Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности ребёнка
статья по теме

В данной публикации раскрывается значение формирования социальной компетенции у младших школьников. Особое внимание уделяется организации и проведению социальных проектов, способствующих личностному развитию учеников начальной школы. Обобщается опыт работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный проект в начальной школе как педагогическая практика по развитию личности младших школьников

     В современных условиях  обществу нужны умные, воспитанные, активные люди, способные к сотрудничеству, самостоятельному принятию решений.  Для любого человека  наличие лидерских качеств  становится актуальным. Целеустремленность, коммуникабельность, организационные способности, интеллектуальные возможности, ответственность, активность, уверенность в себе, креативность - наиболее важные качества лидера.  Сегодня не достаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь их приобретать все в большем объёме, уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации.  

    За период обучения в школе учащиеся должны приобрести необходимые социальные компетенции, а для этого необходимо создавать условия для формирования активной жизненной позиции воспитанников. Возникает реальная необходимость в особом  сопровождении школьников с целью  учета и развития их познавательных интересов, личностных качеств. Личностная направленность  в  воспитательном процессе выходит на первое место.    Раскрытие лидерских качеств у младших школьников проявляется в сотрудничестве, совместной деятельности, при условии взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. 

    Основной подход к воспитанию детей в  нашей гимназии – гуманистический, обращенный к личности воспитанника, к созданию условий для развития его внутренних потенциальных возможностей. Мы стремимся к тому, чтобы гимназия становилась школой творческого самовыражения личности в условиях особого уклада жизни гимназического сообщества (педагоги + гимназисты + родители), основанного на традициях и ориентированного на социальную практику. Реализация задач воспитательного процесса осуществляется через организацию коллективных творческих дел – основной системообразующей воспитательной деятельности гимназии. Одной из форм этой деятельности  являются  социальные  проекты. Проектная деятельность – это совместная познавательная, творческая деятельность учащихся, направленная на овладение ими приёмами самостоятельного достижения цели, стимулирующая самореализацию и развитие личностно значимых качеств. Имен но социальное проектирование позволяет воспитаннику ре шать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и  взрослых.

      Второй год наша школа проводит общегимназический проект «Я-лидер!». Актуальность данного проекта связана с тем, что каждый ученик может проявить  себя не только в учебной, но и во внеурочной деятельности, опираясь на свои увлечения, потенциал семьи, традиции классного коллектива, значимые вопросы для социума. Учащиеся начальных классов принимают в нём  активное участие. Причём не только как участники, но и как организаторы.

        Данный проект направлен на решение двух основных целей: воспитательной и учебной. Воспитательная цель состоит в создании условий для воспитания социально – активной и ответственной личности, умеющей работать в команде. Учебная цель – в  формировании универсальных учебных действий в процессе  проектной деятельности.        

Задачами  данного проекта являются:

  1. выявление и реализация лидерского потенциала личности ребенка;
  2.  активная  целенаправленная  творческая и познавательно-исследовательская  деятельность;
  3. развитие  толерантности;
  4. преемственность введения в проектную деятельность детей разного возраста;
  5. расширение пространства взаимодействия детей с окружающим миром;
  6. создание условий для самореализации, самоутверждения ребенка в активной социальной роли.
  7. создание условий для удовлетворения  потребности детей в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов.

        Социальный проект в нашем случае выступает как форма самораскрытия ребёнка, позволяющая выявить индивидуальность каждого участника (сферу его интересов и способностей). Это способствует появлению разнообразных тем проектов: «Быть здоровым – здорово», «Гимназическая перепись», «День любимой книги», «Ты и я – лучшие друзья», «Лагерь актива «Радуга», «Путешествие в Читалию», «Подари радость: дети-детям», «О братьях наших меньших» и др.  

           Главными критериями социального проекта являются:

  1. оригинальность темы проекта,
  2. конкретные сроки  реализации проекта;
  3. личная и социальная значимость темы проекта;
  4. прогнозируемые и реальные результаты.

          Проведение проекта значимо и для лидера, и для его команды, и для участников проекта.  Главным принципом на этапах подготовки и реализации проекта является принцип сотрудничества, так как лидер находится во взаимодействии с родителями, с учителем, с одноклассниками, с гимназистами младших или старших классов, которые в свою очередь тоже взаимодействуют друг с другом.

