"Хлеб - всему голова"
методическая разработка (3 класс) по теме

Макейкина Светлана Васильевна

клубный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb-_beseda.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Хлеб – всему голова.

Цели и задачи:  

  1. Ознакомить с этапами выращивания, обработки и изготовления хлеба; орудиями труда, используемыми при этом;
  2. Развивать ассоциативное мышление, память;
  3. Раскрыть многозначность народной мудрости, связанной с хлебом;
  4. Воспитывать уважительное отношение к хлебу.

На доске:  На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.

                  Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба.

                  В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.

Ход занятия.

Педагог: - Ребята, сегодня мы  с вами поговорим о предмете, который вы все хорошо знаете, он не переводится в каждом доме. Что это за предмет, попробуйте догадаться, а я вам дам подсказку в виде загадки:

                Космовато, ноздревато,

                И грубовато, и горбато,

                И пресно, и вкусно,

                И красно, и кругло,

                И черно, и бело,

                И всем людям мило.  (каравай)

                Режут ножами

                За что меня так губят?

                За то, что любят!    (хлеб)

- Как вы уже сказали, мы с вами поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба такого как сейчас, не было, но хлебные поля уже росли и тогда. Однако зерна отличались от наших, они были намного мельче и другие на вкус.

- Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 000 лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испеченная 6 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древнейших на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

- Ребята, а из чего выпекают хлеб? ( из муки) Правильно, но люди долго не знали, как делать муку и поэтому вместо хлеба в пищу употребляли размолоченные в воде зерна. Со временем люди научились получать муку. Для этого они растирали зерна между двумя камнями. Первый хлеб был в виде жидкой каши, когда человек научился добывать огонь, было сделано еще одно открытие. Человек стал поджаривать раздробленные зерна перед тем как смешивать их с водой и убедился, что каша, из таких зерен, гораздо вкуснее той, какую он ел до этого – из обычных сырых зерен. Постепенно люди из этой каши научились выпекать хлеб, а густую кашу стали называть тестом.

- Ребята, как сейчас хлеб попадает к нам на стол?(ответы детей)

А знаете, как это было раньше? Давным-давно, когда жили наши прабабушки и прадедушки, крестьянская семья сама выращивала хлеб. А кто такие крестьяне? (это люди которые занимаются земледелием). Каждая семья имела надел, на котором она выращивала хлеб для всей семьи на целый год.

        Много труда нужно было приложить крестьянину, чтобы кусок хлеба попал к нему на стол. А что нужно было сделать в первую очередь?

1. Вспахать землю, т.е. разрыхлить, подготовить ее к посеву. Ребята, как вы думаете, каким  предметом это делали раньше?   (косарь)

2. Далее сеяли с помощью какого предмета?  (сито)  Кто сеял в те давние времена? (Умудренные опытом старики, только им доверяли столь важное дело). Почему?  ( с помощью сита сеять было непросто, надо было иметь навыки, опыт). Важно было избежать такого результата, когда говорят: где густо, а где пусто.

3.Жатва.

Созревший хлеб надо было срезать, сжать. Кто жал, и каким инструментом? (серпом)

4.Сушка.

Затем колосья сушили в риге, для чего в течение суток топили печь-каменку, а затем молотили зерно с помощью цепа.

Педагог: - Сколько нужно было работать, чтобы вырастить хлеб?( ответы детей)  Нужно было еще знать, как выращивать хлеб. Откуда крестьяне узнавали о том, как правильно пахать, сеять, жать? (они передавали свой опыт от поколения к поколению). В те времена дети уже с малых лет помогали взрослым в полевых работах.

- А теперь отгадайте загадки.

В печке мягкие пенечки (хлеб)

                

Ножом режу, а крови нет. (хлеб)

Летом расту в поле,

После с ног свалят,

Цепами бьют,

Намелют, намнут-

На царский стол подадут. (хлеб)

Ветер подует –

Начнет летать;

Крыльями машет,

А с места не трогается. (ветряная мельница)

На берегу  речки стоит бык,

Живот наполнен зерном. (водяная мельница)

Два быка борются,

Белую кровь льют. (жернова)

Ходит железный конь,

Кнутом не гонят,

Овсом не кормят,

Траву не ест, а пашет и молотит. (трактор)

По полю ходит, спаханную землю боронует,

Зубы ее в землю зернышки прячут.  (сеялка)

- Издавна на Руси самых дорогих гостей принято встречать хлебом, солью.

