Классный час "Традиции и реликвии моей семьи"
классный час (4 класс) по теме

Классный час для учеников 4 класса подводит итоги коллективного творческого дела "Откуда мы родом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tradicii_i_relikvii_moey_semi_4_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

КТД « Откуда мы родом»

КЛАССНЫЙ ЧАС: «ТРАДИЦИИ И РЕЛИКВИИ МОЕЙ СЕМЬИ»         4 «А»

                                             

    ЗАДАЧИ:

  1. Определить роль детского участия в создании теплых семейных отношений, сохранении семейных традиций, бережном отношении к вещам, принадлежащим семье.
  2. Формирование нравственного долга детей перед семьей.
  3.  Воспитание отношения к семье, как к базовой ценности общества.

 ЦЕЛИ:

  1. Создать единое воспитательное пространство: дети-родители-педагоги.
  2. Развивать положительные эмоции и чувства, связанные с заданной темой.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Анкетирование «Я и моя семья» с целью знакомства детей со своим  генеалогическим древом, выявление имеющихся в семье традици и реликвий.
  2. Подготовка детьми и родителями совместного рассказа о традициях и реликвиях в их семьях.

     Оформительская работа: изготовление табличек:

  1. «7Я-моя радость»
  2. «Традиция»
  3. «Реликвия»

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Генеалогические древа семей

Семейные реликвии

Выставка «Из семейного альбома»

ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ:

Здравствуй, ребята, уважаемые гости! Сегодня на нашем классном часе  речь пойдёт о семье. Ребята мы с вами поговорим о ваших чувствах к вашей семье , к вашим родителям, о том, что вы знаете о истории своей семьи, семейных традициях, родословной. Вы познакомитесь с наиболее распространёнными семейными традициями.

План классного часа:       

  1. Что такое семья?
  2. Зачем нужна семья?
  3. Семейные традиции.
  4. Семейные реликвии
  5. Итог классного часа.

Ведущий:

- В семейном кругу мы с вами растем,

Основы основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты выходишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем,

 Основа основ - родительский дом.

- С  чего начинается  любая  семья ? (ответы детей)

Со встречи двух до этого чужих людей , которые становятся самыми родными  и близкими. У ваших пап и мам до этой встречи  были свои семьи, в которых они росли. Их мамы и папы  стали теперь вашими бабушками и дедушками. У них  тоже были свои родители, братья, сёстры. Это ваши прадедушки и прабабушки.

 - Так  что же такое  «семья»?(Ребята стараются сами ответить) 

- Какие вы знаете пословицы о семье? Как вы их понимаете?

В ГОСТЯХ ХОРОШО - А ДОМА ЛУЧШЕ.

ДОМА И - СТЕНЫ ПОМОГАЮТ.

МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ.

СЕМЬЯ В КУЧЕ - НЕ СТРАШНА И ТУЧА.

ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ТАК И ДУША НА МЕСТЕ.

- Сколько же в семье  родственников, давайте считать.

1 Ученик читает стихотворение

  «1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка, и  Миха, папин сын.

 Еще красавица живет с родными неразлучно.

Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.

Дочкой дорогой зовет ее другой,  

А третий - милой Машей и хозяйкой нашей!

 И называет мамой мужчина самый младший.

 - А кто живет в вашей семье? Ответы детей .Им мы посвящаем эти стихи:

 2 Ученик читает стихотворение

Я с бабушкой своею                                        Дружу давным-давно.

 Она во всех затеях 

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.  

 

3 ученик:

От чистого сердца, простыми словами               

 Давайте, друзья, потолкуем о маме.

 Мы любим ее, как хорошего друга,

 

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

 За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

 Мы крепко и нежно любим ее.

 

 4 ученик:

 Наши папочки не хуже                         

 Могут кашу, щи варить.

  И для дома все, что нужно,

 Могут быстро смастерить.  

- Сколько хороших слов было сказано в адрес  членов вашей семьи, а особенно в адрес бабушек, которые из-за большой любви к вам даже иногда делают уроки за вас. Сейчас для вас мы покажем пару таких бабушек.

 Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки)

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

 2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                                 

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »

l-я: Так, хорошо.

2-я:  « И днем и ночью пес ученый ... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

 l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... »

l-я: Ну?

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

l-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...

