Здоровьесберегающие подходы к обучению и воспитанию младших школьников.
методическая разработка (2 класс) на тему

Баканова Ольга Ивановна

Из опыта работы по здоровьесбережению младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

САМПУРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

САМПУРСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОЕКТ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ И

ВОСПИТАНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                               Классный руководитель

Баканова Ольга Ивановна

Сампур 2012год

Здоровье до того перевешивает

 все блага жизни, что воистину

здоровый нищий счастливее

больного короля.

(А. Шопенгауэр)

   Направление: спортивно-оздоровительная работа в учебно-воспитательном процессе.

        Проект предполагает создание здоровье сберегающей среды в кассе. Реализация данного проекта призвана способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

   Я предполагаю следующие направления своей деятельности:

  1. Система оздоровительной работы в учебном процессе;
  2. Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время;
  3. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

1. Цели и задачи проекта

        Главная цель проекта - обеспечение школьникам возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, сформирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.

   В соответствии с этим, образовательный проект решает следующие задачи:

  1. Сохранить здоровье обучающихся на уровне не ниже исходного (на момент приема в образовательное учреждение);
  2. Снизить уровень заболеваемости детей школьного возраста;
  3. Формировать систему спортивно-оздоровительной работы;
  4. Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  5. Формировать у обучающихся, родителей навыки здорового образа жизни.

2. Актуальность проблемы

        Здоровье человека - тема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. Специалисты констатируют, что наш народ, некогда один из самых здоровых народов планеты, сегодня стал одним из самых больных. Проблемы здоровья подрастающего поколения являются причиной для беспокойства государства, общества и самих граждан. Ведь, здоровые дети - благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

        По данным Минздрава России, только 5% выпускников школ являются сегодня практически здоровыми. Наблюдается сниженный исходный уровень здоровья детей, приступающих к обучению в школе, который существенно ухудшает их возможности успешного получения образования. НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья школьников за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей;
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний.

        За последние годы во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1, 5 раза, а хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

        Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза; 10-11 лет - 3 диагноза; 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников имеют 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

        Таким образом, обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая может и должна сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.

3. Ожидаемые результаты

        Создание в классе здоровьесберегающей среды, позволит сохранить здоровье учащихся не ниже того уровня, с которым они поступили в образовательное учреждение, и сформировать у учащихся и их родителей знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и представления о том, что здоровье - это главнейшая ценность человека.

4. Механизм выполнения проекта

   Механизм реализации проекта заключается в следующем:

  1. Мониторинговые исследования здоровья обучающихся;
  2. Внедрение новых форм и методов обучения и воспитания, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  3. Организация встреч обучающихся и родителей с медработниками;
  4. Организация просветительной работы с обучающимися и родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья.

5. Описание проекта

5.1 Предмет исследования

        Предметом исследования являются здоровье обучающихся, как главнейшая ценность человека и условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

5.2 Инновационный потенциал

        Инновационность проекта заключается в возможности применения новых технологий, форм организации деятельности школьников и педагогов.

   Результаты проекта позволят педагогам других общеобразовательных учреждений активно внедрять в учебно-воспитательный процесс здоровьесберегающие технологии с целью сохранения и укрепления здоровья школьников.

5.3 Программа выполнения работ по проекту

        Реализация проекта рассчитана на 1 год и состоит из следующих этапов:

   1 этап. Подготовительный (сентябрь, октябрь 2009 года).

  1. Прохождение учителем курсов в ТОИПКРО по программе "здоровьесберегающие технологии в начальной школе";
  2. Изучение факторов, оказывающих влияние на результативность обучения обучающихся;
  3. Изучение факторов, влияющих на здоровье обучающихся;
  4. Формулирование целей и задач, прогнозирования результатов работы;
  5. Планирование предстоящей деятельности, разработка проекта и программы выполнения работ по нему.

   Основными критериями - оценки первого этапа являются:

  1. Прохождение учителем курсов в ТОИПКРО;
  2. Анализ состояния здоровья и физического развития обучающихся;
  3. Мониторинговые исследования уровня адаптации первоклассников, уровня тревожности.

