Условия реализации воспитательных функций коллектива
статья по теме

Скопинцева Светлана Николаевна

 Одна из важнейших  закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осущест¬влять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как  А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать — и об этом пишут многие зарубежные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выда¬ющимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontrolnaya._gum._ped.sistemy._kollektiv.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

 «Условия реализации воспитательных функций коллектива».

Содержание.

  1. Введение………………………………………………………………….3
  2.  Идеи коллективного воспитания в мировой педагогике……………..5
  3. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его

развития……………………………………………………………………..6

  1. Структура воспитательного коллектива в школе……………………..9
  2. Важнейшие средства и методические основы воспитания

уче нического коллектива…………………………………………………..11

  1. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и

воспитания коллектива…………………………………………………….12

  1. Организация ученического самоуправления и воспитание актива…14
  2.  Закон развития (движения) коллектива. Организация пер спективных устремлений учащихся………………………………………………16
  3. Формирование в коллективе здорового общественного мне ния.

Педагогика параллельного действия………………………………………19

  1. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся………………………………………………21
  2. Заключение………………………………………………………………22
  3. Список литературы………………………………………………………..23

Введение.

 Одна из важнейших  закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осущест влять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как  А.С. Макаренко, С. Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать — и об этом пишут многие зарубежные педагоги, — что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выда ющимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. conformis- подобный, сходный) и нивелировку личностных качеств (сглаживание различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наоборот, заключенные в коллективе большие педагогические возможности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?

Первое, тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного достоинства человека так или иначе обусловливают развитие коллективных основ жизни людей, их стремление к различным объединениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны думать о воспитании всего коллектива.

Второе, коллектив имеет богатую духовную и эмоциональную жизнь, характеризуется многогранной деятельностью своих членов. Все это создает большие возможности для всестороннего раз вития каждой личности. Дело в том, что для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.

Но в одиночку человек может развиваться только до известною предела, очень незначительного, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более приспособленным к общественной жизни человеком он будет расти.

Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. В статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А.С. Макаренко писал:

«Я считаю, ...что нужно воспитывать целый коллектив. Это единственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с семнадцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать ученика, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой»1.

1    Макаренко А. С. Соч. Т. V. С. 232-233.

2. Идеи коллективного воспитания в мировой педагогике.

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания выдвигались и выдвигаются в мировой педагогике. Отдельные из ее деятелей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему многие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере  пытался решать швейцарский педагог XVIII в. Г. Песталоцци. В созданных им детских приютах он строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаимоотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.

Теоретически же эту проблему выдвигали видный представитель социальной

педагогики в Германии Пауль Наторп (1854—1924) Г и основоположник так

называемой школы действия Вильгельм Ав густ Лай (1862—1926). Необходимость коллективного воспитания  они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодействию, что, по их мнению, положительно сказывается на их разви тии. П. Наторп, в частности, указывал, что коллектив, с одной сто роны, является «элементом», т.е. орудием воспитания, а с другой —«целью, к достижению которой должно стремиться воспитание»1. В.А. Лай же отмечал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельнос ти, и делал вывод о необходимости создания воспитательных дет ских объединений. «Основной педагогический принцип дейст вия, — писал он, — с необходимостью заключает в себе принцип об щественного действия, трудового объединения. И в самом деле, воспитание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филан тропинах эпохи Просвещения...»2

1   Наторп II. Социальная педагогика. СПб., 1911.

 2  Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и I культуры. Пг., 1920. С. 25.

В последние годы на Западе и, в частности, в Англии, Германии  и других странах повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучшения воспитательной работы в школе.

В Англии каждая школа ежегодно выпускает для родителей свой  проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием занятий, квалификацией учителей, условиями оплаты за обучение и т.д.) довольно подробно раскрывается положение об осуществлении воспитания детей в духе коллективизма. В проспекте одной из школ говорится: «Мы стремимся приучать детей к коллективному сотрудничеству — это развивает у них умение заботиться о других. Это за крепляет в каждом ребенке положительную самооценку по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело»1.

3. Понятие о воспитательном коллективе и основные стадии его развития. 

