программа развития классного коллектива
рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме

В работе представлена программа, отвечающая требованиям к оформлению программ. Работа была представлена  на районный конкурс "Самый классный классный". В программе представлены разделы: работа с родителями (тематика родительских собраний в начальных классах), тематика классных часов и бесед в различных разделах воспитания, план - сетка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_klassnogo_kollektiva_word.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Бор Афанасьевского района Кировской области

                                                     Утверждаю:

Директор школы___________

Порубова И.А.

                                                                                           Автор: Поторочина

                                                                                         Елена Борисовна,

                                                                                           учитель начальных

                                                                                     классов первой

                                                                                           квалификационной

                                                                                           категории, психолог

Сроки реализации: 2008- 2012

Возраст: 7-10 лет

п.Бор

2008 год

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Увидеть мир в песчинке

 и рай в диком цветке,

Держать бесконечность в ладонях

и вместить вечность в один час      

                                                                                             /Уильям Блейк

Современная жизнь ставит перед школой новые сложные задачи — поиск эффективных средств воспитания молодого поколения, которому предстоит действовать в условиях демократического, самоуправляющего и динамичного общества. Все это требует высокого уровня развития культуры личности, ее самосознания, ответственности. Способности осуществлять свой выбор в мире современных социальных и нравственных ценностей.

Социальная среда, в которой растет большинство учащихся школы, неблагоприятна. Родители, заботясь о «хлебе насущном», забывают, что ребенок должен расти и духовно. Дошкольное образование получают  40%  процентов  детей. Отсюда и вытекают противоречия:

  1.    между реальным состоянием и требованием к уровню интеллектуального и личностного развития дошкольников при поступлении в школу;
  2. между возможностями обучения и условиями развития личности;
  3. между индивидуальным развитием личности и коллективным способом обучения;
  4. между индивидуальным темпом развития и едиными программными требованиями, реальным уровнем обучаемости.

Наиболее важными в воспитательной деятельности считаю идеи:

  1. личностного подхода;
  1. индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания;
  2. идеи всестороннего развития личности через компетентностный подход в воспитании и обучении.

Многое во взаимодействии учитель – ученик зависит от личности учителя, его жизненного опыта, готовности к самоактуализации, саморазвитию, его интересов и увлечений. Поэтому решаю продолжить учебу и оканчиваю Университет Российской Академии Образования по специальности «Психология» и получаю квалификацию «Преподаватель психологии. Педагог – психолог. Специализация: Психолог – консультант в социально – экономической сфере». Базовый педагогический уровень и знание психологии  позволяют более глубоко планировать учебный и воспитательный процесс, учитывать возрастные способности и особенности школьников в деятельности.

 Главным  считаю развитие у детей коммуникативных способностей, именно они лежат в основе общения детей со сверстниками и не только. Решение проблемы общения приводит к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся. Интерес к жизни -  это непременное условие работы с детьми, условие эффективного воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности «быть счастливым», в основе которой – принятие жизни как дара природы.

Анализируя опыт воспитательной работы в интернате при школе, пришла к выводу, что удобнее ставить далеко идущие цели: не на учебный год, а перспективно, на все четыре года обучения в начальной школе. Выделяю следующие цели:

  1. максимальное развитие каждого ребенка;
  2. сохранение его неповторимости;
  3. раскрытие его потенциальных талантов;
  4. создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

К достижению целей прихожу через  создание условий для:

  1. сохранения здоровья и приобщения детей к здоровому образу                     жизни;
  1. воспитания уважения к себе и другим (взаимоотношения, взаимопонимание, доброе отношение друг к другу);
  2. воспитания ребенка как члена общества, воспитания в нем умения жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  3. развития чувства долга и ответственности;
  4. воспитания трудолюбия, бережного отношения к труду других людей,  к его результатам;
  5. воспитания доброго отношения к родителям;
  6. развития внимания, мышления, памяти, речи учащихся;
  7. развития творческой активности.

В работе придерживаюсь основных идей успешности процесса воспитания. В первую очередь, идеи формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений.

Формируя базовую культуру личности младшего школьника,  особое внимание в моей работе отводится созданию широкого информационного поля для усвоения базовых культурных  начал.

Вместе с учащимися занимаемся поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на их основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника.

Внеклассную работу строю на следующих принципах:

  1. принципе открытости;
  2. принципе привлекательности будущего дела;
  3. принцип деятельности;
  4. принципе обратной связи;
  5. принципе сотворчества;
  6. принципе успешности.

Всегда помню, что растущая личность - это изменяющаяся личность, способная расширять собственный опыт, постоянно направленная на раскрытие и понимание своих индивидуальных возможностей, на поиск смысла и предназначения своего существования в этом мире.

Особо необходимо отметить, что каким бы мастером ни был учитель, без помощи родителей, семьи высоких результатов не достичь. Поэтому важным считаю привлечение родителей к воспитанию детей, вовлечение пап, мам, бабушек и дедушек в жизнь класса. Современные родители заняты «зарабатыванием» денег. Часто времени на ребенка не остается. Тогда на помощь приходят бабушки и дедушки. Содружество трех поколений сплачивает семьи, укрепляет семейные отношения, сохраняет традиции. Улучшение в семейной атмосфере положительно сказывается на самочувствии детей, повышает их уверенность в родителях и своих возможностях.

Думаю, тема семьи, взаимопонимания, воспитания должна стать приоритетной в работе педагогического сообщества. Главной целью в работе с семьей считаю следующую: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Кадровые:

Учитель 1 квалификационной категории, педагог – психолог, педагог дополнительного образования

Методические:

  1. методические разработки,
  2. наглядные пособия, изготовленные педагогом и воспитанниками
  1.    Использование эффективных методик;
  2.    Инструктажи по технике безопасности.

Материально-технические:

  1. Оборудование кабинета отвечает санитарно – гигиеническим нормам;
  2. Наличие инструментария и материалов;
  3. Наглядность.
  4. методические пособия, книги.
  5. оформление стендов,
  6. ТСО,
  1. аудио, видеокассеты.

Психологические:

  1. доброжелательность на занятиях,
  2. индивидуальный подход,
  3. укрепление здоровья,
  4. создание обстановки доверия, сотрудничества в коллективе ребенок- педагог – родитель
  5. учет возрастных особенностей ребенка
  6. личностно ориентированное взаимодействие педагога с ребенком
  7. ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребёнка с его собственными вчерашними достижениями)
  8. стимулирование деятельности детей.

