« Патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»
методическая разработка по теме

Аннотация

представляет собой краткое описание работы

« Патриотическое воспитание младших школьников

в условиях реализации ФГОС НОО»

 

       Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

Скачать:


Предварительный просмотр:

            В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В

настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на  изучение и реализацию  программы «Патриотическое     воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как  целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.

Как показывает опыт моей работы, уважение  к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны  без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.

Я являюсь одним из разработчиков программы по гражданско- патриотическому воспитанию « Сыны Отечества». Данная программа рассчитана на 5 лет ( 2008\2013 гг), она ежегодно корректируется и дополняется.

          Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами  возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей  воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную  жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

 На подготовительном этапе реализации данной задачи мной было проведено анкетирование учащихся начальной школы. ( Приложение 1).

Цель анкетирования:

  1. определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
  2. определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
  3. определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Результаты анкетирования  учащихся начальной школы ( Приложение 2) позволили определить основные методы решения поставленной задачи:

  1. Утверждение в сознании и чувствах школьников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России; к традициям;
  2. Воспитание и развитие национальных начал, уважения ко всем нациям;
  3. Воспитание гражданской позиции, бережного отношения к памятникам истории, культуры, сохранения традиции.

Использование методов решения поставленной задачи в условиях резкой социальной системы дифференциации и девальвации духовных ценностей - процесс сложный, многогранный, я бы сказала тонкий, деликатный, так как затрагивает сознание, душу человека, а также определённые парадигмы образования, рассматривающие ученика как субъекта деятельности. Патриотическое воспитание младших школьников в современной школе должно стать объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле.

В  содержании патриотического воспитания программы « Сыны Отечества» мы выделили основные аспекты гражданского и  патриотического воспитания младшего школьника:

  1. личностная культура;
  2. социальная культура;
  3. семейная культура .

Личностная культура младшего школьника  – это:

  1. готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, индивидуально-ответственному поведению
  2. готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
  3. способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

Семейная культура – это:

  1. осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
  2. понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
  3. бережное отношение к жизни человека.

Социальная культура – это:

  1. осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей.

В результате осуществления Программы ожидается:

  1. создание патриотической воспитательной среды на основе единения профессионализма педагогов и повышения эффективности воспитательной работы;
  2. становление устойчивого психического и эмоционального микроклимата в ученическом коллективе.

               В соответствии с требованиями ФГОС НОО « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в программе « Сыны Отечества» мы определили четыре содержательные  линии.
Этапы реализации программы :

I этап: проектный - 2009-2010 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.
  3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2010\11 – 2011\12 учебные годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания

3.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию

4.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности

5.     Проводить мониторинг реализации программы

III этап: аналитический – 2012\13 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период

        Как показывает мой опыт, основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, творческого поведения .

Особое внимание уделяется  видам деятельности и формам занятий с учащимися начальной школы:

Воспитание гражданственности, патриотизма:

  1. получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации( в процессе бесед, проведения классных часов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам );
  2. ознакомление с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина (в процессе бесед, экскурсий, просмотра кинофильмов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр гражданского и историко-патриотического содержания);
  3. ознакомление с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России (в процессе бесед, сюжетно-ролевых игр, просмотра кинофильмов, творческих конкурсов, фестивалей, праздников, экскурсий, путешествий, туристско-краеведческих экспедиций, изучения вариативных учебных дисциплин);
  4. знакомство с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников (в процессе бесед, проведения классных часов, просмотра учебных фильмов, участия в подготовке и проведении мероприятий, посвященных государственным праздникам);
  5. участие в просмотре учебных фильмов, отрывков из художественных фильмов, проведении бесед о подвигах Российской армии, защитниках Отечества, подготовке и проведении мероприятий военно-патриотического содержания, конкурсов и спортивных соревнований, встреч с ветеранами и военнослужащими;
  6. участие во встречах и беседах с учителями и выпускниками своей школы,явивших собой достойные примеры гражданственности и патриотизма.

