«Семейный клуб – творческий союз взрослых и детей»
статья на тему

Пчелина Ольга Юрьевна
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка.Для того чтобы родители стали активными участниками воспитательного процесса, необходимо вовлечь их в школьную жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pchelina._statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

округа Муром Владимирской области

учитель начальных классов

Пчелина О.Ю.

                     Взаимодействие  с родителями – залог успешности.

                 «Семейный клуб – творческий союз взрослых и детей»

                                « Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

                             несмотря на все школы, институты и  пансионы»
                                                                                     Н.Карамзин

                 « В первую очередь важнее всего материнское воспитание,

ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство»                                                                                                          
                                                                                                Гегель

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, определяется уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Успешность начинается в семье. Ребенок гордится, что его семья – дружная, активная. Семья гордится успехами ребенка.

Для того чтобы родители стали активными участниками воспитательного процесса, необходимо вовлечь их в школьную жизнь.

Я убедилась, что установление доверительных отношений с родителями плавно ведет к совместному исследованию и формированию гармонически развитой личности ребенка.

В практике моей работы взаимодействия школы и семьи является организация семейного клуба. Клуб – это добровольное объединение людей с общими интересами. Общий интерес – наши дети, их школьные и личные успехи и трудности. Семейный клуб – это возможность поделиться результатами и получить совет в вопросах обучения и воспитания детей.

  В работе клуба активными членами являются родители воспитанников, дети, а также различные специалисты сотрудничающих со школой учреждений и организаций: медицинские работники, библиотекари, психолог. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс лучше всего удалось с помощью следующих форм деятельности: дни творчества детей и их родителей; открытые уроки и внеклассные мероприятия; экскурсии и походы; проектная деятельность.

Участие родителей в государственно-общественном управлении школой  организуется с помощью следующих форм деятельности: участие родителей класса в работе совета школы; участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля.

Психолого-педагогическое просвещение родителей  организуется с помощью следующих форм работы: родительские чтения; конференции; индивидуальные и тематические консультации; родительские ринги; тренинги.

Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются клубные  вечера. Клубные вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса, когда дети только переступили порог начальной школы. Эта форма работы прекрасно сплачивает родительский коллектив.

Темы  вечеров : «Первые книжки ребенка», «Фотографии нашего детства», «Разумная родительская любовь», «Друзья моего ребенка», «Праздники нашей семьи», «Вопросы детей, которые ставят нас в тупик».

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Клубные вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях взрослых и детей.

 Активная форма работы с теми родителями - родительские тренинги. Родители осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании ребенка.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы. По результату тренинга психолог дает рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге. Возможные темы:  «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка», «Как общаться с детьми»,  «Первые уроки школьной отметки». «Воспитание без насилия»,  «Кризис развития детей», «Трудные дети» и др.

Помимо тренингов с учащимися и их родителями очень востребованной в нашем клубе просвещения родителей является родительский ринг. Это одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы многие родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительские ринги проходят в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают родители. На один вопрос отвечают 2 семьи. У них могут быть разные позиции. Родители получают консультации компетентных специалистов.

Полезность таких встреч родителей состоит еще и в том, что они позволяют снять закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержанию учебно-воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными:

 «За и против» школьной формы», «Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?», «Наказания и поощрения в семье», «Любовь к детям. Какая она?», «Телевизор в жизни ребенка», «Соблазны и пути их преодоления».

                  Во взаимодействии с коллективом родителей классный руководитель должен проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции; только тогда можно рассчитывать на поддержку родителей во всех начинаниях.

 Эта работа очень перспективная, творческая. Она поможет предостеречь родителей от возможных ошибок, обеспечить единство воспитательных воздействий школы и семьи, привлечь родителей к активному участию в воспитательной работе в школе.

   Современная модернизация российского государства, становление гражданского общества требуют, чтобы система образования содействовала формированию сознательного гражданина, эффективно участвующего в демократическом процессе, умеющего отстаивать свои права. Одним из путей становления активной гражданской позиции  учащихся  является включение их в проектную деятельность. Если в проектной деятельности участвуют и родители, то воспитательный эффект многократно усиливается.

Классный коллектив, основываясь на интересе большинства учащихся, выбирает тему годового проекта и работает над ним. В процессе индивидуальной, групповой работы ребята и родители, используя различные информационные ресурсы, самостоятельно оформляют портфолио, содержащий материал по теме проекта и отражающий основные этапы работы.