        Реализацию проекта я начала с изучения медицинских карт обучающихся. Проанализировала результаты медицинского осмотра детей перед поступлением в 1 класс. Выяснила, что 17 человек из 20 были отнесены к основной физкультурной группе, трое учащихся - к специальной. У одного ребенка было нарушение осанки. По группам здоровья количество учащихся распределилось так:

1 группа - 0 человек

2 группа - 16 человек

3 группа - 3 человека

В результате этого анализа перед собой я поставила следующие задачи, которые необходимо решить в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Сохранить здоровье обучающихся на уровне не ниже исходного (на момент приема в образовательное учреждение);
  2. Снизить уровень заболеваемости детей;
  3. Возможная коррекция здоровья обучающихся с отклонениями в здоровье;
  4. Формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

        Результаты медосмотра учитывала при организации учебно-воспитательного процесса.

        Начало школьного обучения связано не только с изменением уклада жизни детей. Поступление детей в образовательное учреждение способствует резкому увеличению числа контактов, что ведет к повышенной заболеваемости, а учебные нагрузки, тревога, страх ребенка, повышенное беспокойство в учебных ситуациях ухудшают состояние психического здоровья детей.

        В сентябре 2009 года совместно с психологом школы в классе проведено мониторинговое исследование адаптации первоклассников. по результатам исследования было выделено 3 группы учащихся: с высоким, средним и низким уровнем адаптации.

   Высокий уровень имели 3 человека;

   Средний уровень - 13 человек;

   Низкий - 4 человека.

   Затем были выявлена причины низкой адаптации у некоторых обучающихся: слабая подготовка к школе, недостаточное развитие моторики, трудности в общении со сверстниками.

        Далее я наметила пути работы с такими детьми. Прежде всего, это создание комфортной среды для ребенка. Детям необходимо дать возможность проявиться в полной мере, как личность. Конкретными способами выступали просьба вместо требования или приказа, убеждение вместо агрессивного словесного воздействия, сотрудничество вместо жесткой дисциплины и т.д.

        Что касается непосредственных способов осуществления индивидуальной поддержки, как помощи, то к ним можно отнести подбадривание, снятие напряженного состояния, защиту и т.д. Результат такой помощи всегда приятен для ребенка и способствует сохранению психического здоровья учащихся. Стараюсь создать в классе атмосферу доброты, доверия, уважения и взаимопомощи между детьми, а также между детьми и учителем. В этом мне помогают коллективные игры, праздники, походы, экскурсии, произведения художественной литературы.

        Большие трудности первоклассники испытывают при письме. У них наблюдаются слабое развитие моторики, отклонение в развитии движений пальцев рук. С первых дней обучения первоклассников в школе началась работа по развитию моторики. На каждом уроке включала гимнастику для рук, упражнения, развивающие моторику.

   Приведу некоторые примеры таких упражнений.

   1. Играем пальчиками, как на пианино (постукиваем по парте);

   2. Выполняем гимнастику для рук с шарами или грецкими орехами, с ребристым карандашом;

   3. Раздаю детям нарисованные на листке бумаги предметы, учащиеся выполняют штриховку.

   Применяю и другие упражнения.

    Провела консультации для родителей, где им были предложены приемы и способы работы с детьми, имеющими трудности адаптации.

      Анализируя результаты подготовительного этапа, я спланировала свою деятельность по сохранению и укреплению здоровья младших школьников.

   2 этап. Реализация проекта (ноябрь 2009 год - май 2010 год).

        На этом этапе осуществляется практическая реализация проекта.

   Здоровье обучающихся - одна из острых проблем современной жизни. Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителей начальных классов. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Поэтому необходимо сохранять и укреплять здоровье школьников, защищать ребенка в условиях школьного коллектива, а также пропагандировать здоровый образ жизни, содействовать утверждению в жизни школьников идей добра и красоты, физического и духовного совершенствования.

Анализируя факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье школьников, прихожу к выводу, что обучение в школе оказывает огромное негативное влияние на здоровье школьников.

        Таким образом, я пришла к выводу о том, что учебно-воспитательный процесс в школе должен быть здоровьесберегающим.

        Главной целью моей деятельности по здоровьесбережению является обеспечение школьникам возможности сохранения и укрепления здоровья за период обучения в школе, формирование у них необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и умений применять полученные знания в повседневной жизни.

Свою деятельность я строю по следующим направлениям:

  1. Система оздоровительной работы в учебном процессе
  2. Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время
  3. Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни

 Девиз моей деятельности - не навреди!

 Система оздоровительной работы в учебном процессе

        Прежде всего, я очень серьезно подошла к организации урока с позиции здоровьесбережения. Только при правильной организации учебной деятельности (строгое соблюдение режима школьных занятий, построение уроков с учетом работоспособности детей, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления, использование средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный эмоциональный настрой, развитие интереса к учебным предметам, организация дифференцированного подхода к каждому ребенку) возможное сохранение здоровья учащихся.

