Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"
методическая разработка (1,2,3,4 класс) по теме

В статье вы  получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с  моделью  ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Периоды быстрых социальных изменений становятся экзаменом для всех взрослых, но особенно для учителей, которые постоянно задаются вопросом «Как лучше всего подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире?».

Итальянский мыслитель эпохи Возрождения  Пико дела Мирандола вложил в уста Бога удивительно точные слова о сущности человека: «Я ни сделал тебя, ни небесным, ни бессмертным, чтобы ты сам свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие божественные».

 Я считаю, что моя воспитательная работа заключается прежде всего в заботе о здоровье детей, создании благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе, организации свободного времени детей, изучении их индивидуальных особенностей, оказании помощи семье в воспитании детей. Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. В период от 6 до 12 лет закладывается основа для подготовки детей к творчеству. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитываются любознательность, активность, самостоятельность, начинают проявляться интересы, поэтому очень важно не упустить это время и максимально использовать природные данные каждого ученика.

Я глубоко убеждена: учителем может стать лишь тот, кто способен заронить в душу ребенка искру бесконечного изумления перед красотой нашего мира, кто, полюбив всем сердцем маленького человека, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни, и поможет ему сделать самое важное открытие, что есть в нем самом ценного, для какого дела на Земле он рожден.

В своей воспитательной работе я обратилась к прекрасному, к тому, что еще тысячелетиями будет служить образцом совершенства – к природе. Натолкнули меня на это слова Ф.М. Достоевского, которые еще многие годы не утратят своей актуальности: « Красота спасет мир».

Я подумала, может, через гармонию природы и искусства человек придет к душевному спокойствию и внутреннему равновесию? Невольно вспоминаются школы Л.Н. Толстого и В.А. Сухомлинского, которые обучали, воспитывали и развивали детей непосредственно в единстве с природой – на лугу, в лесу, около речки.

Я представляю свою систему воспитательной работы «Открытие мира и себя».  

Цель моей работы – дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость, воспитать физически здоровую личность, сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. Максимально развивать заложенные природой способности.
  2. Развивать творчество детей в любом виде деятельности.
  3. Воспитывать в ребенке доброту, чуткость, отзывчивость, милосердие.
  4. Укреплять здоровье детей.
  5. Научить детей жить среди людей, таких разных.
  6. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Работу я начала с того, что представила себе модель ученика начальных классов.

Модель ученика начальных классов

Я

Я

 Отсюда и определила направления:

1. Здоровый образ жизни.

2. Расширение кругозора.

3. Нравственное воспитание.

4. Экологическое воспитание через семью.

5. Общение.

Здоровый образ жизни:

  1. Анкеты о состоянии здоровья.
  2.  Состояние и соблюдение режима дня.
  3.  Ежедневная зарядка.
  4.  Спортивные секции.
  5.  Медосмотры.
  6.  Встречи и беседы с врачами.
  7.  Фитолечение.
  8.  Соревнования.
  9.  Спортивные игры.

Расширение кругозора:

  1. Экскурсии.
  2. Наблюдения.
  3. Дидактические игры «Узнай дерево», «Чей след».
  4. Посещение музеев.
  5. Обзор и анализ энциклопедической литературы.
  6. Диспуты.
  7. Разыгрывание ситуаций «Береги книгу».
  8. Уроки-путешествия.
  9. Утренники.

Нравственное воспитание:

  1. Выставки.
  2.  Концерт.
  3.  Походы.
  4.  Беседы.
  5.  Диспуты.
  6.  Тестирование.
  7.  Мини-сочинения.

Экологическое воспитание через семью:

  1. Досуг детей (кружки, секции).
  2.  Совместные с родителями праздники.
  3.  Сообщения из познавательной литературы.
  4.  Конкурсы рисунков, чтецов.
  5.  Викторины.
  6.  Дискотеки.
  7.  Походы.

