Проектно-исследовательская работа "95 лет Кировскому району" СПб
методическая разработка (4 класс) по теме

 

Данная работа предназначена для детей 10-11 лет (4 класс).  Форма организации детей: групповая, в парах, индивидуальная (по выбору). Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая. Режим работы: внеурочная деятельность. Сфера применения: культурологическая. Используемые технологии: «мозговой штурм», обучение в сотрудничестве (групповая работа). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 95_let_kirovskomu_rayonu_spb.rar901 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Проектно-исследовательская работа «Путешествие по Кировскому району

Пояснительная записка

Д.С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству…»

Мы живем в Санкт-Петербурге. Он прекрасен и удивителен. Но как научить детей видеть эту красоту? С чего начать работу, чтобы коснуться души каждого ребенка? Тем более, что знания младших школьников о родном городе, районе их проживания  пока еще очень незначительны. Я решила построить работу с детьми и родителями  как долгосрочную проектно - исследовательскую деятельность «Район, в котором я живу» .

Цель проекта: формирование умения находить, отбирать нужную информацию и представлять свою работу.

Задачи:  

-воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине, любознательность, тягу к новым знаниям;

-находить источники информации;

-развивать умение планировать работу над проектом;

-формировать умение сотрудничества;

-способствовать привлечению родителей к сотрудничеству в процессе выполнения проекта;

-развивать творческие способности учащихся.

Данная деятельность предназначена для детей 10-11 лет (4 класс). Время работы над проектом 3 месяца. Форма организации детей: групповая, в парах, индивидуальная (по выбору). Ведущая деятельность: поисковая, исследовательская, творческая. Режим работы: внеурочная деятельность. Сфера применения: культурологическая. Используемые технологии: «мозговой штурм», обучение в сотрудничестве (групповая работа). Форма продукта проектной деятельности: альбом, стенд, викторина.

В процессе данной работы у детей будет происходить развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации,  принятия решений, формирование коммуникативности в ролевом взаимодействии и информационном обмене, развитие способностей к самоанализу, творческих способностей, актерских умений.

        Описание проекта        

  1. Мотивация проекта

-Наш район называют «рабочим» и «спальным». Находится он почти на окраине Петербурга и, как думают многие горожане, здесь есть только одна достопримечательность — Кировский завод.

Большинство жителей района искренне считают, что жить в таком районе может быть и удобно, но исторических и культурных памятников здесь совсем мало. Да и о его прошлом жители города и района знают немного. Ну, какая здесь может быть история, кроме прошлого промышленных предприятий и постройки современных домов?!

А между тем в районе нас окружает удивительный и интересный мир. Я предлагаю совершить путешествие по Кировскому району, найти множество достопримечательностей: храмы, памятники, особняки, целые улицы, познакомиться с (полной загадок и драматизма) историей этих мест. И тогда вы поймете, что живете в уникальном месте, достойном называться частью великого города - Санкт-Петербурга.

  1. «Мозговой штурм»

-Подумайте, о чем можно рассказать в этом проекте?

Учитель записывает на доске предложения детей: «Кто жил на территории Кировского района в древности?», «Музеи и театры Кировского района», «Знаменитые улицы района», «Кировский район во время ВОВ», «Экология Кировского района».

Дети пришли к выводу, что трудно изучать все темы одновременно, решили разбиться на группы и выбрать для знакомства какую-либо одну тему. Каждая группа получает проектное задание, заранее подготовленное учителем.

III. Реализация проекта

Задание 1.В конце первого тысячелетия нашей эры на территории нашего края поселились финно-угорские племена.

Узнайте из  энциклопедий или других источников, какие существовали финно-угорские племена? Какое из них расселилось на территории будущего Кировского района? Какие названия (топонимы) остались с тех пор? (используйте книгу Горбачевича К.С.,Хабло Е.П. «Почему так названы»)         

Жизнь племени напрямую зависела от природы. Вспомните, что вы читали о природных условиях края и о местах проживания этого племени. Рассмотрите орудия труда и находки археологов

Предположите, какие основные занятия были у этих людей. Сохранилось ли это племя до наших дней?        

Какой вклад в развитие культуры нашего края внесли представители этого племени? Посетите экспозицию Российского этнографического музея. Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом. Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 2. Задача: От числа, обозначающего год основания Санкт-Петербурга, отнимите число, называлась, обозначающее год Невской битвы, полученную разность умножьте на 3,24. Округлив ответ до целых, вы узнаете год в который вы попали.