Воспитание и социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрируют все основные виды их деятельности:

  1. урочную. Так, например, на уроках начального литературного образования, окружающего мира, истории, ОЗОЖ, и др. учителя учат учащихся формировать активную жизненную позицию личности, приобретать опыт гражданских действий, демократического поведения и общения, развивать умения и навыки конструктивно – критического мышления, самостоятельности, воспитывать уважение к народным традициям и культуре, уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов, учат детей понимать принципы и ценности демократического гражданского общества, жизни и деятельности человека в таком обществе.         
  2. внеурочную 

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий :

  1. День Земли;
  2. Классные часы, посвящённые малой Родине;
  3. Выставки рисунков» Война глазами детей»;
  4. Творческая мастерская;
  5. Посещение школьного музея боевой славы;
  6. В день защитника Отечества: военно-спортивная игра « А, ну-ка, мальчики»;
  7. Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны;
  8. Организация и проведение праздничных концертов ко Дню Победы;

В современном динамично развивающемся информационном обществе нужны, действительно, не только знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях. Осуществление проектной деятельности  проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

  1. Проектно-исследовательская деятельность учащихся;
  2. Экскурсии в парк Победы на Соколовой горе, посещение музея боевой славы;
  3. Участие в социальных акциях;
  4. Тематические классные часы, проводимые в школьной библиотеке;

Педагогический коллектив нашей школы работает в тесном сотрудничестве со школьной библиотекой. Патриотизму нельзя научить, его надо воспитывать, ведь образное слово, эмоции, чувства значат больше, чем разум. Роль книги и библиотеки в этом воспитательном процессе крайне важна, причём именно школьной библиотеки, учитывающей психологические и индивидуальные различия детей разных возрастных групп. В работе библиотеки по патриотическому воспитанию используется  спектр художественной, научно - познавательной литературы, аудио- и видеоматериалы, презентации и готовые электронные программы.

Концепция программы ФГОС НОО «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» заключается в том, что современная начальная школа призвана создавать гражданина и воспитывать патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

 В рамках программы "Сыны Отечества" ежегодно проводятся мероприятия (Приложение 3), в ходе которых учащиеся начальной школы под руководством классных руководителей готовят праздничные литературно-музыкальные композиции, фотовыставки,  встречаются с ветеранами, проводятся уроки мужества, участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, сочинений, принимают активное участие в проектно- исследовательской деятельности. Каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями.

На мой взгляд, воспитание юного россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит современному  учителю.  Если учитель не выполняет своей задачи формирования ценностей и основ патриотического воспитания, то у обучающегося в условиях открытого информационного пространства и ограниченного воспитательного потенциала семьи может формироваться «путаная» гражданская позиция.

Младший школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

 Педагогический коллектив  должен создать условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стать социальной семьей ребенка, нравственным воспитателем.    

Успешность и результативность  патриотического воспитания учащихся во многом зависит от  единства целей и задач начального, среднего и старшего образования и напрямую зависит от профессиональной педагогической компетентностью педагога в области гражданско-патриотического воспитания. Невозможно быть эффективным учителем, не раскрывая перед учениками своего «символа веры», принципов своего отношения к событиям и людям, элементов своего жизненного опыта. Ценностная роль учителя уникальна. Все педагоги, работающие в школе, должны быть образцами нравственного и гражданского поведения.

Используемые  технологии и формы работы по гражданско - патриотическому воспитанию детей в программе « Сыны Отечества» позволяют почувствовать ребенку радость познания, научиться любить близких, беречь природу, приобрести уверенность в своих способностях и возможностях, а самое главное получить социальный опыт. Ведь социальный опыт ребёнка- это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что пережил, и этот опыт будет постоянно определять его действия и поступки.

Подводя итог, могу сказать, что патриотическое воспитание, воспитание гражданина своей страны - одна из трудных, но приоритетных задач современной школы. Необходимо уже в начальной школе создавать условия для того, чтобы учащиеся росли идейно зрелыми, нравственно стойкими  и духовно богатыми людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС

В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения

  «Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реа...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...

Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС.-доклад

   Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, сод...

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

«Роль классного руководителя в системе воспитания школьниковв условиях реализации  ФГОС второго поколения»...

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»

Статья по теме «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС второго поколения»...