Общение

  1. Беседы с учителем.
  2.  Дискуссии, споры.
  3.  Встречи с родителями.
  4.  Выходы в общественные места.

Все эти направления очень взаимосвязаны между собой, что нельзя одно отделить от другого.

I. Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: «Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение?».

Формы работы в этом направлении разные – соревнования «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья», прогулки на свежем воздухе, профилактические беседы о заболеваниях «Что такое грипп?», «Откуда взялась чесотка?», «Зачем нужны прививки?», «Наследственные заболевания», анкетирование детей и их родителей, медосмотры, подобран и внедрен в практику комплекс упражнений для глаз, физминутки на уроках, конкурс лучшего режима дня. Я очень строго слежу за внешним видом своих ребят, объясняя им, что аккуратность, опрятность, соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм играют немаловажную роль в сохранении здоровья.

II и III направления тесно связаны между собой. Опираясь на модель ученика начальной школы, составила карту воспитанности и выяснила, что низкий уровень сформированности показали: характеристика умственного развития, характеристика волевых качеств, трудовая подготовка, самосознание.

Этим характеристикам я и стала уделять больше внимания. Разумная деятельная любовь к природе – одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства.

Эту работу я начинаю сразу с первого класса; стараюсь пробудить в детях, прежде всего, интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить исследования. Так на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из разнообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки; перед экскурсией обязательно обращаемся к литературе – подбираем стихи, прозу. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры: «Узнай дерево по листу», «Кто здесь похозяйничал?». Знания отличительных особенностей, повадок, условий обитания объектов природы, в том числе и человека, становится основой действенного отношения к ней. Так, постоянно довожу до сознания детей, что природой надо не только любоваться, но и помогать ей, защищать, охранять (кормушки в  зимнее время, сбор семян, помощь клубу «Дружок») – ребята очень активно включаются в работу, обязательно привлекаем родителей, старших братьев, сестер. Начиная с первого класса, стремлюсь воспитать своих учеников как друзей природы. В классе у нас много цветов, дети сами ухаживают за ними: удобряем, поливаем, опрыскиваем, рыхлим; знакомимся с их научными и народными названиями, с родиной этих растений, с условиями их произрастания.

Конечно же, воспитываю я у детей любовь к родному краю, охране природы не только на уроках окружающего мира, чтения, русского языка. Во внеурочное время мы стараемся читать много дополнительной литературы (различные справочные издания, детские журналы, энциклопедии). Дети находятся в постоянном поиске – заучивают пословицы, придумывают загадки, знакомимся с репродукциями великих художников, отгадывают и сами придумывают кроссворды  (ребята это очень любят), проводим уроки – путешествия по родному краю, утренники «Охранять природу – значит охранять Родину», «Берегите планету!», «В гости осень к нам пришла», «Здравствуй, зимушка-зима!», пишем мини-сочинения-рассуждения на разные темы. «Если бы мне представилась возможность, то каким бы животным я был и почему?» Интересно заметить, что ребята перечисляли разных животных, не только обитателей нашего края, сравнивали повадки животных со своими чертами характера, своими индивидуальными качествами.

«Я хочу стать медведем, потому что он живет в лесу, а я люблю прогуливаться по лесу, дышать свежим воздухом».

«Я хочу быть лисой, потому что похожа на нее хитростью».

«Я хочу стать пчелой, потому что пчела дает мед, а мед полезен всем людям».

«Я хочу стать соколом, потому что у него зоркий глаз и он очень быстрый».

«Я хочу быть кроликом. Он трус и я всего боюсь».

В III и IV классе мои ребята уже самостоятельно рассуждают, они начинают понимать единство человека и природы, что человек – совершенное  творение природы и он не может существовать вне её. В III классе мы организовали научный кружок.

Научно-исследовательская деятельность учащихся способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети (в 2007/2008 – 6 человек, я сама выбрала; в 2008/2009 – уже 9, ребята заинтересовались и сами попросились к нам в кружок).

