Что мы Родиной зовем?
классный час по теме

В настоящее время в системе школьного образования недостаточное внимание уделяется гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся. Поэтому проблема формирования гражданской позиции у младших школьников является актуальной на современном этапе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_my_rodinoy_zovem.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие: Что мы родиной зовём?

Разработано учителем  нач. классов МОБУ  ООШ  №2 г. Благовещенска

Форма проведения:

Цель мероприятия:

 - воспитание у учащихся стремление к овладению знаниями, высоконравственными качествами в                                                      процессе изучения истории, культуры родного края;

 - воспитание любви к своей родине;

- развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края;

-  создание условий для формирования гражданской позиции младшего школьника;

- создание условий для формирования стремления у младших школьников познать историческое             прошлое своего города.

Задачи мероприятия:

- формирование чувства принадлежности и  гордости, за свою малую Родину, свой город;

- формирования воспитания патриотизма;

- углубить представления учащихся о родном крае;

- формирование у детей образа родной страны;
- воспитание любви к Родине;
- развитие у учащихся коммуникативных навыков;
- сплочение детского коллектива.

Участники: учащиеся школы, педагогический коллектив, ветеран труда.

Подготовительная работа. Работа творческих групп над поиском материала по истории Башкортостана, города Благовещенска. Работа группы по оформлению «История моего города». Подготовка фотографий «Природа родного края»

Оформление: компьютерная презентация.   

Ход мероприятия.

1.

- Добрый день дорогие ребята, гости.  Сегодня наша встреча посвящена самому важному в жизни каждого человека. А о чем мы будем говорить, узнаем из кроссворда, который решим.

 1 вопрос. В какой стране вы живёте? (в России)

 2 вопрос. Как называется наша республика? (Башкортостан)

 3 вопрос. У нас у каждого есть  …. , где мы живём?  (дом)

 4 вопрос. На какой улице находится наша школа? (Кирова)

 5 вопрос. В каком городе мы живём? (Благовещенск)

 6 вопрос. Самое дорогое  слово? (мама)

- Какое слово у нас получилось? (Родина)

- Ребята, как вы думаете, что такое Родина?
Дети:  это наша страна, это наш город Благовещенск, это моя семья, это наша школа, это мама, родной дом, улица, природа, люди, живущие рядом.

- А как в толковом словаре  написано про Родину?


- Если бы у меня сейчас спросили, какое мое самое большое желание, я бы ответила: «Хочу путешествовать. Хочу увидеть прекраснейшие места нашей великой  малой Родины.…Хочу пройти по дорогам отважных воинов, отдавших жизнь за то, чтобы нам было хорошо, чтобы дети могли звонко смеяться. Бежать к песочнице, чтобы были открыты двери тысячи школ, чтобы вас ждали прекрасные лагеря, походы, экскурсии…»

 - Перед тем как мы с вами начнём наше путешествие, я представлю гостям «Умников и умниц» (историки), «Гидов» (краеведы) и «Эрудитов» (политики).

 - Начнем  наше путешествие с прекраснейших мест нашей республики.

Сейчас нам прочитают стихотворение Мустая Карима «О березовом листке», 

- А вы ребята внимательно прослушайте и ответьте на вопрос:

- О чём это стихотворение?

1.Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия –
Так зелена, так высока!
2. Веками тот листок
Сорвать с березы
Пытались и огонь,
И ливни, и морозы,

Заморские далекие ветра,

И заморозки

С самого утра.

3. Но зеленел листок
Среди ветвей,
Питаясь соком
Матери своей.
Но, бури и ветра
Преодолев,
Крепчает листьев
Радостный напев.

- О чём стихотворение?  О нашей республике.

- Исполнит песню Склизкова Даша.

- Ребята, чем знаменита наша республика? (памятниками, есть горы Шихан, гора Иремель, национальным героем Салаватом Юлаевым,  башкирским медом, национальными инструментами и т.д)

- Безусловно, многие из вас знакомы с  Салаватом Юлаевым, с народными инструментами Башкортостана и т.д.  Отправляемся дальше.

- Какой национальный инструмент есть у башкир? (курай)

 «Умники и умницы» (историки) нам сейчас подготовят рассказ об этом инструменте.  

«Гиды» краеведы попробуют сделать курай.