        В результате такого подхода у каждого учащегося развивается коммуникативная культура и система деловых и нравственных качеств, необходимых для плодотворной деятельности в современном обществе: это и чувство ответственности, инициативность, умение планировать, организовать свою деятельность и доводить её до конечного результата. Кроме этого воспитанники получают навыки создания и оформления портфолио, что на современном этапе является очень актуальным.

         Проектная деятельность имеет огромное влияние, как на личность каждого человека, так и на весь ученическо-родительский коллектив класса.

         Проекты как крупные воспитательные акции создают в классе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. Яркие события школьной жизни, подготовленные сознательно и осуществленные большинством родителей и детей, содержат в себе ценные нравственные ориентиры, на которых строится жизнь коллектива. А их периодичность и повторяемость способствует приобретению положительных привычек, формированию характера и установлению тесного содружества учителей, детей и родителей.

За четыре года работы нашего клуба было реализовано 4 крупномасштабных  проекта.

      В 1 классе реализуется проект  «Наша школьная страна».

Проводимые мероприятия: «День рождения семейного клуба»,  «Путешествие в страну Знаний», «Мы школьниками стали», День открытых дверей, Проект «Книга – наш лучший друг» и др.

       Тематика творческих работ учащихся 2 класса    связана с проблемой сохранения и укрепления здоровья. Примером работы над проблемой здоровьесбережения стал воспитательный проект «В здоровом теле- здоровый дух». Работа над данным проектом показала детям непривлекательность перспективы быть нездоровым человеком, помогла осознать необходимость бороться за своё здоровье.

      Ключевыми делами этого проекта стали: практикум «Здоровье и гигиеническое поведение», спортивная игра «Папа, мама, я – спортивная семья»; изготовление книжек-раскладушек «Как сберечь зубы», «Витамины и здоровье», «О вредных привычках»; конкурс сочинений «Как в моей семье берегут здоровье», проект-игра «Малые олимпийские игры», агитбригада «Мы за здоровый образ жизни», тренинг «Общение», проект «Основы безопасности жизнедеятельности»

В 3 классе учащиеся и родители решили обратить внимание на проблему нравственного здоровья,  работали над проектом «Они сражались за Родину».

 Мероприятиями  данного проекта стали: акция «Посылка солдату», литературная композиция «Я помню! Я горжусь!», встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, изготовление поделок и сувениров к 65 лет Победы, конкурс рисунков «Война глазами детей»

            Проект 4 класса «Твори добро!»:  родительский практикум «Доброта формируется с детства», конкурс «Музыкальная семья», семейный новогодний праздник, литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного", акция «Дети-детям», круглый стол в кругу друзей  " Жизнь дана на добрые дела", родительский вечер «Друзья моего ребенка», семейный праздник «Папа может всё…», собрание-сбор «Мы тоже хотим пионерами быть».

  В ходе реализации данных проектов приобретается практический опыт, обеспечивающий социальную компетенцию школьников, необходимую для успешного участия в общественной жизни, гражданских инициативах.

           Таким образом, педагогический смысл реализуемых проектов заключается в следующем: во-первых, это воспитание эмоционально-ценностных отношений к событиям, явлениям социальной жизни, к истории и культурным традициям; во-вторых, проекты - это опыт разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и навыки, в том числе и опыт работы с информацией,  умение планировать и распределять работу во времени, навыки сотрудничества и самопрезентации; а также, проекты – это возможность для создания ситуации успеха, как личного, так и коллективного, а успех придает уверенность в собственных силах, порождает активность, способствует саморазвитию.

Деятельность семейного клуба показала жизненную необходимость и практическую значимость принципа взаимопроникновения двух социальных институтов – школы и семьи.

Работа семейного клуба способствовала созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; обобщению опыта семейного воспитания; активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей; повышению психолого-педагогической и правовой культуры родителей; развитию интеллектуальных и творческих  способностей детей и родителей в совместной деятельности. В классе установилась атмосфера успешности и самоудовлетворенности.  

За 4 года были получены положительные результаты. Благодаря деятельности семейного клуба наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

        Родители активно взаимодействуют в социуме, получают самореализацию, принимая участие в школьных и окружных мероприятиях:

           Являясь сотрудником пожарной службы, Пугачёв М.И. знакомил детей с правилами пожарной безопасности.