Цель организации исследовательской деятельности учащихся – формирование у них познавательной активности; решаются следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, расширение  кругозора, развитие речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания.

Самым начальным этапом работы учащихся  является выбор темы, далее дети с помощью учителя ставят цель. Следующий этап – подбор материала по теме. Учащиеся изучают материал, обобщают и систематизируют, далее оформляют его.

И заключительным этапом является защита. В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы:

-  изучение теоретических источников;

- наблюдение;

- поисковый эксперимент;

- описательный;

- анкетирование;

- интервьюирование.

В приобщении детей к исследовательской деятельности я нацелена не на результаты, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет закономерен.

Тема, которую мы выбрали с ребятами в третьем классе очень обширная: «Может ли человек быть абсолютно здоровым?».

В ходе исследовательской работы, выяснили, что на здоровье могут влиять различные факторы:

ЗДОРОВЫЙ

ЧЕЛОВЕК

           ЗАКАЛИВАНИЕ      

                                               НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

                                                       

               

ЭКОЛОГИЯ                                                                       РЕЖИМ ДНЯ

ПИТАНИЕ                            

                                                        ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Работа была длительной, много читали, экспериментировали. В течение года прошли классные часы: «Здоровое питание – залог здоровья», «Поговорим о вредных привычках»; беседы: «Правила поведения в столовой», «Зачем людям нужны прививки», «Наследственные заболевания», обсуждение проблемы «Почему люди курят?», приняли участие в конкурсах газет о вредных привычках и здоровом питании, участвовали в спортивных мероприятиях: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Веселые старты», «Зимние забавы», ходили в поход, исследовали режим питания учащихся нашего класса, проводили анкетирование. В итоге пришли к выводу, что в наше время нельзя встретить абсолютно здорового человека.  Со своими выводами достойно выступили на школьной, затем городской конференции.  

Мой класс всегда участвует в общественной выставке детского творчества «Природа и фантазия», «Поделки из бросового материала».

В канун каждого года обязателен поход, вместе с родителями придумываем программу, игры: «Ищи клад», «Тропой Робинзона», концерты для обитателей леса.

Экологическое воспитание стараюсь осуществлять в тесном контакте с родителями, т.к. семья занимает в воспитании более значимое место, чем школа («экология» от лат. «экос» - дом «логос» - наука).

Родной дом для ребенка – это то место, где он усваивает  основы народной нравственности, где он творит, размышляет, обогащается жизненным опытом.

Все семьи разные. И меня радует, что на вопрос «Любите ли вы свой дом?» все ребята ответили утвердительно. На собраниях и во время личных встреч я беседую с родителями о том, как лучше провести досуг в выходные с детьми, как организовать свободное время детей, как наладить режим дня, знакомлю с результатами мини-сочинений: «Если бы у меня было много денег, то…», «Как бы я воспитывал своего ребенка».

С родителями, детьми выпускаем интересные газеты: «Здоровое питание», «Вредные привычки».

Поскольку первый и четвертый класс – это достаточно большая разница в возрасте, то работу свою строю так:

1, 2 класс – сама разбиваю детей на группы, даю поручения, привлекаю детей к подготовке классных часов, бесед;

3, 4 класс – я только корректор, координатор.

Порой  дети учат меня, находя и принося в класс интересные сообщения, сведения о том мире, который нас окружает. Практика экологической направленности воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод развития в ребенке лучших человеческих качеств, таких как доброта, чуткость, готовность помочь, милосердие.

Сейчас у меня четвертый класс, 23 ребенка – 12 девочек и 11 мальчиков.

Все праздники, утренники, беседы, встречи с интересными людьми, походы в лес, экскурсии, выходы в музеи, кукольный театр, диспуты  на различные темы, выступления для детей близлежащих детских садов – все это в комплексе помогло мне сплотить коллектив, сдружить детей, сделать внимательными, заботливыми по отношению друг к другу. Я постаралась научить их уважать старших, помогать младшим, ценить свой труд и труд других.