 - Ребята, а в ваших семьях  ваши бабушки помогают вам с уроками? ( ответы учащихся)

ТРАДИЦИИ СЕМЬИ

-   Мы с вами много готовились к сегодняшнему мероприятию. Кем только нам не довелось побывать в течение этого времени! Мы составляли свои родословные - выступали в роли историков; были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи; журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках. Мы узнали много. Думаю, что нам сегодня есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям.  У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их  назначение – нет. Скажите, ребята, зачем же нужна семья ?

 Хозяйственная функция: круг хозяйственно-бытовых обязанностей по дому.

Воспитательная функция: воспитание детей, создание и передача семейных традиций

 Психологическая функция: создание уюта, комфорта, спокойной обстановки, в     которой  человек может отдохнуть.

- А какую роль вы выполняете в вашей семье? (ответы детей)

  Как вы думаете, ребята, все ли семьи одинаковые? ( ответы учащихся)

 Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями, которые передаются из поколения в поколение. Что такое традиция?                                                              

При подготовке к классному часу вы писали о семейных традициях. Давайте послушаем об интересных семейных традициях. (выступления детей «Семейные традиции нашей семьи»)

ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО

-Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я ? Откуда мои корни ?»

Издавна одной из традиций была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. Вы работали и с толковым словарем русского языка, должны были найти значение слова «родословная». Что означает это слово? (ответы учащихся) Родословная - Перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение человека и степень родства между людьми

В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево.

 Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь прошлого, настоящего и будущего.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки? Знаете ли вы откуда она родом?

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, их у нас не 5000 исторических  имен, как у Александра Сергеевича Пушкина. Как вы работали, ребята, при составлении своей родословной? (ответы детей)

 Дам вам совет - не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией.

СЕМЕЙНЫЕ АЛЬБОМЫ, АРХИВЫ

 - А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции. До сих пор в старых деревенских домах на стенах висят фотографии всех членов семьи - это близкие и дальние родственники. А в центре этого ряда, на видном месте увеличенные портреты отца и матери.

Сейчас фотографии хранятся в семейных альбомах, в которых фотографии близких и дальних родственников, всех тех, кто дорог  вам.

Вот мы и оформили выставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете почему? Собирать и хранить семейные фотографии - это еще одна традиция.

В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта важна.

Во время войны и других ситуациях, люди покидая свой дом, берут самые ценные вещи, среди которых были не только фотографии дорогих людей, но и различные семейные реликвии.  

 СЕМЕЙНЫЕ РЕЛИКВИИ

На столе оформлена выставка «Семейные реликвии». Дети рассказывают о семейных реликвиях.

 И так, ребята, мы поговорили с вами о семье, её традициях, родословной, семейных реликвиях, но издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём  символами изображались важные моменты истории семьи, её традиции  и  ценности.

Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.

- Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?

- Как вы его представляете?

- Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?

- Что может быть в гербе? ( возможные ответы учащихся)

 Я думаю, что  фон семейного герба должен быть голубым и на этом фоне голубь. Голубой цвет и голубь символ мира и дружбы. ( появляются голубой цвет и голубь) Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света.   ( появляется солнце). Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много делают для семьи ,они будут означать материнское тепло, ласку, ведь благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.. (появляются руки)А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а лепестки – это мы, её члены.  (появляется цветок) А мамины руки нежно держат этот цветок.

– Прекрасно. А на чём держится семья? (семья держится на любви и верности.

 – А как их можно изобразить?(Любовь в виде амура. Верность можно изобразить в виде двух лебедей.( появляется амур и лебеди)

– Ребята, как вы думаете,  этого достаточно?

Учащиеся: Да.

– Вот у нас с вами и получился общий семейный герб.

 Вы, наверное, согласитесь со мной в том, что семья и школа тесно связаны между собой. Школа это то место где собирается много семей для решения воспитательных и образовательных задач.

  Наш коллектив – большая дружная семья.  Давайте подумаем, какие мы с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?

 А как вы думаете, каким может быть наш школьный герб?Я думаю наш герб должен быть на голубом фоне (голубой фон)– Я думаю, что на этом голубом фоне должна быть радуга, потому  что  все мы очень разные, у каждого свои интересы и взгляды(появляется радуга) – Я думаю, что на нашем гербе должно быть изображение книги, так как в школе мы изучаем разные предметы. Книга -  источник знаний (появляется книга).