          Слово коллектив происходит от латинского соlligo, то в переводе на русский означает «объединяю», а латинское соllectivus — собирательный. Таким образом, понятие коллектива указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих отношений. В этом смысле в каждом людском объединении можно выделить отношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на поддержании и соблюдении установленных  том или ином объединении организационных зависимостей, правил и порядков. Личные же отношения основаны наличных привя занностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной

1Матъяш ОМ. Учебно-воспитательные цели в современной англий ской педагогике // Сов. педагогика. 1989.

деятельности. Например, два ученика активно участвуют в работе класса и выполняют общественные поручения, В этом случае они находятся в деловых отношениях. В то же время у них может существовать близость интересов в спорте (любят вместе кататься на коньках), в посещении кино, чтении книг, а также особая доверительность и откровенность в сфере дружеских отношений. Как видим, последняя область их связей и поведения существует параллельно с деловыми отношениями и, естественно, характеризует их личные привязанности.

         Деловые отношения отнюдь не исключают личных симпатий. Наоборот, они становятся прочнее, если подкрепляются личными симпатиями, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы между учащимися складывались хорошие, товарищеские отношения. В контекс те же рассмотрения данной темы важно подчеркнуть, что главным признаком коллектива является налаженность, прочность и действенность деловых отношений и ответственных зависимостей между учащимися. Круговая порука и всепрощение, в основе которых чаще всего лежат личные, узкогрупповые симпатии и антипатии, считаются антиподом коллектива и коллективизма. Что же в этом случае следует понимать под воспитательным коллективом?

Детально определял сущность коллектива А.С. Макаренко. Нельзя представить себе коллектив, — писал он, — если взять по просту сумму отдельных лиц. Коллектив — это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что гам есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаи мозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище»1.

Таким образом, воспитательный коллектив — это такое объедине ние учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высо кой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему

1 Макаренко А.С. Соч. Т. V. С. 231.

успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспе чивает свободу и защищенность каждой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется дли тельное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в разви тии коллектива. Критерием этого развития считается отношение кол лектива к предъявляемым, педагогическим требованиям.

В этом смысле первая стадия в развитии коллектива характе ризуется тем, что в качестве сплачивающего средства выступают требования педагога к учащимся.

«Требование, — писал А.С. Макаренко, — высказанное в форме, не допускающей возражений, необходимо на первых порах в каждом коллективе.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сто рону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые созна тельно хотят поддержать дисциплину.

 И, наконец, третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это — тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода. Когда требует коллектив, когда коллектив сбился в известном тоне и стиле, работа воспитателя ста новится математически точной, организованной работой»

 Иногда говорят, что требования не могут выступать в качестве единственного параметра, характеризующего развитие воспитатель ного коллектива. Известный исследователь коллектива Л.И. Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллекти ва в инструмент воспитания всех учащихся и, наконец, стадию, когда,   важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива. Думается, что не следует отри цать рационального зерна, которое заложено и в подобном подходе к определению стадий развития коллектива.

4. Структура воспитательного коллектива в школе.

           Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллек тив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значе ние. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллек тива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первич ных коллективов выступают классы, которые постоянно объёдиняют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные коллективы. В условиях школы к таким временным коллективным объединениям относятся различные кружки, создаваемые для реше ния отдельных задач бригады, коллективы художественной самоде ятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют ор ганы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старос ты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Эти органы и «лидеры» в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (из бранными или назначенными). Кроме этих «формальных» структур, в коллективах существуют еще структуры «неформальные», которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на  коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть «малыми группами» и «неофициальными лидерами».

Если формальные структуры коллектива (старосты, ученические комитеты, советы кружков и т.д.) базируются на деловых, социаль ных отношениях, то в основе неформальных «малых групп» и «ли дерства» отдельных учащихся лежат отношения психологические личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В отдельных психолого-педагогических трудах сущест вование таких «малых групп» и «лидеров» несколько фетишизирует ся и противопоставляется самому коллективу. С этой точки зрения считается, что формальный коллектив и формальный лидер как официальные структуры не всегда имеют реальный авторитет и влияние на учащихся. Неформальные же объединения и лидеры пользуются настоящим уважением среди учащихся, и потому их вли яние является не только реальным, но и определяющим.