Девочки оденут башкирский костюм.

Задание «Эрудитам» политикам.  

Сделать проект на тему: Какую в будущем хотите увидеть свою малую Родину?

Башкортостан – родной мой край.
То место, где поет курай,
А ветер ему подпевает
Так странно радость навивает.
Все горы, все леса, все реки,
Все то, что есть в родной земле
Милей и краше всех на свете.
Наверно, знает только ветер
Все прелести родной земли.
А нам с тобой нужно беречь,
Присматривать, любить, стеречь,
Все то, что дал нам край родной,
Ведь он и мой, и твой.
Цвети, родной Башкортостан!
И славься ты, на радость нам!

Итак, слушаем рассказ об инструменте.

 ( Самый древний башкирский  музыкальный инструмент – курай. Курай изготавливается из стебля зонтичного растения с одноименным названием, который растет в большом количестве на территории Башкортостана. Обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширину ладони, затем подрезают. Отверстия вырезаются начиная снизу: первое - на расстоянии 4 пальцев, следующие три - на расстоянии 2 пальцев, последнее, 5-е - на обратной стороне, на расстоянии 3 пальцев от 4-го отверстия.  Длина курая 570-810 мм. Звучание поэтичное и эпически возвышенное, тембр мягкий, при игре сопровождается горловым бурдонным звуком. Курай используется как сольный инструмент. На открытом воздухе звуки курая разносятся далеко вокруг.)

- Ребята, кто-нибудь из вас играет на курае?
- Посмотрите, какой инструмент получился у мальчиков. На нём нам попробует сыграть
Марсель Масгутович. 

- А сейчас он нам сыграет на настоящем курае.

- Ну а девочки расскажут о национальном костюме. (На костюме использовались разные орнаменты, это были геометрические фигуры и  растительные орнаменты)

     Курай появился очень давно, проследить это можно по древним эпосам, которые рассказывают нам историю и легенды нашего народа.

Заиграй же, мой курай,
Песню, чтоб вошла в сердца,
И Урал, и весь наш край,
Прославляя без конца!

- Знаете ли вы, кто написал это стихотворение и как оно называется? ( «Мой Урал» Салават Юлаев)

- Кто он? (национальный герой)

- Отправляемся к памятнику Салавата Юлаева.

- Салават Юлаев был не только великим воином, но и замечательным поэтом, который очень любил свою Родину и писал об этом в своих стихах.
- Вот памятник национальному герою Салавату Юлаеву- Где он расположен? (в Уфе)
- О памятнике Салавата Юлаева нам расскажут «Умники и умницы» и дополнят «Эрудиты».. (Памятник Салавату Юлаеву стал самым лучшим творением скульптора Сосланбека Тавасиева, который работал над ним на протяжении 30 лет. Это самая большая конная статуя в России, высотой почти 10 метров и весом  40 тонн.
Известно, что Салават со своим отрядом был послан на подкрепление правительственных войск, идущих на разгром Пугачева.
Но Салават принял решение примкнуть к царю-атаману и поддержать народное восстание. Момент принятия этого решения и запечатлен Тавасиевым. Привстав на стременах, могучей рукой натянув поводья, всадник на высоком утесе осадил разгоряченного коня. Смелое, волевое лицо, энергичный, поднятый в призывном движении жест правой руки с плетью-камчой, Салават как бы обращается к своим товарищам.

Сценка «Салават Юлаев»

Салават

Эх, вижу, трудно, бачка,

Царем быть…

Пугачев

Вправду тяжеленько, батыр.

Салават

Я знаю, бачка, надо быть с народом

И знать, чего он хочет.

Пугачев

Не только, батыр,

Надо народ вперед  вести умело.

Салават

И быть самим собой!

Пугачев.

Самим собой?

Что ты хочешь сказать?

Салават

Не царь ты, бачка.

Пугачев

Ты смел, гляжу. Не царь? А кто ж тогда я ?

Салават

Ты вождь народа, полководец славный ,

А царь ты иль не царь - не в этом дело.

Пугачев

Народов всех измученное сердце

Стучит в моей груди

Салават

От самого тебя услышал правду.

Спасибо, бачка!

Пугачев

Сослужи мне службу,

Отправься на уральские заводы,

На рудниках там есть

Надежные люди.