ИТОГ

-Итак, ребята, что самое главное  в жизни для каждого из нас? Правильно, семья!

- Это  близкие и родные люди.

– Это  те люди, которых мы любим, с кого берём пример.

– Это те  люди  о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.

– Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.

     

1 Ученик

  «1,2,3,4, Кто живет в большой квартире?

Четверо мужчин. Живет в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка, и  Миха- папин сын.

 Еще красавица живет с родными неразлучно.

Один из них ее зовет Своей любимой внучкой.

Дочкой дорогой зовет ее другой,  

А третий - милой Машей и хозяйкой нашей!

 И называет мамой мужчина самый младший.

 2 Ученик

Я с бабушкой своею                                                 

Дружу давным-давно.

 Она во всех затеях 

Со мною заодно.

Я с ней не знаю скуки.

Мне все приятно в ней,

А бабушкины руки

Люблю всего сильней.  

 

3 ученик:

От чистого сердца, простыми словами               

 Давайте, друзья, потолкуем о маме.

Мы любим ее, как хорошего друга,

За то, что у нас с нею все сообща,

За то, что нам приходится туго,

Мы можем всплакнуть у родного плеча.

 За то, что без утайки и прямо

Мы можем доверить ей сердце свое,

И просто за то, что она - наша мама,

 Мы крепко и нежно любим ее.

 

 4 ученик:

 Наши папочки не хуже                         

 Могут кашу, щи варить.

  И для дома все, что нужно,

 Могут быстро смастерить.  

      

 

Сценка «Бабушки и внуки». (Две старушки)

1-я.Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?

 2-я: Да что ты, я еще уроки не сделала ...

1-я: Какие уроки? Ты что в детство впала? Ты же 100 лет назад школу кончила!

2-я: Да? А внуки? Сейчас очень модно делать уроки за внучат.

1-я: Да, я всю жизнь за внуков уроки делаю.                                                                                 

2-я: Правда? Это ты их так балуешь?

l-я: Я не балую! Я с ними очень строго. Вот сделаю уроки, а уж начисто они у меня всегда сами переписывают.

2-я: О, действительно строго.

l-я: Так, что если что, меня  спрашивай, у меня опыт большой.

2-я: Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила. Гм-гм ... »

У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том ... »

l-я: Так, хорошо.

2-я:  « И днем и ночью пес ученый ... »

l-я: Какой пес? Какой пес?

2-я: Ну, я не знаю какая у него порода.

 l-я: Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!

2-я: А-а, поняла-поняла! Я тогда сначала: « У лукоморья дуб зеленый; златая цепь на дубе том  и днем и ночью кот ученый ... »

l-я: Ну?

2-я: ... с авоськой ходит в гастроном.

l-я: С какой авоськой? В какой гастроном? Ты где такое видела?

·2-я:  Ой, ну какая же ты, подруга! У меня еще столько уроков, я все перепутала.

l-я: Как ты считаешь, если мы с тобой и дальше так упорно будем учиться, может, в нашу честь какую-нибудь единицу назовут?

2-я: Ее уже назвали.

l-я: Как?

2-я: Кол! Его ставят тем внукам, за кого бабушки делают уроки ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Праздники страны - праздники моей семьи"

Путешествие по основным праздникам Казахстана с рекомендациями как весело отмечать гос. праздники в кругу семьи...

Классный час "История моей семьи"

Материал рассказывает о семейных увлечениях и интересах....

Классный час 4класс. "Традиции моей семьи"

Цель классного часа- развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, сплочение коллектива родителей и учащихся . Родители и учащиеся делятся своими семейными традициями, работают в группа...

Классный музей семейных реликвий «Огоньки человеческой памяти» - результат (продукт) исследовательского проекта «История страны и родного края в семейных реликвиях»

На занятии учащиеся работают с семейными реликвиями, которые положены в основу классного музея семейных реликвий "Огоньки человеческой памяти"...

Классный час "Страницы истории моей семьи,опалённые войной",4 класс

Итоговый урок-классный час из серии долгосрочного проекта "Моя родословная" (1-4 класс). Дети делятся своими изысканиями о героическом прошлом своей семьи...

Классный час «Зачем человеку нужна семья. История моей семьи»

Цель мероприятия:воспитание чувства любви к своей семье, уважения к родителям, гордости за свою семью;развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, праздникам;сплочение классного коллек...