мастер класс
методическая разработка по теме

Галяутдинова Лилия Николаевна

Формы и методы работы классного руководителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_mastr_klass.doc628 КБ

Предварительный просмотр:

Формы  и методы работы классного руководителя

Мы все мечтаем о хорошей школе, о том, чтобы обучение в такой школе было успешным и радостным для ребенка. И огромная неоценимая роль в этом отводится классному руководителю. От того, как будет чувствовать ребенок себя в школе, будет зависеть и успешность его образования, а значит, возможность найти свое место в нашем прекрасном мире. Самому ребенку войти в самостоятельную жизнь трудно. Научить, направить, помочь, посоветовать может классный руководитель. Это он  посредник между растущей личностью и окружающим миром в формировании духовно-нравственных ценностей

Мой ребенок шагает в большой мир, не забывая, что он личность, часть общества, радость и благо своей семьи. На схеме - это основные направления моей воспитательной работы – индивидуализация, самоуправление, семья.

  Фундаментом работы по воспитанию и развитию школьника считаю индивидуализацию. Формы и методы индивидуальной работы с учащимися различны.

  1. Это наблюдения в классе, на переменах, в играх, во внеклассной деятельности;
  2. рисуночные методики "Нарисуй человека", "Несуществующее животное", "Метод пиктограмм";
  3. анкетирование на разные темы с целью познания учащихся “Кто твой друг, подруга? Твое любимое занятие после школы? Какие книги ты любишь читать? Как отдыхаешь во время каникул? Какое добро ты сделал в своей жизни? Как воспитываешь себя?”;
  4. индивидуальные беседы с учащимися - “Посекретничаем?”;
  5. коллективные беседы или “Поговорим начистоту”: “Какие черты характера в человеке нравятся, какие не нравятся?”, “Какую роль играет в жизни человека его одежда, внешний вид?”, “Культура мира. Человек среди людей”, “Я отвечаю за свои поступки”, “Настоящий мальчишка, какой он?” и др.; “Поезд настроения”; классные часы.

Изучение особенностей каждого ученика помогает найти ключик к сердцу моих воспитанников и раскрыть их как личность.

Хотим  поделиться с вами своими находками.

Упражнение “Снежинка” можно предложить как детям, так и родителям в 1-м классе.

- Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

  1. Сложите лист пополам.
  2. Оторвите правый верхний уголок.
  3. Опять сложите лист пополам.
  4. Снова оторвите правый верхний уголок.

Продолжите, пока будет возможно. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Об этом я веду разговор и с детьми и с родителями, учу их быть терпимыми к недостаткам других.

Передо мной мои первоклассники. Первые встречи и первые трудности: дети такие разные. Почему так нелегко моим первоклассникам? В чем причина, что один из их беспечно бросает портфель, другая  до сих пор не нашла себе подругу, а третий  сидит как мышка, вжавшись в парту? На помощь приходит “Поезд настроения”. Он каждое утро встречает моих учеников. В окошко глядят фотографии учеников. Ребята вставляют в свое окошко кружок такого цвета, с каким настроением они пришли в школу. По окончании учебных занятий, ученики могут изменить цвет кружка в зависимости от настроения. Это помогает мне подойти индивидуально к каждому, вызывает на откровенность.

Помогают и принципы классного руководителя, рожденные самой жизнью:

  1. Хочу, чтобы школа стала для детей школой успеха. Постараюсь все сделать для этого.
  2. Хочу, чтобы меня любили. Поэтому буду относится к детям так, как бы хотела, чтоб они ко мне относились.
  3. Так мало знаю о сложных лабиринтах детства. Поэтому позволю детям учить меня.
  4. Иногда мне нужно, чтобы они меня поняли и приняли. Поэтому буду стараться понимать и принимать детей.
  5. Я - человек и склонна ошибаться. Поэтому буду терпелива к ошибкам детей.
  6. Почти всему, что знаю, я научилась на собственном опыте. Поэтому позволю детям приобретать собственный опыт.
  7. Черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому буду признавать и подтверждать чувство самостоятельности у ребенка.
  8. Не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли. Поэтому буду стараться смягчить удар.
  9. Чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

«В каких проявлениях любви нуждаются дети». 

- Было бы неправильно оставить все так, как есть. Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы поработаете в группах.   - Возьмите на столах небольшие листы  бумаги  с нарисованными на них солнышками.

  1. В центре круга напишите свое имя. Теперь на каждом из  лучиков запишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь?» (Например, улыбкой, добротой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).
  2. Обсудите ваши достоинства в группе, сравните,  найдите общие и запишите на лучиках большого солнышка,  все ваши достоинства.
  3. Давайте поделимся вашими находками со всеми. На доске нарисовано  общее солнышко. Это вы своим теплом согреваете своих детей. Как же называются ваши лучи?  Начинает первая группа. Она прикрепляет к солнышку лучики, следующая группа продолжает, и так, пока на доске не будут помещены все ваши проявления родительской любви к своему ребенку.

Избегаем повторов.

  1. Обмен впечатлениями.

- У нас с вами получился насыщенный разговор, проделана огромная работа,   в конце которой  мне бы хотелось предложить вам  закончить следующие  предложения:

        В процессе сегодняшнего совместного обучения  я сделал для себя такой вывод, …

        Мне не понравилось…

Родители  свободно высказываются  по поводу возникших впечатлений и того опыта, который они приобрели в процессе обучения.

МАСТЕР-КЛАСС

в рамках августовского совещания

Тема: «Формы и методы работы классного руководителя»

Август, 2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"

Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....

Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер

Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...