Проект программы "Здоровым быть здорово!"
календарно-тематическое планирование (1,2,3,4 класс) по теме

Программа  на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proect_programmi.docx277.69 КБ

Предварительный просмотр:

МОБУ Магинская средняя общеобразовательная школа

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ

«Здоровым – быть здорово!»

                 

Автор и разработчик: Гарипова Д.М.

учитель начальных классов

                                                    Магинск – 2011 г.

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Концепция модернизации Российского образования определила важнейшую задачу деятельности педагогических коллективов: достижение современного качества образования. Неотъемлемой частью этого процесса является и сохранение здоровья участников образовательного сообщества. Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна сегодня, так как она связана с ухудшением экологической обстановки и показателей заболеваемости детей. Чтобы ребёнок мог хорошо учиться, он должен быть, прежде всего, здоровым. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая. Да, многое, конечно, зависит от условий жизни в семье, от родителей. Но бесконечно «кивать» только в их сторону нельзя. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе, и мы педагоги. Как видим, на школу и педагогов легла очень трудная задача – задача сохранения здоровья ребёнка. Поэтому одним из ведущих направлений   моей программы является создание условий для сохранения здоровья учащихся в ходе воспитательного процесса. Оттого, насколько широко и быстро мы сможем это сделать, зависит здоровье наших детей.

 При определении целей деятельности по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.

Новизна представленной программы заключается в том, что она объединила в себе теоретические сведения из области анатомии, физиологии, гигиены, психологии, НОТ школьника, учитывает природно-климатические условия нашего региона. Данная интеграция помогает сформировать у детей осознанный выбор здорового образа жизни, научить бережному отношению к себе и своему здоровью, способствует развитию памяти, мышления, речи, воображения, учит приемам самопознания и саморегуляции.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. На первый план современность выдвигает цели развития личности ученика, формирования и развития у младших школьников учебной деятельности, и я  согласна с этим. Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли писать без ошибок, сможет ли он прочитать текст внятно, четко и быстро. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленные жизнью? Будет ли ребенок «звездочкой» среди одноклассников или растворится в толпе «серой мышкой»?  Каждому ребенку дан бесценный дар – творить. Ведь недаром великие педагоги прошлого верили, что стоит только создать условия, и талант обязательно проявиться. Особенно важно, чтобы это произошло как можно раньше и наиболее полно. Я стараюсь увидеть в каждом ребенке маленького творца.

Для маленького ученика все важно в школе: и уют в классе, и красота его оформления, и взгляд, и слово учителя, и сосед по парте, даже одежда учителя. Прав оказался В. П. Шереметевский в своем высказывании: «Все дело воспитания маленьких людей слагается из мелочей. Из всех мелочей незаметно закладывается фундамент, без которого все здание воспитания и шатко и валко, и на сторону».

Главное в работе, не только знание материала,  умение доступно его преподнести, но и умение любить детей, верить в каждого из них, умение находить «жемчужину» в каждой «раковине». Быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих воспитанников. Их радостное, коротенькое приветствие «Привет!», тёплые объятия заставляют забыть обо всём, пробуждают в тебе силы и желание сделать всё, чтобы этот яркий свет, эта любовь не только никогда не исчезали, а разжигались и становились всё сильнее и ярче. Ты готов свернуть горы, отбросить своё плохое настроение и идти вперёд, дарить ученику радость познания и помочь ему поверить в себя. Я уверена, что человек, переживший такую радость, не захочет творить зло, причинять вред другим, в нём проснётся желание поделиться своими чувствами с другими, стремление совершенствоваться и познавать всё больше и больше.

Здоровье школьников как важнейший элемент качества жизни необходимо рассматривать в начальной школе.  Народная мудрость гласит: « Здоровье дороже золота», «Здоровье на деньги не купишь» и поэтому я в начальных классах большое внимание уделяю организации учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

ЦЕЛИ: 

                                                                                                                     

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,

сформировать у него  необходимые знания, умения и навыки по здоровому   образу жизни,

научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

ЗАДАЧИ:

- укреплять тот уровень здоровья, с которым ребенок пришел в школу;

- воспитывать у детей ценностное отношение к собственному здоровью;

- познакомить детей и с основами здорового образа жизни;

- научить строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение;

- формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- организовать систему профилактической работы по формированию здорового образа жизни (просветительская работа с обучающимися);

Объект проектирования:

 процесс организации здоровьесберегающих технологий в учебном и

 воспитательном процессе для  младших школьников.

Предмет исследования: 

методика организации и содержания здоровьесберегающих технологий.

Методы исследования:

теоретические:  изучение, анализ и синтез научной литературы по теме

 исследования; беседы, изучение опыта работы коллег.

имперические: наблюдение, изучение продуктов и процессов деятельности

обучающихся.

Этапы подготовки осуществления проекта:

  1. Информационно – диагностический;
  2. Деятельностный;
  3. Аналитический.