Понятно, что эта мысль не совсем правильная. Но означает ли это, что педагогика может игнорировать те психологические факторы (симпатии, антипатии, общность интересов и т.д.), которые объединя ют или разделяют коллектив на «малые группы»? Конечно, нет. Речь должна идти не о противопоставлении деловых отношений личным, а о правильном и здоровом развитии межличностных отношений и ук реплении деловых. То же самое относится и к так называемому лидер ству в коллективе. Вряд ли, например, целесообразно допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал мало авторитетный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, что в органы самоуправления кол лектива должны входить авторитетные и уважаемые школьники. По явление так называемого неформального лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

5. Важнейшие средства и методические основы воспитания уче нического коллектива.

 Подходя к освещению этих вопросов, сле дует подчеркнуть, что коллектив создается не путем разговоров и бесед о коллективизме. Методика создания и воспитания ученичес кого коллектива базируется на двух вещах: во-первых, нужно во влекать всех учащихся в разнообразную и содержательную совмест ную деятельность и, во-вторых, необходимо организовать и сти мулировать эту деятельность таким образом, чтобы она сплачивала и объединяла учащихся в дружный и работоспособный коллектив. Отсюда следует два существенных вывода:

а)        в качестве важнейших средств воспитания ученического коллек тива выступают: учебная и разнообразная внеклассная работа, тру довая, общественная и культурно-массовая деятельность учащихся;

б)        в процессе организации указанных выше видов деятельности нужно применять специальную методику, направленную на создание и воспитание сплоченного коллектива. Педагогическую основу этой методики составляют:

  1.    умелое предъявление требований к учащимся;
  2. организация ученического самоуправления и воспитание уче нического актива;
  3. организация увлекательных перспектив в учебной, трудовой, художественно-эстетической и спортивно-оздоровительной дея тельности;
  4. формирование здорового общественного мнения;
  5. создание и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Обратимся к детальному рассмотрению указанных методичес ких положений.

6. Предъявление требований к учащимся как фактор создания и воспитания коллектива.

      Раскрывая методические основы работы по организации и сплочению воспитательного коллектива, необхо димо отметить, что успешность протекания в нем воспитательной работы во многом зависит от первоначальных вкладов в его органи зацию, от организационного периода. Вот почему создание коллек тива нужно начинать с умелого предъявления педагогических тре бований к воспитанникам.

Какой же должна быть методика предъявления этих требований?

Первое. Как уже отмечалось, начинать учебно-воспитательную работу нужно с четкого определения норм и правил поведения. Нужно без крикливости и излишней назидательности спокойно разъяснить учащимся, как им следует вести себя в школьном поме щении, на уроках и переменах, как они должны выполнять учебные задания, относиться друг к другу, обращаться к учителю и т.д. Такой разговор с учащимися по законам импринтинга (первого запечатления) оказывает сильное воспитательное воздействие и влияет на их поведение. Нередко подобная беседа проводится на основе озна комления учащихся с правилами внутреннего распорядка школы. Психологической основой воспитательного влияния первого разго вора о требованиях к поведению учащихся является то, что они сразу обнаруживают те противоречия, которые имеются между на личным и необходимым уровнем их развития. Все это заставляет их задуматься и вызывает потребность в улучшении своего поведения.

К тактичному и благожелательному предъявлению требований к учащимся необходимо прибегать и в процессе дальнейшей работы, стимулируя их к нравственному развитию и преодолению имею щихся недостатков

Второе. В методике предъявления требований большое значе ние имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, выработка навыков и привычек поведения. Вот поче му важнейшим компонентом этой методики является организация уп ражнений в правильном поступке (А.С. Макаренко). От учащихся нужно не только требовать, но и приучать их к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, соблюдали порядок на уроке, дисциплиниро ванно вели себя на переменах, бережно относились к учебникам и школьному имуществу, проявляли знаки внимания и вежливости не только к учителям и старшим, но и друг к другу. Упражнять, т.е. учить нужно практически всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда вызвал учитель, и как выходить к доске, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров во время занятий. Если же подобного приучения не бывает, словесные требования не дают должного эф фекта. Если, например, учитель говорит учащимся о недостатках в их учебной работе, но не оказывает им практической помощи в преодо лении этих недостатков, сдвигов к лучшему чаще всего не бывает.

