Обновление содержания работы с семьёй
статья по теме

Общей целью образования является воспитание личности, соответствующей идеальному представлению о человеке, на обучение и развитие которой направлены усилия школы и государства. Эта цель может быть достигнута только в ходе творческого заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Данный материал представляет опыт работы по обновлению содержания и форм работы с семьёй. Опубликован в сборнике материалов региональной научно-практической конференции "Гуманизация пространства детства как актуальная проблема образования" Киров 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obnovlenie_soderzhaniya_raboty_s_semyoy.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обновление содержания работы с семьёй.

        С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для творческого заинтересованного взаимодействия семьи и школы. Это выражается в обновлении содержания и форм работы с семьёй.

        Понимая, насколько велика роль родителей в воспитании детей, стараюсь работать с ними в полном контакте. Индивидуальные консультации – это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьёй. Особенно она необходима, когда набираю новый класс. Для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своём ребёнке, необходимы такие консультации-собеседования. Они помогают создать хороший контакт между родителями и учителем. Я даю родителям возможность рассказать всё то, с чем они хотели бы познакомить меня и в неофициальной обстановке выясняю особенности характера, мотивацию учения, моральные ценности семьи.

       Начиная работу с новым детским коллективом важно сотрудничать с школь-ным психологом. В 1 классе психолог, приходя к нам в класс, обращал серьёзное внимание на адаптацию учащихся к школе, мотивацию учебных действий. Большая помощь была оказана им по преодолению негативных реакций в поведении отдельных учащихся. Встречается психолог и с родителями учащихся, проводит индивидуальные консультации. Выработанные совместно с психологом рекомендации помогают родителям лучше понять своего ребёнка, его переживания, найти пути решения проблемы. На каждого учащегося ведётся дневник, в котором отражены результаты различных диагностик, их анализ и предложен план дальнейшей коррекционной работы. Родители, приходя на собрание, имеют возможность ознакомиться с данным дневником.

       Классное родительское собрание – это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Чтобы родительские со-брания были интересными и полезными, провожу их в различной форме. Это круглый стол, на котором происходит обмен мнениями по какому-то вопросу и предлагаются практические советы по решению проблемы. Такой проблемой может стать адаптация первоклассников к школе или развитие читательского интереса. Это семинары-практикумы, которые дают возможность убедить родителей в необходимости формирования у школьников различных полезных привычек, например соблюдения режима дня. Это педагогический тренинг, который формирует культуру родительского восприятия учебных умений своего ребёнка. Он помогает родителям избежать часто встречающихся ошибок в семейном воспитании, связанных с этой проблемой. В конце всех собраний родители получают памятки, подготовленные мною по теме собрания, а также оценивают значимость, полезность собрания не только для всех, но и для себя лично.

       Традиционными стали собрания, проводимые в форме праздника. Их целью является сплочение родителей и детей, создание условий для дальнейшей совме-стной деятельности единым, дружным коллективом. На такие собрания пригла-шаются не только папы и мамы, но и бабушки и дедушки, старшие и младшие братья и сёстры. Такие собрания по подведению итогов прошли в конце 1 и 2 классов. Это был своеобразный отчёт детей перед родителями о своих успехах, достижениях. Стараюсь, чтобы на собрании прозвучало имя каждого ребёнка. Поэтому заранее вместе с детьми решаем, в какой номинации кто может быть поощрён. К таким собраниям-праздникам оформляются различные выставки, на которых видны все успехи детей.

       Моим помощником в воспитании детей является родительский комитет. Ро-дительский комитет – это устоявшаяся форма содружества семьи и школы. На своих заседаниях члены родительского комитета под руководством председателя Созоновой Л. Н. решают, как сделать жизнь класса интересней, кому из детей оказать практическую помощь. Родители класса, разделившись на четыре группы, в течение учебного года по очереди  помогают организовать проведение какого-то праздника, экскурсии или ремонта класса. Были организованы экскурсии на почту и в центр социального обслуживания населения. Родители, Шабаров Э. В. и Гребнева С. А., чьи профессии связаны с этими видами деятельности, стали активными участниками этих экскурсий. Какую гордость испытали дети за своих родителей! В нашем классе установи-лась добрая традиция: родительский комитет коллективно отмечает дни рожде-ния детей. Проводятся Дни осенних именинников, зимних и др. К этому дню вместе с родителями дети готовят песни, танцы, рисунки, обсуждают, как лучше поздравить своих одноклассников, какие подарить подарки – словом, делают всё, чтобы создать атмосферу дружбы, теплоты и внимания к именинникам.

        Главное – стараться привлечь по возможности всех родителей   к    выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе микроклимат, в котором дети будут учиться и жить дружно, весело, увлечённо.