Ребята все, без исключения, очень увлеченные, любознательные, много читают познавательной литературы, в каждой семье есть библиотека, в школьную -  записаны 21 человек. Литературу подбирают сами, но прислушиваются и к моим советам.

Дети очень добрые, нет разделения на группы по половому признаку, все дружны, в этом году стали зарождаться первые симпатии.

Родители прислушались к моим рекомендациям, постарались организовать плодотворный рабочий день своих детей.

Составляя диаграмму занятости учащихся в этом учебном году и сравнивая ее  с 2006-2007 учебным годом, я отмечаю, что расширился спектр увлечений детей, в 2006-2007 году не занято 19% учащихся (из 25 человек), в 2008-2009  - уже 17% (из 23 человек).

Сравнивая занятость учащихся вне школы и в школе, видно дети отдают предпочтение школьным кружкам (бесплатно, рядом с домом, отражает интересы ребят).

Изменилась карта воспитанности, по всем характеристикам выросла – это не может не радовать.

Все мы знаем, что  природа, музыка, живопись неразделимы – мои дети очень любят петь, танцевать, рисовать. Родители сделали ребятам подарок – музыкальный центр, музыка звучит у нас и на переменах.

Разбудить радостные чувства, вспомнить картины природы помогают музыкальные произведения «Временя года» Чайковского, музыка Рахманинова, Грига.

Рисунки ребят постоянно участвуют в городских выставках.

Ребята из моего класса успешно защищают честь школы в городских мероприятиях. 3 года не выпускаем из рук вымпел «Лучший спортивный класс школы №35».

2005/2006 уч. год – участие в городском конкурсе при экологическом центре «Умелые руки» - I место.

2006/2007 уч. год – в рамках ДТДиМ защита рекламного ролика «Из предметов бытовой утвари» - III место.

2007/2008 уч. год – научный кружок за свою работу «Может ли человек быть абсолютно здоровым» получил диплом II степени.

2008/2009 уч. год – дети приняли активное участие в благотворительных акциях: «Помоги Дружку», «Птицы – наши друзья»,  «Игрушке нового хозяина».

2008/2009 уч. год – Алена Черновол приняла участие в городском фотоконкурсе «Моя счастливая семья» и заняла II место.

Мне интересно работать с моими детьми. Я убеждена, мои ученики понимают, что бережное отношение и любовь к природе необходимы для благополучного существования и развития общества.

А поскольку мой принцип – оставаться оптимистом в любых условиях, то девизом своей работы я выбрала «Каждый день, общаясь с детьми, начинать надо радостно и заканчивать миром».

Модель ученика начальных классов

Я

Я

НАПРАВЛЕНИЯ:

ЗАДАЧИ:

  1. Максимально развивать заложенные природой способности.
  2. Развивать творчество детей в любом виде деятельности.
  3. Воспитывать в ребенке доброту, чуткость, отзывчивость, милосердие.
  4. Укреплять здоровье детей.
  5. Научить детей жить среди людей, таких разных.
  6. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по окружающему миру "Проверим себя и оценим свои достижения" по разделу "Эта удивительная природа"

Тест предназначен для учащихся 3 класса ;для закрепления знаний после изучения раздела: "Эта удивительная природа"....

Проект «Через книгу – к познанию мира и себя» (на примере изучения учащимися 2 класса жизни и творчества Леонида Пантелеева) (Из опыта работы)

Тема проекта выбрана с учётом возникшей на государственном уровне задачи приобщения детей к чтению, развитию интереса к отечественной литературе. Выбор писателя для изучения творчества был обусловлен ...

Проект по окружающему миру "Сам себе хозяин"(ЖОЗ)

Проект по окружающему миру по пропаганде здорового образа жизни "Сам себе хозяин"...

Описание системы воспитательной работы классного руководителя. План работы воспитательной работы "Путь лидера"

Описание системы работы классного руководителя. Воспитатльная программа "Путь лидера"...