Ответ: вы попали в_______________________

Этот год выбран потому, что именно тогда (в новгородских писцовых книгах) была впервые упомянута русская деревня, название которой сохранилось в наименовании местности на территории современного Кировского района. Разгадав ребус, вы узнаете, как она называлась. Найдите в различных источниках материал о достопримечательностях этой местности. Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом.  Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 3. Мы с интересом оглядываем окрестности. «В те далекие годы это шоссе было непрерывным рядом дач, роскошных и невзрачных, иногда причудливых, иногда заурядных, то с готическими богинями, то с казарменным фасадом, куда чуть не весь Петербург летом стремился подышать сырым воздухом Финского залива» (из воспоминаний К.Головина).

Узнайте, как называлась одна из самых старых пригородных дорог Петербурга? Какие еще названия имела дорога? Что привлекало сюда горожан? Какие знаменитые петербуржцы владели землями на этом тракте в XVIII-XIX веке? Что ещё, кроме дач, можно было увидеть по обеим сторонам дороги? Расскажите об интересных архитектурных памятниках своим одноклассникам. Оформите собранный материал в виде книги с текстами и иллюстрациями и подготовьтесь к ее презентации.

Задание 4.Проезжая по Петергофской дороге мы видим, что почти все владельцы дач и особняков стараются обезопасить владения от наводнений. Всем ещё памятен ужасный ноябрьский день 1824 года. Местность вокруг дороги очень сильно пострадала. Были снесены многие дома, погибли десятки жителей окрестных деревень. О жертвах страшного наводнения напоминали могильные плиты Красненького кладбища. Одна из надгробных надписей гласила «Под сей плитой лежат 160 рабочих чугуннолитейного завода, погибших во время наводнения в 1824 году»

Узнайте из различных источников, какое страшное потрясение испытали петербуржцы в этот день? О каком заводе идёт речь?         Когда он появился на Петергофской дороге?         Где он располагался ранее?          Что вы знаете о его истории до нашего времени? Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом. Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 5. Строительство нового порта было сложной технической задачей. В ее решении приняли участие: предприниматель Н.И. Путилов, инженеры Э.И. Тотлебен, С.В. Кербедз. В результате строительства изменилась конфигурация целого района города и появились новые предприятия, одним из которых стал Канонерский судоремонтный завод.

Узнай из различных источников, почему завод так называется? Чем знаменит этот завод? Какое отношение завод имеет к освоению Северного морского пути? В каких космических проектах участвовал Канонерский судоремонтный завод? Объясните, что это за проекты? Какие еще предприятия находятся на территории Петербургского морского порта.

Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом. Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 6.При каждом училище, больницах, богадельнях, заводах и других учреждениях была своя домовая церковь. До наших дней из всех этих церквей дошла лишь одна — церковь Богоявления.

Спросите у взрослых, найдите в различных источниках, где находится этот храм? Кто создатель этого храма? Что вы о нем знаете? Какова была судьба храма в XX веке? Какие еще храмы существовали за Нарвской заставой в начале XX века? (Смотри книгу Шульца С.С. «Храмы Петербурга»).

Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом. Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 7. Кировский район стал прифронтовым уже в первые месяцы Великой Оте чественной войны и оставался таковым до начала 1944 года. «Следы» этой войны можно найти в районе повсюду. Память о ней, её героях запечатлена в названиях улиц и проспектов, в мемориалах и монументах.

Рассмотрите карту Кировского района. Найдите улицы и проспекты, которые названы в честь защитников нашей Родины в годы ВОВ.

Спросите у взрослых, найдите в различных источниках, за какие заслуги перед Отечеством улицы и проспекты названы их именами?

Расскажите своим одноклассникам, что вы узнали в ходе работы над проектом. Продумайте, как лучше оформить собранный материал для презентации.

Задание 8. В годы Советской власти было принято отмечать годовщину Октябрьской революции завершением строительства важных для города объектов. В 38-ю годовщину революции ленинградцы получили в подарок первую линию метрополитена.

Подпишите на схеме станции первой линии метрополитена. Подчеркните  названия станций, находящихся на территории Кировского района.

Подумайте, какую роль играет метро в жизни района и города. Какие транспортные проблемы возникли в последнее время в районе и в городе в целом?

Сделайте предположение, как можно решить транспортные проблемы Кировского района? Придумайте свой проект станции метрополитена для Кировского района.

Задание 9.         

Над Россией

Небо синее,

Небо синее над Невой.

        В целом мире нет,

Нет красивее

Ленинграда моего.

