Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности
статья по теме

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_duhovno.docx719.59 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственной культуры обучающихся  средствами внеурочной деятельности.

           В наше время перед любым учителем и классным руководителем  встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества. Нравственные изменения, с которыми встретилось наше общество в результате политических перемен, оказывают негативное воздействие, прежде всего на детей, подростков и молодёжь. Подрастающее поколение не обладает сформированной культурой и поэтому, как губка, впитывает не только положительные, но и отрицательные стороны сегодняшней жизни.

           В связи с этим проблемы духовно-нравственного воспитания относятся на данный момент к самым острым и актуальным не только в педагогическом, но и социальном плане. В обоснование этого факта можно привести постоянно растущие цифры преступности, особенно молодёжной, а также готовность многих людей действовать в достижении материального благополучия на грани закона и беззакония. Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ.  Возрождение России, поддержание ее статуса как великой державы сегодня связано не только с решением политических, экономических и социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Актуальность данной проблемы  связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:

- во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

- во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности;

- в-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

- в-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому появилась  необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

Духовно- нравственное  воспитание учащихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

            Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.                                                                                                                                                                                                                  

Задача духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребенка, такие как долг, честь, совесть, достоинство.

Главная цель – формирование человека, способного к принятию ответственных решений, к проявлению нравственного поведения в любой жизненной ситуации.

Все сказанное учитывается в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования II поколения, а именно в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»: «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Так как формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка,  главную роль в процессе становления личности школьника занимает школа и конкретно классный руководитель.

 Свою работу я строю на следующих принципах духовно-нравственного воспитания:

  1. Воспитание на традициях.
  2. Принцип сотрудничества.
  3. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
  4. Системно-организованный подход.
  5. Личностно-ориентированный подход.
  6. Принцип сохранения исторической памяти.

Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:

  1. Военно-патриотическое.
  2. Художественно-эстетическое.
  3. Туристско-краеведческое.
  4. Спортивно-оздоровительное.

Основными среди них в моём классе можно считать военно- патриотическое и художественно-эстетическое. В этой работе я использую   игровые технологии,  коммуникативные и  исследовательские.

       В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

       В этом плане в нашем классе проводится с детьми немало различных мероприятий: недели эстетики,  классные часы «Дорогою добра», «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть», беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.

    

        Азбука хороших манер

       В поиске путей обновления содержания воспитательного процесса я  пришла к решению строить внеурочную работу как знакомство учащихся с традициями народной культуры. Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: играх, песнях, сказках, загадках, праздниках. Предмет изучения позволяет ребёнку стать активным участником игры. Дети могут пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Петь, плясать, мастерить, участвовать в театральных постановках, разгадывать загадки – все эти возможности предоставляет изучение народной культуры, тем самым способствуя всестороннему развитию личности ребёнка.

       Изучение традиций русской народной культуры я  реализую в форме творческой мастерской. Дети знакомятся с тем, как наши предки понимали окружающий мир и своё место в мире.

       Цель творческой мастерской – ввести детей в мир русской народной культуры, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, милосердие, трудолюбие).

       Системообразующим видом деятельности, способствующим освоению традиций и ценностей русской народной культуры, является познавательная коллективная деятельность. Ключевое дело проходит в форме театрализованного праздника,  например,  русский народный праздник «Кочеты», « Праздник русской матрёшки», праздник «Русские красавицы», семейный праздник  «Мы за чаем не скучаем», «Масленица» и др.

   

    Рассказ учителя «Как появилась матрёшка в России»

                         «Праздник русской матрёшки»

От года к году форма проведения ключевых дел усложняется. Например, исследовательские работы «И вырос город на Неве», «Русская изба», «Русский народный костюм», «Головной убор – кокошник», «Коса – девичья краса», «Семейные традиции», конкурс на лучшую книжечку  «Мой Пушкин», «Кто в домике живёт», «Моя семья», «Масленица», «Новый год»,   и др.

