Урок "Добро и зло" (ОРКСЭ)
методическая разработка (4 класс) по теме

Мартюшина Ирина Викторовна

Урок по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" в 4 классе по теме "Добро и зло". Урок получения новых знаний. Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .

1.      Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.

2.      Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.

Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_svetskoy_etiki.pptx928.08 КБ
Microsoft Office document icon podrobnyy_konspekt_uroka.doc81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы светской этики 4 класс Подготовил учитель начальных класссов МО Б УСОШ С.Покрово-Берёзовка Мартюшина И.В.

Слайд 2

Добро и зло

Слайд 3

Цель урока Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» . Задачи урока Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимиости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию. Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты.

Слайд 4

ЗНАНИЯ УМЕНИЕ ОТСВАИВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ВАШИ ТОВАРИЩИ

Слайд 5

Обсудим проблему Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…? В. Гроссман Согласны ли вы с автором? Как бы вы смогли ответить на вопросы, которые Василий Гроссман задает сам себе и своим читателям? О том, как сам автор ответил на эти вопросы, вы узнаете, когда познакомитесь с одной из историй, рассказанных автором в романе «Жизнь и судьба».

Слайд 6

Что для автора значит делать добро? Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем людям? В чем оно заключается?

Слайд 7

Добро и зло

Слайд 8

Работа со словарём (Моё понятие – научное понятие) – слова «добро» и «зло».

Слайд 9

Работа с тренажёром № 3,4 - По вашим работам видно, что вы понимаете, что есть добро, а что есть зло.

Слайд 10

Работа с учебником I 1.Для чего люди должны знать, что такое «добро» и «зло»? 2.Что такое добро? 3.Как должен делать человек добрые поступки? 1.Самостоятельное чтение статьи. II Нужно ли знать человеку, что такое зло? Что такое зло? Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Слайд 11

Физкультминутка

Слайд 12

Добро Зло

Слайд 13

Найдите половинку В кривом глазу Взял с сердцем, Во зле жить - Гнев - человеческое, Добрый скорее дело сделает, Злой не верит , Ласково слово Доброму многих прельщает. и прямое криво. так и ешь с перцем. по миру ходить. а злопамятство - диавольское . чем сердитый. что есть добрые люди. добрая память. Доброе дело и в воде не тает

Слайд 14

Просмотр мультфильма «Просто так»

Слайд 15

Понравился урок – Не понравился урок – Мне было скучно -

Слайд 16

Спасибо за урок!

Слайд 17

Использованные источники



Предварительный просмотр:

Автор: Мартюшина Ирина Викторовна

Место работы: _МОБУСОШ с.Покрово-Берёзовка

Должность: учитель начальных классов

Дополнительные сведения: высшая категория, стаж 26 лет

Подробный конспект урока.

Тема урока

Добро и зло.

Предмет

Основы религиозных культур и светской этики. Модуль «Основы светской этики»

Класс

4 класс

Федеральный округ России

Российская Федерация

Республика/край

Пензенская область

Город/поселение

с.Покрово-Берёзовка

Методическая информация

Тип урока

Урок получения новых знаний.

Цель урока

Знакомство с главными понятиями морали «добро» и «зло» .

Задачи урока

  1. Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом.
  2. Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию.
  3. Формировать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты. 

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Учащиеся познакомятся с новыми понятиями морали «добро» и «зло», научиться различать морально добрые поступки от аморальных.

