Классный час "Мы - граждане одной страны"
классный час (4 класс) по теме

Макагоренко Ольга Дмитриевна

Цели:
– воспитание любви к своей родине,
– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Адыгеи, развитие и сохранение их обычаев и традиций,
– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Мы  граждане одной страны"

 Цели:

 воспитание любви к своей родине,
– воспитание уважения к национально-культурным традициям народов Адыгеи, развитие и сохранение их обычаев и традиций,
– развитие познавательного интереса к изучению истории и культуры своего родного края.

Форма проведения: игра-путешествие по станциям.

Место проведения: 7 специально оформленных кабинетов под тематические станции:

1. Лингвистическая.
2. Литературно-фольклорная.
3. Памятники природы и культуры.
4. Государственные символы РА и РФ,
5. Игровая.
6. Национальная кухня.
7. Творческая «Мы изготавливаем Ковер Дружбы».

Подготовительная работа: Класс делится на 5 команд. Игру проводят вожатые-старшеклассники. Учащимся заранее предложен круг вопросов, которые будут ставиться в ходе игры с тем, чтобы учащиеся подготовились, а также на станцию «Национальная кухня» специальное задание: приготовить национальное блюдо русской и адыгейской кухни, красочно оформить и представить рецепты этих блюд.

Оформление, оборудование: 

– таблички на дверях кабинетов с указанием станций,
– компьютер и файлы Программы-презентации «По моей Республике»,
– магнитофон с записью Гимна РА и РФ,
– плакаты с изображением флага, Герба РФ и РА,
– выставка книг «Моя родина – Россия, Адыгея»,
– лист ДВП размером 100+100см и набор необходимых материалов для изготовления «Ковра Дружбы»: одноразовые бокалы (по количеству учеников), гуашь 6–12 цветов, мука, масло растительное, соль, клей ПВА, вода, полотенца, вода для мытья рук.

План проведения: В помещении, оборудованном компьютером, проводится Старт  Игры. В исполнении детей звучит литературно-музыкальная композиция «В семье единой», группам вручаются «Маршрутные Листы» с указанием порядка движения по станциям (см. Приложение). Группы уходят по маршруту (время нахождения на каждой станции ограничено 5–6 минутами согласно графику). На каждой станции в «Маршрутный Лист» ставятся оценки по 5-балльной системе. После прохождения всех станций ученики собираются в стартовом помещении, где будут изготовлять «Ковер дружбы», символ единения всех наций и народностей, населяющих нашу Родину, Республику Адыгея.  Затем подводятся итоги. Награждение. Чаепитие.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

Кабинет красочно оформлен. Плакаты с изображением государственной символики России и Республики Адыгея. Рисунки детей «Моя родина», книжная выставка «Моя родина – Россия, Адыгея».
Вступительное слово учителя.
Демонстрируются слайды компьютерной презентации «По моей Республике».

Литературно-музыкальная композиция «Мы граждане одной страны»

«Откуда родом ты?» –
Меня спросили.
И я ответил гордо:
« Из России,
А если говорить точней –
С Кавказа я.
Там Адыгея - родина  моя».

Наш дом родной – Адыгея –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.

Приветствую тебя, страна благословенна
Страна обилия и всех земных богатств.

Про хорошего человека говорят: «У него доброе сердце», а что можно сказать о нашей республике?! – Очень многое.
Нам есть чем гордиться – прекрасна природа нашего края, красивы наши города, аулы и села, богаты полезными ископаемыми недра республики. Но самое главное богатство – это люди.

Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу.
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.

Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.

Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили.
Храни огонь родного очага!

Не так ли дружба наша с тобой
Негаснущим солнцем озарена?

Простор неоглядный, родные края –
Россия, единственная наша судьба!
Россия, Адыгея – вместе на века!

Звучит Государственный Гимн России и Государственный Гимн Республики Адыгея. Приглашение к путешествию. Вручение «Маршрутных листов».

Станция «Лингвистическая»

Родной язык мой, ты – как древний лес,
Где есть такие чащи и поляны,
Куда вхожу я, будто в мир чудес,
Где все звучит светло и необманно.
Задания.

1. Разгадать кроссворд «Школа».

2.Угадай букву и придумай слова, начинающиеся с этой буквы:

Э О К Y 

3. Проверим вашу грамотность

Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.

– Я одел пальто и пошел гулять.
– Дружба спаивает товарищей.
– Наш класс гремит по всей школе хорошими отметками.
– Я взял книгу с этажерки и переставил ее на другое место.
– Столяр сделал тумбочку из сосны с четырьмя ножками.
– У дороги стоял пожилой дуб.
– Степа присел на пенек, собиравший грибы.
–Наша команда проиграла благодаря отсутствию двух ведущих спортсменов.