         Таким образом, изучение народной культуры не только способствует развитию личности ребёнка, его познавательного, коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов, но и формирует навыки  межличностного общения, помогает мне, как классному руководителю, вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

   Семейный праздник «Наши мамы»

         Частью духовного воспитания является патриотическое воспитание, целью которого  является  воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине,  готовности служить Отечеству.

 Воспитание гражданина страны является одним из  главных условий национального возрождения.

В этом плане в школе проводится с детьми немало мероприятий, в которых мои ученики принимают самое активное участие. Наиболее яркие из них: неделя истории, встречи с ветеранами ВОВ, уроки Памяти, смотр строя и песни, встреча поколений «День нашей памяти и боли», акции «Письмо ветерану», «Подарок ветерану», конкурс рисунков «Война глазами детей» и многие другие.

             В своём классе я  разработала программу по возрождению тимуровского движения «Сотвори добро».  Реализуется данная программа через работу тимуровского отряда «Солнышко», девиз которого: «Сколько у солнышка тёплых лучей, столько у нас добрых затей». Создан отряд в марте 2010 года.

            Я считаю, что   обеспечить воспитание будущего гражданина невозможно вне определённой системы ценностей. Затянувшийся период безыдейности породил проблему: как способствовать развитию гражданского самосознания подрастающего поколения, если прежние общественные ценности утратили свою актуальность, а новые ещё не сформировались? Одним из возможных вариантов личностного развития ребёнка может стать социально-значимая деятельность, смысл которой, по мнению А.П. Гайдара, состоит в том, чтобы «честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю…»  В настоящее время, когда налицо духовная и нравственная бедность народа, резкое социальное расслоение общества, рост насилия и терроризма, особую актуальность приобретает целенаправленная работа по формированию и развитию нравственных сторон, патриотических убеждений, социальной адаптации детей, в том числе и через участие в тимуровском движении.   Научить ребёнка бескорыстно делать добро надо как можно раньше, с самого детства. Я не знаю, кем станут в будущем мои выпускники, но уверена в одном: если они научатся делать добро, то вырастут неравнодушными людьми.

Суть тимуровского движения, возрождаемого в нашем классе,  – помогать всем, кто нуждается в помощи. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.

      Тимуровская работа очень нужна, ведь престарелым людям иногда требуется не только помощь, но и просто внимание. Кроме того, общаясь с пожилыми односельчанами, ребята могут узнать много нового о своём селе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.

Ожидаемый результат:

  1. Формирование активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
  2. Формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, понимания обучающимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
  3. Осознание детьми того, что честь, смелость развивается с ранних лет, что тот, кто правдив с детства, будет хорошим человеком.
  4. Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.

В нашей копилке уже немало добрых дел:

- шефство над ветераном ВОВ Черниченко В.В;  

- операция «Дарить радость людям»: поздравление на дому мини-концертными программами ветеранов войны и труда  с Днём пожилого человека,  Днём учителя, с Новым годом, Днём защитника Отечества, Днём 8 Марта, Днём Победы;

- акция «День рождения ветерана»; операции «Книжкин доктор», «Подарок ветерану»;

организация Встречи поколений;

- участие в сельской конференции, посвящённой 65-летию Победы в Великой Отечественной войне с выступлением на тему: «Дети блокадного Ленинграда»;

- социально-значимый проект «Памяти павших» (самостоятельное выращивание рассады цветов с последующей высадкой у памятника павшим воинам, шефство над памятником).

   Проект «Памяти павших»

            В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.      

        

Проект Народный костюм»

 

Проект «Подарок учителю»

           Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.  Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника  зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию

Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."

Из опыта реализации методической темы    "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»

Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...

«Формирование основ духовно-нравственной культуры младших школьников через внеурочную деятельность».

В статье отражено обоснование необходимости разработки и опыт создания программы курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"....