        На уроках стараюсь, как можно реже при объяснении нового материала использовать учительский монолог, т.е. я говорю - ученики молчат и слушают, а в большей мере использовать диалогическую форму подачи информации, т.е. я словечко - ты словечко. Главным условием возникновения учебного диалога на уроке является наличие проблемной ситуации, поскольку именно она, по определению С. Л. Рубинштейна, является "начальным моментом мыслительного процесса". Своеобразие учебного диалога заключается в поиске новых знаний. Стараюсь не давать учащимся знаний в готовом виде, а проблемными вопросами подводить детей к открытию новых знаний.

        Проблемный диалог вызывает у учащихся интерес к новому материалу, активизирует их деятельность, а затем дарит радость самостоятельного открытия знаний. Проблемный диалог способствует лучшему усвоению нового материала, снижению утомляемости учащихся и, следовательно, является здоровьесберегающим и наиболее эффективным методом обучения детей.

        Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающей утомление учащихся, является физкультминутка.

Наибольшая эффективность от них достигается тогда, когда они по форме и содержанию разнообразны. Одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их  много из различной литературы.

        Использование игровых заданий во время физкультминуток, музыкального сопровождения положительно влияет на эмоциональный настрой детей и способствует снижению утомляемости.

        Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя за партой, так и сидя. Провожу гимнастику для глаз, для рук, для мимики лица, упражнения для формирования правильной осанки, для плечевого пояса, для мышц шеи, для улучшения мозгового кровообращения и другие. Когда дети освоят, даю им возможность самим проводить эти минутки. Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизирует сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Физиологически обоснованным временем для их проведения является 15-20-я минута урока.

Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1-5 минут. Каждая физкультминутка включает комплекс из 3-4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4-6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.

        Использую некоторые элементы методики В.Ф.Базарного. Например, обучение в режиме "динамических поз". Из всех нагрузок, с которыми ребенок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддерживания рабочей позы. Поэтому, нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребенка. Конторок в классе нет, но учащиеся по своему желанию или по команде учителя меняют динамическую позу. Они работают то сидя, то стоя. На уроках литературного чтения, окружающего мира ученики могут встать в любой момент и работать стоя. На уроках русского языка и математики учащиеся встают в тот момент, когда выполняется устная работа.

        Следует иметь в виду, что действенным фактором является не продолжительность стояния, а сам факт смены рабочей позы. Использую на уроках работу в парах, при которой происходит смена рабочей позы. Дети поворачиваются друг к другу и чувствуют себя уверенно и свободно.

Результативность

        По данным психологов и медицинских работников в классе, где ребята занимаются в режиме динамических поз по Базарному, втрое снижена агрессия и страх, увеличивается эмоциональное восприятие. Смена поз - это профилактика нарушения осанки и близорукости. Отмечается высокая работоспособность и активность детей.

        На уроках использую режим "зрительных горизонтов". Этот прием заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала. При этом каждый ученик во время учебных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1см. В начале учебного года совместно с медработником проверяю зрение учащихся и, исходя из полученных данных, рассаживаю их в классе. Например, ученик увидел двумя глазами букву размером 1см с расстояния 4метра. Следовательно, его рабочее место должно находиться на том же расстоянии от классной доски. Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме "зрительных горизонтов" является размер дидактического материала (сюжетные и предметные картинки, карточки, геометрические фигуры и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество (яркость, четкость). Работу на дальних дистанциях чередую с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо и т.д.). При соблюдении указанных условий (индивидуальной зрительной рабочей дистанции и размер учебного материала происходит снятие напряжения с глазных мышц). Во время демонстрации наглядного материала на наборном полотне, я передвигаюсь вдоль доски, тем самым привлекаю внимание учащихся и тренирую их глазные мышцы. Еще один из вариантов расширения зрительно-пространственной активности - использование разного рода траекторий, по которым дети "бегают" глазами. Например, на листе ватмана изображаю какие-либо разного цвета фигуры (овал, восьмерка, волна, спираль). Этот плакат размещаю выше уровня глаз (над доской или на боковой стене). По просьбе учителя дети начинают "бегать" глазами по заданному направлению (обязательно стоя). Траектории движения глаз: вверх - вниз, влево - вправо, по восьмерке, по и против часовой стрелке).