- А почему говорят: «Хлеб- всему голова»?

- Ребята, а какие пословицы о хлебе вы знаете?

  1. Глубже пахать, больше хлеба жевать
  2. Где ковыль, там и хлеб.
  3. Лягушки квакают, пора сеять
  4. Хлебушко- калачу дедушка
  5. Хлеб да вода – крестьянская еда.
  6. Хлеб батюшка, а водица матушка.
  7. Худ обед, коли хлеба нет.
  8. Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба каравай, так и пол елью рай.

- О чем эти пословицы? ( они говорят о том, как и когда сеять)   Почему именно в пословице и через нее даются правила, как надо сеять? ( пословицу легко запомнить). Эти пословицы выражают отношение народа к хлебу. Каждая пословица выстрадана людьми во время голода, неурожаев.

- А теперь напомните мне правила, которые должны все знать:

  1. Никогда не бери хлеб грязными руками.
  2. Бери хлеба столько, сколько съешь.
  3. Нельзя играть хлебом.
  4. Остатки хлеба отдай птицам.
  5. Не заворачивайте хлеб в газету.
  6. Не кладите хлеб в сумку с овощами, подвергая себя опасности заболеть.

- Сейчас, я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно послушайте.

Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. «Не буду», - пообещал Стобед.

        Прошло время, и я ни разу не видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках какой-то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а несколько размокших, перепачканных землей кусочков хлеба. «Это из вашего окна выбрасывали», - сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. «Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем» - сказал я. «Извиняться надо не передо мной», - заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня».

- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич? А где можно взять хлеб, прежде чем положить его на стол?

Чтобы хлеб попал к нам на стол, в его выращивании занято очень много людей. Перечислите их?(пахари, комбайнеры, пекари)

- Сейчас я вам приведу один пример эксперимента, который проводился в г. Прокопьевске Кемеровской области. Проводила его учитель.

« С недавних пор стала замечать небрежное отношение к хлебу в школьной столовой. Провела предварительную беседу о бережном отношении к хлебу. Детей эта тема очень взволновала, и мы решили провести эксперимент в нашей школьной столовой. После того как класс пообедал, собрали остатки хлеба, булочек и взвесили их. Оказалось 790 г. Умножили на 36 классов и получили хоть и приблизительно, но внушительную цифру: вес хлебных отходов составил 28 кг 440г. И это только за один день! Детей это и удивило, и огорчило, так как никто не придавал этому значения.»

- А теперь послушайте стихотворение С.В. Михалкова «Булка». Оно написано давно, но и сегодня не потеряло своей значимости.

Подведение итогов: - Итак ребята, как нужно относится к хлебу? ( бережно)

- Трудно ли доставался хлеб нашим предкам?

- Изменился ли процесс выращивания, уборки и обработки собранного хлеба в наше время?

        Сегодня на нашем столе, на самом почетном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. А вспомним, как не просто пришел он к нам. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испек. Трудно, тяжело достается хлеб. Поэтому и говорят часто: «трудный хлеб». Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

- А мне хочется закончить нашу беседу небольшим стихотворением:

                                Мне жить, пока стоят хлеба,

                                И петь о них, пока имею голос.

                                Как хлебороба вечная страда,

                                В судьбе моей страны – высокий колос.

- Можно провести экскурсию на хлебозавод.

Приложение:  Стихотворение «Булка»

Три паренька по переулку,

                        Играя будто бы в футбол,

                        Туда-сюда гоняли булку

                        И забивали ею гол.

Шел мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

                        Потом, насупившись сердито,

                        Он долго пыль с нее сдувал

                        И вдруг спокойно и открыто

                        При всех ее поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушел.

                        И это слово пахло хлебом

                        И той особой теплотой,

                        Которой налиты под небом

                        Моря пшеницы золотой.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....


 

Комментарии

Макейкина Светлана Васильевна

внеклассное мероприятие о роли хлеба в жизни человека