Трудные дети
статья по теме

Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат.  де виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Что такое  гипердинамический синдром? Каждый ли ребенок  не  оправдывающий наших ожиданий,  действительно трудновоспитуемый? Размышления на эту тему в моей статье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_deti.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

       В  V111  веке  до н. э.  древнегреческий  поэт  Гесиод описывает  в  своей  поэме «Труды и дни» интересующее нас явление в выражениях, представляющихся сегодня  весьма актуальными: « У меня  более не будет  никаких надежд   касательно будущего нашей страны,  если сегодняшняя молодежь  завтра возьмет  в  свои  руки  управление, потому что  молодежь эта несносна, несдержанна  и  вообще  ужасна. Наш мир достиг  критической стадии,  дети больше не  слушают своих  родителей».

          Трудные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от лат.  де виацио- отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином? Для учителя- это неуспевающий ребенок, ребенок, который не  слушает на уроках и прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это  ребенок, который  привносит в  семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье  свои трудные дети, со своими проблемами.

  «Если ребенок стал трудным,- делится своим  опытом  В. А. Сухомлинский,- если все, что посильно другим  людям, ему непосильно, значит, в детстве он не получил для своего  развития от окружающих  людей того, что должен был получить.

Трудным ребенок становится именно в этом возрасте - от года до  семи-восьми лет»

  Ребенок воспитывается не только в семье. На него влияют окружающие люди, литература, кино, телевидение. Кому же  принадлежит  решающая роль  в воспитании  детей?

 На школьных собраниях родители нередко упрекают  школу. «Придешь  с работы, а ребенок занят: или уроками, или ему надо  побыть на свежем воздухе, или посмотреть  телепередачу, или почитать художественную литературу. А родителям надо позаботиться  о еде и быте.(Они либо выживают,  например работают на рынке с утра до вечера, либо делают карьеру.) Для общения с детьми совсем  не остается  времени. Значительно больше времени проводят дети, общаясь с учителем. У  родителей нет  педагогического образования, а методы воспитания, завещанные бабушками и дедушками, оспариваются как устаревшие. Учителя имеют специальное образование, опыт работы, к тому же воспитание детей является их основным делом. Все как будто верно и убедительно, но  никуда не уйти от факта, что решающее  влияние  на нравственное воспитание оказывают родители.

 В здоровой семье  эмоциональные связи  детей  и родителей столь сильны, что  создают  предпосылки для противодействия  любым  отрицательным  влияниям  среды.

 В рамках  борьбы  с растущей  наркоманией  среди  детей и подростков  особого внимания  заслуживает  наиболее уязвимая  «группа риска»- БЕЗНАДЗОРНЫЕ И БЕСПРИЗОРНЫЕ. Дети  из этой группы, как правило, жертвы  неблагополучной ситуации в  семье.          Это семьи, попавшие в целый набор ситуаций «социального тупика», таких, как алкоголизм, наркомания, асоциальная деятельность.

 

          У детей из семей, где родители злоупотребляют  психоактивными веществами,  нередко формируется генетическая  предрасположенность. Беспризорные и  бездомные  дети  по  потреблению психоактивных веществ заметно превосходят  своих «домашних» сверстников. Так среди 7-летних  беспризорных  курит каждый четвертый, среди 8-летних – (каждый третий) и к  15 годам регулярно пьют  уже  почти 80% из них. К 12 годам  каждый четвертый становится  потребителем  наркотических средств.

     За последнее десятилетие в три  раза выросло число детей, бежавших от родителей, из учебно-воспитательных  учреждений, пропавших без вести, многие из них стали  жертвами преступлений.

      По данным прокурорского надзора, основной причиной усиления этой опасной тенденции является  отсутствие надлежащего семейного  и  общественного воспитания, жестокое обращение взрослых и сверстников, провоцировавшее несовершеннолетних на бегство и, нередко, толкавшее их к суициду По данным государственной  статистики, количество детей и  подростков, покончивших с собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от  неестественных причин. За последние пять лет самоубийством покончили жизнь             14        157 несовершеннолетних. Подростки  решались  на самоубийство в целях обратить  внимание  родителей,  педагогов на свои  проблемы и  протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и  жестокости  взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые,  ранимые по  характеру подростки от ощущения  одиночества, собственной ненужности,  стрессов и утраты смысла жизни.. Моральное и физическое насилие, порочные методы воспитания, унижение человеческого достоинства сопутствуют жизни многих детей и подростков в семье, дошкольных учреждениях, школах, детских домах и интернатах. Взрослые считают, что вправе делать с собственными детьми все, что им  заблагорассудится. В одной из  клиник Москвы, например, лечилась девочка, которая взяла у бабушки  без разрешения 30 рублей. И, чтобы проучить, ее  долго  и жестоко  избивал  отчим. Затем он привязал ребенка к стулу, скрутив руки и ноги,  и  оставил на чердаке. К счастью, это было летом, девочка  за ночь  не успела  простыть. Утром отчим поднялся на чердак, отвязал ее, но не выпустил. Тогда  она подползла к краю  чердака  и упала с высоты  3,5 метров вниз,  на бетонный пол. Когда девочку доставили в больницу, она представляла собой сплошной синяк и кровоподтеки.        