Станция «Литературно-фольклорная»

Открой мне, книга, сокровища свои,
Из чистых родников меня знаньем напои.
Задания:

1.Какие русские писатели в своих произведениях изображали Адыгею?

2. Отгадайте адыгейские загадки.

Гибкая все лето она
Белый пух – ее наряд,
Глазки фиолетово
Осенью горят.
(Черемуха)

Ростом – так себе, с кулак.
А вот шуб не снять никак.
 (Капуста)

Игрушка мала,
А в ней – на пчеле пчела.
(Огурец)

Цветет белым-бело,
А плоды красные.
 (Яблоко)

Без отца, без матушки
Оранжевый домок.
Уместил ребятушек –
Сколько мог.
(Тыква)

3. Найдите эквивалент в русских пословицах.

А) В своем доме – горшок с водой, в чужом – горшок с маслом.  (В чужом саду яблоки вкуснее.)
Б) У кого много друзей, у того много сил.
(Не имей сто рублей, а имей сто друзей) 
Г) Кто не спит – с добычей будет.
(Поздняя пташка глазки открывает, ранняя пташка зобик набивает. Кто рано встает, тому бог подает.)
Д) Решайся – и в работу впрягайся.
(Назвался груздем – полезай в кузов.)

Станция «Игровая»

В празднике, в игре познается народ...

Задание: представить и показать национальную игру адыгейского и русского народов.

С древнейших времен до нас дошли сведения об играх с мячом.

В древних русских летописях есть упоминание о народной игре - лапте. Да и среди предметов, найденных при раскопках древнего Новгорода, обнаружено немало мячей и сама лапта (палка-бита), давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

Еще во времена Петра I лапта была любимейшей молодецкой забавой. Следует отметить, что лапта - не только русская игра. У разных народов мира есть много родственных игр. Они имеют свои правила и называются по-разному: у англичан - крикет, у американцев - бейсбол, софтбол, у кубинцев - пелота, у румын - ойма, у финнов - песа палло, у немцев - шлагбал. Норвежские археологи при раскопках находят биты для игры в лапту, которая у викингов пользовалась успехом. У адыгов похожая игра на лапту - игра в мяч (Iэгуао).

            Игра в мяч (Iэгуао). В этой игре принимали участие все мальчики и девочки. Игроки делились на две группы. Назначали двух главарей.

Участники игры, кроме главарей, становились парами, и каждая группа выбирала себе определенное имя, одна группа называла себя "дикой кошкой", другая – "домашней кошкой". После этого обе группы возвращались к главарям со словами: выбирай, старшина "дикую кошку" или "домашнюю кошку". Один из главарей (старший по возрасту) говорил: "дикую кошку". Группа с именем "дикой кошки" переходила на его сторону, а другая группа на сторону второго главаря. После этого начиналась игра в мяч. На поле намечали два конца, расстояние между которыми составляло от 30 до 50 м. На том и другом концах забивали по столбу. Участники первой группы поочередно изо всех сил бросали мяч вперед. Игрок, бросивший мяч, бежал на другой конец поля. Игроки второй группы старались схватить мяч и ударить им бежавшего игрока. Если мяч не попадал в него, то первая группа опять выбрасывала мяч в поле. В противном случае мяч переходил ко второй группе.

А теперь сравним эту игру с русской лаптой.

Лапта - игра командная. Играют две команды.  Каждая команда  состоит из 10 игроков. В лапте  не нужно забивать голы, забрасывать мячи в корзину, здесь результат определяется количеством удачно проведенных перебежек, за которые команде начисляются очки. Каждая команда старается играть как можно дольше в нападении, ведь только игра в нападении позволяет сделать результативную перебежку. В защите же можно набирать очки за пойманные с лёта мячи. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры

Очень много общего, а самое главное – эта игра воспитывает командный дух, не в зависимости от того, к какому народу она относится.

Народные игры чаще всего задействуют всю семью, так как создавались, чтобы коротать долгие зимние вечера. Они интересны и детям, и взрослым. Эти игры помогают почувствовать семейную сплоченность, дают нам возможность пообщаться со своими родителями в процессе увлекательной игры. А что может быть лучше.

Станция «Национальная кухня»

На широких нарах – богатый стол:
Сэксэк, куллама, ватрушки...

Домашнее задание: подготовить по одному блюду адыгейской и русской кухни. Красочно оформить рецепт блюда и представить его.

Станция «Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея»

О, музыка свободы и любви –
Святой источник языка родного!
Лишь добротой полны цветы твои,
Не злу, а счастью служит твое Слово.
С тобою мир мой ясен и велик.
С тобой душа к высокому стремится.

Вопросы:

1. Что входит в понятие «Государственная символика»?
2. Кто автор слов и музыки Гимна России?
3. Кто автор музыки Гимна Республики Адыгея?
4. Опишите Государственный Флаг России.
5. Опишите Государственный Флаг Республики Адыгея.
6. Расскажите о Государственном Гербе России.
7. Расскажите о Государственном Гербе Республики Адыгея.

