«Волшебные» слова
методическая разработка (1 класс) по теме

Булатова Раушания Ралифовна

Внеклассное занятие для учащихся 1-2 классов. с использованием презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_volshebnye_slova.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие в 1 классе

Тема: «Волшебные» слова 

Цели:  Вспомнить с детьми «волшебные» слова; заставить    задуматься, почему они «волшебные»; учить правильно их употреблять; воспитывать культуру общения.

Оборудование: Презентация, у детей – маленькие солнышки, ручки.

Ход занятия

1. Беседа

- Прочитайте  незаконченные пословицы. (Выделенное слово пропущено) Слайд2

Доброе слово дороже богатства.

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Как вы думаете, что пропущено в этих пословицах?

-Что общего в этих пословицах?

(Они говорят о слове)

- Прочитаем вслух.

- Какие бывают слова? (хорошие и плохие, обидные, добрые, …)

- Богат и прекрасен наш русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, надежных и торжественных, суровых и ясных. Но есть особые,  самые нужные и самые важные для каждого человека.

- Давайте сейчас послушаем стихотворение и вспомним, какие слова  являются важными для каждого человека.

2. Просмотр презентации (Прослушивание стихотворения) Слайды 3-14

3. Сообщение темы занятия

- Какие слова запомнили?

-Как можно назвать эти слова, если они необычные и их приятно слышать каждому?

( На слайде15 - тема занятия:  «Волшебные слова» )

4. Разговор о волшебных словах

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Давайте, разделим эти слова на группы. (Слайд15)

 

- Их мы назовём: Слова – приветствия

                              Слова-просьбы

                              Слова – благодарности

                              Слова - пожеланий

                              Слова-извинения

                              Слова-прощания

-Давайте поговорим о каждой из этих групп.  ( на отдельных слайдах )

Слова - приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. (Слайд16)

- Когда вы говорите эти слова?

- Кто не забывает говорить их?

- Послушайте стихи об этих «волшебных» словах.

(Читают подготовленные ученики)

Солнышко ясное встало,

-Доброе утро!- сказало.

- Доброе утро!- кричу я прохожим,

Весёлым прохожим,

На утро похожим.

Но, если проснёшься, а дождик в окно                          

 Стучит да стучит,

А без солнца темно?

- Доброе утро, друзья, всё равно!

Придумано мудро- Доброе утро!

- Добрый день! - тебе сказали.

- Добрый день! - ответил ты.                                    

Как две ниточки связали

Теплоты и Доброты.

Что такое

Лучшее из слов.

Потому что

Значит – будь здоров.

Правило запомни

Знаешь – повтори

Старшим это слово

Первым говори.

Вечером расстались

Встретились с утра

Значит, слово «здравствуй» говорить пора.

-Здравствуйте!- ты скажешь человеку.

-Здравствуй!- улыбнётся он в ответ.                          

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

-  Вы знаете, как родилось слово «здравствуйте»?

- Приветствие это родилось из выражения «Я здравствую тебя», т.е. желаю тебе здоровье. Слово «здравствуйте» очень старое. Оно связано со словом дерево. Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево, как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровыми, сильными и крепкими.

Слова - благодарности: спасибо, большое спасибо, благодарю вас.(Слайд 17)

- Какие слова  благодарности говорите вы?

- Кто не забывает говорить эти слова?

(Читает подготовленный ученик)

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что сделали для нас.

И мы припомнить не смогли бы,                            

За что сказали, сколько раз.

Слова - пожеланий: всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути (Слайд 18)

- Когда вы говорите эти слова?

- Какие из этих слов говорите вы?

- Кто маме с папой желает всегда «спокойной ночи»

Слова-извинения: простите, пожалуйста; извините, пожалуйста.

(Слайд 19)

- Когда мы говорим эти слова-извинения?

- Почему человек должен уметь извиняться? (уметь признать свою ошибку)

-Простите! - я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать.                              

А если я всё же забуду-

-Простите, я больше не буду.

Слова-просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.(Слайд 20)

5. Физминутка

-Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

 -Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебное» слово.

-Итак, начали! Не ошибитесь, пожалуйста!

Встаньте, пожалуйста!

Поднимите руки.

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Потопайте.

Попрыгайте, пожалуйста!

Тихо сядьте.

Тихо сядьте, пожалуйста!