Третье. Существенное значение имеет соблюдение меры в предъявлении требований к учащимся. Нельзя сразу предъявлять слишком много требований и делать их невыполнимыми для уча щихся. Еще К.Д. Ушинский писал: «Приучите дитя сначала повино ваться 2—3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчиняться и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нару шению того или другого из них, то сами будете виноваты, если при водимые вами привычки не будут укореняться...»1 В этом смысле иной должна быть и мера требований, предъявляемых к более силь ным и слабым по успеваемости школьникам, о чем уже шла речь в главе о сущности обучения.

Наконец, четвертое. В процессе предъявления требований необходимо учитывать настроение в коллективе и общественное мнение учащихся. Только создавая условия для стимулирования учебной работы и активного участия школьников во внеклассных мероприятиях, можно постепенно усложнять требования к улучше нию их успеваемости и разнообразной 1  Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 390-391. 

коллективной деятельности. Но что же дает все это для создания коллектива?                      

Правильное предъявление педагогических требований в самом начале воспитательной работы со школьниками организует их поведение,

способствует улучшению их работы и таким образом вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности и един ства стремлений. Так закладываются основы для дальнейшего раз вития и воспитания коллектива. Понятно, что на первом этапе ор ганизации коллектива требования исходят преимущественно от учителей. Между тем важно, чтобы педагогические требования под держивались всеми учащимися. Достичь этого сразу, естественно, трудно. Вот почему необходимо стремиться к тому, чтобы их поддерживала более сознательная часть учащихся. Поэтому в воспитательной работе с коллективом большое значение имеет организация самоуправления и воспитание ученического актива.

7. Организация ученического самоуправления и воспитание актива.

               Наличие работоспособного и деятельного актива является су щественным фактором организации ученического самоуправления коллектива, его демократизации. Кто же входит в состав ученичес кого самоуправления и актива?

Это, прежде всего учащиеся, которые выполняют те или иные общественные поручения. К ним, в частности, относятся: члены ученического комитета школы, редколлегий стенгазет, старосты классов, члены советов предметных кружков и коллективов художественной самодеятельности, а также советов пионерских дружин и отрядов и других детских организаций в тех школах, где эти органи зации работают. Большое значение имеет расширение состава актива, его сменяемость и преемственность.

В число активистов подбираются, как правило, наиболее дея тельные и пользующиеся уважением среди своих товарищей школь ники. Поэтому изучение деловых и личных качеств учащихся и их положения в системе межличностных отношений является одним из существенных условий правильного подбора активистов и пред отвращения появления так называемых неформальных лидеров.

Какую же воспитательную работу с членами ученического само управления и активистами следует проводить, чтобы они целенаправленно содействовали развитию и укреплению ученического коллектива?

         Необходимой предпосылкой хорошей работы активистов явля ется четкое знание ими своих обязанностей и задач коллектива. Вот поче му первостепенным делом в воспитании активистов является их инстструктирование, а также постановка и конкретизация тех задач,в решении которых они должны участвовать. Директору школы, его заместителям и классным руководителям необходимо разъяснять активистам их функции по выполнению возложенных на них обя занностей. Эта работа осуществляется в форме коллективных и ин дивидуальных бесед и семинаров, а также в ходе повседневного об щения педагогов с активистами.

Важным направлением воспитания активистов является оказание им повседневной практической помощи в работе. Например, в школе готовится «трудовой десант» по уборке урожая. В этом случае необхо димо помочь активистам подготовить учащихся к работе, опреде лить ее нормы и порядок выполнения, а также формы подведения итогов. Старосте класса следует помогать в подготовке и проведе нии ученических собраний: подобрать актуальные вопросы для со вместного обсуждения, подготовить выступления, накануне погово рить с активом и т.д. Так необходимо подходить и к оказанию помо щи активистам в подготовке и проведении школьных вечеров, классных диспутов, экскурсий и других мероприятий.

Хорошей формой инструктирования и оказания практичес кой помощи активистам является организация обмена опытом рабо ты. В некоторых школах практикуется проведение с активистами 1—2 раза в месяц коротких «летучек» — совещаний, на которых они рассказывают о положительных сторонах своей работы. На пример, в одном из классов содержательно прошло обсуждение вопросов о нравственном поведении учащихся, в другом — экскурсия на местный завод и встреча с рабочими, в третьем — выпуще на интересная газета-молния и т.д. Директор школы или его за меститель подводят итоги и рекомендуют активистам использо вать в своей работе то или иное положительное начинание, кото рое появилось в школе.

