Классное руководство в школе
статья по теме

Классное  руководство – стратегический  ресурс  воспитательного потенциала в МОУ

 

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

 

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Его профессиональная миссия – это сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

Я, как классный руководитель, в своей воспитательной работе придерживаюсь следующих требований:

·        Глубокое изучение интересов, ценностных ориентаций, психического развития школьников.

Без изучения личности сложно вычленить те проблемы, которые существуют у отдельного ученика или коллектива. Для этого использую разные формы и методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, психологические и ролевые игры.

·        Учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей.

·        Соуправление процессом развития личности, класса со стороны воспитателя.

Стараюсь в своей работе управлять не личностью, а процессом воспитания. Моя позиция по отношению к детям такова: «Уважать ребёнка и ориентироваться на его потребности»

·        Формирование у ребёнка отношения к своему «Я»

Это отношение складывается из определённых знаний о себе, проявлении этих знаний в поведении.

·        Побуждать к самопознанию.

Ставить ребёнка в такие ситуации, чтобы он задумался:

- Кто?

- Какой я?

- Чего я хочу?                                                

- Как ко мне относятся другие люди?

-Что меня тревожит? И т.д.

·        Привлечение родителей к воспитательной работе в школе.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

·           гармоническое развитие ребенка;

·           забота о здоровье детей;

·           помощь в учении;

·           трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

·           помощь в социализации личности и ее самореализации;

·           формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

·           забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

·           развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

·           подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

·           половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:

·           усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);

·           рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;

·           увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

·           разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;

·           мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Все это приводит к тому, что семья не может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:

·                     способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;

·                     обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;

·                     обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь. Только в процессе взаимодействия классного руководителя  и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

В своей работе с родителями я использую разные формы и методы. Это - обмен мнениями, торжественные собрания, устный журнал, семинар-практикум, лекция, собрание - праздник, беседы, час сердечного общения.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители участвуют в сценках, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результат.

Хочу  отметить, что успешность (либо неуспешность) взаимодействия  классного руководителя  и семьи во многом определяется правильно избранной позицией, стилем и тоном его отношений :

1. Не нужно стремиться во чтобы ни стало отстаивать собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждать проблему, а не личные качества ученика. Выражать уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывать личные интересы родителей.

4. Не верить генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

 

·        Воспитание должно быть системно.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

В своей работе руководствуюсь системой, состоящей из четырёх блоков:

Iблок: Формирование осмысленного отношения к своей жизни,

IIблока Организация разновидовой деятельности.

IIIблок: Индивидуальная педагогическая поддержка развития учащихся, его корректив,

IVблок: Педагогическое влияние на семейное воспитание ученика на основе согласованного распределения полномочий всех субъектов воспитания.

 

Тематическая циклограмма

воспитательной работы.

 

 

I

класс

II

класс

III

класс

IV

класс

I четверть

Давайте знакомиться

Это - Я

Я и мир

Я – человек

II четверть

Моя семья

Друзья и близкие

Я и люди

Я – гражданин

III четверть

Наша школа

Правила школьной жизни

Наши успехи

Я – ученик

IV четверть

Люди вокруг

Мои разные роли

Мир профессий

Кем быть? Каким бы

         Ещё один очень важный аспект воспитательной работы - это организация работы с детьми по разработке и освоению норм и правил жизнедеятельности.

Детские годы – долгие, важные годы жизни ребенка.
        Сегодня всё в их судьбе как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, воспитаем их активными и ответственными гражданами, уважающими права других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классное  руководство – стратегический  ресурс  воспитательного потенциала в МОУ

 

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным делом лёгким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания.
К.Д.Ушинский

 

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. В результате сложившейся социально-экономической ситуации именно он стал ключевым элементом организации воспитания в школе. Его профессиональная миссия – это сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива. Помочь ребенку в этом, научить его жить в коллективе может и должен, прежде всего, классный руководитель.

Я, как классный руководитель, в своей воспитательной работе придерживаюсь следующих требований:

·        Глубокое изучение интересов, ценностных ориентаций, психического развития школьников.

Без изучения личности сложно вычленить те проблемы, которые существуют у отдельного ученика или коллектива. Для этого использую разные формы и методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, психологические и ролевые игры.

·        Учёт природы ребёнка, его половозрастных особенностей.

·        Соуправление процессом развития личности, класса со стороны воспитателя.

