Николаевна
    Внекласное мероприятие, посвящённое Дню Конституции РФ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    den_konstitucii.doc71.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ

    Цели: сформировать понятия «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции. ознакомить учащихся с символикой: флагом, гербом, гимном; воспитывать гордость за свою страну

    Оборудование: таблица с гимном России, мультимедийный проектор, фотография президента России, таблицы с изображением символов России.

    Ход классного часа

    Учитель. Сегодняшнее наше занятие будет посвящено Конституции РФ. Это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. Ребята, как вы думаете, зачем нужны законы? (Чтобы был порядок. Не будет закона, будет много преступлений.)

    Учитель. Правильно. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая  себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

    Долгое время в истории человечества царил закон: «Око за око, зуб за зуб».

    -Как вы понимаете это изречение?

    Много тысяч лет назад появились на Земле люди, а с ними – главные вопросы:

    – Что люди могут делать и чего не могут?

    – Что они обязаны делать и что не обязаны?

    – На что они имеют право и на что не имеют?

    Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рожденного в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т. д. Люди стали решать главные вопросы в беседах, путём международных переговоров, с помощью разных религий и даже войн. Только в ХХ веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Возьмём литературу. Героев произведений тревожат вопросы о правах человека. Наконец, люди разрешили эти главные вопросы. Появилась Всеобщая декларация прав человека. Если соблюдать в точности всё, что предложено, то на Земле прекратятся хаос, кошмар и неразбериха. К таким явлениям относятся: терроризм, воровство, насилие, угнетение, рабство, дискриминация, посягательство на репутацию человека. Люди подумали, что необходимо составить специальные документы по правам человека.

    До наших дней дошло великолепное изречение мудрых:

    • Храни порядок, и порядок сохранит тебя.

    В 1918 году в России появилась Конституция.

    Конституция (от лат. слова – устройство) – это основной закон государства, который определяет порядок.

    Конституция страны является исходной точкой для принятия Всеобщей декларации прав Человека. Наша Конституция, которая действует сейчас, была принята в 1993 году.

    -А знаете, с чего начинается Конституция?(Нет.)

    Учитель. На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны.

    Государственный гимн Российской Федерации

    1. Россия – священная наша держава,

        Россия – любимая наша страна.

        Могучая воля, великая слава,

        Твое достоянье на все времена!

    Припев:

        Славься, Отечество наше свободное,

        Братских народов союз вековой,

        Предками данная мудрость народная!

        Славься, страна! Мы гордимся тобой!

    2. От южных морей до полярного края

        Раскинулись наши леса и поля.

        Одна ты на свете! Одна ты такая,

        Хранимая Богом родная земля!

    Припев:

    3. Широкий простор для мечты и для жизни

        Грядущие нам открывают года.

        Нам силу дает наша верность Отчизне.

        Так было, так есть и так будет всегда!

    Припев:

    Учитель. Ребята, как вы думаете, когда человек только рождается, он имеет какие-нибудь права? (Наверное, имеет.)

    Учитель. Да. Имеет. Человек, когда рождается на свет, уже имеет право на жизнь, на гражданство (это значит право проживать в стране), медицинское обслуживание, равенство, свободу, отдых, социальное обеспечение, наслаждение искусством. И пусть маленькому человеку непонятны его права, он еще и говорить не может, но в это время его права отстаивают его родители. Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей. Никто не имеет права заставить вас думать только так и не иначе. Но все же к мнению взрослых стоит прислушиваться, они мудрее, у них больше жизненный опыт.

    -А теперь подумайте, ребята, когда человек подрастает, какие еще у него появляются права? (Право учиться.)

    Учитель. Правильно. Право учиться, передвигаться свободно даже по другим странам, право на защиту, свободу мысли и высказывания, получение информации и так далее. А в 18 лет у вас становится еще больше прав, вернее с 18 лет вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции.

    Ребята, скажите, а человек только правами обладает? (Нет. Есть и обязанности.)

    Учитель. Очень верно. И какая наша главная обязанность? (Соблюдать законы.)

    Учитель. Правильно. Для этого и существует Конституция.

    Человек живет в обществе и должен соблюдать свои права и обязанности. Вот когда вы окончите школу, какое у вас будет право? (Выбрать профессию.)

    Учитель. Но вступает и обязанность. Профессия должна быть не противозаконной. Человек должен исполнить в своей жизни многое.

    – Подумайте, какой гражданский долг вы должны будете выполнить по отношению к своим близким? по отношению к Родине?

    Итак, человек должен многое: должен любить и почитать родителей, беречь и защищать Родину, беречь и охранять свою Землю.