   Провожу работу с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, букв, слогов, слов, цифр и т.д. (размер от 1 до 5 см). По моей просьбе дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответов на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть нужный звук и т.д.).

Результативность

        Как показывают исследования специалистов, систематическое использование зрительно-двигательных траекторий, карточек на стенах способствует профилактике близорукости, избыточной нервной возбудимости, агрессии.

        На уроках чтения и письма провожу дыхательную гимнастику о методике австрийского ученого Б. М. Лессера-Лазарко. Метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Ее приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь гласные звуки. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладем руки на грудь - она не должна двигаться. Гармоничные, одухотворенные звуковые построения дают мощнейший оздоровительный эффект, развивают эмоции, чувства, мысли. И в зависимости от того, какими звуками наполняется жизнь ребенка, складывается его здоровье: и психическое, и физическое.

        Моя задача - помочь детям с помощью пропевания гласных звуков приобщить к воздействию спящей в детях мощной энергии. Гласные - самые важные энергетически насыщенные звуки речи. Так, звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.

       Звук О - звук глубокой гармонии состояния равновесия. Стараюсь подбирать слова с наибольшим количеством этой гласной.

        Звук У - чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.

        Звук И - звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поет этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.  Использую и другие упражнения на дыхание.

        При использовании дыхательной гимнастики улучшается самочувствие учащихся, снимается умственное и физическое напряжение, дети легко переключаются с одного вида деятельности на другой.

        Известно, что эмоциональном напряжении, когда ребенок сильно взволнован, возбужден, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения, начинают нервничать, что приводит к напряжению новых групп мышц. Поэтому, я использую на уроках упражнения на релаксацию.

        На своих уроках веду пропаганду здорового образа жизни, включаю задания, ситуации, заставляющие задуматься учащихся о пользе здорового образа жизни.

        Широкие возможности для сохранения и укрепления здоровья учащихся дают уроки чтения и окружающего мира. Эти уроки способствуют развитию творчества у детей, познавательной активности. Они с удовольствием изготавливают книжки -малыши, делаю рисунки к произведениям, пробуют сочинять стихи.

        На уроках окружающего мира провожу различные беседы, дети готовят сценки, подбирают стихи, загадки, делают сообщения, исходя их тем урока: "Ты и твое питание", "Личная гигиена", "Зубы и правила ухода за ними" и т.д. Большое внимание на уроках окружающего мира уделяю профилактике детского травматизма. Изучая тему "Огонь, вода, газ", знакомлю учащихся с правилами поведения в экстренных ситуациях. При изучении темы "Дорожные знаки" не только знакомлю учащихся с классификацией дорожных знаков, но и повторяем правила поведения на дороге, улице, провожу практическое занятие по переходу улиц и дорог.

Спортивно-оздоровительная работа во внеурочное время

   Оздоровительные мероприятия необходимо проводить не только в ходе учебного процесса, но и во внеурочное время. День в классе начинается с утренней гимнастики. Она служит прекрасным организационным и мобилизующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый ритм, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс физических упражнений состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений и выполняется в течение 5-6 минут. При составлении комплекса физических упражнений необходимо учитывать, с какого именно урока начинается учебный день, с той целью, чтобы в конце дать специальные упражнения, которые способствовали бы адаптации к началу конкретного урока. Так, если первый урок связан с письменной работой, целесообразно включить упражнения для развития мышц кисти, что поможет подготовить руку к процессу письма. Если первый урок -  чтение, то в комплекс следует включить специальные упражнения, укрепляющие аппарат глаз.

        Следующая форма внеурочных физкультурно-оздоровительных мероприятий, проводимых в классе - физические упражнения и подвижные игры на переменах. Задача данного мероприятия - восполнить дефицит двигательной деятельности детей, приобщить их к общедоступным физическим упражнениям и восстановить работоспособность. Начинаю перемену с хорошо известной игры, чтобы не тратить время на объяснение ее условий.

Исследования ученых позволили найти оптимальный режим физических нагрузок на перемене. Эти нагрузки должны быть на уровне малой и средней интенсивности, не вызывать значительной утомляемости детей. Игры повышенной интенсивности сильно возбуждают детей, поэтому их не рекомендуется проводить на переменах. После таких игр ребенок нередко приходит на занятие возбужденным, что может снизить работоспособность его в первой части урока. Приведу примеры некоторых  игр, которые я использую на переменах: "Совушка", "Ручеек", "Каравай" "Пустое место" и т.д. Детям нравится выполнять упражнения с книгой, карандашом, стаканчиком. Например, нужно удержать книгу разными частями тела: рукой, головой, удержать карандаш на переносице и пройти с ним по классу.  

