"Большому кораблю - большое плавание"(из опыта работы)
презентация к уроку (1 класс) по теме

 

Процесс учения и воспитания в начальных классах сродни плаванию на парусном корабле. Учитель-капитан, и ему нужно так организовать учебную и воспитательную работу, чтобы курс был правильным, а результаты хорошими. Как же сделать жизнь в классе высокоэффективной, творческой, увлекательной, такой, от которой у детей глаза бы светились от счастья, и чтобы бы была возможность проявить себя, свою фантазию, творчество и испытать чувство победы над своими недостатками или неудачами?

v

Скачать:


Предварительный просмотр:

Моё педагогическое кредо (II слайд):

«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно» А.С.Макаренко.

Что такое счастье? Что значит быть счастливым? Обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И.Ожегова: «Счастье – 1. чувство и состояние полного, высшего удовлетворения; 2. успех, удача» (III слайд). 

В чём же счастье ученика младшего школьного возраста? Конечно, в его успешности: «Меня похвалили, меня увидели – значит, я могу, у меня получится».

Мне, как учителю, необходимо создать такую ситуацию успеха для каждого ученика, чтобы он раскрыл в полной мере свои потенциальные возможности и таланты. Чтобы ребёнок осознал себя социально-значимой личностью того детского коллектива, который его окружает, а во взрослой жизни – человеком социально-адаптированным, настоящим гражданином России. На моих плечах лежит большая ответственность перед государством, обществом, родителями моих учеников, а прежде всего, - перед учениками, ведь они – будущее России, и в этом будущем нам предстоит жить.

Учителю-капитану предстоит нелёгкая задача: из моря теоретического материала выбрать оптимальные методы воспитания, добавить свои конкретные наработки с учётом психологических возможностей и особенностей каждого школьника, каждого моего «матросика» и создать целостную модель воспитания класса.

Таким образом, целью моей работы является:

Максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования (IV слайд).

Для реализации поставленной задачи определяю стратегическую линию развития детского коллектива, которая осуществляется в несколько этапов:

Этапы реализации программы развития детского коллектива:

  1. I этап. Аналитико-проектировочный.
  2. II этап. Формирующий (деятельный).
  3. III этап. Итоговый (V слайд).

  1. I этап. Аналитико-проектировочный (VI слайд).

- первичная диагностика с целью выявления индивидуальных  особенностей развития каждого  ребёнка: сформированность основных психических функций, волевой сферы, коммуникативных навыков, мотивации к обучению, определение уровня воспитанности школьников, определение типа семейного воспитания.

- определение уровня развития  и воспитанности классного коллектива в результате анализа полученных данных.

- составление характеристики каждого ученика и социально-психологического портрета класса.

- определение задач, выбор содержания и форм деятельности в соответствии с полученными результатами диагностики.

      Итак, воспитать нужно всех, но таких разных!

  1.  II этап. Формирующий (VII слайд).

Воспитание и развитие личности осуществляется

 по 4 направлениям:

Главное требование к системе воспитательной работы в каждом отдельном классе состоит в том, что она должна объединить в неразрывном единстве три взаимосвязанных модуля (VIII слайд):

  1. Знание.
  2. Практические навыки.
  3. Переживание положительных эмоций, связанных с любым своим достижением.

I направление «Воспитание и развитие личности в условиях коллективной деятельности» (IX слайд).

       Чтобы наш корабль отправился в плавание, я формирую четыре вахты, у всех ребят свои должности и поручения: здесь и лидер, и организатор, и контролёр, и т.д.

             I вахта «Наука и просвещение», с целью выполнения просветительной функции. Подбор информации под рубриками «Это важно знать» (связанной с поведением в чрезвычайных ситуациях, заботой о здоровье и т.д.), «Народный календарь», «Календарь знаменательных дат» и прочее.

             II вахта «Образование», с целью формирования навыков взаимопомощи, отслеживания результатов учебной деятельности и объективной оценки уровня знаний, умений и навыков своих товарищей (помощь в учебной работе отстающим  и часто болеющим одноклассникам).     

 III вахта «Культура поведения», с целью формирования практических навыков поведения, исходя из существующих этических норм (ролевые игры). 

IV вахта «Охрана порядка», с целью контроля за выполнением правил поведения в школе, организацией игровой деятельности на переменах.

   

Каждые две недели производится смена вахт. Таким образом, каждый «матросик» знает и выполняет круг обязанностей конкретной вахты, учится ответственности за порученное дело, вырабатывает привычку активно участвовать во всех формах деятельности класса, получает первые навыки коллективной деятельности, что способствует сплочению и развитию классного коллектива.

По результатам первичной диагностики я выявила, что 20% учащихся не посещали дошкольные учреждения. Уровень сформированности навыков коммуникативного общения был низкий. При повторной диагностике (психологом психологического центра) уровня адаптации в 1 классе (в конце учебного года) у этих ребят показатели сформированности навыков общения, объективной самооценки выросли до средних и высоких показателей.