Эти строки Алексея Фатьянова из стихотворения «Наш город» обычно относят к центру города, считая, что на окраинах ничего прекрасного нет. Давайте посмотрим более внимательно на ту часть Кировского района, которая была создана за последние 30 лет. Неужели здесь нет ничего красивого, достойного; того, чем можно гордиться?!

Как вы считаете, есть ли в Кировском районе красивые жилые дома, построенные за последние 30 лет? Обоснуйте свою точку зрения. Где расположены такие дома? Придумайте проект идеального с вашей точки зрения жилого дома для Кировского района. Задание выполните на альбомном листе.

Задание 10. Проблема удаления (утилизации) отходов в Кировсом районе очень сложна. Подсчитано, что каждый горожанин за год выбрасывает более 300 кг мусора. Гигантские свалки, растущие горы мусора представляют собой серьёзную проблему для крупных городов. Уничтожение мусора приводит к загрязнению окружающей среды.

Сделайте предположение. Существуют ли пути утилизации отходов без причинения вреда окружающей среде? Возможно ли отходы сделать полезными для человека?

Узнайте из различных источников, какие в настоящее время ре ализованы проекты по переработке мусорных отходов без вреда для окружающей среды в Кировском районе.

Предложите свои собственные идеи уменьшения бытового мусора в вашей семье.

        IV.Презентация проектов

В ходе защиты проектов школьники, родители и учитель участвуют в коллективном обсуждении, оценивают результаты, процесс работы товарищей и свой собственный.

На общей карте Кировского района дети отмечают цветом или флажками те достопримечательности,  которые они исследовали. При рассматривании карты школьники приходят к  выводу, что путешествие по Кировскому району еще не закончено и, следовательно, работу можно продолжить.

Библиография

Ваганова О., Гусельников Ю., Битюков К. Путешествия по Кировскому району.- СПб., «Утро», 2001.-46 с.

Горбачевича К.С.,Хабло Е.П. Почему так названы.-СПб.,1996.

Лебедева И.М. Город на Неве.-Лениздат., 1988.-190 с.

Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга.-Фонд Ленинградская галерея., 1994.-243 с.

Шульц С.С. Храмы Петербурга (история и современность), справочное издание, СПб., «Глаголъ»,1994.

Приложение 1

Достопримечательности Кировского района

  1. Университет водных коммуникаций
  2. ДК Моряков
  3. Церковь Богоявления
  4. ДК им. Горького
  5. Нарвские триумфальные ворота
  6. Кировский универмаг (бывшая фабрика - кухня)
  7. Доходный дом
  8. Историко-краеведческий музей «Нарвская застава»
  9. Памятник С М. Кирову
  10. Администрация Кировского района
  11. Ограда сада 9-го января
  12. Памятник Васе Алексееву
  13. Верстовой столб
  14. Усадьба «Кирьяново»
  15. ДК им. Газа
  16. Памятник И.Л. Газа
  17. Памятник на месте первой маевки
  18. Памятник героическому комсомолу
  19. Народный музей А. Ахматовой
  20. Цирк «Автово»
  21. Южное воинское кладбище
  22. Воинские захоронения на Красненьком кладбище
  23. Танк – победитель
  24. ДК «Кировец» (бывшая дача Сиверса)
  25. Морской технический университет
  26. Церковь святых великомучениц Веры,  Надежды, Любови и матери их Софи
  27. Церковь свт. Петра Митрополита Московского
  28. Усадьба «Александрино
  29. Обелиск «Слава защитникам города Ленина»
  30. Братское захоронение воинов 42й армии
  31. Аллея и стеллы линии героической обороны Ленинграда
  32. Обелиск у ж/д ст. Лигово        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект по теме: «Развитие мотивационной сферы учения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся»

Проблемная ситуацияС одной стороны с рождения в ребёнке заложены любопытство, любознательность, способность удивляться и творить.С другой же стороны мы знаем, что, придя в школу первого сентября...

«Формирование у младших школьников интеллектуальных способностей и исследовательских умений и навыков в рамках реализации ФГОС второго поколения во внеурочной и урочной деятельности. Формы организации проектно-исследовательской деятельности учащихся.»

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг...

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества образования. Проектно-исследовательская технология. Практические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся.

Данная презентация подготовлена на ГМО учителей начальных классов. Ее задачи: выявить преимущества уроков, проектируемых с опорой на современные педтехнологии; определить особенности проектно-исследов...

«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся

laquo;Организация  проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...

Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»

Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...

Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.

Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...