   Провожу часы здоровья. Широкие возможности для их проведения дают уроки окружающего мира и классные часы.

   Задачи часов здоровья:

  1. Пропаганда здорового образа жизни;
  2. Укрепление физического и психического здоровья учащихся;
  3. Привитие интереса к систематическим занятиям физкультурой, формирование привычки к выполнению физических упражнений, укрепляющих здоровье;
  4. Воспитание нравственной культуры учащихся, интереса к спорту, желание побеждать в себе свои отрицательные привычки и недуги.

        Часы здоровья создают условия для того, чтобы ребенок сам осознал необходимость занятий спортом, сам пришел к выводу о том, что только систематические занятия спортом изменят его жизнь.

        На часах здоровья закладываются навыки правильного режима дня, рационального питания, негативного отношения к вредным привычкам, гигиенические навыки. Эти занятия хорошо воспринимаются детьми, приносят положительные результаты.

Результативность

        Учащиеся следят за чистотой своего тела, за внешним видом, проявляют отрицательное отношение к вредным привычкам, сформирован интерес к физкультуре и спорту.

  Дети занимаются в спортивных секциях.

        Я составила планирование часов здоровья для учащихся на каждый класс.

        Эти занятия я часто провожу совместно с участковой детской медсестрой Долбеневой Ольгой Владимировной.

   Все учащиеся класса получают горячее питание в школе, осуществляется межсезонная витаминизация учащихся (октябрь-ноябрь, март-апрель).

   В целях профилактики простудных заболеваний, гриппа использую ароматерапию, то есть бактерицидные и противовоспалительные свойства некоторых растений (лука, чеснока). Даже некоторые комнатные растения полезны: герань необходимо нюхать тому, кто неуверен в себе, хлорофитум - для очищения воздуха, кактус - для нейтрализации радиоактивности.

Роль семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни

        Большое внимание уделяю работе с родителями учащихся, во-первых, для исключения психотравмирующих ситуаций, во-вторых, для формирования здорового образа жизни ребенка. Во время родительских собраний провожу встречи с медработниками, беседы о профилактике заболеваний, соблюдении правильного режима дня и т.д.

        Привлекаю родителей к организации и участию в спортивных соревнованиях, экскурсиях, походах. Спортивный праздник "Папа, мама и я - спортивная семья", ежегодные походы по родному краю стали традиционными в нашем классе.

Заключение

        Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

   Основной причиной успешной работы в развитии здоровьесберегающего образовательного пространства начальной школы является наличие системности. Это проявляется, прежде всего, в том, что ребенок охвачен оздоровительными мероприятиями везде:

   на обычных уроках;

   на уроках физической культуры;

   на переменах;

   во внеурочное время;

   в семье.

Использование физкультурно-оздоровительных мероприятий в классе без ущерба для учебного процесса, способствует сохранению и укреплению здоровья и обеспечивает успешность обучения учащихся начальной школы.

3 этап - Заключительный (сентябрь-октябрь 2011года)

Результаты деятельности по данной проблеме

На данном этапе провела анализ результатов реализации проекта, сформулировала цели и задачи своей дальнейшей деятельности.

Ежегодно провожу мониторинговые исследования в классе, цель которых - оценка показателей заболеваемости обучающихся. Результаты исследований отразила в таблице:

Показатели здоровья обучающихся  

           2008-2009уч. год

(перед школой)

         1 класс

2009-2010 уч.год

      2 класс

начало 2010-2011 уч. года

Количество учащихся

20

20

18

Количество детей 1группы здоровья

0

0

0

Количество детей 2группы здоровья

16

13

13

Количество детей 3группы здоровья

4

7

5

Количество детей, занимающихся в основной физкультурной группе

17

17

15

Количество детей, занимающихся в специальной физкультурной группе

3

3

3

Нарушение осанки

2

2

3

Снижение остроты зрения

        -

        1

-

        Из таблицы видно, что показатели здоровья на протяжении трех остаются стабильными, на одном и том же уровне. Стабильными на протяжении трех лет обучения показатели групп здоровья. Меня насторожило то, что у 1 учащегося после 1 класса произошло снижение остроты зрения. Я провела большую работу с ним, с родителями. Выяснила, что ребенок дома длительное время проводит за компьютером. Дала рекомендации и мальчику, и родителям по проведению гимнастики для глаз и ограничению времени для работы с компьютером. В школе систематически проверяю у него зрительную рабочую дистанцию, т.е. с какого расстояния он различает буквы высотой 1см, и сажаю его за парту, находящуюся на этом же расстоянии.