Организационно-диагностические:

  1. проведение групповых и индивидуальных занятий,
  1. возможность сотрудничества с коллективами других классов
  2. Проведение индивидуальных занятий;
  3. Варьируемость программы в зависимости от способностей и уровня развития воспитанников, их интересов.

Формы организации деятельности:

        - групповая (обеспечивает учет дифференцированных запросов учащихся, происходит активное сотрудничество учащихся в процессе деятельности и становление внутриколлективных отношений на нравственной основе общения);

        - парная (позволяет организовать взаимное обучение, обмен ответами, осуществлять взаимоконтроль, учитывать темп и стиль работы каждого, учащиеся помогают друг другу разобраться в ошибках);

        - фронтальная (позволяет одновременно обучить большое количество учащихся, активно управлять их восприятием информации, систематическим закреплением, повторением, непосредственно общаться со всеми учащимися, вовлекать их в обсуждение проблем, вести дискуссию, корректировать ответы учащихся);

        - индивидуальная (позволяет полностью приспособить обучение к личным особенностям учащегося; создаются благоприятные условия для развития способностей и склонностей каждого учащегося, реализации его индивидуальных интересов и потребностей).

МЕТОДЫ,  используемые в работе:

  1. проектирование, моделирование, конструирование при целеполагании;
  2. структурирование, нормирование при планировании;
  3. распределение по группам, регулирование, распределение ролей при организации работы;
  4. побуждение, создание ситуации успеха, внушение, поощрение, стимулирование, поддержка при мотивации;
  5. адаптация, сотрудничество, доверие, диалог, полилог, монолог при выполнении  коммуникативных функций;
  6. переучение, убеждение, личный пример, упражнение, тренинг при формировании сознания;
  7.  сбор данных, систематизация, анализ, обобщение при контроле;
  8. переубеждение, переучение при коррекции.

Типы занятий:

  1. комбинированный
  2. изучение нового материала
  3. практическое занятие
  4. обобщающего повторения
  5. контрольно-зачетный
  6. коррекции
  7. игра–тренинг

СОЦИАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Школьная библиотека
  2. Поселковая библиотека
  3. Районный музей
  4. Сельский Дом Культуры
  5. Организации и предприятия поселка

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ  ПРОГРАММЫ

Результатом реализации программы является личность воспитанника, обладающая:

  1. комплексом знаний, умений, навыков в общении, познании себя
  2. потребностью в общении и саморазвитии
  3. способностью к творческому самовыражению и самоанализу
  4.  развитым эмоционально-эстетическим отношением к народным традициям и культурным ценностям

ДИАГНОСТИКА

  1. Уровень развития исследуемых психических процессов и состояний.
  2. Уровень воспитанности по Н.П. Капустиной.
  3. Индивидуальные особенности развития личности ученика.
  4. Социометрическое исследование.
  5. Методики по выявлению готовности к школе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  БАЗА  ОПЫТА

     В своей работе использую как традиционные методики и технологии, так и новые подходы, разработанные в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми современному воспитания и обучению.

     Актуальной, востребованной и сегодня остается     технология   коллективного     творческого    дела (КТД),  разработанная  педагогом, академиком АПН СССР, доктором педагогических наук Игорем Петровичем Ивановым. [8]  В своей педагогической деятельности он развивал выдвинутые  А.С.Макаренко идеи воспитания детей через коллектив. КТД оказывает комплексное воспитательное воздействие, способствует развитию  эмоционально-волевых качеств, познавательных способностей, гражданских качеств, социальной и творческой активности, поэтому широко используется в современной практике детских организаций.

     Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует  общего поиска, дает  ему толчок, открывает для него широкий простор. Поэтому в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты. «КТД – не догма, оно не может делаться по   шаблону». [9, с.4]  Творческий характер КТД – это важнейшая особенность коллективной творческой деятельности.  Обязательным условием эффективности КТД  является единство и последовательность всех шести его стадий:

  1. Предварительная работа организатора.                                    
  2. Коллективное творческое планирование.
  3. Коллективная подготовка дела.
  4. Проведение КТД.
  5. Коллективный анализ дела.
  6. Последействие КТД.

     Таким образом,  методика КТД, разработанная еще в 50-60-х годах прошлого века, актуальна и востребована сегодня, так как отвечает современным целям воспитания.

Однако, невозможно оставить без внимания тот факт, что современной педагогикой разработаны и внедрены новые технологии воспитательной работы, опирающиеся на современный подход к воспитанию  ребенка, в основе которого – гуманность и уважение индивидуальности,  развитие интереса растущего человека к себе, своему внутреннему миру, характеру, своим отношениям с людьми, формирование способности делать жизненные выборы в интересах своего развития, развитие творческого начала личности,  способности и умения понимать другого человека, заботиться о нем, сотрудничать с ним.

Кроме того,  Щурковой Н.Е.  была рассмотрена идея  создания   ситуации   успеха. Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение субъекту, становится для него фактором развития. Чтобы содействовать успеху деятельности, нужны вполне определенные психологические влияния педагога на субъекта деятельности.

Вопросами организаторской работы занимался  известный педагог Николай Анатольевич Лутошкин. В своей книге, рассчитанной на старшеклассников, он в доступной форме рассказывает об особенностях, законах, правилах организаторской работы, о психологии  личности организатора, особенностях формирования коллектива. Широко известно его образное описание стадий развития коллектива, используемые в основном для самодиагностики: «Песчаная россыпь», «Мягкая глина», «Мерцающий маяк», «Алый парус», «Горящий факел». [12]

     Кроме того, в своей работе  руководитель должен опираться на возрастные    особенности     детей:

  1. Недостаточная организованность
  2. Эмоциональная неустойчивость
  3. Слабо выраженная половая дифференциация взаимоотношений в классе
  4. Неустойчивость дружеских групп
  5. Стремление к единству, к совместной деятельности
  6. Стремление к подражанию коллективам классов более старших возрастов.

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ

К началу обучения в школе у ребенка складывается достаточно сильная мотивация к обучению. Мотивы школьников выражаются в формуле «стремление к положению школьника». У ребенка ярко проявляется потребность посещать школу, носить форму, ранец, выполнять общественные поручения в классе. То есть, проявляется потребность занять новое положение среди окружающих.Это субъективная готовность к школе.

Объективная готовность к школе – это тот уровень знаний, умений, с которыми  ребенок приходит в школу. У современного семилетнего ребенка уровень субъективной готовности повышен. Всё это усложняет работу по формированию мотивации учения младших школьников.Мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и др.  в основе любого поступка лежит мотив или совокупность мотивов, которые «запускают» и направляют активность человека.