Основные этапы работы над проектом:

  1. подготовительный: самоопределение лидера, набор команды, определение темы, основного содержания и т.д.;
  2. этап презентации.  При защите проекта важно доказать членам жюри актуальность, необходимость, логичность и продуманность проекта. Лидер и его команда «озвучивают» цель и задачи, пути решения и мероприятия по реализации проекта, ожидаемые результаты;
  3. этап реализации;
  4. рефлексивный (или аналитический) этап.  При личностной  и командной рефлексии лидер старается проанализировать уровень выполнения поставленных задач, соответствие полученных результатов предполагаемым.  При рефлексии класса должен прозвучать ответ на вопрос: «Что значил проект для класса?». Родители, являясь активными помощниками, на данном этапе отмечают, что получилось или не получилось. Тьютор, проводя педагогическую рефлексию, делает выводы о личностных изменениях воспитанников.
  5. перспективный (может присутствовать или отсутствовать). Для одних учеников это старт для следующей деятельности. Для других – поиск другого вида деятельности.

   При организации и реализации своего проекта лидер проявляет свои интеллектуальные,  коммуникативные, волевые, организаторские качества, и даже личное обаяние. Ребята учатся сотрудничеству, умению работать в группе, в коллективе, приходят к  пониманию важности взаимопомощи и поддержки. Положительно и то, что старшеклассники активно вовлекают учеников начальной школы в свои проекты. Благодаря этому возникает разновозрастное детское сообщество: младшие учатся у старших,  возникают условия для развития детской инициативы и совершенствования навыков работы в команде.
Число участников увеличивается с каждым годом. Существование здоровой конкуренции вселяет уверенность и в других детей: «Если смог я, то ты это тоже сможешь. Действуй!»

          Тьюторское сопровождение – главное условие на всех этапах реализации социального проекта младшими школьниками.  Тьютору необходимо учить детей быть конкурентоспособными, планировать свою деятельность, находить творческое решение поставленных задач, уметь защищать свои проекты, высказывать свои предложения, отвечать на вопросы, воспитывать уважительное отношение к членам группы, помогать в разрешении конфликтов. Естественно, это требует сил,  значительного времени, энтузиазма от тьютора, но грамотно организованная  тьюторская деятельность  даёт ощутимый педагогический  эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся. Проектная деятельность позволяет школьникам выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. Для учащихся начальной школы это своеобразный подготовительный этап к волонтерской деятельности в подростковом возрасте.

Литература.

  1.  Биренбаум М.Я Лагерь "Лидерство" в Вятской гуманитарной гимназии  // Практика административной работы в шк.-2004.-N 7.-С.54-61
  2.  Емельянова М. Воспитываем ребенка-лидера // Дошкольное воспитание.-2006.-N 5.-С.23-25.
  3. Романовская  М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2007г. №6
  4.  Тришкина А. "Я - лидер!" Программа // Дополнительное образование и воспитание.-2006.-N 4.-С.38-42.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация социального проекта в начальной школе

Описание работы над социальным проектом "Рука помощи пожилым людям":обоснование выбора проекта,цели, задачи, ожидаемые результаты, участники, механизм выполнения, результаты работы над проектом....

Социальные проекты в начальной школе

Кратко рассказывается о создании социальных проектов в начальной школе. Приводятся примеры из опыта работы...

Рабочая учебная программа "Прыг-скок" для внеурочной деятельности в начальной школе по направлению нравственно-эстетического развития личности

Для внеурочной деятельности в начальной школе по направлению нравственно-эстетического развития личности...

Социальные проекты в начальной школе

За последние десятилетия четко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей российского начального общего образования.Ш ирокое распространение в начальной школе получают...

Презентация на тему"Организация исследовательской деятельности в начальной школе как одно из условий развития личности школьника"

Учитель раскрывает понятие исследовательской деятельности, её этапов и показывает, как это реализуется на практике  в начальной школе...

Дидактические игры на уроках в начальной школе VIII вида как средство развития личности школьников

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возмо...

Социальные проекты в начальной школе

Проекты: " Родник", "Школьный двор"...