Необходимое

оборудование и материалы

  1. Компьютер, проектор,
  2.  «Основы светской этики» 4-5 классы: учебное пособие для общеобраз. учр.- М.:Просвещение, 2010
  3. Электронное пособие к учебному пособию «Основы светской этики».
  4. Интернет-источники.
  1. http://skromna.beon.ru/2.html 
  2. http://www.medkrug.ru/article/show/5562 
  3. http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx 
  4. http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html 
  5. http://beon.ru/tests/529-729.htm 
  6. http://skool.hop.ru/prav.php 
  7. http://ubitiyskald.ucoz.ru/blog/2006-10-30-31 
  8. http://go.mail.ru/search_images?q=%E4%EE%E1%F0%EE&is=0&type=all&rch=l 
  9. http://go.mail.ru/search_images?q=%E7%EB%EE&is=0&type=all&rch=l 
  10. http://go.mail.ru/search_images?q=%EF%EE%EC%EE%F9%FC+%EF%EE%E6%E8%EB%FB%EC+%EB%FE%E4%FF%EC&is=0&type=all&rch=l 
  11. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B8&rpt=image 
  12. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C&rpt=image 
  13. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B7%D0%BB%D0%BE&rpt=image 
  14. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B4%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE&rpt=image 
  15. http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%8 
  16. http://www.rozaelf.ru/a/blagotvoritelnost/b06d6b994bd91af6572b4713b63737d5_big/ 
  17. Печатный раздаточный материал.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

1.Организационный момент – важный структурный элемент урока, на котором происходит психологическая целевая установка:

- Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Всем, всем добрый день

И работать нам не лень.

- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. А хотите начать работать прямо сейчас? (Да.) Садитесь, пожалуйста. У нас есть волшебные слова.

Развернувшись к соседу по парте, ребята вслух повторяют правила работы на уроке:

Понапрасну не болтай,

Рассуждай и убеждай.

Здесь не нужен шум и гам,

Ты решай задачи сам.

Если же не сможешь вдруг,

Пусть придёт на помощь друг.

- Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны царицы поведения – Этики. Нашими помощниками будут:

Ваши товарищи

Слайд 3

Умение отстаивать  свою точку зрения

ЗНАНИЯ

Слайд 4

Обсудим проблему

Большинство живущих на земле людей не задается мыслью определить «добро». В чем оно «добро»? Кому добро? От кого добро? Есть ли добро общее, применимое ко всем людям…?

В. Гроссман

Ответы детей на поставленные вопросы.

Согласны ли вы с автором?

Как бы вы смогли ответить на вопросы, которые Василий Гроссман задает сам себе и своим читателям?

 О том, как сам автор ответил на эти вопросы, вы узнаете, когда познакомитесь с одной из историй, рассказанных автором в романе «Жизнь и судьба».

Ход и содержание урока

Прочтите историю, рассказанную В. Гроссманом в его романе «Жизнь и судьба».

      Пришли в деревню немцы, каратели. Накануне на дороге убили двух немецких солдат. С вечера согнали баб, велели рыть яму на опушке леса. На квартиру к одной пожилой женщине поставили несколько солдат. Её мужа вызвал полицай и повёл в контору, оказалось, туда согнали ещё двадцать крестьян. Она до утра не спала – немцы нашли в подполе лукошко с яйцами и склянку мёда, сами растопили печь, жарили яичницу, пили водку. Потом тот, что постарше играл на губной гармошке, остальные стучали ногами, подпевали. На хозяйку они не смотрели, словно она не человек, а кошка. Утром, когда рассвело, они стали проверять автоматы, один, тот, что постарше, неловко дёрнул за спусковой крючок и выстрелил себе в живот. Поднялся крик, суета. Кое-как немцы перевязали раненого, положили на кровать. Тут их всех позвали. Они знаками велели женщине смотреть за раненым. Женщина видит, - его придушить ничего не стоит: то бормочет, то закрывает глаза, плачет, плямкает губами. Потом вдруг открыл глаза и ясно так сказал: «Матка, воды». «Ох, ты, окаянный, - сказала женщина, - задушить бы тебя». И подала ему воды.

(В. Гроссман из романа «Жизнь и судьба», Рига, 1990.

Слайд 5.

Что для автора значит делать добро?

Как вы думаете, есть ли добро общее, применимое ко всем людям?

 В чем оно заключается?