Скажи, что государь, мол, скоро будет

К вам на Урал!

Салават

С тобой мои башкиры.

Поднимется, отец, такая сила,

Глаз не охватит…

Пугачев

Ну, батыр спасибо!

Ты люб мне, Салават.

Такие люди-

С горячим сердцем и  с умом глубоким-

Опора мне, опора государству.

 - Наше путешествие продолжается.  Физминутка. 

Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче выдох, глубже вдох
Путь неблизок, недалёк.
Впереди течёт ручей
Перепрыгнем поскорей.

- Прочитает стихотворение Вотинцева Лиза «Ватан»

Учитель: В те времена пугачевский  бунт был и на заводе небольшого поселка.  Известно, что завод не был захвачен, т.к. там находился отряд правительственных войск.

      В те далекие года раскинулся город. История города Благовещенска связана с основанием и строительством в 1756 году медеплавильной фабрики, сейчас это Арматурный завод. В этом же году в день христианского праздника Благовещения была заложена одноименная церковь, что и определило впослед ствии название поселка, позднее ставшего городом Благовещенском.

В нашем городе  сохранились здания которые были построены более ста лет назад.

К этим зданиям относится и наша школа. В 1913 году Уфимское земство начало строить 2 каменных здания начальных школ, они назывались тогда Котловская и Наземская. Котловская – это наша школа. Она многое пережила за время своего существования. Спокойствие нарушила великая Отечественная война. Всеми силами учителя и учащиеся приближали победу. Утром учились, после занятий трудились на Арматурном заводе, а ночами штопали и стирали окровавленную форму погибших бойцов, помогали семьям погибших.  

Война задела каждую семью. У вас ребята тоже, у кого дедушка или бабушка были на войне.

- Сейчас наш гость Михаил Фёдорович расскажет нам, как наш город пережил те тяжёлые времена.

Учитель: Много воды утекло с тех лет.  Но без знания истории своего города, без восхищения и поклонения тем людям, которые внесли лепту в процветание Благовещенска, невозможно построить будущее.

Прочитает стихотворение Элина.

Что мы Родиной Зовем?
Край, где мы с тобой растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И скворцов весенних песни
За распахнутым окном.

- Наше общество политиков тоже работали. Какую же Родину вы хотите увидеть в будущем? (Дети рисуют березу, листок. В листок вклеивают фотографию Арм. Завода, школу и ребёнка. По краям березы рисуют и наклеивают картинки детей, школу, перечеркнутый танк, солнце и т.д.) Чтобы был мир и никогда не было войн, чтобы люди жили мирно, не было террористов,  чтобы все люди жили в согласии, чтобы вели здоровый образ жизни,  и т.д.)
- О чем мы сегодня с вами говорили? (О малой родине. Родина – это мой город, моя семья, моя школа.)

- Это наша страна, наш город, семья, школа. Человек может быть счастлив, если он живет в счастливом доме. Давайте построим дом счастья. Мы будем строить наш дом по кирпичику.
(Каждый выходит и прикрепляет к доске карточку со словами:
ЛЮБОВЬ, ДРУЖБА, КРАСОТА, ТЕПЛО, НЕЖНОСТЬ, ДОБРОТА, ЛАСКА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ, РАДОСТЬ, ЗДОРОВЬЕ, ТРУДОЛЮБИЕ, ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ, УЮТ, ДОВЕРИЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ПРОСТОТА, СМЕЛОСТЬ, ВЗАИМОПОМОЩЬ, ЧЕСТНОСТЬ и т.д.
- Вот мы и построили дом, в котором каждый может быть счастлив на этом наше путешествие и закончилось. - Любите и гордитесь нашей малой Родиной, она у нас самая красивая! 

Слайд 1

Слайд 2 - 8

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

.

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20,21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой край для меня - это Родина! А Родина - это Алтай !

Классный час проведён к 70 - летию Алтайского края.Цели :   1. Расширить представления детей о родном крае  , учить любить родину.2.Работать над выразительным эмоциональным чтением поэт...

Презентация К проектной работе «Моя малая родина» (Судьба и родина едины)

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

КОНКУРС СТИХОВ О РОДИНЕ «МОЯ РОДИНА – РОССИЯ»

Формирование у детей стремления  больше знать о своей родине,способствовать воспитанию любви и уважения к ней....

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....