Мотивы:

  1. Социальные
  2. Учебно- познавательные
  3. Оценочные
  4. Позиционные
  5. Внешние по отношению к школе и учению.

Когда деятельность побуждается внешними факторами (например, указание взрослого), говорят о внешних мотивах поведения и деятельности.

Поэтому важно формировать систему  внутренних мотивов. Но может произойти борьба мотивов. Необходимо:

  1. Выявить доминирующие;
  2. Формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.

В старшем дошкольном возрасте доминирующее положение начинает занимать познавательные и широкие социальные потребности( в социальном признании, стремлении к неигровым видам деятельности, потребность в самоутверждении, мотивы долженствования).

Факторы внутреннего и внешнего характера, которые побуждают деятельность ребенка, направленную на усвоение  новых знаний, должны служить основой для формирования учебных мотивов.

Оценочные и позиционные мотивы по своей природе социальны. В традиционной практике школьного обучения функция оценивания полностью возложена на учителя. Отметка – «кнут и пряник» процесса обучения. «Обучать без отметок? Да это просто немыслимо! Школьники любят получать отметки. Оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком; отметка является результатом этого процесса, его условно – формальным отражением в баллах» (Ш.А. Амонашвили, 1984 г.)

«ЗА»  отметку:

  1. Обучение с отметкой проверено вековым опытом. Процесс усвоения знаний  без отметок невозможен. В противном случае это «обезличивает» школьника.
  2. Отметки стимулируют успеваемость, вырабатывают требовательность к себе.
  3. Упразднение отметок сведет на нет весь педагогический труд. Большинство учеников не хотят учиться, а если будут знать, что им ничего «не угрожает» и никто не будет поощряться, вообще перестанут заниматься.

С момента появления ребенка в школе учитель начинает использовать отметку как средство, побуждающее ученика к активной работе, т.е. пользуется отметкой как мотивирующим средством.

Оценка – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков ,умений в соответствии с требованиями программ обучения и руководящих документов в образовании.

При этом оценка может быть выражена в формах:

  1. Эмоциональное отношение
  2. Оценка- суждение
  3. В форме отметки, которая фиксируется.

СВОЯ ВАЛЮТА

(Современная техника оценивания по  А. Гин).

Формула: на уроках вводится своя «денежная единица»

«…В младших классах за удачный ответ дают красный     Накопил 5 красных фигур – получай -

Прием вводится на некоторое время. По мере формирования привычки активно работать, учитель уходит от этого приема. Высший пилотаж урока – это увлеченная работа учеников без «материальной подкормки».

СТРОИМ  ДОМ ИЗ КИРПИЧИКОВ

Цель:

  1. Создание канала обратной связи
  2. Создать условия для повышения внутренней мотивации
  3. Повысить обучаемость ученика

Оборудование: бланки на каждого ученика или сводная таблица, расчерченные на квадратики по каждому предмету в соответствии с количеством уроков по плану.

ЦЕЛЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ: построить самый высокий дом

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК:

Красный кирпичик – отлично

Зеленый кирпичик – хорошо

Синий кирпичик – удовлетворительно

Оценка – мощное средство воспитания, воздействующее на развитие личности в целом. Оценка важна для успешного осуществления учебной деятельности. Влияние оценки становится благотворным при наличии у школьника доверия к учителю. Решающую роль играет личность учителя, его ожидания, общая позиция, стиль общения с классом, способность создать атмосферу психологического комфорта.

Таким образом, главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен УСПЕХ. Степень успешности во многом определяет самочувствие, отношение к миру, желание работать. «Сделайте восхождение по ступеням познания успешными – и перед Вами будут благодарные ученики».

Конкурс «Лучший ученик»

Цель:

  1.   Повышение мотивации учения
  2.   Повышение социальной активности школьника
  1.     Повышение любознательности, стремления к саморазвитию.

Критерии оценивания:

  1. Высокая работоспособность
  2. Высокая обучаемость и обученность
  3. Активная позиция в учебное и внеурочное время
  4. Положительные результаты учебной деятельности
  5. Участие в работе кружков и секций
  6. Качество выполнения поручений: ответственность, организованность.

АДАПТАЦИЯ К ШКОЛЕ

ВВЕДЕНИЕ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ

Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает

специальный курс «Первые дни в школе»

 авторы Гин Светлана Ивановна, Прокопенко Ирина Евгеньевна,

 который поможет безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее. Знакомство с правилами и нормами школьной жизни и обучение сотрудничеству.

Здравствуйте, дорогие учителя - "первоклассники"!

Завтра — 1-е сентября...

И вновь с радостью и волнением вы идете "первый раз в первый класс"... Действительно, в первый раз, потому что, сколько бы клас сов до этого у вас ни было, этот "первый" все равно впервые...

И чтобы завтра вы уже немного знали про своих учеников, сегодня вам предстоит встреча с их родителями: сегодня у вас первое роди тельское собрание.

На собрании вы расскажете о себе, об учебных программах и своих требованиях; узнаете, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от учителя. Мамы и папы получат свое первое домашнее задание (ведь родители тоже будут учиться — учиться быть родителями ШКОЛЬНИКА). Задание такое: написать сочине ние о своем ребенке — как он рос до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлека ется, что любит и что не любит, на что учителю нужно обратить особое внимание...

А ваши завтрашние ученики, так же как и вы, с радостью, и волне нием ожидают 1-е сентября: какая она, школа?

Любая работа, любое серьезное дело требуют времени на то, что бы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа — не исключение. О необходимости периода адаптации для первоклассни ков сейчас много говорят и пишут. Предлагаем вам еще один вариант адаптационно го курса — "Первые дни в школе", рассчитанный на одну неделю.

По нашим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

Первое — психологическая адаптация, или привыкание. Этот про цесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут суще ственно различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.

Второе направление — освоение организационных навыков и уме ний для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудовой деятелыюсти необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведе ния на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, органи зация обратной связи с учителем и др.

Мы предлагаем процесс освоения формализованных навыков выне сти "за скобки", отвести первую учебную неделю на первичное осво ение этих навыков. Наш опыт показывает, что этого времени вполне достаточно для достижения данной цели.

Наша программа рассчитана на пять дней: в первый день прово дится один урок, в остальные дни — по три урока. (Возможно прове дение четвертого урока в этот период: динамическая перемена, музы ка, рисование, труд и др.)