II направление «Воспитание и развитие личности через осмысление истоков собственной национальной культуры» (X слайд).

Одним из компонентов развития личности ребёнка является осознание своих истоков, знание исторических обычаев и традиций славянских народов позволяет сформировать основы толерантного поведения в жизни. Только глубоко понимая свою национальную культуру, можно уважать культуру окружающих народов.

Поэтому в систему воспитательной работы класса широко включён славянский компонент через проведение бесед, фольклорных праздников и игр, изготовление поделок и реквизита для праздников. Проведение фольклорной игры позволяет отработать различные модели поведения. Несоблюдение правил игры приводит к конфликту или её прекращению, таким образом, мы формируем элементы права, которые переходят во взрослую жизнь. Например: проводя жеребьёвку (считалочку) исключается обида, дети видят справедливость и равноправие всех участников. Даже во взрослой жизни в трудноразрешимых ситуациях мы прибегаем к жребию. Фольклорные игры, праздники позволяют отработать различные модели поведения ребёнка в той или иной ситуации, способствуют формированию опыта согласованных действий, подчинению своих интересов общему результату, формированию навыков правильного поведения, улучшению микроклимата в коллективе, воспитанию культуры общения.

III направление «Воспитание и развитие личности через формирование традиций классного коллектива» (XI слайд).

          Школа, класс состоятся тогда, когда существует культура детской организации – это обычаи и праздники детского коллектива и в нашем классном коллективе есть свои традиции:

  1. ведение классной «Книги почёта» с именами учащихся по различным номинациям;
  2. запись благодарностей в дневник;
  3. ежемесячный выпуск газеты «Большому кораблю – большое плавание» - презентация своих достижений и достижений класса, «Проба пера» и другие;
  4. подготовка концертной программы для одноклассников «С днём рождения!»;
  5.  проведение ежегодных  спортивных мероприятий «Папа, мама и я – спортивная семья»;
  6.  ежегодное празднование дня рождения школы;
  7. выезды на природу и т.д.

 От того, какие эмоциональные впечатления останутся у детей от каждого прожитого дня, зависит результат их дальнейшего продвижения вперёд.

IV направление «Воспитание и развитие личности, построенное на сотрудничестве детей и родителей (XII слайд).

В современной школе наблюдается очень низкая активность родителей в учебной и воспитательной деятельности школы и класса. Но только общее сотрудничество, сотворчество способны сделать совместную деятельность учеников, учителя и родителей успешной, интересной, радостной. Привлекая родителей к активному участию в жизни нашего  «кораблика», я руководствуюсь следующими принципами:

  1. Обращение к чувству родительской любви и уважения его;
  2. Искренний интерес к их ребёнку и твёрдая уверенность в положительных результатах нашей совместной деятельности;
  3. Высокое уважение личности родителей, что позволяет прийти к лучшему взаимопониманию не только с родителями, но и с учениками.

Основные формы работы с родителями:

 - родительские собрания;

- беседы;

 - посещение на дому;

 - «Клуб родителей» (с приглашением профильных специалистов);

 - телефонный мониторинг;

 - вовлечение в коллективные классные и школьные мероприятия (изготовление поделок и реквизита к фольклорным праздникам;

 - оформление школьных праздников; посадка аллеи «Дружбы»; участие в тематических праздниках и посиделках, спортивных соревнованиях «Папа, мама и я – спортивная семья», «Футболишка»; поездки на экскурсии и т.д.)

  1. III этап. Итоговый (XIII-XVI слайды).

Результативность воспитательной работы в классе проявляется:

1. В количественных и качественных показателях психологического сопровождения: администрация и психологическая служба отмечают рост позитивной тенденции комфортности и сплочённости коллектива. В начале 2 класса 75% детей с нетерпением ждут начала учебного дня, встречи с одноклассниками, с учителем; в 3 классе этот показатель вырос до 88%.

Если в 1 классе процент детей с низкой самооценкой составлял 35%, то в 3 классе он снизился до 6%. По отзывам педагогов, работающих в нашем классе, у ребят значительно возрос уровень мотивации к учению, уровень сформированности коммуникативных навыков.

2. В отзывах родителей, педагогов, учащихся: родители отмечают большую любовь детей к школе, нежелание уходить на каникулы, расширение круга друзей-одноклассников, приобретение новых знаний в культуре поведения и, даже, положительную тенденцию в детско-родительских отношениях, что отражается в их личных письменных благодарностях и благодарностях от имени администрации школы по представлению родителей.

3. В достижениях класса в городских, районных, школьных конкурсах, соревнованиях, викторинах: в I классе – Кубок и Диплом за первое место в турнире по мини-футболу «Футболишка» на «Кубок Германа Зонина»; во II классе – Кубок и Грамота за первое место во втором детском турнире по мини-футболу «Футболишка» на Кубок «Клуба олимпийцев», Грамота за первое место в соревнованиях «Весёлые старты», Грамота за второе место в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?»; в III классе – Грамота за первое место в КВН в рамках Всероссийского урока чтения и т.д.