       Особую заботу вызывает взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в классе, повысить их роль в воспитании ребёнка. С этой целью в 1 классе к Дню защитника Отечества была проведена тематическая игра «Один день армейской жизни». Готовясь к этой игре, дети знакомились с историей Вооружённых Сил, оформили фотовыставку «Портрет солдата» (фотографии пап, братьев, дедов или других родственников, служив-ших в Российской Армии с коротким рассказом о службе), а Ксения С. вместе с мамой даже сочинили про папу стихи. Ребята приняли участие в конкурсе ри-сунков «На земле, в небесах и на море», оформили карту «Где служили наши па-пы», открывали хобби-центр «Пусть пушки будут только для войны» (игрушеч-ная военная техника, солдатики и т.п.). Основным этапом стала игровая программа, в которой участвовали команды детей и пап. Папы поделились при-ятными воспоминаниями об армейской жизни, дополнили ответы детей в кон-курсе «Солдатское меню» и посоревновались между собой в различных конкур-сах. Трудно переоценить значение такого общения пап и детей, когда видишь, как горят глаза детей, как болеют, переживают папы и дети друг за друга и как счастливы они, когда всё получается.

       В последние годы много внимания уделяется возрождению семейных тради-ций. В нашем районе стало традицией ежегодное проведение фестиваля «Моя семья». Принимают в нём участие и семьи из нашего класса. Семья Щелкановых выступала в номинации «Моя родословная». Семья Ладыгиных стала победителем в номинации «Семейное изобразительное и прикладное твор-чество». На выставке мама Наталья Алексеевна, сын Серёжа и бабушка Татьяна Николаевна представили свои работы, связанные крючком. Вязать маму и сына научила бабушка, которой вязание помогало выжить в трудные времена. Вот и Серёжа уже умеет вязать несложные вещи, а своей любимой бабушке на конкур-се он посвятил стихи. Мальчику трудно даётся учёба, он часто бывает неуверен в себе. И вот здесь можно было наблюдать, как повысилась его самооценка, как он горд этой победой, горд за свою семью. Как старался он потом на уроках!

       В районном конкурсе «Семейные сюжеты» приняла участие семья Прилеп-ских. На конкурс была представлена семейная стенгазета. Над ней трудилась вся семья: мама, папа, бабушка и Ксения. За участие в фотоконкурсе в номинации «Мама, папа, я – дружная семья» эта действительно дружная семья была награждена Благодарственным письмом.

       Дети воспитываются в каждый момент их жизни, воспитываются также активно, как активно они мыслят, действуют, переживают события. Если сегодня ученик живёт, соотнося свои интересы с интересами родителей, своих товарищей по классу, то, повзрослев, он сумеет соотнести свои жизненные пла-ны с интересами общества. Ярким примером к сказанному может служить семья Щелкановых. В этом доме всегда царят взаимопонимание, ответственность пе-ред школой. Мама Ольга Юрьевна и папа Юрий Фёдорович – умелые воспитате-ли своих детей, неутомимые помощники учителя. Родители стараются развить в своих детях качества, необходимые в дальнейшей жизни: самостоятельность, инициативность, ответственность за свою деятельность. Именно поэтому в этой семье занимаются исследовательской деятельностью. Сын Никита  принял участие в районной научно-практической конференции младших школьников.

Его работа «Берегите время» в номинации «Хочу всё знать!» признана лучшей.

Никита – участник  районного конкурса, организованного центральной детской библиотекой в рамках экологической программы. Его творческая работа «Люби-мое озеро», в которой чувствуется любовь к родному краю, вошла в сборник «Очарованье вятской природы».

       Помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими исследовательской или проектной деятельности. В этом году Даниил К. тоже решил заняться исследо-вательской деятельностью. Его интересует сосновый лес г. Яранска. В работе Даниилу будут помогать старший брат Вадим и мама Галина Алексеевна.

        Целенаправленная, продуманная работа с родителями даёт прекрасные ре-зультаты. Дети лучше учатся, отличаются воспитанностью, дружны, трудолюбивы. А это вызывает чувство глубокого удовлетворения от проделанной работы.

       

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование самоконтроля и самооценки у школьников в условиях обновления содержания образования.

Из опыта работы учителя: как формировать у младших школьников контрольно-оценочную самостоятельность? Особое внимание уделяется приемам проверки и самопроверки. Выделяются показатели сформированности ...

Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"

    Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...

Система духовно-нравственного развития младших школьников в условиях обновления содержания начального образования

Для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. И прав профессор Московской Православной Духовной Академии А.И.Осипов, говоря, что образование  ...

Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»

«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...

Обновление содержания образования в начальной школе через краеведение

В статье рассказывается о том, как в нашей школе  через краеведение закладываются основы познавательного интереса к изучению города, как окружающего ребёнка микромира, создаются условия для ...

Комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания начального образования на основе результатов мониторинговых исследований.

В докладе рассказано о том, как учитель может дополнить содержание образования, чтобы качественно подготовить ребёнка к аттестации....