Цели курса "Первые дни в школе":

  1. психологическая адаптация детей;
  2. знакомство с основными школьными правилами;
  3. привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной рабо ты;
  1. обучение элементарным приемам обратной связи? —развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
  2. организация классного коллектива.

РАЗВИТИЕ навыка планирования школьной жизни по ступеням

1 класс – освоение алгоритма действий

2 класс – освоение навыка качественного выполнения дела

3 класс – самостоятельное выполнение дела

4 класс – самостоятельное выполнение дела, умение оказать помощь другому.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Первый день

Классный час "Здравствуй, школа!".

Второй день

1-й урок. Знакомство детей с учителем и между собой

2-й урок. Формы устного ответа.

3-й урок. Умение выражать свои эмоции.

Третий день

1-й урок. Парная форма работы.

2-й урок. Школьные правила вежливости.

3-й урок. Экскурсия по школе.

Четвертый день

1-й урок. Обратная связь па уроке.

2-й урок. Противоречие "люблю — не люблю".

 3-й урок. Умение выражать свои мысли.

Пятый день

1-й урок. Выходы из спорных ситуаций.

2-й урок. Понятие содержательной оценки.

Школьные принадлежности.

3-й урок. Праздник "Посвящение в ученики".

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

КЛАССНЫЕ ЧАСЫ: НАПРАВЛЕНИЕ, ЦЕЛИ И ТЕМАТИКА

ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

ЦЕЛЬ:

  1. Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей
  2. Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей
  3. Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами
  4. Создание и апробация здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе
  5. Создать условия для формирования у учащихся осознанного выбора здорового образа жизни.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ  ЧАСОВ

  1. О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)
  2. О пользе зарядки. Разучивание комплекса утренней гимнастики.
  3. Режим дня школьника.
  4. Прогулки и игры на свежем воздухе.

На занятиях используются:

  1. психологические игры и упражнения для гармонизации климата в коллективе, снятие эмоционального напряжения, развитие личностных качеств.
  2. Беседы о необходимости здорового образа жизни,
  3. Профилактика социально-неблагополучных явлений.

МИР СПАСЕТСЯ КРАСОТОЙ

ЦЕЛЬ:

  1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о мировой культуре и культуре России как её части
  2. Воспитание у учащихся нравственно эстетических качеств
  3. Создать условия для формирования у учащихся качеств сопричастности   к мировой культуре и ответственности за будущее российской культуры
  4. Создать условия для формирования потребности в общении, творческой деятельности и самоорганизации
  5. Создать условия для получения и расширения экономических, экологических  и правовых знаний учащихся
  6. Создать условия для формирования ответственности за состояние природного, социального и культурного окружения.   

Формы проведения занятий:

  1. Мастерская
  2. Экскурсии в музеи
  3. Просмотр видеороликов об истории искусства
  4. Знакомство с биографиями великий деятелей культуры и искусства.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

  1. Дымковская игрушка (история)
  2. Лепим игрушку из теста
  3. Оформляем уголок и класс
  4. Наша газета
  5. Красота декоративно – прикладного творчества

Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ

ЦЕЛЬ:

  1. Создать условия для получения и расширения знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве.
  2. Создать условия для формирования у учащихся чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны
  3. Создать условия для воспитания любви к малой родине
  4. Создать условия для формирования чувства гордости за свою Отчизну
  5. Создать условия для воспитания учащихся гражданами своей Родины – России
  6. Создать условия для воспитания у учащихся активной жизненной позиции
  7. Создать условия для воспитания у учащихся интернациональных чувств.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

  1. Наш флаг
  2. Наш герб
  3. Наш гимн
  4.  Что такое выборы?
  5. История школы (в школьном музее)
  6. История поселка (В сельской библиотеке)
  7. Едем в районный музей на экскурсию

РАЗДЕЛ «КАНИКУЛЫ»

ЦЕЛЬ: создать условия для

  1. активного организованного отдыха в каникулярное время
  2. развития умения организовывать свой отдых

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Инструктажи на каникулы
  2. Занятия в кружках и секциях
  3. Колядуем в январе
  4. Катаемся с горки в марте
  5. Отдыхаем летом в ДОЛе
  6. Отдыхаем вместе со своим сводным отрядом по месту жительства

Формы проведения:

  1. Прогулки
  2. Экскурсии
  3. Викторины
  4. Литературные и народные праздники

РАЗДЕЛ «АЗБУКА ДОБРЫХ ДЕЛ»

ЦЕЛЬ:

  1. создание условий для воспитания доброго отношения к окружающим
  2. воспитания милосердия к пожилым и  инвалидам, людям с ограниченными возможностями
  3. воспитания любви к ближним

НАШИ ДЕЛА

  1. Открытка  любимому воспитателю.
  2. 1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам и дедушкам клуба «Ветеран»
  3. Открытка с Новым Годом детям - инвалидам.
  4. Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями и посильной помощью.

Формы проведения:

  1. Экскурсии
  2. Мастерские
  3. Беседы с ветеранами
  4. Трудовые дела

РАЗДЕЛ «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

ЦЕЛЬ:

  1. воспитание  законопослушных участников дорожного движения
  2. создать условия для изучения ПДД
  3. создать условия для предупреждения дорожного травматизма.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

  1. Уроки осторожности тетушки Совы (12 часов)
  2. Дракоша и правила дорожного движения
  3. Безопасный путь до дома
  4. Я- пассажир (практикум)
  5. Переходим улицу (практикум)

РАЗДЕЛ «ВМЕСТЕ»

ЦЕЛЬ:

  1. Создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков
  2. Создать условия для формирования умения понимать себя и других
  3. создать условия для знакомства с основными правилами делового и бытового этикета
  4. Создать условия для формирования умения совершенствоваться в коллективе
  5. Создать условия для формирования знаний правовых актов и неукоснительного их соблюдения, являясь при этом добровольными помощниками в охране правопорядка.

ТЕМАТИКА КЛАССНЫХ ЧАСОВ

  1. Семейные игры и забавы ради радости,  а не славы
  2. Тренинги общения
  3. Правила поведения в общественных местах
  4. Уроки хорошего поведения тетушки Совы (12 часов)
  5. История моей семьи в истории страны
  6. Мои родственники участники Великой Отечественной войны
  7. Моя родословная

2 класс

ЦИКЛ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УРОКАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращённость к личности ребёнка её всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащегося. В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы обеспечить усвоение не только совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщённых приёмах и способах выполнения различных действий, усвоение конкретного предметно-учебного содержания.