    Ребята, а каждый человек имеет права и обязанности, прописанные в Конституции, или нет? (Каждый.)

    Учитель. Правильно. Независимо от нации, веры, цвета кожи, социального положения, у всех права и обязанности по Конституции одинаковые.

    (Просмотр слайдов)

    – Какое право имеет человек как личность?

    Ответ. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу (ст. 20).

    – Частная собственность. Охраняется ли она законом?

    Ответ. Право частной собственности охраняется законом.

    Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (ст. 35).

    – Можно ли жестоко относиться к человеку? В какой статье об этом сказано?

    Ответ. Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению (ст. 21).

    – Чем должен быть защищён человек?

    Ответ. Каждый человек, где бы он ни находился, должен быть защищён законом (ст. 22).

    – С помощью чего может человек защитить свои права?

    Ответ. В случае нарушения основных прав, предоставленных конституцией или законом, каждый человек имеет право на защиту своих прав и свобод с помощью суда (ст. 46, 47).

    – Какие права имеет человек на своё жилище?

    Ответ. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию (ст. 40).

    – Может ли человек свободно передвигаться в своей стране, выбирать место жительства?

    Ответ.

    1. Каждый человек в своей стране имеет право свободно передвигаться и выбирать местожительство.

    2. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину (ст. 27).

    – Какие есть права на владение имуществом?

    Ответ.

    1. Каждый человек имеет право владеть имуществом.

    2. Никого нельзя произвольно лишить его имущества (ст. 35).

    – Какие социальные права имеет человек?

    Ответ. Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и необходимую для развития его личности поддержку в экономической, социальной и культурной области (ст. 39).

    – Какие права имеет человек на труд?

    Ответ.

    1. Каждый человек имеет право на труд, свободный выбор работы, справедливые условия труда и защиту от безработицы.

    2. Каждый человек имеет право на равную оплату за равный труд (ст. 37).

    – Имеют ли право граждане РФ участвовать в управлении делами государства?

    Ответ. Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

    Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст. 32).

    – Каким правом пользуются мать и ребёнок?

    Ответ. Материнство и младенчество дают право на особую помощь. Все без исключения дети должны пользоваться одинаковой специальной защитой (ст. 38 (2).

    – Что можно сказать об образовании человека?

    Ответ. Каждый человек имеет право на образование.

    Образование должно содействовать полному развитию личности (ст. 43).

    – О чём не должен забывать человек?

    Ответ. Каждый человек имеет обязанности перед обществом (ст. 57). О них он не должен забывать (ст. 58, 59).

    Викторина «Права».

    А теперь давайте попробуем применить Конституцию к сказкам

    (Просмотр слайдов)

    «Дюймовочка»

    «Гарри Поттер»

    « Три поросенка»

    «Золотой ключик»

    «Мороз Иванович»

     «Золушка»

    «Красная Шапочка»

    1. В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни?

    2. В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?

    3. В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища?

    4. В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?

    5. В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?

    6. В каком произведении нарушено право работающего на справедливое вознаграждение?

    Игра «Да! Нет!»

    Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

    – Россия – наша страна?

    – Да!

    – Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

    – Да!

    – Можно ли человека обращать в рабство?

    – Нет!

    – Можно ли относиться к человеку жестоко?

    – Нет!

    – Защищён ли человек законом?

    – Да!

    – Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

    – Да!

    – Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

    – Нет!

    – Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

    – Да!

    – Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

    – Да!

    – Может ли человек владеть имуществом?

    – Да!

    – Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

    – Да!

    – Можно ли запретить свободный выбор труда?

    – Нет!

    – Защищает ли закон материнство и младенчество?

    – Да!

    Ученики читают стихотворение

    Вижу чудное приволье,

    Вижу нивы и поля:

    Это – русское раздолье,

    Это – русская земля!

    Вижу горы-исполины,

    Вижу реки и моря:

    Это – русские картины,

    Это – родина моя!

    Слышу пенье жаворонка,

    Слышу трели соловья:

    Это – русская сторонка,

    Это – родина моя!

    На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Их могло быть много, и они могли быть самыми разными. Кто знает основные символы любого государства? Да, это герб, гимн, флаг.

    – Какие символы России вы знаете?

    Для любого современного государства его символы существуют в триединстве: герб, флаг и гимн. Эти символы – общечеловечны, всесословны, внеклассовы, они объединяют все народы данного государства. Почитание символов есть проявление гражданской позиции.

    (Просмотр слайдов)

    – Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации?

    Четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

    – Что олицетворяет восстановление двуглавого орла как государственного герба России?

    Неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России – это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

    – Опишите флаг РФ.

    Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище с равновеликими горизонтальными полосами: верхняя полоса белого цвета, средняя – лазоревого цвета и нижняя – алого цвета. Отношение ширины к его длине 1:2.

    – Что, по вашему мнению, в наши дни символизируют цвета флага?

    В наше время цвета флага истолковываются иначе, чем ранее: белый цвет выражает чистоту устремлений, синий – обозначает волю к миру, красный – это энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.

    Государственный гимн существует во всех современных государствах. На протяжении многих лет гимны России менялись: «Боже, царя храни» Львова на слова В. А. Жуковского, «Интернационал» Эжена Потье, гимн А. В. Александрова на стихи С. В. Михалкова и Г. Г. Эль-Регистана «Союз нерушимый республик свободных». В декабре 2000 г. был принят федеральный закон, утвердивший в качестве гимна музыку А. В. Александрова на слова С. В. Михалкова.

    Государство, прославляемое в гимне, обязано быть достойным своего прославления, равно как и прославляющий народ должен быть достоин своего исторического призвания. В гимне находят отражение ценности нашего государства.

    – Внимательно изучите текст российского гимна. Какие ценности России нашли свое отражение в нем?

    Учащиеся находят следующие ценности: любовь к Родине, верность Отчизне, религиозность, свобода, дружба народов, уважение к прошлому, связь с предками, гордость за свою страну, восхищение природой родного края.

    – Почему государство должно иметь государственные символы?

    Для того чтобы граждане страны чтили память предков, передавших им любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, сохраняли исторически сложившееся государственное единство.

    Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет, и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

    Учитель. Вот и молодцы! На этом наша беседа заканчивается. Вы узнали сегодня о своих правах. А ваша главная обязанность, какая? (Хорошо учиться.)

    Учитель. А право? (Бесплатно учиться.)

    Выходят учащиеся и читают стихотворение

    В какой бы я хотела жить стране?

    Да в той, где места нет ни горю, ни войне,

    В которой люди счастливы всегда,

    Друг друга не обидят никогда,

    Где не слышны глухие взрывы,

    И где закаты так красивы!

    Я так люблю простор страны своей,

    Хоть далека она от совершенства.

    Хочу, чтоб испытали люди в ней

    Любовь большую, счастье и блаженство.

    Я хотела б жить в стране,

    Где зима и лето.

    Я б хотела, как Есенин,

    Быть её поэтом.

    Я хочу, чтоб президент

    Умным был и честным,

    Чтоб страну свою любил,

    Был с народом вместе.

    Чтобы жить в стране могли

    Весело и дружно,

    Чтоб спокойно спать могли,

    И не было б оружья.

    Человеку много нужно,

    Чтобы счастливо прожить.

    Нужен дождь, и даже лужи,

    Нужно с кем-нибудь дружить.

    Нужен ветер, нужно море,

    Нужно солнце и леса,

    Нужно счастье, нужно горе

    И родные голоса.

    Невозможно без природы,

    Без сияющих небес.

    Хорошо иметь свободу,

    Мир загадок и чудес.

    Чтобы жить на белом свете,

    Чтоб остался рядом друг.

    Надо главное заметить,

    Всё почувствовать вокруг.

    В заключение       исполняется гимн России


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    Классный час "12 декабря день Конституции"

    Данный матермал развивает познавательный интерес к своей Родине, формирует чувство гордости за неё...

    12 декабря - день Конституции

    Сценарий проведения линейки ко дню Конституции в начальной школе...

    Классный час "1 декабря - День Первого Президента"

    Цели: познакомить с историческими событиями развития и становления нашей страны РК;  раскрыть важную роль През...

    Классный час на тему "День Конституции РФ"

    Презентация помогает сформировать такие понятия как "закон,порядок,право",дает  представление о Конституции РФ. Уча...

    Классный час на тему День Конституции

    Классный час на тему День Конституции в 3 классе(конспект)...

    День Конституции

    Внеклассное занятие ...

    Презентация "День Конституции России"

    Материал ориентирован для школьников начальных классов и рассказывает о главном законе страны, его истории и содержании....

    ЭОР по теме День Конституции РФ. Презентация к классному часу.

    Презентация Power Point по теме 12 декабря - День Конституции. Материал рекомендован для учителей начальных классов. При...

    1 декабря "Всемирный день борьбы со СПИДом".

    01.12.2012 г. в школе прошла акция, посвященная "Всемирному дню борьбы со СПИДом". учащиеся подготовили агитационные пла...

    День Конституции

     Конституция Российской Федерации — это основной закон государства, то есть список самых главных правил, которые ус...