Существенной стороной в работе с активистами является так тичный контроль за ходом их работы, за исполнением даваемых им пору чений. Этот контроль осуществляется в форме отчетов активистов на заседаниях ученического комитета, на ученических собраниях, а также в процессе ежедневных индивидуальных контактов учителей с активистами. Отчеты активистов и контроль за их работой повы шают их ответственность и стимулируют их к лучшему выполнению своих обязанностей.

Если подобная работа приобретает характер системы и проводится содержательно, то активисты деятельно поддерживают порядок и дисциплину в школе, положительно влияют на других учащихся, поднимая развитие коллектива на более высокую ступень. Хорошо постав ленное самоуправление придает ученическому коллективу организа ционную прочность, демократизм и сплоченность, что помогает на правлять учащихся на успешное решение предстоящих задач.

8. Закон развития (движения) коллектива. Организация пер спективных устремлений учащихся.

          Развитие и укрепление кол лектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности. А.С. Макаренко сформулировал закон движения коллек тива, суть которого состоит в том, что коллектив должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов и оказывать все более сильное влияние на развитие и личностное формирование своих чле нов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и рас паду. Вот почему в системе коллективного воспитания большое зна чение имеет организация перспективных устремлений учащихся, постановка перед ними постоянно усложняющихся целей и увлека тельных перспектив. «Я убежден, — писал А.С. Макаренко, — что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его орга низации. Перед каждым коллективом должна быть поставлена общая коллективная цель, — не перед отдельным классом, а обяза тельно перед целой школой»1.

Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания ученического коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласно этой тео рии, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его дея тельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов. Неда ром А.С. Макаренко называл перспективы «завтрашней радостью».

Он разделял перспективы на три группы: близкие, средние и даль ние. Естественно, что на начальных этапах становления коллектива выдвигаются перспективы близкие, более достижимые, а затем по мере его развития — перспективы средние и дальние.

В условиях школы перед учащимися может выдвигаться большое разнообразие перспектив. Прежде всего они должны охватывать учебную работу учащихся. Школьники, как правило, хотят успешно учиться. Поддерживая эту перспективу, учителям необходимо содержательно и эффективно осуществлять учебный процесс, прово дить индивидуальную учебную работу с тем, чтобы каждый школь ник добивался успехов в овладении изучаемым материалом. Ученик, хорошо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что если учащиеся не доби ваются главного в своей школьной деятельности — успехов в уче нии, нельзя надеяться на эффективную работу по созданию

1   Макаренко А. С. Соч. Т. V. С. 124 

коллек тива. В качестве перспектив в системе учебной работы могут  

выступать подготовка и проведение предметных вечеров, олимпиад, встреч

с деятелями науки, техники и искусства и т.д. Еще большие возможности для организации перспективных устремлений уча щихся имеются в системе внеклассной работы. Яркие и увлекатель ные формы могут иметь праздники труда, поддержание шефских связей, организация поездок в соседние школы, экскурсии в район ные и областные центры.

Для расширения перспектив большое значение имеет положение о том, что перспективы в школе должны носить не только празднично-кра сочный, но главным образом деловой характер. Всякая деловая задача в учебной или внеклассной работе, которая выдвигается перед уча щимися и решение которой связано с переживанием радости дости гаемых успехов, воспринимается ими как увлекательная перспекти ва. Если, например, коллектив поставил задачу улучшения домаш ней учебной работы и организуется активная помощь учащимся в ее решении, то положительные сдвиги в учении воспринимаются пос ледними как воодушевляющая радость. В качестве подобных дело вых перспектив могут выступать задачи по развитию интереса к чтению, борьба за соблюдение правильного режима труда и отдыха и т.д. Большие возможности в этом отношении открывает соревно вание между классами и школами за первенство в различных фор мах физкультурно-спортивной работы и общественно полезном труде.

Широкую известность в практике воспитательной работы при обрела методика организации коллективного творчества учащихся, разработанная проф. И.П. Ивановым. Суть ее состоит в коллективном поиске дел по улучшению окружающей жизни, например разбивка и благоустройство детского парка, установление шефства над детским садом и т.д. Если дело найдено, учащиеся совместно с учи телем планируют практические коллективные дела и акции, стре мятся придать им яркие, красочные формы. Все это развивает само деятельность учащихся, вносит в коллектив дух демократизма, ро мантики и воспитательной новизны и значительно повышает его влияние на нравственное и общественное воспитание школьников.