Работа в группах: каждая группа даёт свои ответы. Идет их обсуждение.

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с главными моральными понятиями. Думаю, что вы догадались с какими. (Это добро и зло)

Работа со глоссарием (моё понятие – научное понятие) – слова «добро» и «зло». Зачитываются и разбираются несколько понятий.

Работа с тренажёром № 3, 4.

- По вашим работам видно, что вы понимаете, что есть добро, а что есть зло.

Работа с учебником.

  1. Самостоятельное чтение статьи.
  2. Работа по группам:

1-ая гр. – понятие добра;

2-ая гр. – понятие зла.

Каждая группа готовит сообщение по памяткам:

 1-ая группа.

Для чего люди должны знать, что такое  «добро» и «зло»?

Что такое добро?

Как должен делать человек добрые поступки?

2-ая группа.

Нужно ли знать человеку, что такое зло?

Что такое зло?

Как должен вести себя человек, чтобы не допустить зла?

Выступление учащихся.

Физкультминутка.

 

- А теперь запишите в словарики научное понятие слов «добро» и «зло». Отличаются они от вашего понимания?

Проверка и оценивание ЗУНов

  1. Работа в группах. Распределение картинок по группам с последующей проверкой.
  2. Найди свою половинку (составление пословиц о добре и зле) с последующей проверкой.(возможен таймер)

В кривом глазу и прямое криво.

Взял с сердцем, так и ешь с перцем.

Во зле жить - по миру ходить.

Гнев - человеческое, а злопамятство - диавольское.

Доброе дело и в воде не тает

Доброму добрая память.

Добрый скорее дело сделает, чем сердитый.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Ласково слово многих прельщает.

А теперь давайте посмотрим очень добрый мультфильм «Просто так»

Рефлексия деятельности на уроке

Для  оценки урока предложила смайлики

Настроение на уроке:

а) отлично

б) хорошо

в) скучно

Домашнее задание

Задание даётся на выбор.

  1. с 13, вопросы и задания.
  2. Занести в таблицу все добрые  и злые поступки окружающих. Сделать сравнительный анализ.
  3. Придумать сказку о добре и зле.
  4. Нарисовать добро и зло.

Дополнительная необходимая информация

Методическая цель урока – это создание условий для проявления познавательной и творческой активности учеников.  Формирование познавательной активности возможно  при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Решению этой проблемы способствует проведение нетрадиционных уроков.

На уроке используется кейс-технологии (работа в группах). Состав групп можно менять для различных заданий. Задания различного характера.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Уч.пособие «Основы светской этики», дидактический материал с Интернета. Музыка для проведения физкультминутки.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок с мультимедийной поддержкой помогает сделать урок эмоционально насыщенным и полноценным, наиболее наглядным, усиливает положительную мотивацию обучения и активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет не только расширить и закрепить полученные знания, умения и навыки, но и в значительной степени повышает творческий и интеллектуальный потенциал учеников.

При разработке урока с использованием ИКТ особое внимание обращается на здоровье обучающихся, используются элементы здоровьесберегающих технологий. 

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

После этого урока необходимо провести урок закрепления.

Другое

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ "Православный храм"

Курс  ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры". Урок №14. 4 класс....

Конспект урока ОРКСЭ по теме "Образцы нравственности в культуре России" Урок № 26

Конспект урока по предмету "Основы религиозной культуры и светской этики" (Модуль "Светская этика"" Урок № 26 Тема урока: "Образцы нравственности в культуре России"...

"Христос и Его крест", разработка и презентация урока по ОРКСЭ в 4 классе

Урок является седьмым по счету в 4 классе. Старалась использовать учебник, «Электронное приложение А.В.Кураева» и ресурсы Интернета. Презентация охватывает все темы урока....

Урок дружбы по курсу ОРКСЭ

Урок разработан по теме "Дружба"в 4 классе.  модуль «Основы светской этики»...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...