5.4 Результаты, достижение которых предполагалось проектом:

  1. Сохранение и укрепление здоровья детей на том же уровне, с которым они поступили в школу;
  2. Формирование у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.

Результатом целенаправленного применения здоровьесберегающего подхода к обучению и воспитанию учащихся стало сохранение здоровья обучающихся на том же уровне, с которым они поступили в образовательное учреждение.

6.Научно-методическое и информационное обеспечение проекта.

6.1 Описание аналогичных исследований и разработок в России.

        Проблема сохранения и укрепления здоровья учащихся является в настоящее время актуальной для многих школ России. Решением этой проблемы занимаются многие школы России и учителя. Это:

  1. Гимназия, г. Тирасполь;
  2. Гнездилова Л.И., г. Москва, школа №21;
  3. Шаповалова Л.А., г. Колпашево, Томской области, школа №2;
  4. Чаркова Ф.В., г. Советск, школа №4;
  5. Варламова С.И., г. Владимир, школа №40;
  6. г. Красноярск, школы №11, №108,  №122;
  7. г. Москва, гимназия №1507;
  8. г. Тамбов, ОЭП начальная школа-детский сад "Эврика";
  9. Беспека Л.И., г. Бугуруслан, школа №13;
  10. Алфеева Т.А., г. Старый Оскол, школа №40;
  11. Зиньковская Л.А., Белгородская область, МОУ "Ярская средняя общеобразовательная школа".

   

6.2 Обоснование научно-методического опыта для реализации проекта

        Здоровье - главная ценность человека. "Наша школа не учит самому главному - быть счастливым человеком", - эта мысль принадлежит выдающемуся академику Д.С.Лихачеву. В соответствии с современным санитарным законодательством, образовательная деятельность относится к потенциально опасным для здоровья видам деятельности. А без здоровья не может быть и счастья.

        Проблемой укрепления и сохранения здоровья обучающихся я занимаюсь третий год. За прошедший период получены определенные результаты, позволяющие судить о правильности выбранного пути. Но существует еще и нерешенные проблемы и вопросы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, которые мне нужно будет решить в дальнейшей своей деятельности.

        Реализация этого проекта в начальных классах способствует сохранению и укреплению здоровья обучающихся, снижению утомляемости, развитию интереса к обучению.

6.3 Публикации по теме проекта:

1. Варламова С.И. Здоровье наших учеников // Начальная школа. - М.: 2003, №2

2. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. - М.: ВАКО, 2004 3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: ВАКО, 2004

4. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. - М.: Просвещение, 1996

5. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков для первоклассников. - М.: ТЦ "Сфера", 1999

6. Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук // Начальная школа. - М., 2004 №4

7. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к сохранению здоровья школьников // Начальная школа, - М., 2001, №11

8. . Уфимцева Л.П. Классы реабилитации здоровья // Начальная школа, - М., 2001, №11

9. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности. Сборник методических материалов. Под ред.Г.М. Первовой. - Тамбов: ТОИПКРО, 2004

10. Хватова Н.В. Уроки здоровья // Начальная школа, - М., 1998, №10

11. Чаркова Ф.В. Азбука здоровья. // Начальная школа. - М., 2001, №7

7. Форма предоставления результатов:

  1. Семинары для учителей начальных классов образовательных учреждений района;
  2. Разработка компьютерной презентации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении и воспитании младших школьников по системе Л.В. Занкова

Компетентностный подход в отечественном образовании является сегодня важнейшей инновацией.  Чтобы быть успешным, необходимо уметь учиться в течение всей жизни. В подобных обстоятельствах ...

Деятельностный подход в обучении и воспитании младших школьников

Обобщение опыта работы по теме самообразования....

Особенности гендерного подхода в обучении и воспитании младших школьников.

В последнее время в педагогических кругах все чаще звучит вопрос о гендерном воспитании и обучении учащихся. В своей статье я постаралась раскрыть особенности гендерного подхода на примере моих учащих...

Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников

В связи с изменением экономической  и политической ситуаций в России, появились тенденции и в реформировании школы. Возникла неудовлетворенность качеством знаний школьников во многих странах, и в...

Здоровьесберегающие технологии в обучении и воспитании младших школьников

Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность обучения об...