             Гусев А.В. рассказывал Детям о правилах дорожного движения.

             Козлова Т.А. проводила рейд «Чистота-залог здоровья».

             Смеюха К.С. приняла активное участие в мероприятии «День матери», организованном комитетом общественного самоуправления; явилась победителем в номинации «Мама-хозяйка».

            Гусев М.В. стал победителем окружного конкурса «Мой папа - самый лучший».

              Семья  Гусевых отмечена благодарственным письмом управления администрации   округа Муром  за активную жизненную позицию и достойное воспитание детей.

  Родители проявляют активную жизненную позицию. Воспитываясь в атмосфере творчества и успеха, дети также придерживаются активной жизненной позиции. Ребята жизнерадостные, дружелюбные и доброжелательные. Все  ученики имеют высокий уровень школьной мотивации. Дети показывают высокие результаты в учебном процессе. В классе 6 отличников и 17 хорошистов. Ученики неоднократно являлись победителями школьных и участниками  окружных конкурсов чтецов, рисунков, технического творчества, статьи и стихи ребят печатались в окружной газете «Переходный возраст».

           Учащиеся активно участвуют в мероприятиях школы и округа и за 4 года добились высоких результатов:                        

1 место по итогам Месячника безопасности детей в школе.(окт.2007г.)

2 место по итогам Месячника пропаганды знаний в школе по вопросам ГО и ЧС. (дек.2007г.)

2место в окружном конкурсе рисунков «Моя мама» Осипова Варя

3место по школе в игре  «Золотое руно» Алексеева Катя                                        

Грамота за активное участие в акции «Помоги ближнему» (сент.2008г.)

Грамота за активное участие в конкурсе поделок из овощей. (сент.2008г.)

1 место в спортивных соревнованиях  «День здоровья» (окт.2008г.)

Стенгазета «Светофорик» - 1 место по школе

1 место в спортивных соревнованиях  «Спорт вместо наркотиков» (Ноябрь.2008г.)

 2 место в Российском турнире бальных танцев «Ритмы провинции» Заморина Настя    

 Белова Мария- лауреат игры «Русский медвежонок»(2009г)

1 место в окружном конкурсе агитбригад по пожарной     безопасности (январь 2010г.)

2 место в окружном конкурсе чтецов (февраль 2010г.)

1 место по школе в соревнованиях «Вперёд, мальчишки!»

Участие в  интернет–опросе  «Что для тебя значит Родина?»

Конкурс рисунков «Война глазами детей» 1место Владимирова Лиза, Заморина Настя – участники  окружного конкурса

2 и 3 место в окружном конкурсе рисунков «Берегите лес от пожаров» (июнь 2010г) (Гудина Влада, Белкина Диана)

   2 место в окружном конкурсе чтецов (2011г.)

       Организация взаимодействия школы и семьи в форме семейного клуба представляет собой интересную современную модель работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между школьным учреждением и семьями воспитанников. Активизировалось межведомственное взаимодействие. В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых, их успешности и самоудовлетворенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьно-семейный проект "ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ"

Школьно-семейный проект  - это  систематическая и целенаправленная деятельность Учреждения и семьи по воспитанию и развитию личности, ее гражданских качеств, ключевых компетенций....

Семейный праздник "Неразлучные друзья-взрослые и дети"

Наш мир полон противоречий, на каждом шагу встречаемся с грубостью, отчуждённостью и одно радует, что у нас есть семья, надёжный тыл.С радостью ребята выступают на таких праздниках, они открыты, непос...

Программа раннего развития детей "Семейный клуб "Я познаю мир"

Программа раннего развития детей "Семейный клуб "Я познаю мир" имеет социально-педагогическую напрвленность и составлена на базепрограммы Колесниковой Е.В. "От звука к букве. Формирование аналитико-си...

Социальный проект "Семейный клуб" для детей с ОВЗ и родителей

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовате...

Заседание клуба "Ребята и Родители" "За природу в ответе и взрослые, и дети"

Творческий групповой проект, цель которого создание социальной ситуации в процессе чтения литературных произведений и изготовления поделок из бросового материала....

Заседание клуба "Ребята и Родители" "За природу в ответе и взрослые, и дети"

Творческий групповой проект, цель которого создание социальной ситуации в процессе чтения литературных произведений и изготовления поделок из бросового материала...