С одной стороны - это механизм умственного развития, а с другой стороны – это путь формирования психологического базиса обучения, который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, но и эффективное самостоятельное приобретение знаний.

В последнее время следует отметить увеличение числа детей с трудностями в обучении, поэтому оказание действенной психологической помощи учащимися на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальным.

Принципиально важным здесь является то, что психологическая помощь ученикам, прежде всего в виде коррекционно-развивающей работы должна осуществляться в первую очередь самим учителем. При этом в центре внимания должны оказаться дети, психологически слабо подготовленные к обучению.

Целью развивающей работы является формирование у учащегося психологических когнитивно – личностных структур, которые создают основу для самостоятельной систематизации и структурирования, приобретаемых школьниками учебных знаний.

Обучение школьников различным психологическим умениям позволяет не только развивать потенциал учащегося, но и заложить основу их мировоззрения.

Исходя из этого, содержанием этих уроков явилось:

  1. развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия внимания, памяти, мышления, воображения);
  2. психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
  3. формирование психологических новообразований младшего дошкольного возраста (развитие внутреннего плана действий, развитие произвольности, управления своим восприятием, вниманием, запоминанием, развитие рефлексии);
  4. формирование самосознания.

Таким образом, ребёнок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы.

/

№ УРОКОВ

РАЗВИВАЕМЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Урок 1

Знакомство. Введение в мир психологии. Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения.

Урок 2

Как зовут ребят моего класса. Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения.

Урок 3

Зачем мне нужно ходить в школу. Артикуляция. Пространственное представление.

Урок 4

Мой класс. Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление.

Урок 5

Какие ребята в моём классе. Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие.

Урок 6

Мои друзья в классе. Внимание (объём). Осязательные ощущения.

Урок 7

Мои друзья в классе. Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления.

Урок 8

Мои друзья в классе. Внимание (сосредоточенность). Память непосредственная вербальная.

Урок 9

Мои успехи в школе. Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление.

Урок 10

Моя “учебная сила”. Анализ образца. Память (непосредственная зрительная). Внимание (устойчивость).

Урок 11

Радость. Что такое мимика. Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная).

Урок 12

Радость. Как её доставить другому человеку. Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление.

Урок 13

Жесты. Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения.

Урок 14

Радость можно передать прикосновением. Анализ образца. Слуховые ощущения.

Урок 15

Радость можно подарить взглядом. Осязательные ощущения. Внимание (переключение). Точность движений (макродвижения).

Урок 16

Грусть. Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная).

Урок 17

Страх. Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление.

Урок 18

Страх, его относительность. Осязательные ощущения. Внимание (устойчивость).

Урок 19

Как справиться со страхом. Зрительный анализ. Внимание (переключение). Пространственные представления.

Урок 20

Страх и как его преодолеть. Мышление (анализ). Анализ образца. Зрительно-двигательные операции.

Урок 21

Гнев. С какими чувствами он дружит? Мышление (гибкость). Внимание (Распределение). Мышление (сравнение).

Урок 22

Может ли гнев принести пользу? Пространственные представления. Анализ и синтез (программы). Внимание (переключение, устойчивость).

Урок 23

Обида. Звуковой синтез. Внимание (объём). Пространственные представления.

Урок 24

Разные чувства. Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления.

Урок 25

Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность.

9 часов общения отводятся на прогулки, коллективные дела (общие работы декоративно – прикладного творчества, создание газет, подготовку сюрпризов), которые проводятся с целью формирования коллектива, выявлению лидеров, организаторов,  исполнителей, новаторов идей,  а также на диагностику ресурсов детей, развития познавательных процессов, социометрических исследований коллектива и взаимоотношений в нем.

3  и 4 класс

Разделы по воспитанию гражданской ответственности

I. «Я  И Я»

Формирование гражданского отношения к себе и своему здоровью

II. «Я  И  СЕМЬЯ»

Формирование гражданского отношения к семье

III. «Я И КУЛЬТУРА»

Формирование эстетического вкуса, развитие творческих способностей

IV. «Я И ШКОЛА»

Формирование гражданского отношения к школе и сознательного отношения к учебе

V «Я И ОТЕЧЕСТВО»

Формирование гражданского отношения к своей стране. Профилактика правонарушений

VI . «Я И ПЛАНЕТА»

Формирование гражданского отношения к планете Земля, к своему родному краю

Формы работы:

  1. Поисковые задания по истории семьи, школы, поселка, района
  2. Проекты по облагораживанию территории школы, поселка
  3. Исследовательские работы по изучению природы края

План -сетка

Первый класс

   Недели

Месяцы  

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

                                                    сентябрь

Тренинги общения

Безопасный путь до дома

Тренинги общения Безопасный путь до дома Переходим улицу (практикум)

Я- пассажир (практикум)

Открытка  любимому воспитателю

Оформляем уголок и класс

Р.С.

Правила поведения в общественных местах Дракоша и правила дорожного движения

1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам (своим и из геронтоцентра)

октябрь

Семейные игры и забавы ради радости,  а не славы

уроки хорошего поведения тетушки Совы

праздник для наших бабушек

Тренинги общения

Дракоша и правила дорожного движения

О пользе зарядки

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)

Дракоша и правила дорожного движения

Инструктажи на каникулы

Р.С.

Режим дня школьника

ноябрь

Тренинги общения

Наш флаг

Уроки осторожности тетушки Совы

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Уроки осторожности тетушки Совы

Дракоша и правила дорожного движения

Погуляем?

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Наш герб

Самая  лучшая мама

декабрь

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Наш гимн

Мастерская д. Мороза

Тренинги общения

Дракоша и правила дорожного движения

Дымковская игрушка Мастерская д. Мороза

Р.С.

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Лепим игрушку из теста Мастерская д. Мороза

открытка бабушкам из геронтоцентра с Новым Годом.

Инструктажи на каникулы

Встречаем н.год

январь

Тренинги общения

Колядуем в январе

История школы

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

февраль

Дракоша и правила дорожного движения

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Погуляем?

Тренинги общения

 Праздник мальчиков

История поселка

Уроки осторожности тетушки Совы

март

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Праздник девочек

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Уроки осторожности тетушки Совы

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Тренинги общения

Инструктажи на каникулы

Р.С.

апрель

Тренинги общения

Уроки осторожности тетушки Совы

Дракоша и правила дорожного движения

Погуляем?

Прощание с Азбукой

Уроки осторожности тетушки Совы

май

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Погуляем?

Уроки хорошего поведения тетушки Совы

Тренинги общения

Инструктажи на каникулы

Вот и стали мы на год взрослей

Р.С.