Стараюсь в своей работе управлять не личностью, а процессом воспитания. Моя позиция по отношению к детям такова: «Уважать ребёнка и ориентироваться на его потребности»

·        Формирование у ребёнка отношения к своему «Я»

Это отношение складывается из определённых знаний о себе, проявлении этих знаний в поведении.

·        Побуждать к самопознанию.

Ставить ребёнка в такие ситуации, чтобы он задумался:

- Кто?

- Какой я?

- Чего я хочу?                                                

- Как ко мне относятся другие люди?

-Что меня тревожит? И т.д.

·        Привлечение родителей к воспитательной работе в школе.

Какую бы сторону развития ребёнка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья, призванная решать следующие задачи семейного воспитания:

·           гармоническое развитие ребенка;

·           забота о здоровье детей;

·           помощь в учении;

·           трудовое воспитание и помощь в выборе профессии;

·           помощь в социализации личности и ее самореализации;

·           формирование опыта гуманных, эмоционально-нравственных отношений;

·           забота об общекультурном и интеллектуальном развитии;

·           развитие интересов, склонностей, способностей и творчества;

·           подготовка к самовоспитанию и саморазвитию;

·           половое воспитание, подготовка к будущей семейной жизни.

Таким образом, семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир.

Так должно быть, если семья в полной мере выполняет свои функции. Однако современные семьи развиваются в условиях качественной и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению семьи и повышению ее значимости в воспитании детей.

С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем:

·           усиление расслоения общества (по уровню материального достатка и социальному статусу);

·           рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей;

·           увеличение числа семей, в которых детей воспитывает один родитель;

·           разрушение системы «родители-ребенок», усиливающее взаимное отчуждение детей и родителей;

·           мощное агрессивное воздействие СМИ и глобальной сети ИНТЕРНЕТ.

Все это приводит к тому, что семья не может в полной мере или не хочет выполнять свои основные воспитательные функции:

·                     способствование успешной социализации и самореализации ребенка в современном обществе;

·                     обеспечение психологического комфорта и эмоционального благополучия ребенка;

·                     обеспечение защиты прав, жизни, здоровья и личной безопасности.

Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь. Только в процессе взаимодействия классного руководителя  и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности школьника.

В своей работе с родителями я использую разные формы и методы. Это - обмен мнениями, торжественные собрания, устный журнал, семинар-практикум, лекция, собрание - праздник, беседы, час сердечного общения.

Очень нравится работа по проведению семейных праздников. Когда в школу идут все - и старшие, и младшие, идут не как зрители, а как участники. Родители участвуют в сценках, разучивают песни, готовят сюрпризы для детей и друг друга. Наши праздники включают в себя викторины, загадки, конкурсы, танцы, подарки, чаепитие.

Праздники и подготовка к ним дают много возможностей для общения детей и родителей. В это время выявляются способности детей, их привязанности. Считаю, что такая продуманная работа с родителями даёт хорошие результат.

Хочу  отметить, что успешность (либо неуспешность) взаимодействия  классного руководителя  и семьи во многом определяется правильно избранной позицией, стилем и тоном его отношений :

1. Не нужно стремиться во чтобы ни стало отстаивать собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения).

2. Обсуждать проблему, а не личные качества ученика. Выражать уверенность, что совместные усилия решат проблему.

3. Учитывать личные интересы родителей.

4. Не верить генетике (её влияние огромно, но не безгранично).

5.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

 

·        Воспитание должно быть системно.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

В своей работе руководствуюсь системой, состоящей из четырёх блоков:

Iблок: Формирование осмысленного отношения к своей жизни,

IIблока Организация разновидовой деятельности.

IIIблок: Индивидуальная педагогическая поддержка развития учащихся, его корректив,

IVблок: Педагогическое влияние на семейное воспитание ученика на основе согласованного распределения полномочий всех субъектов воспитания.

 

Тематическая циклограмма

воспитательной работы.

 

 

I

класс

II

класс

III

класс

IV

класс

I четверть

Давайте знакомиться

Это - Я

Я и мир

Я – человек

II четверть

Моя семья

Друзья и близкие

Я и люди

Я – гражданин

III четверть

Наша школа

Правила школьной жизни

Наши успехи

Я – ученик

IV четверть

Люди вокруг

Мои разные роли

Мир профессий

Кем быть? Каким бы

         Ещё один очень важный аспект воспитательной работы - это организация работы с детьми по разработке и освоению норм и правил жизнедеятельности.

Детские годы – долгие, важные годы жизни ребенка.
        Сегодня всё в их судьбе как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, воспитаем их активными и ответственными гражданами, уважающими права других
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...