9. Формирование в коллективе здорового общественного мне ния. Педагогика параллельного действия.

           Существенным факто ром развития и зрелости коллектива является формирование здоро вого общественного мнения. Под общественным мнением следует попи нать ту преобладающую оценку, которая дается в среде учащихся различ ным явлениям и фактам коллективной жизни. Естественно, что в процессе воспитания необходимо формировать в коллективе здоровое общественное мнение. Как можно диагностировать, т.е. определять зрелость общественного мнения учащихся? На помощь здесь приходит «естественный эксперимент». Например, школьники уча ствовали в озеленении близлежащей дороги, но несколько ребят уклонились от этой работы. И вот этот факт может служить своеобразным показателем того, насколько общественное мнение коллек тива является здоровым и принципиальным. Если учащиеся в своей массе будут осуждать недобросовестный поступок одноклассников, то можно говорить о наличии в коллективе здорового общественно го мнения. Если же большинство класса будет отмалчиваться и не проявит стремления к преодолению подобных недостатков, то это будет свидетельствовать о недостаточной зрелости общественного мнения.

Но как же формировать и развивать в коллективе здоровое об щественное мнение? Эта задача решается только в процессе и с по мощью хорошо налаженной практической деятельности учащихся, которая охватывает учение, общественно полезную и культурно-массовую работу, труд и различные разъяснительные мероприятия: беседы, собрания учащихся, вечера и т.д. Если все основные виды этой деятельности организуются содержательно, с активным участием школьников, то последние не только переживают радость ус пехов, но и критически относятся к имеющимся недочетам и стре мятся к их преодолению. Но это не происходит само по себе. Для воспитания принципиальности и здорового общественного мнения важно выносить на коллективное обсуждение все более или менее значительные события и явления в жизни школы (класса), давать, им правильную общественную оценку, развивать среди учащихся дух плюрализма и демократии.

В одной из сельских школ учащиеся VII класса шефствовали над участком школьного сада. Школьники хорошо обрабатывали свои участки, но один из них не совсем добросовестно ухаживал за за крепленными за ним деревьями. Из-за него класс получил замеча ние от директора школы. Этот факт взбудоражил учащихся. Они выражали свое недовольство поведением одноклассника. На классном собрании речь шла о том, что один ученик может подвести весь коллектив. Общественное мнение явно было направлено на осужде ние недобросовестного отношения к порученному делу. Это стало возможным благодаря тому, что основная масса семиклассников с большой ответственностью относилась к его выполнению. В этих условиях нерадивость одного вызвала осуждение со стороны всего класса. Воспитывая здоровое общественное мнение, нужно всячески по вышать роль органов самоуправления в формировании в коллекти ве дисциплинированности, принципиальности и взаимной требова тельности среди учащихся.

Благодаря здоровому общественному мнению в коллективе реа лизуется положение А.С. Макаренко о педагогике «параллельного дейст вия». Суть его заключается в том, что при наличии принципиальных и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив указывает воспитательное влияние па отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельного ученика влияет на весь коллектив. Иначе гово ря, достигается такая зрелость коллектива, когда он по-настоящему выступает как субъект воспитания, когда исчезает всякая почва для круговой поруки и замыкания в узкогрупповых интересах. Коллек тив начинает функционировать как хорошо организованная и социально-здоровая ячейка нашего общества.

10. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся.

В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции (от лат. traditio — передача). «Ничто так не скрепляет коллектив, — говорил А.С. Макаренко, — как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет тради ций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал..., — это школы, которые накопили традиции»1. Большое значение в воспитании придавал традициям и В.А. Сухомлинский.

В укреплении ученического коллектива немаловажное значение имеют такие яркие и содержательные традиции, как «День встречи первоклассников», «Последний звонок выпускникам школы», празд ник «За честь школы», праздник урожая, неделя сада, неделя книги и др. Но нередко в школах основное внимание уделяется созданию и накоплению торжественно-праздничных традиций. Между тем для воспитания коллектива нужны и будничные традиции, побуждаю щие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения.