Дефицит гуманности и милосердия в обществе сказывается, прежде всего  на детях как  наименее защищенной  части  населения. Их проблемам и переживаниям стали уделять меньше внимания не только в семье, но и в школе От так называемых  «трудных»  детей и подростков школы  стараются  избавиться. Во  многих семьях дети часто бывают  свидетелями пьяных ссор между родителями. Следствием такой обстановки в семье становится  детская  безнадзорность, родители порой не знают, где и с кем  проводит  ребенок свое время.            В результате у детей формируется враждебное отношение к окружающим.  Преодолеть это трудно, но необходимо. 

 На вопрос: «Часто ли проводишь свободное время с родителями?»- Больше половины опрошенных детей ответили: «Нет». А 10% дописали, хотели бы  поменять родителей. Это уже страшно. Если в семье не научили ребенка жить так, как говорил Сент-Экзюпери: «Встал, умылся, наведи порядок на собственной планете», то он везде  вокруг себя будет создавать помойку, считая ее  стилем жизни, в которой  потом  мучаются  окружающие его люди, если  этот стиль  им не  по душе.

            

             Нередко положение усугубляется тем, что должностные лица, ответственные за  обучение, воспитание и  содержание детей,  недобросовестно относятся к выполнению своих  обязанностей. Иногда  на работу с детьми принимаются не только малоквалифицированные люди, но и те, кто по своим  человеческим, моральным качествам не могут  и не должны работать  с детскими  коллективами .

Может быть, нелишне взглянуть  на взрослых глазами ребенка? Ему они могут  представляться  несправедливыми, невнимательными,  непонимающими, злоупотребляющими своей властью, физической силой, зависимостью детей  от них,  творящими «суд скорый и неправый». «Воспитание детей- это не  милая забава, а задание, требующее тяжких переживаний, усилий, бессонных ночей и много мыслей.

«Трудный» родитель недоволен своим ребенком, считает его некрасивым, неспособным, неприспособленным. Он не доверяет своему ребенку и не уважает его. Он не считает ребенка  способным  чего-то  добиться в жизни из-за  низких способностей и  дурных наклонностей. Не может  сдержать по отношению к ребенку досаду, обиду, раздражение, злость. «Трудный» родитель может и любить ребенка, но это не приносит пользы, если ребенка ограждают от всех трудностей и неприятностей, стремятся удовлетворить все его капризы, не оставляют  места для инициативы и самостоятельности. Не лучше и требования, с  одной стороны, безоговорочного послушания и дисциплины, а с другой- успехов в учебе и спорте, в любых делах. Детям навязываются воля и ожидания родителей, которые не считаются с интересами, склонностями, способностями ребенка. Такие родители считаются «трудными» и приносят немало ущерба формированию личности своих детей.

«Трудные»  семьи это не только те, где ,предположим, злоупотребляют спиртными напитками,»трудными» могут быть семьи из-за незнания родителями законов воспитания детей, неумения  организовать в семье правильные взаимоотношения с детьми.

Исследования социологов убеждают нас в том, что еще много семей, не умеющих понять свою роль в удовлетворении потребностей ребенка: родители смешивают истинные  потребности  ребенка и его капризы, удовлетворяют в первую очередь материальные потребности и совсем не развивают духовные. Приходит время, когда семья уже не в состоянии выполнять требования детей, и  наступает конфликт, который не всегда разрешается благополучно.

В практике семейного воспитания сложилось несколько типов  семей, которые по –своему трудны. Это семьи  с низким уровнем  общественных интересов, с  неустойчивой и часто напряженной семейной атмосферой, с пренебрежительным отношением  к семейным обязанностям. Дети  в этих семьях вырастают  с определенными недостатками в нравственном воспитании.

Есть семьи с достаточно высоким уровнем общественных интересов, но внутри семьи имеют место «формальные» отношения. Дети  этот стиль отношений быстро усваивают, подражают им, а за этой внешней манерой поведения иногда скрываются отрицательные черты.

Представляют  особые трудности семьи, где неправильно понимают  дисциплину как нравственную категорию. Так есть семьи с  суровой дисциплиной.

Очень многие семьи стремятся уберечь детей от черновой работы, свою заслугу понимают в том, чтобы обеспечить безоблачное детство своим  детям, затягивая его порой до их  совершеннолетия. Так вырастают тунеядцы, бездельники. Как  видим,   семьи  учеников  требуют  к себе пристального внимания  учителя, индивидуальной  работы с ними по  разъяснению задач и   путей  воспитания.