4. В создании портфолио каждого ученика.

(XVII слайд) Надеюсь, что моя работа позволит достичь поставленных целей: вырастить своих учеников счастливыми, успешными, высоконравственными, настоящими патриотами и гражданами, которые сумеют обеспечить процветание России.

И в завершение хочу выразить своё отношение к благородной профессии учителя:

Да, нам бывает очень трудно,

А что в душе – не передать.

Поверьте, это так не просто

Кусочек сердца отдавать!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Санкт-Петербург 2012г. Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 595 Приморского административного района Санкт-Петербурга Номинация «Я - классный руководитель!» Учитель начальных классов Антонова Людмила Анатольевна

Слайд 2

"Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно".

Слайд 3

" Счастье – чувство и состояние полного, высшего удовлетворения ; успех, удача " .

Слайд 4

Цель: максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.

Слайд 5

I этап. Аналитико-проектировочный. II этап. Формирующий (деятельный). III этап. Итоговый. Этапы реализации программы развития детского коллектива

Слайд 6

- первичная диагностика ребёнка с целью выявления индивидуальных особенностей его развития; - определение уровня развития и воспитанности классного коллектива в результате анализа полученных данных; - составление социально-психологического портрета класса; - определение задач, выбор содержания и форм деятельности в соответствии с полученными результатами диагностики. I этап. Аналитико-проектировочный

Слайд 7

II этап. Формирующий Воспитание и развитие личности в условиях коллективной деятельности через осмысление истоков собственной национальной культуры построенное на сотрудничестве детей и взрослых через формирование традиций классного коллектива

Слайд 8

Знание; Практические навыки; Переживание положительных эмоций, связанных с любым своим достижением. Главное требование к системе воспитательной работы в каждом отдельном классе состоит в том, что она должна объединить в неразрывном единстве три взаимосвязанных модуля:

Слайд 9

I . Воспитание и развитие личности в условиях коллективной деятельности IV вахта "Охрана порядка" I вахта "Наука и просвещение II вахта "Образование" III вахта "Культура поведения"

Слайд 10

- беседы; - фольклорные праздники и игры; - изготовление поделок и реквизита для праздников. II. Воспитание и развитие личности через осмысление истоков собственной национальной культуры Эти методы работы позволяют отработать различные модели поведения ребёнка в той или иной ситуации, способствуют формированию опыта согласованных действий, подчинению своих интересов общему результату, формированию навыков правильного поведения, улучшению микроклимата в коллективе, воспитанию культуры общения.

Слайд 11

ведение классной "Книги почёта" с именами учащихся по различным номинациям; запись благодарностей в дневник; создание портфолио каждому ученику; - ежемесячный выпуск журнала "Большому кораблю – большое плавание" – презентация достижений класса, "Проба пера" и другие; III. Воспитание и развитие личности через формирование традиций классного коллектива

Слайд 12

- родительские собрания; - беседы; - посещение на дому; - "Клуб родителей" (с приглашением профильных специалистов); - телефонный мониторинг; вовлечение в коллективные классные и школьные мероприятия изготовление поделок и реквизита к фольклорным праздникам; оформление школьных праздников; посадка аллеи "Дружбы "; - участие в тематических праздниках и посиделках; -спортивные соревнования "Папа, мама, я – спортивная семья", "Футболишка "; экскурсии и др. IV. Воспитание и развитие личности, построенное на сотрудничестве детей и родителей Основные формы работы с родителями:

Слайд 13

III этап. Итоговый Рост позитивной тенденции комфортности и сплочённости коллектива

Слайд 14

III этап. Итоговый Рост уровня мотивации к учению, уровень сформированности коммуникативных навыков

Слайд 15

III этап. Итоговый - Достижения класса в городских, районных, школьных конкурсах, соревнованиях, викторинах;

Слайд 16

III этап. Итоговый - Отзывы родителей и учеников;

Слайд 17

Надеюсь, что моя работа позволит достичь поставленных целей: вырастить своих учеников счастливыми, успешными, высоконравственными, настоящими патриотами и гражданами, которые сумеют обеспечить процветание России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта" (из опыта работы)

Одной из задач, стоящих сегодня перед современной школой, является создание условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта. Успешная социализация - одно из условий подготовки совр...

Демонстрационный материал по теме "Решение задач "больше на....больше в..."

Демонстрационный материал по теме "Решение задач "больше на....больше в..."...

Презентация из опыта работы, распространение педагогического опыта

Логопедические методики на уроках в начальной школе...

Технологическая карта по математике УМК "Начальная школа 21 века". Тема: ««Больше на…». «Больше в…»» (2 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умений решать задачи вида: «Больше на…». «Больше в…».Задачи урокаДидактические: 1. Научиться решать задачи на разностное ср...