Станция «Памятники природы и культуры народов Республики Адыгея»

Какое солнце всходит над горами,
Как хорошо и радостно в душе!
Я день встречаю звонкими словами:
Цвети, земля, цвети и хорошей!..

Вопросы.

1. Какие памятники археологии на территории Республики Адыгея вы знаете? Где они расположены?

2. Демонстрируются фотографии памятников культуры. Нужно назвать памятник или здание, указать, где они расположены, назвать автора сооружения, год открытия:

Станция «Творческая»
«Мы ткем Ковер Дружбы»

Наш дом родной – Башкортостан –
Народов разных дружная семья.
Здесь наших предков первобытный стан –
У эпохальных вех история своя.

Издавна на земле Адыгеи жили люди разных национальностей и продолжают жить в семье единой. 2007-й год в Республике Адыгея является годом 450-летнего юбилея добровольного вхождения Адыгеи в состав Русского Государства, Годом единства. Сегодня мы с вами на самой заключительной станции – «Творческой» – будем ткать так называемый «Ковер Дружбы». Разные цвета и оттенки нашего «Ковра» – это разные люди, их чувства, дела, творения. Но общее для нас всех – это наша Родина, Россия, Адыгея. И «Ковер Дружбы» – это наше  творческое дело по укреплению нашей Единой Семьи.
(Подходим к столу, на котором приготовлены все необходимые материалы.)

 Без чего нет дружбы? – Без доброго отношения к людям. – Насыпаем в каждый стакан по 2 ложки добра (мука).

А добро всегда побеждает какие-то неприятности, зло. (Кладем в стакан по 1,5 ложки соли).

 Масло, или добрые слова на родном языке помогают нам лучше понять друг друга – (наливаем по 0,3 ложки масла растительного).

Все хорошо перемешиваем.

Это – вечный дар – чистая вода – она дается нам на века нашими предками, нашими прабабушками и прадедушками, бабушками и дедушками, папами и мамами. И мы передаем ее из поколения в поколение. Вода. (Наливаем ее, хорошо перемешиваем, чтобы получилось тесто такой консистенции, как на блины).

Для того, чтобы наша дружба между народами стала крепкой, положим сюда клей ПВА (2 ложки). А раскрасим наш ковер разноцветными красками. Каждый кладет по 1 чайной ложке гуашь любого цвета. Хорошо перемешиваем. Выливаем на лист ДВП в круг по очереди, затем проводим ровные лучики из центра круга. Получился красивый «Ковер», похожий на звезду, – наш «Ковер Дружбы».

Пусть наш «Ковер» станет символом дружбы всех народов Республики Адыгея, проживающих «в семье единой». Через 1.5 суток он высохнет, и мы поместим его в класс как память о нашем празднике, посвященном Году единства и 450-летию добровольного вхождения Адыгеи в состав Русского Государства. Спасибо всем за участие. Приглашаем всех на чаепитие.

Заключительный этап

Подведение итогов. Награждение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа " Мы - граждане своей страны"

Рабочая программа  внеурочной деятельности составлена по   военно - патриотическому направлению воспитания учащихся....

«Казахстан – «Стратегия – 2050»: Один народ – одна страна – одна судьба.

продолжить формирование понятий «закон, порядок, право»; дать представление о Конституции; развивать у детей духовно-нравственные качества и гражданскую позицию; расширение кругозора в области п...

Казахстан – «Стратегия – 2050»: Один народ – одна страна – одна судьба.

Кайырлы кун, мектеп!Кайырлы кун, окушылар!-Доброе утро, дорогие гости, уважаемые родители, мои любимые ученики!-Доброе не только из-за ясной погоды, а, прежде всего, доброе из-за добра, которое ...

Классный час: « Один народ – одна страна – одна судьба».

Целью данного материала является  расширение знаний о  Республике Казахстан, развивитие интереса  к истории государства, воспитание нравственно-патриотических чувств....

Классный час на тему "Мы маленькие граждане большой страны"

Внеклассное мероприятие. Классный час на тему  " Мы маленькие граждане большой страны "Цель:  - формирование гражданской позиции младшего школьникаЗадачи:познакомить детей с понятиями: малая...

«Отправляемся в гости…» - Пояснительная записка - 6 классных часов (Каждый классный час посвящён одной стране: Россия + Дагестан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, Узбекистан, Украина.)

Методическая разработка мероприятий в области воспитания толерантности, гражданской идентичности и патриотизма у младших школьников. Система мероприятий включает в себя: 6 классных часов (Ка...

Классный час «Стратегия «Казахстан-2050»: один народ - одна страна - одна судьба».

Классный час«Стратегия «Казахстан-2050»: один народ - одна страна - одна судьба»....