Основные направления работы:

  1 класс – «Здоровье – это радость!».

  Цель: ознакомление обучающихся с правилами ЗОЖ;

           содействовать сплочению детского коллектива;

 2 класс – «Здоровье – это успех!».

Цель: формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;

 3 класс – «Здоровье  - это быть свободным и нужным!».

Цель: обучение жизненно важным двигательным навыкам и умениям, применению их в различных по сложности условиях;

 4 класс – «Здоровье – это победа над собой!». 

Цель: сформировать  необходимые знания, умения и навыки по здоровому  

образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной

жизни.

Проект программы рассчитан на 4 года.

Занятия проводятся 1 раз в неделю.  

   Методические занятия  являются комплексными, на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера: лекции, аналитические и эвристические беседы, сценки, подвижные и интеллектуальные игры, походы, экскурсии, проектная деятельность, игры – инсценировки, акции и т.д..

Условия реализации:

Проект будет успешно реализован если:

- будет изучен, предусмотренный программой, весь теоретический материал

и проведены все практические занятия;

- будут учтены  возрастные, личностные и психофизические особенности

младших школьников.

Условия организации проведения занятий:

  1. Наличие спортивного зала;
  2. Наличие спортивного инвентаря;
  3. Сотрудничество с  медицинским работником и учителем физкультуры;  

Ожидаемые и конечные результаты реализации программы:  

  1. Осознание личной  причастности к состоянию своего здоровья;
  2. Включение в деятельность по приобретению навыков и опыта в формировании положительного отношения к ЗОЖ;
  3. Улучшение санитарно-гигиенических условий в школе;
  4. Позитивная динамика результатов обученности за счет сокращения количества уроков, пропущенных по болезни;
  5. Повышение адаптационных возможностей детского организма и стабилизация уровня обученности при переходе учащихся с одной ступени обучения на другую;
  6. Повышение уровня психологической комфортности в системе "ученик – учитель";

 

 Ученики получат возможность:

  1. узнать и применять на практике правила поведения за столом;
  2. познакомятся с культурой питания;
  3. познакомятся с правилами оказания первой помощи при солнечном ударе, ожоге, обморожении, при спасении утопающих;

Должны уметь (быть):  

  1. преодолевать усталость (физический аспект здоровья);  
  2. проявлять хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость (интеллектуальный аспект здоровья);
  3. честен, самокритичен (нравственное здоровье);
  4. коммуникабелен (социальное здоровье);
  5. уравновешен (эмоционалный аспект здоровья).

Формы контроля:

  1. административный контроль;
  2. медицинский мониторинг;
  3. психологический мониторинг;
  4. педагогический мониторинг.

 Реализация программы осуществляется на базе МОБУ Магинская

средняя общеобразовательная школа.

                                   

                                       

                       

Тематическое планирование мероприятий по проекту    

                                                               «Здоровым - быть здорово!»

1 класс - «Здоровье – это радость!»

       1 час в неделю, 33 часа в год, 11 теоретических занятий, 22- практических.

Поход в осенний лес.

От улыбки хмурый день светлей…

Игры на свежем воздухе.

Осенний кросс.

Режим дня.

Подвижные игры с мячом.

«Джунгли зовут».

Учимся правильно дышать.

Утренняя зарядка.

   10.

Прыжки на скакалке.

   11.

Сон – лучшее лекарство.

   12.

Комплекс упражнений с обручем.

   13.

Упражнения в висе.

   14.

Чтобы зубы не болели.

   15.

Катание на санках.

   16.

Экскурсия в зимний лес.

   17.

Гимнастика для глаз.

   18.

Снежные старты.

   19.

Упражнения с гимнастической палкой.

   20.

Гигиена кожи.

   21.

Экскурсия в зимний лес.

   22.

Папа, мама, я- спортивная семья.

   23.

Чтобы уши слышали.

   24.

Весёлые старты.

   25.

Подвижные игры с мячом.

   26.

Солнце, воздух и вода – наши верные друзья.

   27.

Весенний кросс.

   28.

Прыжки в длину.

   29.

Осанка – стройная спина.

   30.

Подвижные игры на спортивной площадке.

   31.

«Классики»

   32.

Викторина «Секреты здоровья».

   33.

Экскурсия к реке.

2 класс - «Здоровье – это успех!»

       1 час в неделю, 34 часа в год, 12 теоретических занятий,  22-  практических (то  (те, что в 1 классе).

1.

Настроение в школе и дома.

2.

Лекарства в лесу.

3.

Самые полезные продукты.

4.

Рабочие инструменты» человека.

5.

Болезни глаз. Как их предупредить.

6.

Слух - большая ценность для человека.

7.

Профилактика кариеса.

8.

Режим питания.

9.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

10.

Гигиена тела и души.

11.

Спорт в жизни человека.

12.