Второй класс

   Недели

Месяцы  

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

сентябрь

Тренинги общения

Безопасный путь до дома

Час общения Переходим улицу (практикум)

Р.С.

Открытка  любимому воспитателю

Оформляем уголок и класс

Кл. час «вспоминаем правила поведения в общественных местах»

1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам

октябрь

Семейный праздник для

«grand parans»

«Мы – читающая семья»

Час общения

О пользе зарядки

О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)

Инструктажи на каникулы и правила дорожного движения

Р.С.

ноябрь

Час общения

Час общения

Час общения

Самая  лучшая мама

декабрь

Мастерская д. Мороза

Час общения

Мастерская д. Мороза

Р.С.

Мастерская д. Мороза

открытка с Новым Годом.

Инструктажи на каникулы

Встречаем н.год

январь

Час общения

Колядуем в январе

История школы

Час общения

Час общения

февраль

Час общения

Час общения

Час общения

 Праздник мальчиков

История поселка

(сельская библиотека)

март

Праздник девочек

Час общения

Час общения

Час общения

Инструктажи на каникулы

Р.С.

апрель

Час общения

Час общения

Час общения

Час общения

май

Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями

Час общения

Вот и стали мы на год взрослей

Р.С.

Час общения

Инструктажи на каникулы

Третий класс

   Недели

Месяцы  

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

сентябрь

Тренинги общения

Безопасный путь до дома

Час общения Переходим улицу (практикум)

Р.С.

Открытка  любимому воспитателю

Оформляем уголок и класс

Кл. час «вспоминаем правила поведения в общественных местах»

1 октября – День пожилого человека: открытка бабушкам

октябрь

Семейный праздник для

«grand parans»

«Мы – читающая семья»

Час общения

О пользе зарядки

О друзьях здорового человека (зубная щетка, мыло…)

Инструктажи на каникулы и правила дорожного движения

Р.С.

ноябрь

Час общения

Профессии наших родителей

Час общения

Экскурсии на предприятия поселка

Час общения

Кем я хочу быть

Самая  лучшая мама

декабрь

Мастерская д. Мороза

Час общения

Мастерская д. Мороза

Р.С.

Мастерская д. Мороза

открытка с Новым Годом.

Инструктажи на каникулы

Встречаем н.год

январь

Час общения

Колядуем в январе

История школы

Подготовка к открытию Года Ребенка

Час общения

Подготовка к открытию Года Ребенка

Час общения

Подготовка к открытию Года Ребенка

февраль

Час общения

Встреча с Казаковой А.С.,

одноклассницей Бочкова В.

Час общения

Подготовка к открытию Года Ребенка

Час общения

 Праздник мальчиков

История поселка

(сельская библиотека)

март

Праздник девочек

Час общения

Поисковая работа

Час общения

Поисковая работа

Час общения

Инструктажи на каникулы

Р.С.

апрель

Час общения

Защита поисковой работы

Час общения

Час общения

Час общения

май

Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями

Час общения

Вот и стали мы на год взрослей

Р.С.

Час общения

Инструктажи на каникулы

   Недели

Месяцы  

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвертая неделя

сентябрь

Тренинги общения

Безопасный путь до дома

Час общения Переходим улицу (практикум)

Р.С.

Открытка  любимому воспитателю

Оформляем уголок и класс

Кл. час «вспоминаем правила поведения в общественных местах»

октябрь

1 октября – День пожилого человека: Проект «Открытка к празднику»

Час общения

Час общения

Инструктажи на каникулы и правила дорожного движения

Р.С.

ноябрь

Час общения

Час общения

Час общения

Самая  лучшая мама

Проект «Кулинарная книга с любимыми рецептами»

декабрь

Проект «Мастерская д. Мороза»

Час общения

Мастерская д. Мороза

Р.С.

Мастерская д. Мороза

открытка с Новым Годом.

Инструктажи на каникулы

Встречаем н.год

январь

Час общения

Колядуем в январе

История школы

Исслед. работа «Жил в нашем поселке такой человек»

Час общения

Час общения

февраль

Час общения

Час общения

Час общения

 Праздник мальчиков

История поселка

(сельская библиотека)

март

Праздник девочек

Час общения

Час общения

Час общения

Инструктажи на каникулы

Р.С.

апрель

Час общения

Час общения

Час общения

Час общения

май

Наши односельчане – труженики тыла и участники Великой Отечественной войны: идем в гости с поздравлениями

Час общения

Вот и стали мы взрослей

Р.С.

Час общения

Инструктажи на каникулы

КОЛЛЕКТИВНО - ТВОРЧЕСКИЕ ДЕЛА

1 класс

Месяц

Название КТД

Цели и задачи

Результат

Сентябрь

«Давайте познакомимся»

  1. Создать условия для сотрудничества детей и родителей
  2. Для знакомства с новым коллективом детей и их родителей

Октябрь

Конкурсная программа

Красная Шапочка идет

 в гости к бабушке

  1. Создать условия для преемственности в воспитании,
  2. привлечь к воспитанию бабушек

Ноябрь

Конкурс для мам

  1. создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

  1. создать условия для воспитания трудолюбия
  2. развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику

Январь

Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем.

  1. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
  2. Гордости за свою страну
  3. Умения культурно отдыхать
  4. Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним

Февраль

Праздник для пап и мальчиков. Спортивная программа для всей семьи.

  1. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
  2. Развития умения работать в команде
  3. Уважать своих соперников
  4. Развития двигательных навыков  и привития интереса к спорту

Март

Праздник для девочек и мам

  1. Создать условия для развития творческой инициативы мам
  2. Умения презентовать себя
  3. Воспитания самоуважения и повышения самооценки

Апрель

Прощание с Азбукой

  1. Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей

Май

Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт)

  1. Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
  2. Оценки своих достижений

Стали традиционными

Месяц

Название КТД

Цели и задачи

Результат

Сентябрь

«Ах, лето!»

  1. Создать условия для сотрудничества детей и родителей
  2. Для знакомства с новым членами коллектива  детей и их родителей

Одноименная семейная газета

Октябрь

Конкурс для «grands parans»

  1. Создать условия для преемственности в воспитании,
  2. привлечь к воспитанию бабушек и дедушек

Ноябрь

Конкурс для мам

  1. создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости

Декабрь

Мастерская Деда Мороза

  1. создать условия для воспитания трудолюбия
  2. развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику

Январь

Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем.

