Из опыта работы классного руководителя. КТД.
статья (3 класс) на тему

В статье рассказывается об организации КТД. Расскрываются этапы КТД, педагогические условия реализации, приводится примерный перечень КТД на учебный год. Материал взят из опыта работы классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

                                Из опыта работы классного руководителя . КТД

                                            Фалина Наталья Александровна, учитель начальных классов

   

     Коллективное творческое дело имеет большое воспитательное значение в процессе формирования личности ребенка и коллектива. Многие педагоги не включают КТД в свою работу, считая, что подготовка к нему отнимает слишком много времени, и затраты не оправдываются.

     На самом деле КТД – увлекательнейшее  мероприятие, захватывающее и взрослых и детей. Если систематически обращаться к практике КТД, то можно научить ребят быстро и качественно выполнять самую сложную работу,  ставить цель и идти к ней, преодолевая любые трудности. Процесс на самом деле не является слишком трудоемким для педагога, ибо со временем ребята все могут делать сами.

    Работа по формированию коллектива – одна из самых сложных для классного руководителя. Не всегда дети готовы доверять друг другу,  не всегда готовы подставить плечо  в трудную минуту. КТД -  это универсальное средство развития крепкого и сплоченного коллектива,  пренебрегать  им в воспитательной работе нельзя.

   Структурированность, планируемый результат подводят нас  к мысли, что КТД имеет признаки воспитательной технологии. Освоить ее не сложно.

    Очень важна альтруистская направленность КТД, социальная значимость дел, ведь ребята приносят реальную помощь конкретным людям.

     

   Идея коллективного дела  родилась в педагогической практике А.С. Макаренко. Теоретическое обоснование и дальнейшее развитие получила в трудах И.П. Иванова  и Ф. Я. Шапиро в 60 – е годы ХХ века.

Идеи КТД:

1) Коллективное, т.к. рассчитано на всех -  взрослых и детей.

2) Творческое, т.к. создается в атмосфере творчества.

3) Дело, т.к. имеет практическое,  результативное воплощение идеи.

Этапы КТД:

1 – й этап:

    Накопление идей, выдвижение задач. Организация  предполагает бурное коллективное обсуждение. Цель: наметить направления и перспективы в работе групп. Выслушиваются все предложения. Девиз: «Больше идей  - хороших и разных».

2 – й этап:

    Выбор актива группы, коллективное планирование. Цель: выдвинуть из всего потока  самые интересные и значимые идеи. Актив выбирают  группы (команды). В каждой группе свой лидер, свой актив.

3 – й этап:

    Оповещение. Цель: довести до всех, посвятить окружающих в планируемую деятельность, познакомить с задачами.

4 – й этап:

    Распределение поручений. Этим должны заниматься лидеры групп с учетом индивидуальных особенностей и возможностей  всех участников КТД.

5 – й этап:

     Проведение КТД.

6 –й этап:

     Подведение итогов. Важно, чтобы  в обсуждении были задействованы все участники. Анализ работы должен проходить в доброжелательной  и спокойной обстановке.

7 – й этап:

     Реализация выводов. Намечаются пути исправления ошибок.

    Некоторые педагогические условия реализации КТД на практике:

1. Нельзя опекать, надо направлять. Участие педагога сводится до минимума. Одна из главных задач КТД – развитие навыков самоуправления.

2. Дело должно быть интересно и значимо для всех.

 

3. Продумать организацию. Педагог должен, по возможности, исключить конфликтные ситуации в группах. При создании групп надо учитывать взаимные склонности и симпатии. Нельзя допускать морального давления в группах. Комфортность для всех – одно из главных условий реализации целей и задач КТД.

4. Эмоциональный настрой. От него во многом зависит, насколько активными будут участники, как быстро будет продвигаться работа.

5. Результат КТД должен приносить моральное удовлетворение,  радость всем участникам, настраивать на дальнейшую работу.

КТД в  3 – ем классе.

Мы выстраиваем работу по турам:

Осенний тур.

1. Инсценировка русской народной сказки «Бой на Калиновом мосту» для  учеников младших классов.

2. Устная газета «Они отстояли Москву».

3. Праздник «День матери».

Зимний тур.

1. Подготовка новогодних конкурсов  для  младших школьников.

2. Мастер – класс для малышей по изготовлению поделок.

3. Организация праздника «Русская масленица» для учащихся первых классов.

Весенний тур.

 

1. Проведение познавательных лекций – инсценировок  «Растения Красной книги» для учащихся первых классов.

2. Изготовление Красной книги для учащихся первых классов.

3. Подготовка праздничного концерта для педагогов школы, посвященного Международному женскому дню.

В конце каждого тура  подводим общие итоги. Соревнуемся. Награждаем самых активных.

Ребята придумывают названия своим командам (группам):

« Синие стрелы», « Орлы», «Ракета». Выбирают девиз, эмблему.

Актив группы:

- капитан

- помощник капитана

- информаторы

- оформители

 

 После проведения серии КТД, ребята стали намного дружнее,  они лучше узнали друг друга, сплотились. В классе почти не стало конфликтных ситуаций. Я поняла, что общим девизом нашего класса стали слова:  «Один за всех – все за одного».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Из опыта работы классного руководителя"

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал с...

«Адаптация первоклассников», из опыта работы классного руководителя Цюрюмовой Л. Н.

Адаптация в школе первоклассников очень сложный период в жизни детей. Классному руководителю нужно помочь детям увидеть в каждом товарище по классу положительные стороны . показать, что каждый ребенок...

Описание опыта работы классного руководителя

Описание опыта работы классного руководителя начальной школы....

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....