Игра «Учимся не болеть».

              3 класс - «Здоровье – это быть свободным и нужным!»

 1 ч 1 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических.

 Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты.

 В поход на природу.

 Азбука питания.

 Осенний марафон.

 Как избежать отравлений.

 Спортивные эстафеты.

 Движение есть жизнь.

 Подвижные игры с мячом.

 Бег в нашей жизни.

 Комплекс упражнений с обручем.

 Прыжки и воспитание характера.

 Снежные старты

 Чистота, опрятность, аккуратность.

  Лыжная прогулка в лес.

 Глаза – главные помощники человека.

 Игра «Взятие снежной крепости».

   17.

Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться.

   18.

Комплекс упражнений с гимнастическими палками.

   19.

Если хочешь быть здоров..

   20.

Игра в «Пионербол»

   21.

Мой путь к здоровью.

   22.

Спортивные эстафеты.

   23.

Секреты здоровья.

   24.

Подвижные игры с мячом.

   25.

Игра «По тропе здоровья».

   26.

Семейная спортивная спартакиада.

   27.

Надёжная защита организма.

   28.

Прыжки на скакалке.

   29.

Понятие ЗОЖ.

   30.

Весенний марафон.

   31.

Велосипед как средство ЗОЖ

   32.

Прогулка на велосипедах.

   33.

Чистые руки, чистое тело- смело берись за любое дело.

   34.

Игра «Зарница».

                       

                          4 класс - «Здоровье – это победа над собой!»

1 ч11 час в неделю, 34 часа в год, 17 теоретических занятий,17- практических

( те (те же, что в 3 классе).

1.

Вредные привычки, их влияние на здоровье.

2.

Какие лекарства мы выбираем.    

3.

Домашняя аптечка.

4.

Отравления лекарствами.

5.

Пищевые отравления.  

6.

Умей предупреждать болезни.

7.

Здоровый образ жизни.

8.

Молодой старичок.

9.

Секрет долголетия.

10.

Викторина «Тело человека и секреты здоровья».

11.

Основные виды травм у детей школьного возраста.

12.

Первая медицинская помощь при кровотечении.

13.

Первая медицинская помощь при ушибах, сотрясении мозга, попадании инородных тел в глаз, ухо, нос.

14.

Оказание первой помощи при ожогах и обморожении.

15.

Оказание первой помощи при отравлениях.

16.

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кисти рук, бедра, колена).

17.

Деловая игра «Здоровым быть здорово!»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

   Данная программа  рассчитана на 4 года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию. Опыт показывает, что использование  программы «Здоровым- быть здорово» в воспитательном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в воспитание данной программы ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема   дисциплины.

   Я хочу сказать, что  если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять  самим своё здоровье и сами будем в этом примером, то только в этом случае  можно быть уверенными в том, что будущее поколение будет здоровым и развитым интеллектуально.

         

Используемая литература

1.Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 классы» М.: «ВАКО», 2004.

   2. Павлова М.А. «Примерное планирование занятий по основам здорового образа жизни для учащихся 1х – 4х классов» САРАТОВ 2003(http://health.best-host.ru)

  3.  И.А. Телякова   «Здоровьесберегающие  технологии в работе учителей начальной школы»  http://www.saripkro.ru/konf_psi/p11aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовая презентация к проекту "Быть здоровым - это здорово!" 2 класс

Презентация сообщает цель и задачи проекта, вовлекает детей в мир познания. Работа над проектом проходила по группам. Отчет группы "Витаминки" представлен в разделе "Творческие работы учащихся"....

Социально значимый проект "Здоровым быть здорово"

Данный проект может быть реализован как в начальной школе, так и в среднем звене. Его основная цель - повышение мотивации школьников к здоровому образу жизни, развитие субъектного, ответственного ...

Урок - проект "Хочу быть здоровым"

Занятие построено как урок – проект. Урок - проект позволяет предоставить работу в группах. Подобные уроки развивают творческое мышление, сплоченность коллектива, умение прислушиваться к мнению других...

проект "Учимся быть здоровыми"

Проект с целью, задачами, планом работ с его участниками...

проект "Здоровым-быть здорово!"

В данном проекте раскрыта методическая работа по формированию здорового образа жизни у детей начальной школы....

Разработка спортивного мероприятия муниципального образовательного учреждения« Лицей №1» города Балаково Саратовской области в рамках проекта «Здоровье» по теме: «Хочу быть здоровым!»

Спортивное мероприятие в рамках проекта "Здоровье" для учащихся 1-2 классов. Цель меропприятия: формирование у учащихся приоритета к здоровому образу жизни, сохранение здоровья через повышение двигате...

Учебный проект «Хочу быть здоровым»

Есть знаменитая пословица: "Здоровье дороже денег". Никто не будет отрицать её важность, потому что невозможно назвать точную цену нашему здоровью. И данный проект направлен на привлечение внимания к ...