В одной из школ, например, зародился обычай отмечать оконча ние учебы в начальных классах посадкой деревьев на пришкольном участке. В другой школе по традиции деревья сажают вместе один надцатиклассники и первоклассники, причем последние ухаживают за ними до окончания школы. Во многих классах складываются и поддерживаются традиции точно в

назначенное время начинать со брания, утренники и другие мероприятия. Широкое распростране ние получили традиции шефства старших классов над младшими. Нетрудно понять, что все эти традиции развивают коллектив, повы шают содержательность его жизни, расширяют границы деятель ности учащихся, что, естественно, оказывает на последних большое воспитательное

1Макаренко А.С. Соч. Т. V. С. 125 

влияние, укрепляет их сплоченность, поддержива ет чувство гордости за свой коллектив.

Заключение

       Таким образом, при правильной и целенаправленной организации воспитатель ной работы с коллективом, всемерном развитии его самодеятельнос ти, внутришкольной демократии и здорового общественного мнения в нем формируется определенный стиль и тон жизни, которые способ ствуют эффективному формированию чувства коллективизма у уча щихся. Наиболее существенными психологическими и нравствен ными чертами этого стиля и тона являются: оптимизм и бодрость коллективной жизни и деятельности; развитое чувство собственно го достоинства и гордости за свой коллектив; чувство товарищест ва, дружбы, ответственной зависимости и высокая активность всех учащихся в решении совместно поставленных задач; наконец, чувст во защищенности каждого члена коллектива. Создание такого стиля и тона, естественно, требует, как уже отмечалось, длительного вре мени, активных и методически правильных педагогических усилий. Но если такой стиль и тон складываются, тогда в полной мере про являются такие важные воспитательные функции коллектива, как организаторская, когда коллектив становится подлинным субъектом воспитания и управления своей деятельностью, нравственно-воспита тельная и личностно-развивающая, когда коллектив способствует фор мированию правильных взаимоотношений, гуманизма, чуткости, культуры поведения учащихся и, наконец, стимулирующая, когда коллектив выступает как возбудитель активности и самодеятельнос ти своих членов в повышении содержательности и здоровой целе направленности своей жизни .

Список литературы.

ГординЛ.Ю. Организация классного коллектива. М., 1984.

Иванов И.П. Воспитывать коллективистов. М., 1987.

Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. М., 1974.

Красовйцкий М.Ю. Общественное мнение ученического коллектива. М., 1984.

 Лай В.А. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и  культуры. Пг., 1920.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания //Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. V.

Макаренко А.С. Соч. Т. V.

Матьяш ОМ. Учебно-воспитательные цели в современной англий ской педагогике // Сов. педагогика. 1989.

Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.

НовиковаЛ.И. Самоуправление в школьном коллективе. М., 1988.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Сухомлинстш В.А. Мудрая власть коллектива. М., 1987.

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10.  

Харламов И.Ф. Педагогика. Москва. 2002.

Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Минск, 1972


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация воспитательно-образовательного процесса первоклассников в условиях реализации ФГОС НОО

С поступлением в школу ребёнок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью. Все отношения обучающегося  с внешним миром определяются теперь...

Реализация управленческой функции организаторов учебно-воспитательного процесса в негосударственном образовательном учреждении (автореферат)

Проблема исследования: состав, назначение и особенности применения оптимальные совокупности рациональных общеметодических приемов и эффективных педагогических условий, позволяющих высокорезультативно ...

Формирование функции слогового анализа и синтеза у школьников в условиях реализации ФГОС

  В данной статье рассматриваются практические примеры формирования функции слогового анализа и синтеза с учётом требований ФГОС. Логопедическая деятельность в условиях реализации ФГОС нап...

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования (на примере занятий в кружке «Художественное слово»).

Мы должны помнить, что каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное образование позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и тал...

Из опыта работы «Развивающая функция обучения в условиях реализации модульной программы»

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно обучается по целевой  индивидуализированной программе.Модульная технология обеспечивает индивидуализацию в ...

Доклад по самообразованию по воспитательной работе Тема: Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе.

Доклад по самообразованию по воспитательной работеТема:  Формы индивидуальной работы с учащимися в период адаптации к условиям жизнедеятельности в новом коллективе....

«Развивающая функция обучения в условиях реализации модульной программы»

В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и  наши дети. Они  становятся бо...