  1. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
  2. Гордости за свою страну
  3. Умения культурно отдыхать
  4. Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним

Февраль

Праздник для пап и мальчиков.

  1. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
  2. Развития умения работать в команде
  3. Уважать своих соперников
  4. Развития двигательных навыков  и привития интереса к спорту

Март

Праздник для девочек и мам

  1. Создать условия для развития творческой инициативы мам
  2. Умения презентовать себя
  3. Воспитания самоуважения и повышения самооценки

Апрель

«Дорого яичко к пасхальному дню»- просмотр м/ф и расписывание яиц для семьи

  1. Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей
  2. Знакомства с традициями народа

Май

Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт достижений детей)

  1. Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
  2. Оценки своих достижений

4 класс

Месяц

Название КТД

Цели и задачи

Результат

Сентябрь

«Ах, лето!»

  1. Создать условия для сотрудничества детей и родителей
  2. Создать условия для актуализации умений и навыков работы в Word

Одноименная семейная газета или выпуск классной газеты

Октябрь

  1. Создать условия для преемственности в воспитании,
  2. привлечь к воспитанию бабушек и дедушек

«Открытка к празднику»

Ноябрь

Проект. «Кулинарная книга

  1. создать условия для воспитания уважения к мамам, развития чувства любви и гордости

 «Любимые рецепты для любимой мамочки»

Декабрь

Проект Мастерская Деда Мороза

  1. создать условия для воспитания трудолюбия
  2. развития инициативы и творчества детей при подготовке класса к празднику

 «Игрушки для елки в центре поселка»

Январь

Знакомимся с традициями рождественских праздников. Колядуем.

  1. Создать условия для знакомства с традициями русского народа
  2. Гордости за свою страну
  3. Умения культурно отдыхать
  4. Считаться с обычаями других народов и уважительного отношения к ним

Мини- спектакль для родных

Февраль

Праздник для пап и мальчиков.

  1. Создать условия для привлечения пап к воспитанию детей и привития интереса к школьным делам
  2. Развития умения работать в команде
  3. Уважать своих соперников
  4. Развития двигательных навыков  и привития интереса к спорту

Проект «Папы всякие важны»

Март

Праздник для девочек и мам

  1. Создать условия для развития творческой инициативы мам
  2. Умения презентовать себя
  3. Воспитания самоуважения и повышения самооценки

Конкурс –проект «Если был бы я девчонкой» - «Маленькая хозяюшка»

«Как на масляной неделе мы блины от пуза ели»

Апрель

«Дорого яичко к пасхальному дню»- просмотр м/ф и расписывание яиц для семьи

  1. Создать условия для развития творческой инициативы и способностей детей
  2. Знакомства с традициями народа

Проект «Сувенир к Светлому Христову Воскресенью»

Май

Вот и стали мы на год взрослей! (показательный концерт достижений детей)

  1. Создать условия для осознания важности первого этапа школьной жизни
  2. Оценки своих достижений

Проект «Как мы взрослели»: газета, видео ролик, спектакль

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

 ЦЕЛЬ: способствовать формированию в семье максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка, возрождению семейного воспитания

Неотъемлемой частью работы является взаимодействие с семьей. Предусматриваются следующие формы:

  1. встречи с родителями,
  2. приглашение родителей на концерты и занятия,
  1. консультации,
  2. психолого-педагогическое просвещение.

Контакт с родителями – важный аспект деятельности классного руководителя. Родители выступают не просто в роли стороннего наблюдателя (присутствие на концертах, праздниках), но и привлекаются в качестве экспертов, т. е. они имеют возможность высказать свое мнение, замечания, пожелания. Родители – активные участники. На этом этапе поддерживается и развивается тесный контакт с родителями. Они не только присутствуют на концертах и спектаклях, но и принимают активное участие в организации, проведении и анализе мероприятий. Таким примером могут являться чаепития за круглым столом, а также праздники, посвященные  23 Февраля и 8 Марта. Проводятся совместные психологические тренинги (родители-дети), где обе стороны узнают новое и интересное друг о друге. В свою очередь, классный руководитель организовывает методический уголок с фотографиями и фамилиями самых активных родителей. А также проводится чествование на таких праздниках, как День Матери, Отца, день Семьи. В классе проводится конкурс «Семья года»

Таким образом, деятельность ребят, родителей и педагога становится единым целым.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

организации работы образовательного учреждения с семьей

  1. Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень...)
  2. Организация диагностической работы по изучению семей Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.
  3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей. Создание  системы массовых мероприятий  с родителями, работа по  организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся (воспитанников)
  4. Выявление и использование в практической деятельности опыта семейного воспитания.
  5. Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике негативных проявлений у детей.
  6. Использование различных форм сотрудничества с родителями – отцами. Вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально  значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.
  7. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений.
  8. Разработка тематического оформления по работе с семьей.
  9. Расширение сферы дополнительных образовательных и  досуговых  услуг.

ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КОМИТЕТЕ

1. Общие положения.

  1. Родительский комитет  – совещательный орган самоуправления родительской общественности школы.
  2. Членами родительского комитета являются представителями родителей классов, выбранные родительскими собраниями в классах. Члены родительского комитета школы работают на общественных началах.
  3. Решение родительского комитета школы носят рекомендательный характер для родительских советов классов.

  1. Задачи комитета.
  1. Осуществлять родительское влияние на педагогический процесс и общественный контроль за реализацией школой образовательной политики  со стороны родителей учащихся.
  2. Способствовать созданию условий для воспитания культуры, здорового образа жизни школьников, развитие их интеллектуальных, физических и творческих способностей.
  3. Содействовать педагогам и администрации школы в осуществлении учебно-воспитательной работы.
  4. Содействовать интеграции усилий семей, школы, общественных и государственных учреждений и социальных служб по воспитанию учащихся.
  5. Координировать действие родительских советов.
  6. Способствовать гуманизации семейного воспитания.
  7. Повышать педагогическую культуру родителей.

  1. Компетенция родительского комитета
  1. Осуществление общественного контроля за реализацией школой образовательной политики.
  2. Защита прав и интересов учащихся и их родителей.
  3. Организация взаимодействия родительской общественности со субъектами педагогического процесса.
  4. Координация деятельности органов родительской общественности, включая советы классов, по осуществлению взаимодействия семей и школы в воспитании учащихся.
  5. Участие в правовом, финансовом, материально-техническом ином обеспечении осуществления и развития образовательной деятельности школы. Привлечение (в соответствии с действующим законодательством РФ) внебюджетных средств, контроль за их расходованием.
  6. Организация психолого-педагогического просвещения и обучения родителей, подготовка и проведение родительских конференций, семинаров, конкурсов, и д другим мероприятий для родителей.
  7. Содействие расширению социальных связей школы с общественными и государственными учреждениями, социальными службами.

