Классный час Крепка семья – крепка держава
классный час (3 класс) по теме

Капина Надежда Владимировна

 

 

В стране, практически нет семей, которые бы не отправили своих сынов в Армию. Народ и Армия едины – не пустые слова, а реальность. Учащиеся 3 класса, с помощью родителей восстановили генеалогические древа тех, кто в разные годы защищал Отечество, т. е. проходил службу в Вооружённых силах. Дети с гордостью рассказывают о своих близких, желая быть похожими на них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 20 «Дельфин» города Саяногорска республики Хакасия

Статья

Использование методов и приемов ТРИЗ в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Возрастная группа: 5-7лет

подготовила

Прокофьева Лия Вячеславовна,

воспитатель

г. Саяногорск 2012

Каждый ребенок изначально

талантлив и даже гениален, но его

надо научить ориентироваться в

современном мире, чтобы при

минимуме затрат достичь

максимум эффекта.

Г.С. Альтшуллер

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка. К моменту поступления в первый класс ребенок должен уметь:

  1. видеть проблему и ставить вопросы;
  2. доказывать;
  3. делать выводы;
  4. высказывать предположения и строить планы по их проверке.

 Именно исследовательский метод является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить выше обозначенные задачи, так как исследовательский метод наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить ответы на них. Приобретая опыт использования процессов исследовательской деятельности, дети тренируются в построении концептуальных идей об окружающем мире и взаимодействии с ним.

В дошкольном возрасте во время проведения занятий дети должны получать только положительные эмоции. Следовательно, нужен особый подход к обучению, который построен на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего.

В связи с вышесказанным, определенный интерес представляет изучение теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), умелое использование приемов и методов которой успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения, то есть, обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

“ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считали основатель теории Г.С.Альтшуллер и его последователи.

Целью ТРИЗ является не просто развитие фантазии детей. ТРИЗ учит дошкольников творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни.

Чтобы правильно организовать исследовательскую деятельность с дошкольниками, педагог должен знать различные методы и приёмы, применяемые в ТРИЗ. Остановимся кратко на основных:

1. Мозговой штурм – предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбора идеального решения.

Анализ каждой идеи идет по оценке "хорошо - плохо", т.е. что-то в этом предложении хорошо, но что-то плохо. Из всех решений выбирается оптимальное, позволяющее решить противоречие с минимальными затратами и потерями.

Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

2. Синектика – это так называемый метод аналогий:

а) личностная аналогия (эмпатия) предлагает ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации;

б) прямая аналогия – основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний;

в) фантастическая аналогия – решение проблемы осуществляется, как в волшебной сказке.

3. Морфологический анализ помогает выявить все возможные факты решения данной проблемы, которые при простом переборе могли быть упущены

4. Метод фокальных объектов – к определённому объекту "примеряются" свойства и характеристики других, ни чем с ним не связанных объектов. Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.

5. Данетка – этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.

6. Метод Робинзона формирует умение находить применение казалось бы совсем ненужному предмету.

Технология ТРИЗ пользуется ещё многими методами и приёмами (агглютинация, гиперболизация, акцентирование и др.), успешно применяемыми в обучении детей дошкольного возраста. Она позволяет развивать воображение, фантазию детей, позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для них форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию, стимулирует развитие мышления дошкольников.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Таким образом, в связи с вышесказанным можно отметить, что от того, как ребенок научиться ориентироваться в современном мире будет зависеть его дальнейшая социализация, так как обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Всему этому дошкольник может научиться благодаря правильно построенной исследовательской деятельности, которая обеспечивает создание эффективных условий для гармоничного развития личности.


Список использованной литературы

  1. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду, 2009, № 3.
  2. Короткова Т.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду»/ Короткова Т.А. // «Дошкольное воспитание», 2003, №3.
  3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование»/ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. – М.: пед. общество России, 2005.
  4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л.Н. – М.: «Аркти», 2004.
  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура исследовательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика, 2006, № 1.
  6. Савенков А.И. «Исследовательские методы обучения в дошкольном образовании»/ Савенков А.И.// «Дошкольное воспитание», 2005, № 12.

Использованные Интернет-ресурсы

1. http://mirknig.com/knigi/deti/1181365916-zanyatiya-po-triz-v-detskom-sadu.html  



Предварительный просмотр:

Династия защитников Отечества

Сабирова Айдара

Сабиров Булат Тагироваич

Сабиров Салим Сабирович

Сабиров Тагир Салимович

Сабиров Рашид Тагирович

Сабиров Айдар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Крепка семья - крепка Россия"

презентация к родительскому собранию "Современная семья"...

Литературно-музыкальная композиция "Крепка семья - крепка Отчизна".

Мероприятие способствует  формированию  у детей уважительное отношение к своему дому, семье, родителям;сближению взрослых и детей....

Спортивно-развлекательное представление «Крепка семья – крепка Россия»

Традиционные спортивные соревнования между семейными командами «Папа, мама, я – спортивная семья»....

"Крепка семья- крепка держава"

Сценарий мероприятия  для родителей и детей 1в класса 2014г...

Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».

Игровая программа «Крепка семья—крепка Россия».Цель: углублять представления детей о ценности семьи и семейных отношенийЗадачи:·        воспитание любви и уважения к...

Технологическая карта. Тема занятия: «Крепка семья – крепка Отчизна!»

Предмет: внеурочная деятельность «Учусь создавать проект». 3 класс Цель: формировать ценностное отношение обучающихся к совместной познавательной деятельности по определению значимости каждой сем...

Презентация "Крепка семья - крепка держава".

Семья - величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения:родителей, бли...