Слова-прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте….(Слайд 21)

- Какие говорите  слова-прощания?

- Когда их говорят?

(возврат на 14 слайд)

6. Закрепление

- Кто из вас не забывает говорить эти «волшебные слова» слова?

- Послушайте стихотворение о мальчике по имени Петрусь, который тоже знает  «волшебные» слова и хочет стать вежливым. (Инсценировка)

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость берусь,

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!                        

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал…

А Петрусь как заорёт:                                                

-С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок:

-Убирайся, пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку,

Да как дёрнет за косынку:

-Ты куда, Иринка, стой!                                    

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрыгнула в сторонку.

-Как невежлива девчонка.

Нёс учитель горку книг.

А Петро с угла тут прыг!-

Чуть не сел ему на плечи.

-Извините, добрый вечер!                                    

Тут учитель закричал:

-Ты – невежа и нахал!

Петя очень удивлён-

Разве был невежлив он?

- Давайте ответим на вопрос: Разве был невежлив он?

- Почему вы так считаете?

- А кого  называют «вежливым» человеком?

- В стихотворении мы услышали слова «невежа» и «нахал». Как вы объясните их значение?

«Невежа» - грубый, невоспитанный человек.

 «Нахал»- грубый и дерзкий человек.

- Кто хочет быть похожим на Петю?  

Важно не только знать волшебные слова, но и правильно их использовать в разных ситуациях.

Папа разбил драгоценную вазу.

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашёлся, взглянул им в глаза.

И робко, и тихо: - Простите!- сказал.                        

И мама молчит, улыбается даже:

-Мы купим другую, есть лучше в продаже.

«Простите», казалось бы

 что в нём такого?

А вот ведь какое чудесное слово!

-Действительно, все эти слова будут «волшебными» только в том случае, если их произносит вежливый и воспитанный человек.

- А теперь поиграем в игру «Доскажи словечко», а словечко не простое, а «волшебное».

(переход на 22 слайд)

Растает даже ледяная глыба          

От слова тёплого…. Спасибо

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…. Добрый день

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…. Здравствуйте

Когда нас бранят за шалости,

Говорим…. Извините, пожалуйста.

И во Франции, и в Дании

На прощание говорят…. До свидания

7. Рефлексия

- У каждого из вас есть в груди маленькое солнышко. Это солнышко- вежливость и доброта. Добрый человек всегда вежлив, любит людей и помогает им. Хорошими поступками мы можем добиться того, чтобы нас любили и уважали,  потому что хорошо относятся только к тому, кто сам хорошо относится ко всем. Я надеюсь, что и вы у меня такие.

- На партах у  вас тоже лежат солнышки. Запишите, пожалуйста,  на лучиках «волшебные» слова, которые запомнили. Пусть солнышко улыбнётся каждому из вас.

 ( Возврат на слайд 14 , звучит  песня «Если добрый ты…»)

Извини, пожалуйста, прости и разреши

- Это не слова, а  ключик от души.                              

Кроме нашей спутницы-

таблицы умножения,

Есть ещё таблица уважения.

Помните, как азбуку, как дважды два-

Спасибо, пожалуйста-

Волшебные слова!

- Что  полезного вы сегодня  каждый  возьмёте с нашего занятия?

(…)

- А я хочу вам сказать:

«Спасибо за работу! До скорой встречи!» (Слайд23)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса

Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...

"Волшебные слова" конспект занятия кружка "Русское слово"

Данный конспект может быть использован как занятие кружка "Русское слово"  и как самостоятельный классный час в начальной школе...

Проектная работа "Волшебное слово и волшебная кисть"

Проектная работа заняла 3 место в окружном конкурсе научно - исследовательских и проектных работ "Открытие" в номинации "Кино, театр и мир искусства"....

Конспект классного часа во 2 классе. Тема: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

Используемый материал (инсценирование, просмотр презентации, отрывка из мультфильма и др.) помогает развивать  желание детей употреблять в своей речи слова вежливого обращения, учит уважению и ве...

Презентация классного часа на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте»

В презентации использованы красочные картинки из мультфильма "Крошка Енот", игра на внимание, слова приветствия....

Конспект открытого классного часа "Волшебные слова. Волшебное слово - здравствуйте!"

Предлагаю Вашему вниманию конспект  классного часа во 2 классе на тему: «Волшебные слова. Волшебное слово – здравствуйте!»....