 

              Что такое  гипердинамический синдром?

Основные признаки гипердинамического  синдрома – это проявление с первых месяцев жизни ребенка двигательная  расторможенность и отвлекаемость внимания. Позже они часто бывают  безрассудны и импульсивны, склонны попадать в несчастные случаи и всегда  находятся в  списках злостных нарушителей дисциплины, хотя делают все совершенно несознательно, не желая «ничего плохого». Это они  сползают под парту во время уроков, устраивают кучу-малу на перемене, это они забывают  свой портфель и почти каждый день теряют ручки, карандаши. Это их голова  всегда повернута в сторону доски. Гиперактивные дети чрезмерно нетерпеливы. Они могут бегать или прыгать вокруг, есть стоя, вскакивать с места, когда полагается сидеть, шуметь или болтать, когда надо соблюдать тишину. Гипердинамические дети не ходят, а бегают, доказывая что-то, не говорят, а кричат.

Это их так любят ругать на родительских собраниях, произнеся фразу: «Мог бы вполне неплохо учиться, если бы так не  отвлекался».

Причины, приводящие к подобным состояниям, пока неизвестны, но предполагается, что в основе гипердинамического расстройства лежат микроорганические  поражения  головного мозга.

         Дети, как, впрочем, и взрослые, устроены сложно, у них есть свои  эмоциональные травмы и переживания, планы на будущее, привязанности и связи, и положить конец  их уличному  существованию зачастую можно только с помощью  кропотливой  работы по  переориентации их установок, круга общения, восстановления прежней  семьи  или  создания новой.

          …Вот уже много дней стоит на улице маленькая  таджикская девочка, замотанная в жалкие одежды, и  просит подаяние. А недалеко от нее  на корточках  качается ее отец, бдительно  следя за каждой монеткой, попавшей в ее  замершие ручки. Она - не беспризорник, она- не безнадзорная,  вон он , папаша, рядом. И  регистрация у него  в порядке. И все  прочие документы на руках. И уже никому нет дела до этой маленькой иностранки, которая смотрит на мир круглыми недетскими  глазами.

         Все проблемы- прямое следствие  если уж не кризиса, то  полураспада семьи в России. В результате бедности  и  малообеспеченности  снизилась ответственность родителей  за социализацию,  содержание и воспитание детей. Это с одной стороны. А с другой, и само наше государство не  имеет  серьезной долговременной стратегии семейной политики. Среди причин  ослабления внимания  органов власти к семье можно назвать неготовность власти к решению проблем,  появившихся в связи  с реформами в социально-экономической сфере, недостаточное финансирование программ помощи семье,  а также отсутствие приоритета семьи в политике государства.

       Но и самим родителям надо бы больше заниматься своими детьми.  

Профессиональную педагогическую помощь в этом  мамам и папам  может оказать школа. Воспитание подрастающего поколения- наша общая задача.

     

Каждый ли ребенок  не  оправдывающий наших ожиданий,  действительно трудновоспитуемый?

Есть скверные  родители, предающиеся пьянству,  не проявляющие заботы о своих детях. Есть дети с врожденными или приобретенными нарушениями нервной системы, требующие специальных медико-педагогических мер.

Есть родители безупречные в социальном отношении, но  причиняющие своим  детям  страдания не в силу злого умысла,  а по причине   незнания, педагогического невежества. Чаще всего они  даже не подозревают об ошибочности своих  действий.

В  Концепции  модернизации  российского образования  на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29. 12. 2001 №1756-р, сформулированы важнейшие  задачи воспитания: формирование  у  школьников  гражданской ответственности  правового   самосознания, духовности и культуры,  инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации  в обществе и  активной адаптации на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши трудные дети"

Мастер – класс: «Наши трудные дети» Цель: познакомить педагогов с коррекционно-развивающими мероприятиями, способствующими созданию ситуации успеха, повышению самооценки школьника с от...

родительское собрание "Трудные дети...Как им помочь?"

    Если  вдруг  ваш  ребенок  стал  плохо  учиться и  пропускать  занятия, значит,  он  потерял  веру...

Родительское собрание в 3 классе на тему "Наши трудные дети"

В данной работе можно узнать о причинах становления детей трудными. Родительское собрание построено в виде беседы, проведена анкета. ...

Родительское собрание "Трудные дети"

Родительское собрание "Трудные дети" (3 класс)...

"Трудные дети - это дети с трудностями в обучении?" Выступление на педагогическом совете школы

В выступлении содержится анализ трудностей в обучении, возникающих у  детей с ограниченными возможностями обучения русскому языку и чтению. В выступлении рассмотрен один из аспектов этой проблемы...

Статья "Трудные дети в трудных семьях"

Материал будет полезен педагогам, психологам. родителям для работы с трудными детьми используя при этом разумные методы и приемы педагогического воздействия....