  1. Организация деятельности комитета.
  1. Родительский комитет школы работает по собственному плану, разработанному комитетом в начале года и согласованному с администрацией школы.
  2. Заседание родительского комитета школы проводится не реже трёх раз в течение учебного года.
  3. Председатель родительского комитета школы избирается из числа его членов. По решению комитета могут быть избраны заместители председателя, количество которых определяется комитетом, исходя из перечисленных интересов и возможностей членов комитета. А также из соображений оптимальной организации деятельности.
  4. Родительский комитет школы из своего состава избирает секретаря сроком на учебный год.
  5. Время, место и повестка дня очередного заседания родительского комитета школы сообщается его членам не позднее, чем за неделю до его проведения.
  6. Члены родительского комитета школы оперативно сообщают классным руководителям, советам родителей класса, а также всем родителям учащихся класса и заинтересованным лицам о решении организовываю выполнение этих решений родителями класса и ответственными лицами.
  7. Организация выполнений решений родительского комитета осуществляется председателем комитета и родительским активом. О результатах этой работы члены комитета информируют на последующих  заседаниях.
  8. Перечень вопросов, обсуждённых на заседаниях родительского комитета школы, а также решения записываются в тетрадь протоколов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ,

их социальная эффективность

  1. Возрождение традиций семейного воспитания, утверждение здорового образа жизни.
  2. Улучшение микроклимата в семье.
  3. Обучение родителей навыкам социально- поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком.
  4. Оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций.
  5. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям.

Конкурс «Семья года»

              Проводится в праздничной торжественной обстановке

Цель:

  1. Повышение интереса родителей к делам ребенка и школы
  2. Возрождение семейного воспитания

Оценивание по критериям:

  1. Интерес к делам школы (посещение праздников, родительских собраний, участие в субботниках)
  2. Оказание помощи в познавательной деятельности ребенка
  3. Активная жизненная позиция, высокая мотивация в достижении результатов ребенка
  4. Участие в делах класса: помощь в организации и проведении дел класса
  5. Участие ребенка и родителей в сфере дополнительного образования

ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

1 класс

  1. Как прошла адаптация?
  2. Режим дня школьника.
  3. Особенности интеллектуального и личностного развития младшего школьника.
  4. Телевизор и компьютер в жизни школьника.
  5. Итоговое собрание

2 класс

  1. Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.
  2. Успешность обучения младшего школьника. Помоги ему учиться (Психологический практикум)
  3. Как помочь ребенку быть внимательным (Интеллектуальная мастерская)
  4. Воспитание ненасилием в семье (Практикум)
  5. Итоговое родительское собрание

3 класс

  1. Поощрение и наказание: разумный баланс.
  2. Почему дети лгут?
  3. Если  ваш ребенок беспокоен…
  4. Итоговое родительское собрание.

4 класс

  1. Отметка – не самоцель, а показатель качества знаний учащегося.
  2. Трудовое воспитание младших школьников.
  3. Место ребенка в детском коллективе.
  4. Мир детей и взрослых: точки соприкосновения. Как воспитать законопослушных граждан?

Информационное обеспечение

  1. Дерендяева Г.М. «Родительские собрания в начальной школе»
  2. Зайцева О.В., Карпова Е.В. Встретим праздник весело. Игры для всей семьи. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 135 с
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с
  4. Кушнир Н.Я., Максимук Н.М. "Введение в школьную жизнь".
  5. Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. – М.: Просвещение,  1978.
  6. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. "Введение в школьную жизнь"'
  7.  Щуркова Н.Е. Собранье  пестрых дел: Методический материал для работы с детьми. – 2-е изд., перераб. – М.: Новая школа, 1994. – 96 с.
  8. Интернет ресурсы.  «Niqma.ru»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Уровень воспитанности

качества личности

 я оцениваю себя  с родителями (по каждому пункту)

 меня оценивает

учитель

 итоговые оценки

  1. Любознательность
  1. мне интересно учиться
  2. я люблю мечтать
  3. мне интересно находить ответы на непонятные вопросы
  4. мне нравится выполнять д/з
  5. я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Трудолюбие
  1. я стараюсь в учёбе
  2. я внимателен
  3. я помогаю другим в делах и сам  обращаюсь за помощью
  4. мне нравится помогать в семье выполнять дом. работу
  5. мне нравится дежурство в школе

  1. Бережное отношение к природе
  1. к земле
  2. к растениям
  3. к животным
  4. к природе

  1. Моё отношение к школе
  1. я выполняю правила для учащихся
  2. я добр в отношениях с людьми
  3. я участвую в делах класса и школы

  1. Красивое в моей жизни
  1. я аккуратен
  2. я опрятен в одежде
  3. мне нравится  всё красивое вокруг меня
  4. я вежлив  вотношениях со всеми людьми

  1. Как я отношусь к себе
  1. я самоуправляю собой
  2. я соблюдаю санитарно – гигиенические правила ухода за собой
  3. у меня нет вредных привычек

Индивидуальные особенности развития личности ученика.

Готовность к школе

Тип темперамента

Учебная мотивация

Самооценка

Самосознание

(представление

о себе)

Индивидуальные

особенности

личности

Уровень обучаемости

Уровень

обученности

(ЗУНы -

реальные,

какие есть)

Уровень развития исследуемых психических процессов и состояний.

Особенности памяти

Внимание

Логическое мышление

Творческое воображение

слуховая

смысловая

зрительная

моторно-слуховая

зрительно-

механическая


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития классного коллектива

  В основу программы положена  концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  определяет: Систему базовых национальных ценностей...

Программа развития классного коллектива

Формирование личности младшего школьника через создание  и развитие классного коллектива....

Программа развития классного коллектива

Данная программа называется "Мы самые, самые" предназначена классным руководителям, учителям начальных классов.Программа содержит актуальность, цель, задачи. А также подробно описанные направления вос...

Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"

Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....

Программа развития классного коллектива 4 класса

Цель: создание условий для разностороннего обучения и воспитания учащихся, наиболее полного удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей, обеспечение эффективного продвижения в социокуль...

Программа развития классного коллектива

В основу программы положена концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Реализация программы позволит создать условия для освоения системы базовых национальных це...

Программа развития классного коллектива "ВЕКТОР"

Программаразвития классного коллектива...